Положение о работе психологической службы
материал
Положение о работе психологической службы образовательного учреждения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
положение | 97.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 33 «Радуга»
города Губкина Белгородской области
___________________________________________________________
309183, ул. Академическая, дом 38, город Губкин, Белгородская область
Тел. 4-20-00; факс 2-62-99,e-mail: mdou33_gub@mail.ru
СОГЛАСОВАНО: с советом родителей МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 33 «Радуга» Протокол от 31.08.2017 № 1 | ПРИНЯТО: на заседании Педагогического совета МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 33 «Радуга» Протокол от 30.11.2021 № 2 | УТВЕРЖДЕНО: и введено в действие приказом заведующего МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 33 «Радуга» от 01.09.2017г № 175 _________Е.Е.Лубышева |
Положение
об организации работы педагога-психолога
МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №33»Радуга»
- Общие положения
1.1. Настоящее Положение регулирует деятельность психологической службы (далее - Служба) образовательной организации МАДОУ «Центр развития – детский сад №33 «Радуга»
1.2. Под Службой понимается организационная структура, в состав которой входит педагог-психолог муниципального автономного дошкольного общеобразовательного учреждения «Центр развития – детский сад №33 «Радуга» города Губкина Белгородской области
1.3. Положение разработано на основании нормативных правовых документов в сфере образования: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС ООО), в том числе требованиям к психологопедагогическим условиям реализации образовательных программ; профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»; Концепции развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года; Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 марта 2016 г. № 07-871 «О психологической службе образования в Российской Федерации»; Методические рекомендации «Система функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях», утвержденных Распоряжением Минпросвещения России от 28.12.2020г. №З-193.
1.4. Деятельность Службы подразумевает оказание психолого-педагогической помощи детям и подросткам в возрасте до 18 лет, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и всем участникам воспитательно-образовательного процесса.
1.5. Специалист Службы при оказании несовершеннолетним психолого-педагогической помощи, сотрудничают с родителями (законными представителями) детей, обучающихся и воспитывающихся в соответствующем образовательном учреждении. Проведение любых видов работы без согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетних не допускается.
1.6. Специалисты Службы взаимодействуют с администрацией, педагогами и другими работниками образовательных учреждений, представителями всех субъектов, связанных с обеспечением развития, воспитания, образования, социализации и здоровья несовершеннолетних. Взаимодействие со всеми специалистами осуществляется на основе принципа взаимодополняемости.
.
II. Цели, задачи, направления деятельности специалиста Службы
2.1. Целью деятельности Службы является обеспечение психолого-педагогических условий для личностного, интеллектуального и социального развития несовершеннолетних, оказание специализированной психолого-педагогической помощи всем участникам воспитательно-образовательного процесса в условиях образовательных учреждениях.
2.2. Задачи Службы:
- сохранение и укрепление здоровья, содействие личностному, интеллектуальному, социальному развитию несовершеннолетних;
- обеспечение здоровьесберегающего образовательного пространства и психологической безопасности несовершеннолетних в образовательном процессе;
- оказание психологической помощи и поддержки обучающимся и воспитанникам, их родителям, педагогическому коллективу, администрации образовательного учреждения в профилактике и преодолении отклонений в развитии детей и подростков;
- участие в психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов образовательном учреждении, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий, проводимой по инициативе органов управления образованием или отдельных образовательных учреждений;
- содействие распространению и внедрению в практику специалистов Службы новейших достижений в области отечественной и зарубежной психологии.
2.3. Основными направлениями деятельности Службы являются:
- психологическая профилактика – мероприятия, направленные на выявление и предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, воспитанников в образовательных учреждениях, разработка профилактических программ и рекомендаций участникам образовательного процесса по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития;
- психологическое просвещение – система мероприятий, направленных на формирование у обучающихся, воспитанников и их родителей, педагогических работников и руководителей образовательных учреждений психологической компетентности, а также потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития и для решения профессиональных задач;
- психологическая диагностика – психолого-педагогическое изучение обучающихся, воспитанников на протяжении всего периода обучения, определение индивидуально психологических особенностей детей и подростков, динамики процесса развития, необходимой для оказания психологической помощи детям, их родителям, педагогам; выявление интересов, способностей и склонностей обучающихся для обеспечения наиболее полного личностного и профессионального самоопределения;
- психологическое консультирование – оказание помощи личности в её самопознании, адекватной самооценке и адаптации в реальных жизненных условиях, формировании ценностно - мотивационной сферы, преодолении кризисных ситуаций и достижений эмоциональной устойчивости, способствующих непрерывному личностному росту и саморазвитию, включая индивидуальные и групповые консультации обучающихся, воспитанников, педагогов, родителей;
- психологическая коррекция и развитие – активное психологическое воздействие, направленное на устранение или компенсацию выявленных отклонений в психическом и личностном развитии обучающихся со стойкими затруднениями в освоении образовательной программы.
Целью психологической коррекции и развития является достижение адаптации в образовательной среде, гармонизация личности и межличностных отношений;
- обеспечение психологической безопасности и развивающего характера образовательной среды – система мер, направленных на устранение факторов негативного воздействия образовательной среды на развитие личности обучающихся, воспитанников, а также на формирование социально-психологической компетентности всех участников образовательного процесса;
- социально-психологический мониторинг – система информационного сопровождения инновационных процессов в образовании, позволяющая администрации, педагогическому коллективу образовательного учреждения, органам управления образованием осуществить анализ воздействия традиционных и инновационных психолого-педагогических и педагогических технологий на качество обучения и личностные изменения обучающихся, воспитанников;
- социально-психологическая экспертиза – оценка соответствия образовательных, воспитательных, социальных программ, образовательных маршрутов и других составляющих образовательной среды поставленным развивающим задачам, а также возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся;
- социально – психологическое проектирование – разработка системы психолого-педагогических мероприятий для решения задач обучения, воспитания и развития обучающихся, воспитанников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, восприимчивости к различного рода педагогическим технологиям, эмоционального благополучия.
2.4. Результатом деятельности Службы является оказание психологической помощи всем участникам воспитательно-образовательного процесса, что предполагает преодоление психолого-педагогических проблем, возникающих у участников воспитательно-образовательного процесса в различных ситуациях и оказание помощи несовершеннолетним в адаптации и социализации, в выборе образовательного маршрута с учетом личностных, интеллектуальных особенностей, в профессиональном самоопределении с учетом возможностей и склонностей.
III. Обеспечение деятельности Службы
3.1. Педагогом-психологом назначается лицо, имеющее высшее психологическое или высшее педагогическое образование, прошедшее специальную курсовую переподготовку.
3.2. Педагог-психолог (педагоги-психологи) в образовательных учреждениях всех типов оказывают психолого-педагогическую помощь участникам образовательного процесса.
3.3. Нагрузка педагога-психолога в образовательных учреждениях составляет 36 часов в неделю, из них:
- на индивидуальную и групповую профилактическую, диагностическую, консультативную, коррекционную, развивающую, учебную, просветительскую работу с обучающимися, воспитанниками, на экспертную, консультационную работу с педагогическими работниками и родителями (законными представителями) по вопросам развития, обучения и воспитания детей в образовательном учреждении; на участие в психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения педагог-психолог затрачивает 18 часов в неделю;
- остальное время, в пределах установленной педагогу-психологу, продолжительности рабочего времени приходится на подготовку к индивидуальной и групповой работе с учащимися, воспитанниками; обработку, анализ и обобщение полученных результатов; подготовку к экспертно-консультационной работе с педагогическими работниками и родителями обучающихся, воспитанников; организационно-методическую деятельность (повышение личной профессиональной квалификации, самообразование, участие в методических объединениях практических психологов, заполнение аналитической и отчетной документации и др.)
3.4. Педагог-психолог имеет подчинение: - административное - руководителю образовательного учреждения, в котором непосредственно осуществляет деятельность; - методическое - руководителю психологической службы Губкинского городского округа, который назначается приказом управления образования.
3.5. На муниципальном уровне педагог-психолог образовательного учреждения является членом муниципального методического объединения педагогов-психологов: муниципального методического объединения педагогов-психологов дошкольных образовательных учреждений или муниципального методического объединения педагогов-психологов общеобразовательных и дополнительных учреждений.
3.6. Руководителями муниципальных методических объедений являются педагогипсихологи, выбираемые ежегодно большинством педагогов-психологов на итоговых заседаниях муниципальных методических объединений педагогов-психологов образовательных организациях и учреждениях.
3.7. Руководитель психологической службы совместно с руководителями муниципальных методических объедений педагогов-психологов осуществляют организационно-методическую работу, проводят методические объединения, семинары, конференции, конкурсы, обеспечивая необходимый профессиональный уровень работы педагогов-психологов образовательных учреждений и способствуя повышению их профессионального мастерства.
3.8. На уровне образовательного учреждения педагог-психолог является членом психолого-педагогического консилиума (ППк), основной целью деятельности которого является обеспечение комплексного (психолого-педагогического) сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и/или в состоянии декомпенсации. Педагог-психолог в рамках деятельности ППк (консилиума) осуществляет индивидуальное психологическое сопровождение детей, имеющих отклонения в развитии. Психолого - медико- педагогические консилиумы образовательных учреждений взаимодействуют с территориальной Губкинской психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК).
3.9. Для работы педагога-психолога образовательного учреждения необходим отдельный кабинет, отвечающий санитарно-гигиеническим нормам (приложение 1).
IV. Содержание и организация деятельности педагога-психолога
4.1. Содержание и организация деятельности специалисты Службы определяется настоящим Положением, Положением образовательного учреждения о деятельности педагога-психолога, должностной инструкцией педагога-психолога.
4.2. Зачисление детей на занятия к специалистам Службы производится по мере обращения родителей, педагогов и самих детей в течение всего учебного года. Основанием для зачисления ребёнка на индивидуальные занятия является результаты индивидуального психолого-педагогического обследования ребёнка.
4.3. На занятия (индивидуальные, подгрупповые, групповые) к педагогу-психологу зачисляются несовершеннолетние в возрасте 3-18 лет образовательных учреждений: - дети с нарушениями эмоционально – волевой сферы, - дети с трудностями в усвоении образовательных программ, - воспитанники и обучающиеся с дезадаптацией, - дети и подростки, испытывающие трудности в общении и другие.
4.4. По запросу родителей (законных представителей) индивидуальная психологопедагогическая диагностика может быть проведена с несовершеннолетними младше трех лет с целью выработки рекомендаций обратившимся (родителям).
4.5. В случае длительного отсутствия положительной динамики у ребёнка специалисты Службы должны рекомендовать родителям ребёнка обратиться к специалистам детской поликлиники (невропатолог, психиатр) или в территориальную ПМПК для определения индивидуального маршрута развития и специальных условий для получения образования.
4.6. В течение учебного года объёмные ориентировочные показатели деятельности педагога – психолога составляют: - индивидуальное обследование: 50-100 человек, - групповое обследование: 10-20 классов (групп), - индивидуальная консультация: 100-150 консультаций, - индивидуальное занятие: 100-150 занятий, - групповое занятие: 50-100 занятий, - просветительская работа со взрослыми: 20 занятий, - участие в консилиумах, комиссиях, заседаниях: 10 заседаний. Время, затраченное на исполнение того или иного вида работ, также может варьироваться в зависимости от причин обращений к психологу, первичности или повторности обращения, возраста, состояния и других особенностей воспитанников/ обращающихся. В соответствии с запросами администрации образовательных учреждений, сочетание видов работ и количество рабочего времени на их исполнение может варьироваться.
4.7. В целях упорядочения работы Службы, определения её места в общей системе деятельности образовательных учреждений и оценки её эффективности, для педагогов-психологов, работающих в образовательных учреждениях Губкинского городского округа, введены установленные формы документации. Установленные формы документации специалистов Службы являются основой для контроля и оценки 6 деятельности педагога-психолога и содержат: количественные данные о проведенной в течение года работе; основные проблемы, по которым обращались к психологу; примененные методы и технологии; качественную характеристику проведенной работы (приложение 2).
V. Полномочия педагога-психолога
5.1. Права и обязанности педагога-психолога устанавливаются законодательством РФ, настоящим Положением.
5.2. В своей профессиональной деятельности педагог-психолог обязан:
- рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей профессиональной компетенции. Не брать на себя решение вопросов, невыполнимых с точки зрения современного состояния психологической науки и практики, а также находящихся в компетенции представителей других специальностей;
- использовать в своей работе только психолого-педагогические методы. Не применять методов, требующих медицинской квалификации (гипноза, медитативных техник, фармакологических средств и т. п.);
- знать новейшие достижения психологической науки в целом: - применять современные обоснованные методы диагностической, развивающей, психокоррекционной, психопрофилактической работы;
- в решении всех вопросов исходить из интересов ребенка, задач его полноценного психического развития: - оказывать психолого-педагогическую помощь работникам образования, администрации и педагогическим коллективам учебно-воспитательных учреждений, родителям, законным представителям несовершеннолетних в решении основных проблем, связанных с обеспечением полноценного психического развития детей, обеспечением индивидуализированного подхода к детям; - хранить профессиональную тайну: не распространять сведения, полученные в результате диагностической, консультативной и других видов работ, если ознакомление с ними не является необходимым для осуществления педагогического, медицинского, социального или другого аспекта психокоррекционной, развивающей работы и может нанести ущерб ребенку или его окружению;
- вести запись и регистрацию всех видов работ;
- постоянно повышать свою профессиональную квалификацию.
5.3. Ответственность педагога-психолога: - педагог-психолог несет профессиональную персональную ответственность за
- правильность психологического диагноза, адекватность используемых диагностических, развивающих, коррекционных и психопрофилактических методов и средств, обоснованность даваемых рекомендаций;
- педагог-психолог несет ответственность за оформление и сохранность протоколов обследований, документации в установленном порядке;
- педагог-психолог несет персональную ответственность за сохранение конфиденциальной информации в интересах клиента.
5.4. В своей профессиональной деятельности педагог-психолог имеет право:
- самостоятельно определять приоритетные направления работы с учетом конкретных условий образовательного учреждения;
- самостоятельно формулировать конкретные задачи работы с детьми и взрослыми, выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об очередности проведения различных видов работ;
- отказываться от выполнения возложенных на него обязанностей при отсутствии необходимых условий для успешного выполнения профессиональных обязанностей;
- обмениваться информацией со специалистами смежных специальностей и представителями других ведомств в интересах ребенка; - при оказании психологической помощи, педагог-психолог независим в своих решениях, выборе стратегий, руководствуется интересами клиента, профессиональным долгом и этикой (приложение 3).
5.5. Взаимодействие и сотрудничество специалистов психологической службы с учреждениями, организациями, ведомствами определяется Моделью психолого-педагогической службы образовательных учреждений Губкинского городского округа Белгородской области (приложение 4)
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Требования к кабинету
педагога – психолога образовательного учреждения
Пространственная организация кабинета:
- зона консультативной работы;
- зона индивидуальных и групповых развивающих занятий;
- зона организационно – планирующей деятельности;
- зона релаксации и психического расслабления (может быть определена как отдельным помещением: сенсорной комнатой, комнатой психологической разгрузки, так и зоной отдыха и релаксации в кабинете педагога-психолога). Мебель и оборудование должны соответствовать пространственным зонам кабинета.
Примерный перечень мебели: шкафы для пособий; книжные полки; сейф; стол канцелярский; комплект "парта", стулья.; учебная доска; журнальный стол.; ковер; кресла.
Примерный перечень учебно-методических пособий и технических средств обучения:
- компьютер;
-звуковоспроизводящие технические средства;
- калькулятор;
- записи с произведениями классической музыки;
- диагностический инструментарий, раздаточный тестовый материал, бланки методик для индивидуального тестирования;
- материал для коррекционно-развивающей работы с детьми (наборы цветных карандашей, красок, мелков; таблицы, на которых изображены предметы с недостающими деталями; таблицы с изображением контура, силуэта, частей знакомых предметов. «Зашумлённые изображения; набор карточек с изображением геометрических фигур двух размеров (большие и маленькие); четырёх цветов (красные, зелёные, синие, жёлтые); разрезные предметные картинки (2-4 части); картинки для определения правой, левой стороны, понятий «низ», «верх», «посередине»; дидактическая игра «Третий лишний»; бланки с заданием на выделение существенных признаков; наборы сюжетных картин с изображением различных ситуаций, подлежащих оценке; карточки, на которых изображены люди, взаимодействующие друг с другом) и др.;
- материал для консультирования и психологического просвещения (памятки для родителей, педагогов, детей; буклеты, брошюры, стендовая информация).
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Формы для ведения документации педагога-психолога
ДОКУМЕНТАЦИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
∙ План работы педагога-психолога
∙ График работы ∙ Журнал консультаций педагога-психолога
∙ Журнал учета групповых психодиагностических исследований
∙ Журнал учета групповых форм работы
∙ Программа работы педагога-психолога с группой
∙ Программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий
∙Заключение по результатам психодиагностического исследования (индивидуальное)
∙ Карта психологического здоровья обучающегося, испытывающего трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации
∙ Примерная схема психолого-педагогической характеристики
∙ Уведомление руководителя образовательной организации
∙ Разработанные рабочие адаптированные программы психолого-педагогического сопровождения в рамках АООП для воспитанников с ОВЗ
∙ План и отчет по самообразованию на учебный год
ДОКУМЕНТАЦИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
1. Годовой план работы, утвержденный руководителем образовательного учреждения.
План работы
педагога – психолога дошкольного образовательного учреждения________________________
на 20___ - 20___ учебный год
Выявленные проблемы образовательного учреждения:
Цель работы:
Задачи:
Приоритетные направления работы:
Виды (направления) деятельности: Психодиагностика | |||||
№ п/п | Форма проведения/ Цель исследования | Сроки проведения | Отметка о выполнении | Примечание | |
Первые младшие группы | |||||
Вторые младшие группы | |||||
Средняя группа | |||||
Старшая группа | |||||
Подготовительная | |||||
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья | |||||
Одаренные дети | |||||
Воспитатели | |||||
Аттестующиеся педагоги | |||||
Родители воспитанников младших групп | |||||
Родители воспитанников средних групп | |||||
Родители воспитанников старших групп | |||||
Родители воспитанников подготовительных групп (будущих первоклассников) | |||||
Родители воспитанников«группы риска» | |||||
Родители воспитанников с ОВЗ | |||||
Виды (направления) деятельности Коррекционная и развивающая деятельность | |||||
№ п/п | Форма проведения/ Цель исследования | Сроки проведения | Отметка о выполнении | Примечание | |
Воспитанники подготовительных групп | |||||
Воспитанники младших групп | |||||
Воспитанники средних групп | |||||
Воспитанники средних групп | |||||
Воспитанники «группы риска» | |||||
Воспитанники с ограниченными возможностями здоровья | |||||
Одаренные дети | |||||
Виды (направления) деятельности Просвещение (для детей проведение единичных мероприятий и/или организация игровой деятельности)) | |||||
№ п/п | Форма проведения/ Цель исследования | Сроки проведения | Отметка о выполнении | Примечание | |
Воспитанники подготовительных групп | |||||
Воспитанники младших групп | |||||
Воспитанники средних групп | |||||
Воспитанники средних групп | |||||
Воспитанники «группы риска» | |||||
Воспитанники с ограниченными возможностями здоровья | |||||
Одаренные дети | |||||
Воспитатели | |||||
Аттестующиеся педагоги | |||||
Родители воспитанников младших групп | |||||
Родители воспитанников средних групп | |||||
Родители воспитанников старших групп | |||||
Родители воспитанников подготовительных групп (будущих первоклассников) | |||||
Родители воспитанников«группы риска» | |||||
Родители воспитанников с ОВЗ | |||||
Виды (направления) деятельности Консультирование | |||||
Педагоги (воспитатели, администрация) | |||||
Родители будущих первоклассников, воспитанников младших, средних, старших групп, детей с ОВЗ, одаренных детей. | |||||
Виды (направления) деятельности Экспертная работа | |||||
Виды (направления) деятельности Организационно – методическая | |||||
План работы
педагога – психолога общеобразовательного учреждения________________________
на 20___ - 20___ учебный год
Выявленные проблемы образовательного учреждения:
Цель работы:
Задачи:
Приоритетные направления работы:
Виды (направления) деятельности: Психодиагностика | |||||
№ п/п | Форма проведения/ Цель исследования | Сроки проведения | Отметка о выполнении | Примечание | |
Будущие первоклассники | |||||
1 | |||||
Обучающиеся «группы риска» | |||||
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья | |||||
Одаренные дети | |||||
Аттестующиеся педагоги | |||||
Родители будущих первоклассников | |||||
Родители овоспитанников с ОВЗ | |||||
Виды (направления) деятельности Коррекционная и развивающая деятельность | |||||
№ п/п | Форма проведения/ Цель исследования | Сроки проведения | Отметка о выполнении | Примечание | |
Будущие первоклассники | |||||
Воспитанники «группы риска» | |||||
Воспитанники с ограниченными возможностями здоровья | |||||
Одаренные дети | |||||
Виды (направления) деятельности Просвещение | |||||
№ п/п | Форма проведения/ Цель исследования | Сроки проведения | Отметка о выполнении | Примечание | |
Воспитанники с ограниченными возможностями здоровья | |||||
Одаренные дети | |||||
Аттестующиеся педагоги | |||||
Родители будущих первоклассников | |||||
Виды (направления) деятельности Консультирование | |||||
Родители будущих первоклассников, обучающихся начальных классов, обучающихся среднего звена и старшего звена, детей с ОВЗ, одаренных детей. | |||||
Виды (направления) деятельности Экспертная работа | |||||
Виды (направления) деятельности Организационно – методическая | |||||
2. График (циклограмма) работы, утвержденный руководителем образовательного учреждения.
Согласовано: Утверждаю:
председатель первичной Заведующий
профсоюзной организации ФИО
_________ФИО ______________
протокол №__ от _____20___г. «__» _____20___г..
График работы
педагога-психолога
МАДОУФ.И.О.
на 20___ – 20____ учебный год
Дни недели | Время |
Понедельник | |
Вторник | |
Среда | |
Четверг | |
Пятница |
График работы должен отражать основные направления деятельности педагога-психолога по дням в течение рабочей недели и отводимое количество часов по различенным направлениям деятельности.
В течение недели педагог-психолог на 0,9 ставки должен отработать 32.4 часов, из них
- 18 часов – практических: непосредственная работа с детьми, педагогами, родителями;
- 14.4 часов – методических: ведение документации, работа с методической литературой (выполнение указанной работы педагогом-психологом может осуществляться как непосредственно в образовательном учреждении (при обеспечении администрацией образовательного учреждения необходимых условий работы, с учетом специфики и требований к профессиональной деятельности педагога-психолога), так и за его пределами, что предусматривается правилами внутреннего распорядка образовательного учреждении).
3. Планирование работы на неделю или месяц (на усмотрение специалиста). Работа педагога-психолога должна быть включена в общесадовский план работы на месяц.
4. Перечень, используемых в работе программ психопрофилактической, развивающей, коррекционной направленности, рассмотренный вначале учебного года на заседании педагогического совета образовательного учреждения и утвержденный приказом руководителем образовательного учреждения». Краткая характеристика использованных программ дается в свободной форме и включает в себя: цели и направления программ, адресат, авторство, краткое содержание.
5. Журналы учета деятельности педагога-психолога
Журнал учета индивидуальных консультаций
Дата | Время | КОД обратившегося | Пол | Возраст | Повод обращения | Проблема | Результат |
Журнал учета групповых форм работы
Аудитория | Список участников | Дата и время встречи | Тема, название работы | Краткое описание хода работы | Примечание |
Журнал учета психодиагностических исследований
Аудитория | Методика | Причина исследования | Сроки | Учет результатов исследования | ||
Список (ФИ) | Результаты | Заключение | ||||
В журнале учета психодиагностических исследований отражается диагностическая работа педагога-психолога (по плану) и мониторинги по запросу руководителя образовательного учреждения, администрации Губкинского городского округа.
Журнал учета совместных форм работы
(отражает деятельность по запросу администрации, педагогов образовательного учреждения, а также участие в ПМПк, Советах профилактики, городских М/О педагогов-психологов, городских семинарах).
Дата | Название работы | Краткое описание хода работы | Примечание |
Журнал учета коррекционно-развивающей работы
(отражает групповую коррекционно-развивающую работу педагога-психолога по программам).
Журнал коррекционно-развивающей работы
должен содержать следующие разделы:
Список детей | Месяц/Даты | Темы занятий | Примечание | |||||||
6. Психолого-педагогические представления на детей, состоящих на учете психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения.
7. Документация для индивидуального сопровождения обучающихся (воспитанников) – заключение по результатам проведенного психодиагностического обследования, индивидуальная коррекционно-развивающая программа, карта психолого-педагогической помощи ребенку.
Заключение
по результатам проведенного психодиагностического обследования
Ф.И. ребёнка _________________________________________
Возраст________________________________________________________________
1.Причина исследования (в изложении обратившегося):
2.План исследования:
3. Гипотеза ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Учет результатов тестирования
№ п./п. | Методики | Результаты выполнения диагностических заданий | Заключение по результатам диагностики |
Рекомендации по результатам обследования: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата __________________________
Ф.И.О. специалиста______________________
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа
Ф.И.О. ребенка______________________________________________________________________
Возраст______________________________________________________________________
Цель: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата | Тема занятия | Результат |
Рекомендации родителям_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________педагогам__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ф.И.О. педагога –психолога ______________________________________________________________________
Дата
Карта психолого-педагогической помощи ребенку
Карта № _______________
Фамилия, имя, отчество ребёнка____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата рождения _____________________
Учреждение образования (д/с, школа и т.д.) ________________________________________
Класс (группа) ________________________________________________________________
Адрес __________________________________, телефон _____________________________
Данные о родителях _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Кем направлен _______________________________________________________________________________
Причина обращения __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Анамнестические сведения _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Семья (тип семейного воспитания, оценка семейной ситуации)_______________________________________
_____________________________________________________________________________
Условия проживания ___________________________________________________________
Биологические факторы (особенности раннего развития, наблюдение специалистов, леворукость) _____________________________________________________________________________________________
Общая характеристика возрастного развития _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Наблюдение специалистов _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
Характеристика условий пребывания в образовательном учреждении (проблемы, ресурсы)
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Познавательное развитие (интеллектуальные особенности )
_____________________________________________________________________________________________
Личностно-эмоциональное развитие ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Коммуникативное развитие _____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сильные стороны | Слабые стороны |
Динамика коррекционной работы (за прошедший период с_______ по _______ произошли изменения) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендовано _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подпись специалиста ___________________________________________
Дата ___________________________________________________________
8. Отчеты педагога-психолога:
- аналитико-статистический отчет за учебный год,
- отчет о работе по оказанию комплексной психолого – медико – педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и различными видами дезадаптации,
- социальный паспорт образовательного учреждения .
Аналитико - статистический отчет
Аналитико-статистический отчет за учебный год заверяется руководителем образовательного учреждения.
Аналитико-статистический отчет должен содержать:
- количественные данные о проведенной работе в течение учебного года;
- качественный анализ основных проблем, по которым обращались к психологу;
- статистические данные по основным видам деятельности (согласно плана);
- основные проблемы, выявленные в течение учебного года;
- перспективные направления в работе на следующий учебный год.
Для проведения мониторинга эффективности деятельности психологической службы Губкинского городского округа в аналитико-статистический отчет необходимо включить информацию по следующим направлениям:
- сведения об обеспеченности образовательного учреждения психологическим кабинетом (отдельный, совмещенный); имеется ли кабинет психологической разгрузки или сенсорная комната;
- сведения об обеспеченности кабинета техническими средствами (персональный компьютер; мультимедийный проектор, экран; звуковоспроизводящие средства, комплексы биологической обратной связи);
- результаты психологического сопровождения обучающихся (воспитанников):
Количество детей в учреждении | Количество детей, нуждающиеся в помощи психолога | Количество детей, которым оказана помощь в течение учебного года | Диагностика | Коррекция и развитие | Консультирование | |||||||
Индивидуальная всего | Индивидуальная вторично | Групповая всего | Групповая вторично | индивидуальная | Групповая | Индивидуально всего | Индивидуально повторно | Групповое всего | Групповое повторно |
- результаты психологического сопровождения родителей (законных представителей):
Количество родителей в учреждении | Количество родителей, которым оказана помощь в течение учебного года | Диагностика | Просвещение | Консультирование | |||||||
Индивидуальная всего | Индивидуальная вторично | Групповая всего | Групповая вторично | индивидуальная | Групповая | Индивидуально всего | Индивидуально повторно | Групповое всего | Групповое повторно |
- результаты психологического сопровождения педагогов:
Количество родителей в учреждении | Количество родителей, которым оказана помощь в течение учебного года | Диагностика | Просвещение | Консультирование | |||||||
Индивидуальная всего | Индивидуальная вторично | Групповая всего | Групповая вторично | индивидуальная | Групповая | Индивидуально всего | Индивидуально повторно | Групповое всего | Групповое повторно |
Количество педагогов в учреждении | Количество педагогов, которым оказана помощь в течение учебного года | Диагностика | Просвещение, профилактика | Консультирование | |||||||
Индивидуальная всего | Индивидуальная вторично | Групповая всего | Групповая вторично | индивидуальная | Групповая | Индивидуально всего | Индивидуально повторно | Групповое всего | Групповое повторно |
Для педагогов-психологов дошкольных образовательных учреждений
- Аналитико-статистический отчет
педагога – психолога дошкольного образовательного учреждения________________________
за 20___ - 20___ учебный год
Виды (направления) деятельности: Психодиагностика | |||||
Проделанная работа | Количество участников | ||||
Первые младшие группы | |||||
Вторые младшие группы | |||||
Средняя группа | |||||
Старшая группа | |||||
Подготовительная | |||||
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья | |||||
Одаренные дети | |||||
Воспитатели | |||||
Аттестующиеся педагоги | |||||
Родители воспитанников младших групп | |||||
Родители воспитанников средних групп | |||||
Родители воспитанников старших групп | |||||
Родители воспитанников подготовительных групп (будущих первоклассников) | |||||
Родители воспитанников«группы риска» | |||||
Родители воспитанников с ОВЗ | |||||
Виды (направления) деятельности Коррекционная и развивающая деятельность | |||||
Проделанная работа | Количество участников | ||||
Воспитанники подготовительных групп | |||||
Воспитанники младших групп | |||||
Воспитанники средних групп | |||||
Воспитанники средних групп | |||||
Воспитанники «группы риска» | |||||
Воспитанники с ограниченными возможностями здоровья | |||||
Одаренные дети | |||||
Виды (направления) деятельности Просвещение (для детей проведение единичных мероприятий и/или организация игровой деятельности)) | |||||
Проделанная работа | Количество участников | ||||
Воспитанники подготовительных групп | |||||
Воспитанники младших групп | |||||
Воспитанники средних групп | |||||
Воспитанники средних групп | |||||
Воспитанники «группы риска» | |||||
Воспитанники с ограниченными возможностями здоровья | |||||
Одаренные дети | |||||
Воспитатели | |||||
Аттестующиеся педагоги | |||||
Родители воспитанников младших групп | |||||
Родители воспитанников средних групп | |||||
Родители воспитанников старших групп | |||||
Родители воспитанников подготовительных групп (будущих первоклассников) | |||||
Родители воспитанников«группы риска» | |||||
Родители воспитанников с ОВЗ | |||||
Виды (направления) деятельности Консультирование | |||||
Педагоги (воспитатели, администрация) | |||||
Родители будущих первоклассников, воспитанников младших, средних, старших групп, детей с ОВЗ, одаренных детей. | |||||
Виды (направления) деятельности Экспертная работа | |||||
Виды (направления) деятельности Организационно – методическая работа | |||||
- Заполняются графы, касающиеся деятельности педагога-психолога
Отчет о работе по оказанию комплексной психолого – медико педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и различными видами дезадаптации
в МДОУ ___________________________________________
в 20__ - 20 __ учебном году
Количество проведенных заседаний ПМПк в том числе:
№п/п | № протокола | Дата протокола | Повестка дня |
Количество членов ПМПк (по приказу ОУ) ___ чел. В том числе:
- председатель (ФИО) ____________________________________________
- секретарь (ФИО) ________________________________________________
- воспитатель (ФИО) ______________________________________________
- педагог – психолог (ФИО) _________________________________________
- учитель – логопед (ФИО) _________________________________________
- врач (медсестра) (ФИО) __________________________________________
- другие специалисты (указать какие) (ФИО) __________________________
На психолого – медико – педагогический консилиум было представлено:
№ п/п | Представлено на ПМПк УО (оказывалась помощь) | Количество человек |
1 | За период с ___ по ___ 20 ___ года | |
За период с ___ по ___ 20 ___ года |
Количество детей (вместе с детьми с ОВЗ), обследованных на ПМПк в учебном году ___ чел., из них выявлено детей, нуждающихся в помощи ____ чел. (____% от общего числа обследованных), охвачено помощью ___ чел. (_____% от числа нуждающихся).
Количество детей, прошедших обследование на ПМПк по группам
Группы | ||||
младшие | средние | старшие | подготовительные | группы компенсирующей направленности (указать ОДА, ТНР, ЗПР) |
Количество детей, нуждающихся в помощи специалистов ПМПк по группам
Группы | ||||
младшие | средние | старшие | подготовительные | группы компенсирующей направленности (указать ОДА, ТНР, ЗПР) |
Количество детей, охваченных помощью специалистов ПМПк по группам
Группы | ||||
младшие | средние | старшие | подготовительные | группы компенсирующей направленности (указать ОДА, ТНР, ЗПР) |
Количество детей с ОВЗ по банку данных ___ чел., нуждающихся в помощи ____ чел. (____% от общего числа детей с ОВЗ), охвачено помощью ___ чел. (___% от числа нуждающихся) в том числе по группам:
Виды сопровождения | Группы | ||||
младшая | средняя | старшие | подготовительные | группы компенсирующей направленности | |
Педагогическое | |||||
Психологическое | |||||
Логопедическое | |||||
Медицинское |
Количество детей-инвалидов - ___ чел., из них нуждающихся в сопровождении ___ чел. (__%), оказывалось сопровождение ___ чел. (___% от нуждающихся). Причины, по которым детям-инвалидам помощь не оказывалась ______________________________.
Динамика развития детей с ограниченными возможностями здоровья и различными видами дезадаптации, в отношении которых осуществлялось психолого – медико- педагогическое сопровождение:
Характер динамики | Количество детей | % от общего числа детей, которым оказывалась помощь |
Положительная | ||
Незначительная | ||
Волнообразная | ||
Отрицательная | ||
Всего |
Количество детей, выведенных из групп работы с узкими специалистами после коррекционно – развивающих занятий в связи с устранением выявленных нарушений ___ чел., в том числе по группам:
Виды сопровождения | Группы | ||||
младшая | средняя | старшие | подготовительные | группы компенсирующей направленности | |
Педагогическое | |||||
Психологическое | |||||
Логопедическое | |||||
Медицинское |
Количество детей, направленных ПМПк в учебном году на городскую психолого – медико – педагогическую комиссию ____чел., в том числе по группам:
Количество детей | Группы | ||||
младшая | средняя | старшие | подготовительные | группы компенсирующей направленности | |
Первично | |||||
Повторно | |||||
Всего: |
Количество детей, направленных ПМПк в учебном году на центральную межведомственную постоянно действующую психолого – медико-педагогическую комиссию (ЦМПМПК) __ чел., в том числе по группам:
Количество детей | Группы | ||||
младшая | средняя | старшие | подготовительные | группы компенсирующей направленности | |
Первично | |||||
Повторно | |||||
Всего: |
Количество детей, выведенных из обычных групп в группы компенсирующей направленности компенсирующего обучения ___чел., в том числе по группам:
Количество детей | Группы | |||
младшая | средняя | старшие | подготовительные | |
Первично | ||||
Повторно | ||||
Всего: |
Осуществление контроля за деятельностью ПМПк и специалистов на совещаниях при директоре, педагогическом совете, методических объединениях и т.д. (дата и номер протокола, номер приказа, справки) _______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Выявление проблемы по организации и содержанию деятельности ПМПк ОУ в учебном году
- _________________________________________________________________
- _________________________________________________________________
Пути решения выявленных проблем:
- _________________________________________________________________
- _________________________________________________________________
- Банк данных детей-инвалидов
Сводные сведения о детях-инвалидах
Наименование образовательного учреждения | Общее количество инвалидов | Год | Реабилитация инвалидов | ||
Общее количество детей-инвалидов, нуждающихся в реабилитации | Планируется к реабилитации | ||||
Количество (чел.) | % от общего количества | ||||
2015 | |||||
2016 | |||||
2017 | |||||
2018 |
Сведения о детях-инвалидах, воспитанников МАДОУ ___
(по состоянию на начало 2018- 2019 учебного года)
№ п/п | Ф.И.О. ребенка | Дата рождения | Полных лет (на 01.09.14) | Домашний адрес | Класс | Диагноз или шифр диагноза | № справки МСЭ об инвалидности и дата выдачи | № индив. программы реабилитации (ИПР) и дата выдачи | Вид нарушения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Примечания:
- в столбце «Вид нарушения» необходимо указать номер вида нарушений в соответствии с таблицей «Информация о видах нарушений», приложение №8. В случае, если нарушение нельзя отнести к какому-либо из перечисленных видов, необходимо внести пометку «другие нарушения»
Таблица «Информация о видах нарушений»
I вид | неслышащие дети |
II вид | слабослышащие дети, имеющие частичную потерю слуха и различную степень недоразвития речи, позднооглохшие дети, сохранившие самостоятельную речь |
III вид | незрячие дети, дети с остаточным зрением (0,04 и ниже) и более высокой остротой зрения (0,08) при наличии сложных сочетаний нарушений зрительных функций, с прогрессирующими глазными заболеваниями, ведущими к слепоте; |
IV вид | слабовидящие дети с остротой зрения от 0,05 до 0,4 на лучше видящем глазу с переносимой коррекцией, дети с более высокой остротой зрения при прогрессирующих или частично рецидивирующих заболеваниях, при наличии астенических явлений, возникающих при чтении и письме на близком расстоянии; дети с косоглазием и амблиопией, имеющие более высокую остроту зрения ( выше 0,4). |
V вид | дети, имеющие общее недоразвитие речи I- II уровня, тяжелой степени (алалия, дизартрия, ринолалия, афазия) общее недоразвитие речи, сопровождающееся заиканием. |
VI вид | дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата: с двигательными нарушениями различной этиологии и степени выраженности, детским церебральным параличом, с врожденными и приобретенными деформациями опорно-двигательного аппарата, вялыми параличами верхних и нижних конечностей, парезами и парапарезами верхних и нижних конечностей. |
VII вид | дети с задержкой психического развития. |
VIII вид | дети с умственной отсталостью, в том числе с глубокой умственной отсталостью. |
Поведенческие нарушения | Дети с выраженными (глубокими) нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения |
№ п /п | Ф.И.О ребенка | Дата рождения | № справки об инвалидности, дата определ. инвалидности | Срок действия инвалидности | Диагноз или шифр диагноза | Обучение | Примечание | ||
Справка ВК | Заключение ЦМПМПК | Заключение ПМПК | |||||||
Банк данных детей-инвалидов, находящихся в группах компенсирующей направленности в МАДОУ№___
(по состоянию на начало__________ учебного года)
Социальный паспорт (заполняется на начало учебного года)
МДОУ № _____________________________________
по состоянию на начало 20__ - 20____учебного года
Характеристика | Кол-во | % | |
Всего детей в школе | |||
Общее число семей | |||
Из них: | |||
Неполные семьи | |||
- в них детей | |||
Неблагополучные | |||
- в них детей | |||
Многодетные | |||
- в них детей | |||
Опекаемые | |||
- в них детей | |||
Малообеспеченные | |||
- в них детей | |||
Воспитанники «группы риска» | |||
Учащиеся-инвалиды | |||
Социальный состав и занятость родителей: | |||
Рабочие | |||
Инженерно-технических работников | |||
Медицинские работники | |||
Педагоги | |||
Работники культуры | |||
Работники торговли и обслуживания | |||
Предприниматели | |||
Служащие МВД и ФСБ | |||
Военнослужащие | |||
Пенсионеры | |||
Безработные | |||
Родители-инвалиды | |||
Образовательный уровень родителей | |||
Начальное образование | |||
Неполное среднее образование | |||
Среднее образование | |||
Среднее - специальное | |||
Неполное высшее образование | |||
Высшее | |||
Ученая степень | |||
Возраст родителей (лиц их заменяющих) | |||
От 20 до 30 | |||
От 30 до 40 | |||
От 40 до 50 | |||
более 50 | |||
Количество детей в семьях | |||
Один ребенок | |||
Двое детей | |||
Три и более |
Педагог-психолог /______________/
Заведующая: /____________/
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
Этический кодекс педагога- психолога в системе образования
1. Общие положения
1.1. Настоящий этический кодекс педагога-психолога в системе образования (в дальнейшем Кодекс) является составной частью Муниципального положения о службе практической психологии в системе образования.
1.2. Кодекс упорядочивает вопросы профессиональной этики педагога-психолога, что подразумевает реализацию специфических нравственных требовании, норм поведения во взаимоотношениях в профессиональной деятельности.
1.3. Кодекс регулирует взаимодействие педагога-психолога образовательного учреждения с другими участниками учебно-воспитательного процесса, определяет его отношение к профессиональной деятельности и к собственным профессионально значимым качествам.
1.4. Под участниками учебно-воспитательного процесса (УВП) понимаются: — дети раннего и дошкольного возраста, учащееся школ с 1-го по 11-й класс, в дальнейшем именуемые «ребенок»; — родители, бабушки, дедушки, совершеннолетние братья и сестры и лица, их заменяющие (опекуны, попечители и др.), в дальнейшем именуемые «родители»; — учителя, воспитатели ДОУ и групп продленного дня, специалисты, работающие с детьми (социальные педагоги, логопеды и др.), педагоги дополнительного образования, администрация образовательных учреждений, в дальнейшем именуемые «педагог».
1.5. Кодекс разработан на основе Федерального закона об образовании; Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС ООО), в том числе требованиям к психолого-педагогическим условиям реализации образовательных программ; профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»; Концепции развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года; Методические рекомендации «Система функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях», утвержденных Распоряжением Минпросвещения России от 28.12.2020г. №З-193.
1.6. Кодекс является документом, открытым для ознакомления для всех участников учебновоспитательного процесса (детьми, родителями, педагогами). Педагог-психолог стремится максимально информировать участников учебно-воспитательного процесса о его содержании.
1.7. Следование кодексу или пренебрежение им учитывается при определении уровня квалификации педагога-психолога.
1.8. Изменения и дополнения в кодекс могут вноситься по инициативе как отдельных практических психологов системы образования, так и психологических служб образовательных учреждений; изменения и дополнения утверждаются профессиональными общественными объединениями.
2. Правила взаимодействия педагога-психолога с участниками учебно-воспитательного процесса
2.1. Общие правила. Проявлять искреннюю заинтересованность, доброжелательность по отношению к участнику УВП; уметь располагать к общению, вызывать интерес и желание сотрудничать. Строить свою работу на взаимном доверии и уважении к личности участника УВП, независимо от его возраста, социального статуса и др. Проявлять веру в успех, в способность взрослого или ребенка справиться с ситуацией, проблемой, поддерживать веру в его с собственные силы. Относиться к любой проблеме взрослого или ребенка как к объективно существующей. Уметь ориентироваться в сложившейся ситуации, быть беспристрастным в анализе событий. 36 Быть корректным в процессе получения информации, осторожно ее использовать, соблюдать принцип конфиденциальности. Быть ответственным за выполнение взятых на себя обязательств. Формировать адекватное представление о работе практического психолога, областях его деятельности и компетентности.
2.2. Правила взаимодействия педагога-психолога с ребенком. Видеть индивидуальность ребенка, принимать его таким, какой он есть. Налаживать общение с ребенком на уровне, адекватном его возрастным и личностным особенностям. Давать рекомендации ребенку в корректной и доступной для него форме, причем рекомендации должны быть выполнимы. Проводить индивидуальную психологическую работу с ребенком до 14 лет с согласия родителей, кроме случаев обращения самого ребенка или при угрозе его здоровью (физическому и/или психическому). Производить ознакомление третьих лиц с информацией, полученной в рамках профессионального общения с ребенком (результатами диагностики и т. д.), с согласия самого ребенка, начиная с 10-летнего возраста. При этом доводятся до сведения не результаты диагностики отдельного ребенка, а выводы и рекомендации. Учить ребенка принимать свои индивидуальные особенности, использовать их для достижения собственных целей.
2.3. Правила взаимодействия педагога-психолога с родителями. Помогать родителям в защите прав ребенка и его личностного достоинства, при необходимости информировать их о существующих правах ребенка и путях их соблюдения. Создавать у родителей мотивацию сотрудничества с психологом. Способствовать повышению родительской компетентности и активизации родительского потенциала для решения проблем ребенка. Запрашивать информацию о внутреннем мире родителей и их взаимоотношениях только в той мере, в какой это необходимо для осуществления психологического сопровождения развития ребенка. В случае необходимости передачи информации, полученной в рамках профессионального общения с родителями (результатами диагностики и т. д.), третьему лицу, делать это с согласия родителей, за исключением случаев, когда нераспространение этих сведений может нанести вред здоровью (физическому и/или психическому) их или ребенка.
2.4. Правила взаимодействия педагога-психолога с педагогами. Помогать педагогам в защите прав ребенка и его личного достоинства. Соблюдать позицию равенства и сотрудничества в общении с педагогами. Следить за новыми научно-практическими разработками в области психологии и педагогики с целью достижения наибольшего взаимопонимания при работе с педагогами. В случае необходимости передачи информации, полученной в рамках профессионального общения с педагогом (результатами диагностики и т. д.), третьему лицу (в том числе и администрации), делать это с согласия педагога. Администрации и педагогам информация предоставляется либо в обобщенном виде, либо в виде рекомендаций и предложений. Содействовать профессиональной эффективности и личностной успешности педагога.
3. Требования к профессиональным качествам психолога
3.1. Правила профессионального самоотношения. Анализировать свое физическое и психическое состояние в процессе профессиональной деятельности. Стремиться к здоровому образу жизни, в частности соблюдать режим труда и отдыха, поддерживать оптимальную работоспособность. Дозировать эмоциональную нагрузку, противостоять манипулированию, то есть быть готовым к психологической защите. Использовать профессиональное общение как один из способов повышения квалификации и как средство психогигиены. Регулировать объем своей работы в соответствии с нормативами профессиональной деятельности и своим психофизическим состоянием. Быть готовым к решению собственных проблем, в том числе при необходимости обращаться к другим специалистам (психологу, психотерапевту, психиатру). Использовать общественные объединения психологов для защиты профессиональных прав и интересов. 3.2. Качества, способствующие профессиональной эффективности деятельности педагогапсихолога. Социально-психологическая компетентность как способность эффективно взаимодействовать с окружающими людьми в системе межличностных отношений, как умение ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональное состояние других людей, выбрать адекватные способы обращения с ними и реализовывать эти способы в процессе взаимодействия. Способность к индивидуализации как умение различать индивидуальные черты личности и в соответствии с ними изменять процесс взаимодействия (например, при модификации коррекционно - развивающих программ). Эмпатия как способность к сочувствию, сопереживанию другим людям, к пониманию их состояния, как готовность оказать им посильную помощь (предполагает определение возможных путей выхода). Способность к саморегуляции как умение управлять собственным эмоциональным состоянием и мобилизовывать психические функции. Рефлексия как способность осознавать собственные потребности и мотивы, анализировать свои мысли, чувства и поступки, как способность к самопознанию. Толерантность, как отсутствие или ослабление реагирования на неблагоприятные факторы (проявляется в выдержке, самообладании). Эрудиция как общая информированность о различных областях жизнедеятельности общества и человека.
3.3. Факторы, препятствующие профессиональной эффективности деятельности педагогапсихолога. Низкий уровень мотивации труда, отсутствие осознания своей профессиональной миссии. Недостаточная выраженность профессионально значимых качеств (см. п. З.2.). Отстраненность и неумение воздействовать на участников образовательного процесса: неумение выбрать оптимальную зону профессионального приложения; стереотипность в работе, привязанность к одному подходу, категоричность; оценочное отношение к личности и точкам зрения; стремление к самоутверждению посредством клиента; неадекватное видение своих прямых действий и их результатов; отсутствие потребности в самореализации, саморазвитии.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Модель психолого-педагогической службы образовательных учреждений Губкинского городского округа Белгородской области
Основной целью муниципальной психолого-педагогической службы Губкинского городского округа является психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса, направленное на сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся; формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни.
Психолого-педагогическая служба решает следующие задачи: - успешная адаптация и социализация детей в современном обществе; - формирование безопасного, ответственного поведения детей и профилактика рисков современного детства; - выявление психолого-педагогических особенностей развития детей и психологопедагогическая коррекция выявленных нарушений; - оказание психолого-педагогической помощи детям с особыми образовательными потребностями, трудностями освоения основных образовательных программ, проблемами поведения, в том числе детям с ограниченными возможностями здоровья и детяминвалидам. Для реализации основной цели и решения задач в Губкинском городском округе действует многоуровневая организационная система психолого-педагогического сопровождения образования, обеспечивающая оказание доступной, эффективной и разнообразной психологической помощи всем субъектам образовательного процесса. Модель муниципальной психолого-педагогической службы имеет следующую структуру. Первый уровень – представлен специалистами психолого-педагогического профиля (педагогами-психологами, учителями-логопедами, дефектологами, социальными педагогами, тьюторами), которые осуществляют деятельность в образовательных учреждениях. Специалисты психолого-педагогического профиля взаимодействуя с администрацией и педагогическими работниками, решают следующие задачи: - выявление и педагогическая коррекция трудностей ребенка в освоении образовательной программы, развитии, социализации; - построение индивидуального образовательного маршрута и координация участников образовательных отношений в целях успешности каждого ребенка; - первичная профилактика социальных рисков и негативных проявлений среди детей и подростков. Педагоги-психологи с подготовкой в области возрастной, социальной и педагогической психологии консультируют субъектов образовательного процесса, совместно с воспитателями и классными руководителями проектируют психологически безопасную образовательную среду, развивают психолого-педагогические компетенции детей, родителей и педагогов. Специалисты психологической службы с подготовкой в области коррекционной психологии совместно с учителями-логопедами, дефектологами, тьюторами участвуют в реализации адаптированных основных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья и оказывают коррекционно-развивающую помощь детям, испытывающим трудности в освоении основных образовательных программ. Второй уровень представлен психолого-педагогическими консилиумами образовательных учреждений и руководителями муниципальных служб (психолого-педагогической, дефектологической, социально-педагогической, коррекционной, службой тьюторского сопровождения). В каждом образовательном учреждении Губкинского городского округа, независимо от типа и вида, создан и функционирует психолого-педагогический консилиум, который обеспечивает единство подходов к оказанию и оценке эффективности психолого-педагогической помощи воспитанникам/обучающимся. Психолого-педагогический консилиум является одной из форм взаимодействия руководящих и педагогических работников учреждения, осуществляющей образовательную деятельность, с целью создания оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации обучающихся/воспитанников посредством психолого-педагогического сопровождения. Деятельность психолого-педагогического консилиума направлена на выявление трудностей в освоении образовательных программ, особенностей в развитии, социальной адаптации и поведении обучающихся для последующего принятия решений об организации психолого-педагогического сопровождения; разработку рекомендаций по организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся; консультирование участников образовательных отношений по вопросам актуального психофизического состояния и возможностей обучающихся; содержание и оказание им психолого-педагогической помощи, создание специальных условий получения образования. Психолого-медико-педагогический консилиум является коллегиальной формой организации сопровождения детей с особыми образовательными потребностями, положение и регламент работы которой разрабатывается образовательной организацией самостоятельно и утверждается локальным актом. Специалисты консилиума проводят мониторинг и следят за динамикой развития детей, своевременно вносят коррективы в программы обучения, рабочие коррекционные программы; рассматривают спорные и конфликтные случаи, предлагают и осуществляют отбор необходимых для обучающихся/воспитанников дополнительных дидактических материалов и учебных пособий. В состав ППк образовательной организации входят педагог-психолог, учительдефектолог, учитель-логопед, педагог (учитель-предметник), социальный педагог, врач (при наличии), а также представитель администрации. Специалисты на заседаниях консилиума обсуждают результаты диагностической деятельности — наблюдений, экспертных опросов педагогов и родителей, обследования детей. При этом обсуждению на консилиуме подлежат не сами первичные данные, а определенные аналитические обобщенные материалы. В этих материалах информация о ребенке или его семье облекаются в формы, не нарушающие их права на 40 конфиденциальность. Результаты диагностической работы вносятся в представления психолого-педагогического обследования. Специалисты психолого-педагогического сопровождения осуществляют свою деятельность в единой логике на основе решений психолого-педагогических консилиумов образовательных учреждений. Психолого-педагогические консилиумы образовательных организаций при стойких трудностях основной образовательной программы или с целью определения специальных условий для получения образования вправе порекомендовать родителям (законным представителям) пройти процедуру комплексного психолого-медико-педагогического обследования ребенка в территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (ТПМПК). С целью обмена практическим опытом и выстраивания единой системы работы на муниципальном уровне члены психолого-педагогических консилиумов взаимодействуют с руководителями муниципальных служб, наставниками, которые осуществляют координирование и методическое сопровождение деятельности педагогов-психологов, учителей-логопедов, дефектологов, социальных педагогов, учителей классов для учащихся с ОВЗ, тьюторов образовательных организаций. Руководители муниципальных служб (психолого-педагогической, дефектологической, социально-педагогической, коррекционной, службой тьюторского сопровождения) сотрудничают с муниципальными методическими объединениями специалистов психолого-педагогического профиля образовательных учреждений Губкинского городского округа. Третий уровень предполагает взаимодействие специалистов психологопедагогической службы на уровне муниципалитета. На этом уровне в систему психолого-педагогического сопровождения включены муниципальное бюджетное учреждение «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи», территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия (ТПМПК), муниципальные методические объединения специалистов психологопедагогического профиля. Выработку единых подходов к организации психолого-педагогического сопровождения в Губкинском городском округе осуществляет муниципальное бюджетное учреждение «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи». Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи координирует деятельность специалистов психолого-педагогической службы, направленную на персонализацию и реализацию индивидуальных образовательных маршрутов в образовательных учреждениях, оказание специализированной помощи семьям и детям с особыми образовательными потребностями. Одним из основных видов деятельности МБУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» является оказание методической помощи организациям, осуществляющим образовательную деятельность, включая помощь в разработке образовательных программ, индивидуальных учебных планов, выборе оптимальных методов обучения и воспитания обучающихся, испытывающих трудности в 41 освоении основных общеобразовательных программ, выявлении и устранении потенциальных препятствий к образованию несовершеннолетних. Структурным подразделением МБУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» является территориальная психолого-медикопедагогическая комиссия (ТПМПК), которая обеспечивает определение специальных условий для получения образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья. Деятельность ТПМПК направлена на определение ресурсов, задач, направлений, объема, форм и методов оказания коррекционно-развивающей помощи детям с особенностями развития, отработку и трансляцию эффективных моделей инклюзивного образования. Повышение профессиональной компетентности специалистов психологопедагогической службы осуществляется посредством работы муниципальных методических объединений. Муниципальные методические объединения осуществляют консультативную помощь и методическое сопровождение образовательных учреждений по вопросам организации психолого-педагогического сопровождения. Ежеквартально для специалистов психолого-педагогической службы проводятся организационно-методические мероприятия (конкурсы, семинары, конференции, заседания, круглые столы, вебинары) с целью информирования, консультирования и повышения профессионального мастерства по различным направлениям деятельности специалистов психолого-педагогической службы. Муниципальные методические объединения специалистов являются формой обмена практико-ориентированного опыта специалистов психолого-педагогической службы, способствуют повышению их профессионального уровня. Механизмами управления психолого-педагогической службой является система критериев эффективности ее деятельности. Критерии включают в себя такие показатели работы службы: - проведение мониторинговых исследований, направленных на выявление у несовершеннолетних эмоционального благополучия и нарушений социализации; - охват детей, нуждающихся в услугах психолого-педагогической помощи; - качество по оказанию психолого-педагогической помощи обучающимся/воспитанникам, в том числе детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам; - деятельность психолого-педагогического консилиума, как постоянно действующей структуры в образовательной организации; - развитие единой системы работы специалистов психолого-педагогических служб образовательных учреждений; - формирование структуры межведомственного взаимодействия. Модель психолого-педагогической службы в структуре муниципального образования позволяет обеспечить цикл реализуемых на трех уровнях взаимосвязанных процессов, в центре которых находятся ребенок, его благополучие и успешность. При этом каждый из процессов на своем уровне направлен на решение четко определенных задач и достижения предполагаемых результатов психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса. Межведомственное взаимодействие включает актуализацию механизмов передачи информации и сотрудничество с учреждениями, организациями и ведомствами, вовлеченными в обеспечение прав и интересов детей на территории Губкинского городского округа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы психологической службы в ДОУ
Материал раскрывает содержание работы психологической службы в ДОУ: контингент, цели и задачи, направления работы, нормативно-правовая база и т. д. ...
Система работы психологической службы в период адаптации детей к ДОУ
В данной статье представлена система работы по адаптации детей к детскому саду, разработанная психологической службой ГБДОУ....
Основные направления, формы и методы работы психологической службы
В данной работе отражены основные направления, формы и методы работы психологической службы в ДОУ....
Презентация.Система организации работы Психологической службы.
Цель: обеспечить всестороннее психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса....
Эффективная работа психологической службы дошкольного образовательного учреждения как условие психологической стабильности детей, сотрудников и родителей
В статье освещены практические методы работы психологической службы дошкольного образовательного учреждения со всеми участниками образо-вательного процесса от периода раннего детства до предшкольного ...
Положение о деятельности психологической службы
Настоящее Положение определяет содержание деятельности психологической службы образовательной организации и является правовой и организационно-методической основой организации деятельн...