Положение о работе психологической службы
материал

Николаиди Виктория Олеговна

Положение о работе психологической службы образовательного учреждения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл положение97.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 33 «Радуга»

города Губкина Белгородской области

___________________________________________________________

309183, ул. Академическая, дом 38, город Губкин, Белгородская область

Тел. 4-20-00; факс 2-62-99,e-mail: mdou33_gub@mail.ru

СОГЛАСОВАНО:

с советом родителей МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад

№ 33 «Радуга»

Протокол от 31.08.2017 № 1

ПРИНЯТО:

на заседании Педагогического совета МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад

№ 33 «Радуга»

Протокол от 30.11.2021 № 2

УТВЕРЖДЕНО:

и введено в действие приказом заведующего МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад

№ 33 «Радуга»

от 01.09.2017г № 175

_________Е.Е.Лубышева

Положение

об  организации работы педагога-психолога

МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №33»Радуга»

  1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение регулирует деятельность психологической службы (далее - Служба) образовательной организации МАДОУ «Центр развития – детский сад №33 «Радуга»

1.2. Под Службой понимается организационная структура, в состав которой входит педагог-психолог муниципального автономного дошкольного общеобразовательного учреждения «Центр развития – детский сад №33 «Радуга» города Губкина Белгородской области

1.3.        Положение разработано на основании нормативных правовых документов в сфере образования: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС ООО), в том числе требованиям к психологопедагогическим условиям реализации образовательных программ; профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»; Концепции развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года; Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 марта 2016 г. № 07-871 «О психологической службе образования в Российской Федерации»; Методические рекомендации «Система функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях», утвержденных Распоряжением Минпросвещения России от 28.12.2020г. №З-193.

1.4. Деятельность Службы подразумевает оказание психолого-педагогической помощи детям и подросткам в возрасте до 18 лет, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и всем участникам воспитательно-образовательного процесса.

1.5. Специалист Службы при оказании несовершеннолетним психолого-педагогической помощи, сотрудничают с родителями (законными представителями) детей, обучающихся и воспитывающихся в соответствующем образовательном учреждении. Проведение любых видов работы без согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетних не допускается.

1.6. Специалисты Службы взаимодействуют с администрацией, педагогами и другими работниками образовательных учреждений, представителями всех субъектов, связанных с обеспечением развития, воспитания, образования, социализации и здоровья несовершеннолетних. Взаимодействие со всеми специалистами осуществляется на основе принципа взаимодополняемости.

.

II. Цели, задачи, направления деятельности специалиста Службы

2.1. Целью деятельности Службы является обеспечение психолого-педагогических условий для личностного, интеллектуального и социального развития несовершеннолетних, оказание специализированной психолого-педагогической помощи всем участникам воспитательно-образовательного процесса в условиях образовательных учреждениях.

2.2. Задачи Службы:

 - сохранение и укрепление здоровья, содействие личностному, интеллектуальному, социальному развитию несовершеннолетних;

- обеспечение здоровьесберегающего образовательного пространства и психологической безопасности несовершеннолетних в образовательном процессе;

 - оказание психологической помощи и поддержки обучающимся и воспитанникам, их родителям, педагогическому коллективу, администрации образовательного учреждения в профилактике и преодолении отклонений в развитии детей и подростков;

- участие в психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов образовательном учреждении, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий, проводимой по инициативе органов управления образованием или отдельных образовательных учреждений;

- содействие распространению и внедрению в практику специалистов Службы новейших достижений в области отечественной и зарубежной психологии.

2.3. Основными направлениями деятельности Службы являются:

 - психологическая профилактика – мероприятия, направленные на выявление и предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, воспитанников в образовательных учреждениях, разработка профилактических программ и рекомендаций участникам образовательного процесса по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития;

- психологическое просвещение – система мероприятий, направленных на формирование у обучающихся, воспитанников и их родителей, педагогических работников и руководителей образовательных учреждений психологической компетентности, а также потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития и для решения профессиональных задач;

 - психологическая диагностика – психолого-педагогическое изучение обучающихся, воспитанников на протяжении всего периода обучения, определение индивидуально психологических особенностей детей и подростков, динамики процесса развития, необходимой для оказания психологической помощи детям, их родителям, педагогам; выявление интересов, способностей и склонностей обучающихся для обеспечения наиболее полного личностного и профессионального самоопределения;

 - психологическое консультирование – оказание помощи личности в её самопознании, адекватной самооценке и адаптации в реальных жизненных условиях, формировании ценностно - мотивационной сферы, преодолении кризисных ситуаций и достижений эмоциональной устойчивости, способствующих непрерывному личностному росту и саморазвитию, включая индивидуальные и групповые консультации обучающихся, воспитанников, педагогов, родителей;

 - психологическая коррекция и развитие – активное психологическое воздействие, направленное на устранение или компенсацию выявленных отклонений в психическом и личностном развитии обучающихся со стойкими затруднениями в освоении образовательной программы.

Целью психологической коррекции и развития является достижение адаптации в образовательной среде, гармонизация личности и межличностных отношений;

- обеспечение психологической безопасности и развивающего характера образовательной среды – система мер, направленных на устранение факторов негативного воздействия образовательной среды на развитие личности обучающихся, воспитанников, а также на формирование социально-психологической компетентности всех участников образовательного процесса;

- социально-психологический мониторинг – система информационного сопровождения инновационных процессов в образовании, позволяющая администрации, педагогическому коллективу образовательного учреждения, органам управления образованием осуществить анализ воздействия традиционных и инновационных психолого-педагогических и педагогических технологий на качество обучения и личностные изменения обучающихся, воспитанников;

- социально-психологическая экспертиза – оценка соответствия образовательных, воспитательных, социальных программ, образовательных маршрутов и других составляющих образовательной среды поставленным развивающим задачам, а также возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся;

- социально – психологическое проектирование – разработка системы психолого-педагогических мероприятий для решения задач обучения, воспитания и развития обучающихся, воспитанников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, восприимчивости к различного рода педагогическим технологиям, эмоционального благополучия.

2.4. Результатом деятельности Службы является оказание психологической помощи всем участникам воспитательно-образовательного процесса, что предполагает преодоление психолого-педагогических проблем, возникающих у участников воспитательно-образовательного процесса в различных ситуациях и оказание помощи несовершеннолетним в адаптации и социализации, в выборе образовательного маршрута с учетом личностных, интеллектуальных особенностей, в профессиональном самоопределении с учетом возможностей и склонностей.

III. Обеспечение деятельности Службы

 3.1. Педагогом-психологом назначается лицо, имеющее высшее психологическое или высшее педагогическое образование, прошедшее специальную курсовую переподготовку.

3.2. Педагог-психолог (педагоги-психологи) в образовательных учреждениях всех типов оказывают психолого-педагогическую помощь участникам образовательного процесса.

3.3. Нагрузка педагога-психолога в образовательных учреждениях составляет 36 часов в неделю, из них:

 - на индивидуальную и групповую профилактическую, диагностическую, консультативную, коррекционную, развивающую, учебную, просветительскую работу с обучающимися, воспитанниками, на экспертную, консультационную работу с педагогическими работниками и родителями (законными представителями) по вопросам развития, обучения и воспитания детей в образовательном учреждении; на участие в психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения педагог-психолог затрачивает 18 часов в неделю;

- остальное время, в пределах установленной педагогу-психологу, продолжительности рабочего времени приходится на подготовку к индивидуальной и групповой работе с учащимися, воспитанниками; обработку, анализ и обобщение полученных результатов; подготовку к экспертно-консультационной работе с педагогическими работниками и родителями обучающихся, воспитанников; организационно-методическую деятельность (повышение личной профессиональной квалификации, самообразование, участие в методических объединениях практических психологов, заполнение аналитической и отчетной документации и др.)

3.4. Педагог-психолог имеет подчинение: - административное - руководителю образовательного учреждения, в котором непосредственно осуществляет деятельность; - методическое - руководителю психологической службы Губкинского городского округа, который назначается приказом управления образования.

3.5. На муниципальном уровне педагог-психолог образовательного учреждения является членом муниципального методического объединения педагогов-психологов: муниципального методического объединения педагогов-психологов дошкольных образовательных учреждений или муниципального методического объединения педагогов-психологов общеобразовательных и дополнительных учреждений.

3.6. Руководителями муниципальных методических объедений являются педагогипсихологи, выбираемые ежегодно большинством педагогов-психологов на итоговых заседаниях муниципальных методических объединений педагогов-психологов образовательных организациях и учреждениях.

3.7. Руководитель психологической службы совместно с руководителями муниципальных методических объедений педагогов-психологов осуществляют организационно-методическую работу, проводят методические объединения, семинары, конференции, конкурсы, обеспечивая необходимый профессиональный уровень  работы педагогов-психологов образовательных учреждений и способствуя повышению их профессионального мастерства.

3.8. На уровне образовательного учреждения педагог-психолог является членом психолого-педагогического консилиума (ППк), основной целью деятельности которого является обеспечение комплексного (психолого-педагогического) сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и/или в состоянии декомпенсации. Педагог-психолог в рамках деятельности ППк (консилиума) осуществляет индивидуальное психологическое сопровождение детей, имеющих отклонения в развитии. Психолого - медико- педагогические консилиумы образовательных учреждений взаимодействуют с территориальной Губкинской психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК).

3.9. Для работы педагога-психолога образовательного учреждения необходим отдельный кабинет, отвечающий санитарно-гигиеническим нормам (приложение 1).

IV. Содержание и организация деятельности педагога-психолога

 4.1. Содержание и организация деятельности специалисты Службы определяется настоящим Положением, Положением образовательного учреждения о деятельности педагога-психолога, должностной инструкцией педагога-психолога.

4.2. Зачисление детей на занятия к специалистам Службы производится по мере обращения родителей, педагогов и самих детей в течение всего учебного года. Основанием для зачисления ребёнка на индивидуальные занятия является результаты индивидуального психолого-педагогического обследования ребёнка.

4.3. На занятия (индивидуальные, подгрупповые, групповые) к педагогу-психологу зачисляются несовершеннолетние в возрасте 3-18 лет образовательных учреждений: - дети с нарушениями эмоционально – волевой сферы, - дети с трудностями в усвоении образовательных программ, - воспитанники и обучающиеся с дезадаптацией, - дети и подростки, испытывающие трудности в общении и другие.

4.4. По запросу родителей (законных представителей) индивидуальная психологопедагогическая диагностика может быть проведена с несовершеннолетними младше трех лет с целью выработки рекомендаций обратившимся (родителям).

4.5. В случае длительного отсутствия положительной динамики у ребёнка специалисты Службы должны рекомендовать родителям ребёнка обратиться к специалистам детской поликлиники (невропатолог, психиатр) или в территориальную ПМПК для определения индивидуального маршрута развития и специальных условий для получения образования.

 4.6. В течение учебного года объёмные ориентировочные показатели деятельности педагога – психолога составляют: - индивидуальное обследование: 50-100 человек, - групповое обследование: 10-20 классов (групп), - индивидуальная консультация: 100-150 консультаций, - индивидуальное занятие: 100-150 занятий, - групповое занятие: 50-100 занятий, - просветительская работа со взрослыми: 20 занятий, - участие в консилиумах, комиссиях, заседаниях: 10 заседаний. Время, затраченное на исполнение того или иного вида работ, также может варьироваться в зависимости от причин обращений к психологу, первичности или повторности обращения, возраста, состояния и других особенностей воспитанников/ обращающихся. В соответствии с запросами администрации образовательных учреждений, сочетание видов работ и количество рабочего времени на их исполнение может варьироваться.

 4.7. В целях упорядочения работы Службы, определения её места в общей системе деятельности образовательных учреждений и оценки её эффективности, для педагогов-психологов, работающих в образовательных учреждениях Губкинского городского округа, введены установленные формы документации. Установленные формы документации специалистов Службы являются основой для контроля и оценки 6 деятельности педагога-психолога и содержат: количественные данные о проведенной в течение года работе; основные проблемы, по которым обращались к психологу; примененные методы и технологии; качественную характеристику проведенной работы (приложение 2).

V. Полномочия педагога-психолога

 5.1. Права и обязанности педагога-психолога устанавливаются законодательством РФ, настоящим Положением.

5.2. В своей профессиональной деятельности педагог-психолог обязан:

- рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей профессиональной компетенции. Не брать на себя решение вопросов, невыполнимых с точки зрения современного состояния психологической науки и практики, а также находящихся в компетенции представителей других специальностей;

 - использовать в своей работе только психолого-педагогические методы. Не применять методов, требующих медицинской квалификации (гипноза, медитативных техник, фармакологических средств и т. п.);

- знать новейшие достижения психологической науки в целом: - применять современные обоснованные методы диагностической, развивающей, психокоррекционной, психопрофилактической работы;

- в решении всех вопросов исходить из интересов ребенка, задач его полноценного психического развития: - оказывать психолого-педагогическую помощь работникам образования, администрации и педагогическим коллективам учебно-воспитательных учреждений, родителям, законным представителям несовершеннолетних в решении основных проблем, связанных с обеспечением полноценного психического развития детей, обеспечением индивидуализированного подхода к детям; - хранить профессиональную тайну: не распространять сведения, полученные в результате диагностической, консультативной и других видов работ, если ознакомление с ними не является необходимым для осуществления педагогического, медицинского, социального или другого аспекта психокоррекционной, развивающей работы и может нанести ущерб ребенку или его окружению;

 - вести запись и регистрацию всех видов работ;

- постоянно повышать свою профессиональную квалификацию.

 5.3. Ответственность педагога-психолога: - педагог-психолог несет профессиональную персональную ответственность за

- правильность психологического диагноза, адекватность используемых диагностических, развивающих, коррекционных и психопрофилактических методов и средств, обоснованность даваемых рекомендаций;

- педагог-психолог несет ответственность за оформление и сохранность протоколов обследований, документации в установленном порядке;

- педагог-психолог несет персональную ответственность за сохранение конфиденциальной информации в интересах клиента.

5.4. В своей профессиональной деятельности педагог-психолог имеет право:

 - самостоятельно определять приоритетные направления работы с учетом конкретных условий образовательного учреждения;

- самостоятельно формулировать конкретные задачи работы с детьми и взрослыми, выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об очередности проведения различных видов работ;

- отказываться от выполнения возложенных на него обязанностей при отсутствии необходимых условий для успешного выполнения профессиональных обязанностей;

- обмениваться информацией со специалистами смежных специальностей и представителями других ведомств в интересах ребенка; - при оказании психологической помощи, педагог-психолог независим в своих решениях, выборе стратегий, руководствуется интересами клиента, профессиональным долгом и этикой (приложение 3).

5.5. Взаимодействие и сотрудничество специалистов психологической службы с учреждениями, организациями, ведомствами определяется Моделью психолого-педагогической службы образовательных учреждений Губкинского городского округа Белгородской области (приложение 4)

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Требования к кабинету

педагога – психолога образовательного учреждения

Пространственная организация кабинета:

 - зона консультативной работы;

- зона индивидуальных и групповых развивающих занятий;

 - зона организационно – планирующей деятельности;

 - зона релаксации и психического расслабления (может быть определена как отдельным помещением: сенсорной комнатой, комнатой психологической разгрузки, так и зоной отдыха и релаксации в кабинете педагога-психолога). Мебель и оборудование должны соответствовать пространственным зонам кабинета.

Примерный перечень мебели: шкафы для пособий; книжные полки; сейф; стол канцелярский; комплект "парта", стулья.; учебная доска; журнальный стол.; ковер; кресла.

Примерный перечень учебно-методических пособий и технических средств обучения:

- компьютер;

-звуковоспроизводящие технические средства;

- калькулятор;

- записи с произведениями классической музыки;

 - диагностический инструментарий, раздаточный тестовый материал, бланки методик для индивидуального тестирования;

- материал для коррекционно-развивающей работы с детьми (наборы цветных карандашей, красок, мелков; таблицы, на которых изображены предметы с недостающими деталями; таблицы с изображением контура, силуэта, частей знакомых предметов. «Зашумлённые изображения; набор карточек с изображением геометрических фигур двух размеров (большие и маленькие); четырёх цветов (красные, зелёные, синие, жёлтые); разрезные предметные картинки (2-4 части); картинки для определения правой, левой стороны, понятий «низ», «верх», «посередине»; дидактическая игра «Третий лишний»; бланки с заданием на выделение существенных признаков; наборы сюжетных картин с изображением различных ситуаций, подлежащих оценке; карточки, на которых изображены люди, взаимодействующие друг с другом) и др.;

- материал для консультирования и психологического просвещения (памятки для родителей, педагогов, детей; буклеты, брошюры, стендовая информация).

 ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Формы для ведения документации педагога-психолога

ДОКУМЕНТАЦИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

 План работы педагога-психолога

 График работы  Журнал консультаций педагога-психолога

  Журнал учета групповых психодиагностических исследований

 Журнал учета групповых форм работы

  Программа работы педагога-психолога с группой

  Программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий

 Заключение по результатам психодиагностического исследования (индивидуальное)

 Карта психологического здоровья обучающегося, испытывающего трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации

  Примерная схема психолого-педагогической характеристики

  Уведомление руководителя образовательной организации

 Разработанные рабочие адаптированные программы психолого-педагогического сопровождения в рамках АООП для воспитанников с ОВЗ

 План и отчет по самообразованию на учебный год

ДОКУМЕНТАЦИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

1. Годовой план работы, утвержденный руководителем образовательного учреждения.

План работы

педагога – психолога дошкольного образовательного учреждения________________________

на 20___ - 20___ учебный год

Выявленные проблемы образовательного учреждения:

Цель работы:

Задачи:

Приоритетные направления работы:

Виды (направления) деятельности:   Психодиагностика

№ п/п

Форма проведения/

Цель исследования

Сроки проведения

Отметка о выполнении

Примечание

Первые младшие группы

Вторые младшие группы

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья

Одаренные дети

Воспитатели

Аттестующиеся педагоги

Родители воспитанников младших групп

Родители воспитанников средних групп

Родители воспитанников старших групп

Родители воспитанников подготовительных групп (будущих первоклассников)

Родители воспитанников«группы риска»

Родители воспитанников с ОВЗ

Виды (направления) деятельности Коррекционная и развивающая деятельность

№ п/п

Форма проведения/

Цель исследования

Сроки проведения

Отметка о выполнении

Примечание

Воспитанники подготовительных групп

Воспитанники младших групп

Воспитанники средних групп

Воспитанники средних групп

Воспитанники «группы риска»

Воспитанники с ограниченными возможностями здоровья

Одаренные дети

Виды (направления) деятельности Просвещение (для детей проведение единичных мероприятий и/или организация игровой деятельности))

№ п/п

Форма проведения/

Цель исследования

Сроки проведения

Отметка о выполнении

Примечание

Воспитанники подготовительных групп

Воспитанники младших групп

Воспитанники средних групп

Воспитанники средних групп

Воспитанники «группы риска»

Воспитанники с ограниченными возможностями здоровья

Одаренные дети

Воспитатели

Аттестующиеся педагоги

Родители воспитанников младших групп

Родители воспитанников средних групп

Родители воспитанников старших групп

Родители воспитанников подготовительных групп (будущих первоклассников)

Родители воспитанников«группы риска»

Родители воспитанников с ОВЗ

Виды (направления) деятельности Консультирование

Педагоги (воспитатели, администрация)

Родители будущих первоклассников, воспитанников младших, средних, старших групп, детей с ОВЗ, одаренных детей.

Виды (направления) деятельности Экспертная работа

Виды (направления) деятельности Организационно – методическая

План работы

педагога – психолога общеобразовательного учреждения________________________

на 20___ - 20___ учебный год

Выявленные проблемы образовательного учреждения:

Цель работы:

Задачи:

Приоритетные направления работы:

Виды (направления) деятельности:   Психодиагностика

№ п/п

Форма проведения/

Цель исследования

Сроки проведения

Отметка о выполнении

Примечание

Будущие первоклассники

1

Обучающиеся «группы риска»

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья

Одаренные дети

Аттестующиеся педагоги

Родители будущих первоклассников

Родители овоспитанников с ОВЗ

Виды (направления) деятельности

Коррекционная и развивающая деятельность

№ п/п

Форма проведения/

Цель исследования

Сроки проведения

Отметка о выполнении

Примечание

Будущие первоклассники

Воспитанники «группы риска»

Воспитанники с ограниченными возможностями здоровья

Одаренные дети

Виды (направления) деятельности                   Просвещение

№ п/п

Форма проведения/

Цель исследования

Сроки проведения

Отметка о выполнении

Примечание

Воспитанники с ограниченными возможностями здоровья

Одаренные дети

Аттестующиеся педагоги

Родители будущих первоклассников

Виды (направления) деятельности Консультирование

Родители будущих первоклассников, обучающихся начальных классов, обучающихся среднего звена и старшего звена, детей с ОВЗ, одаренных детей.

Виды (направления) деятельности Экспертная работа

Виды (направления) деятельности Организационно – методическая

2. График (циклограмма) работы, утвержденный руководителем образовательного учреждения.

Согласовано:                                                                        Утверждаю:

председатель первичной                                                                Заведующий

профсоюзной организации                                                        ФИО  

_________ФИО                                                                        ______________

протокол №__ от _____20___г.                                                        «__» _____20___г..

График работы

педагога-психолога

МАДОУФ.И.О.

на 20___ – 20____ учебный год

Дни недели

Время

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

График работы должен отражать основные направления деятельности педагога-психолога по дням в течение рабочей недели и отводимое количество часов по различенным направлениям деятельности.

В течение недели педагог-психолог на 0,9 ставки должен отработать 32.4 часов, из них

-  18 часов – практических: непосредственная работа с детьми, педагогами, родителями;

- 14.4 часов – методических: ведение документации, работа с методической литературой (выполнение указанной работы педагогом-психологом может осуществляться как непосредственно в образовательном учреждении (при обеспечении администрацией образовательного учреждения необходимых условий работы, с учетом специфики и требований к профессиональной деятельности педагога-психолога), так и за его пределами, что предусматривается правилами внутреннего распорядка образовательного учреждении).

3. Планирование работы на неделю или месяц (на усмотрение специалиста). Работа педагога-психолога должна быть включена в общесадовский план работы на месяц.

4. Перечень, используемых в работе программ психопрофилактической, развивающей, коррекционной направленности, рассмотренный вначале учебного года на заседании педагогического совета образовательного учреждения и утвержденный приказом руководителем образовательного учреждения». Краткая характеристика использованных программ дается в свободной форме и включает в себя: цели и направления программ, адресат, авторство, краткое содержание.

5. Журналы учета деятельности педагога-психолога

Журнал учета индивидуальных консультаций

Дата

Время

КОД обратившегося

Пол

Возраст

Повод обращения

Проблема

Результат

Журнал учета групповых форм работы

Аудитория

Список участников

Дата и время встречи

Тема, название работы

Краткое описание хода работы

Примечание

Журнал учета психодиагностических исследований

Аудитория

Методика

Причина исследования

Сроки

Учет результатов исследования

Список

(ФИ)

Результаты

Заключение

В журнале учета психодиагностических исследований отражается диагностическая работа педагога-психолога (по плану) и мониторинги по запросу руководителя образовательного учреждения, администрации Губкинского городского округа.

Журнал учета совместных форм работы

(отражает деятельность по запросу администрации, педагогов образовательного учреждения, а также участие в ПМПк, Советах профилактики, городских М/О педагогов-психологов, городских семинарах).

Дата

Название работы

Краткое описание хода работы

Примечание

Журнал учета коррекционно-развивающей работы

(отражает групповую коррекционно-развивающую работу педагога-психолога по программам).

Журнал коррекционно-развивающей работы

должен содержать следующие разделы:

Список детей

Месяц/Даты

Темы занятий

Примечание

6. Психолого-педагогические представления на детей, состоящих на учете психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения.

7. Документация для индивидуального сопровождения обучающихся (воспитанников) – заключение по результатам проведенного психодиагностического обследования, индивидуальная коррекционно-развивающая программа, карта психолого-педагогической помощи ребенку.

Заключение

по результатам проведенного психодиагностического обследования

Ф.И. ребёнка _________________________________________

Возраст________________________________________________________________

1.Причина исследования (в изложении обратившегося):

2.План исследования:

3. Гипотеза ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Учет результатов тестирования

№ п./п.

Методики

Результаты выполнения

диагностических заданий

Заключение по

результатам диагностики

Рекомендации по результатам обследования: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата __________________________

Ф.И.О. специалиста______________________

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа

Ф.И.О. ребенка______________________________________________________________________
Возраст______________________________________________________________________

Цель: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата

Тема занятия

Результат

Рекомендации родителям_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________педагогам__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ф.И.О. педагога –психолога ______________________________________________________________________

Дата

Карта психолого-педагогической помощи ребенку

Карта № _______________

Фамилия, имя, отчество ребёнка____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата рождения _____________________

Учреждение образования (д/с, школа и т.д.) ________________________________________

Класс (группа) ________________________________________________________________

Адрес __________________________________, телефон _____________________________

Данные о родителях _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Кем направлен _______________________________________________________________________________

Причина обращения __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Анамнестические сведения _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Семья (тип семейного воспитания, оценка семейной ситуации)_______________________________________

_____________________________________________________________________________

Условия проживания ___________________________________________________________

Биологические факторы (особенности раннего развития, наблюдение специалистов, леворукость) _____________________________________________________________________________________________

Общая характеристика возрастного развития _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Наблюдение специалистов _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

Характеристика условий пребывания в образовательном учреждении (проблемы, ресурсы)

                                                                                                         __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Познавательное развитие (интеллектуальные особенности )

_____________________________________________________________________________________________

Личностно-эмоциональное развитие ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Коммуникативное развитие _____________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сильные стороны

Слабые стороны

Динамика коррекционной работы (за прошедший период с_______ по _______ произошли изменения) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендовано _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подпись специалиста  ___________________________________________  

Дата ___________________________________________________________

8. Отчеты педагога-психолога:

- аналитико-статистический отчет за учебный год,

- отчет о работе по оказанию комплексной психолого – медико – педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья  и различными видами дезадаптации,

- социальный паспорт образовательного учреждения .

Аналитико - статистический отчет

Аналитико-статистический отчет за учебный год заверяется руководителем образовательного учреждения.

Аналитико-статистический отчет должен содержать:

- количественные данные о проведенной работе в течение учебного года;

- качественный анализ основных проблем, по которым обращались к психологу;

- статистические данные по основным видам деятельности (согласно плана);

- основные проблемы, выявленные в течение учебного года;

- перспективные направления в работе на следующий учебный год.

        Для проведения мониторинга эффективности деятельности психологической службы Губкинского городского округа в аналитико-статистический отчет необходимо включить информацию по следующим направлениям:

  1. сведения об обеспеченности образовательного учреждения психологическим кабинетом (отдельный, совмещенный); имеется ли кабинет психологической разгрузки или сенсорная комната;
  2. сведения об обеспеченности кабинета техническими средствами (персональный компьютер; мультимедийный проектор, экран; звуковоспроизводящие средства, комплексы биологической обратной связи);
  3. результаты психологического сопровождения обучающихся (воспитанников):

Количество детей в учреждении

Количество детей, нуждающиеся в помощи психолога

Количество детей, которым оказана помощь в течение учебного года

Диагностика

Коррекция и развитие

Консультирование

Индивидуальная всего

Индивидуальная вторично

Групповая всего

Групповая вторично

индивидуальная

Групповая

Индивидуально всего

Индивидуально повторно

Групповое всего

Групповое повторно

  1. результаты психологического сопровождения родителей (законных представителей):

Количество родителей в учреждении

Количество родителей, которым оказана помощь в течение учебного года

Диагностика

Просвещение

Консультирование

Индивидуальная всего

Индивидуальная вторично

Групповая всего

Групповая вторично

индивидуальная

Групповая

Индивидуально всего

Индивидуально повторно

Групповое всего

Групповое повторно

  1. результаты психологического сопровождения педагогов:

Количество родителей в учреждении

Количество родителей, которым оказана помощь в течение учебного года

Диагностика

Просвещение

Консультирование

Индивидуальная всего

Индивидуальная вторично

Групповая всего

Групповая вторично

индивидуальная

Групповая

Индивидуально всего

Индивидуально повторно

Групповое всего

Групповое повторно

Количество педагогов в учреждении

Количество педагогов, которым оказана помощь в течение учебного года

Диагностика

Просвещение, профилактика

Консультирование

Индивидуальная всего

Индивидуальная вторично

Групповая всего

Групповая вторично

индивидуальная

Групповая

Индивидуально всего

Индивидуально повторно

Групповое всего

Групповое повторно

Для педагогов-психологов дошкольных образовательных учреждений

  1. Аналитико-статистический отчет

педагога – психолога дошкольного образовательного учреждения________________________

за 20___ - 20___ учебный год

Виды (направления) деятельности:   Психодиагностика

Проделанная работа

Количество участников

Первые младшие группы

Вторые младшие группы

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья

Одаренные дети

Воспитатели

Аттестующиеся педагоги

Родители воспитанников младших групп

Родители воспитанников средних групп

Родители воспитанников старших групп

Родители воспитанников подготовительных групп (будущих первоклассников)

Родители воспитанников«группы риска»

Родители воспитанников с ОВЗ

Виды (направления) деятельности Коррекционная и развивающая деятельность

Проделанная работа

Количество участников

Воспитанники подготовительных групп

Воспитанники младших групп

Воспитанники средних групп

Воспитанники средних групп

Воспитанники «группы риска»

Воспитанники с ограниченными возможностями здоровья

Одаренные дети

Виды (направления) деятельности Просвещение (для детей проведение единичных мероприятий и/или организация игровой деятельности))

Проделанная работа

Количество участников

Воспитанники подготовительных групп

Воспитанники младших групп

Воспитанники средних групп

Воспитанники средних групп

Воспитанники «группы риска»

Воспитанники с ограниченными возможностями здоровья

Одаренные дети

Воспитатели

Аттестующиеся педагоги

Родители воспитанников младших групп

Родители воспитанников средних групп

Родители воспитанников старших групп

Родители воспитанников подготовительных групп (будущих первоклассников)

Родители воспитанников«группы риска»

Родители воспитанников с ОВЗ

Виды (направления) деятельности Консультирование

Педагоги (воспитатели, администрация)

Родители будущих первоклассников, воспитанников младших, средних, старших групп, детей с ОВЗ, одаренных детей.

Виды (направления) деятельности Экспертная работа

Виды (направления) деятельности Организационно – методическая работа

  1. Заполняются графы, касающиеся деятельности педагога-психолога

Отчет о работе по оказанию комплексной психолого – медико педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и различными видами дезадаптации

в МДОУ ___________________________________________

             в 20__ - 20 __ учебном году

Количество проведенных заседаний ПМПк в том числе:

№п/п

№ протокола

Дата протокола

Повестка дня

Количество членов ПМПк (по приказу ОУ) ___ чел. В том числе:

- председатель (ФИО) ____________________________________________

- секретарь (ФИО) ________________________________________________

- воспитатель (ФИО) ______________________________________________

- педагог – психолог (ФИО) _________________________________________

- учитель – логопед (ФИО) _________________________________________

- врач (медсестра) (ФИО) __________________________________________

- другие специалисты (указать какие) (ФИО) __________________________

На психолого – медико – педагогический консилиум было представлено:

№ п/п

Представлено на ПМПк УО (оказывалась помощь)

Количество человек

1

За период с ___ по ___ 20 ___ года

За период с ___ по ___ 20 ___ года

Количество детей (вместе с детьми с ОВЗ), обследованных на ПМПк в учебном году ___ чел., из них выявлено детей, нуждающихся в помощи ____ чел. (____% от общего числа обследованных), охвачено помощью ___ чел. (_____% от числа нуждающихся).

Количество детей, прошедших обследование на ПМПк по группам

Группы

младшие

средние

старшие

подготовительные

группы компенсирующей направленности (указать ОДА, ТНР, ЗПР)

Количество детей, нуждающихся в помощи специалистов ПМПк по группам

Группы

младшие

средние

старшие

подготовительные

группы компенсирующей направленности (указать ОДА, ТНР, ЗПР)

Количество детей, охваченных помощью специалистов ПМПк по группам

Группы

младшие

средние

старшие

подготовительные

группы компенсирующей направленности (указать ОДА, ТНР, ЗПР)

Количество детей с ОВЗ по банку данных ___ чел., нуждающихся в помощи ____ чел. (____% от общего числа детей с ОВЗ), охвачено помощью ___ чел. (___%  от числа нуждающихся) в том числе по группам:

Виды сопровождения

Группы

младшая

средняя

старшие

подготовительные

группы компенсирующей направленности

Педагогическое

Психологическое

Логопедическое

Медицинское

Количество детей-инвалидов - ___ чел., из них нуждающихся в сопровождении ___ чел. (__%), оказывалось сопровождение ___ чел. (___% от нуждающихся). Причины, по которым детям-инвалидам помощь не оказывалась ______________________________.

Динамика развития детей с ограниченными возможностями здоровья и различными видами дезадаптации, в отношении которых осуществлялось психолого – медико- педагогическое сопровождение:

Характер динамики

Количество детей

% от общего числа детей, которым оказывалась помощь

Положительная

Незначительная

Волнообразная

Отрицательная

Всего

Количество детей, выведенных из групп работы с узкими специалистами после коррекционно – развивающих занятий в связи с устранением выявленных нарушений ___ чел., в том числе по группам:

Виды сопровождения

Группы

младшая

средняя

старшие

подготовительные

группы компенсирующей направленности

Педагогическое

Психологическое

Логопедическое

Медицинское

Количество детей, направленных ПМПк в учебном году на городскую психолого – медико – педагогическую комиссию ____чел., в том числе по группам:

Количество детей

Группы

младшая

средняя

старшие

подготовительные

группы компенсирующей направленности

Первично

Повторно

Всего:

Количество детей, направленных ПМПк в учебном году на центральную межведомственную постоянно действующую психолого – медико-педагогическую комиссию (ЦМПМПК) __ чел., в том числе по группам:

Количество детей

Группы

младшая

средняя

старшие

подготовительные

группы компенсирующей направленности

Первично

Повторно

Всего:

Количество детей, выведенных из обычных групп в группы компенсирующей направленности компенсирующего обучения ___чел., в том числе по группам:

Количество детей

Группы

младшая

средняя

старшие

подготовительные

Первично

Повторно

Всего:

Осуществление контроля за деятельностью ПМПк и специалистов на совещаниях при директоре, педагогическом совете, методических объединениях и т.д. (дата и номер протокола, номер приказа, справки) _______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Выявление проблемы по организации и содержанию деятельности ПМПк ОУ в учебном году

  • _________________________________________________________________
  • _________________________________________________________________

Пути решения выявленных проблем:

  • _________________________________________________________________
  • _________________________________________________________________

  1. Банк данных детей-инвалидов

Сводные сведения о детях-инвалидах

Наименование образовательного учреждения

Общее количество инвалидов

Год

Реабилитация инвалидов

Общее количество детей-инвалидов, нуждающихся в реабилитации

Планируется к реабилитации

Количество (чел.)

% от общего количества

2015

2016

2017

2018

Сведения о детях-инвалидах, воспитанников МАДОУ ___

(по состоянию на начало 2018- 2019 учебного года)

№ п/п

Ф.И.О. ребенка

Дата рождения

Полных

лет

(на 01.09.14)

Домашний

адрес

Класс

Диагноз или шифр диагноза

№ справки МСЭ об инвалидности и дата выдачи

№ индив.

программы

реабилитации

(ИПР) и дата выдачи

Вид

нарушения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Примечания:

- в столбце «Вид нарушения» необходимо указать номер вида нарушений в соответствии с таблицей «Информация о видах нарушений», приложение №8. В случае, если нарушение нельзя отнести к какому-либо из перечисленных видов, необходимо внести пометку «другие нарушения»

Таблица «Информация о видах нарушений»

I вид

неслышащие дети

II вид

слабослышащие дети, имеющие частичную потерю слуха и различную степень недоразвития речи, позднооглохшие дети, сохранившие  самостоятельную речь

III вид

незрячие дети, дети с остаточным зрением (0,04 и ниже) и более высокой остротой зрения (0,08) при наличии сложных сочетаний нарушений зрительных функций, с прогрессирующими глазными заболеваниями, ведущими к слепоте;

IV вид

слабовидящие дети с остротой зрения от 0,05 до 0,4 на лучше видящем глазу с переносимой коррекцией, дети с более высокой остротой зрения при прогрессирующих или частично рецидивирующих заболеваниях, при наличии астенических явлений, возникающих при чтении и письме на близком расстоянии;

 дети с косоглазием и амблиопией, имеющие более высокую остроту зрения ( выше 0,4).

V вид

дети, имеющие общее недоразвитие речи I- II уровня, тяжелой степени (алалия, дизартрия, ринолалия, афазия) общее недоразвитие речи, сопровождающееся заиканием.

VI вид

дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата: с двигательными нарушениями различной этиологии и степени выраженности, детским церебральным параличом, с врожденными и приобретенными деформациями опорно-двигательного аппарата, вялыми параличами верхних и нижних конечностей, парезами и парапарезами верхних и нижних конечностей.

VII вид

дети с задержкой психического развития.

VIII вид

дети с умственной отсталостью, в том числе с глубокой умственной отсталостью.

Поведенческие нарушения

Дети с выраженными (глубокими) нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения

п /п

Ф.И.О ребенка

Дата

рождения

№ справки об инвалидности, дата

определ.

инвалидности

Срок действия инвалидности

Диагноз

или шифр диагноза

Обучение

Примечание

Справка ВК

Заключение ЦМПМПК

Заключение

ПМПК

Банк данных детей-инвалидов, находящихся в группах компенсирующей направленности в МАДОУ№___

(по состоянию на начало__________ учебного года)

Социальный паспорт (заполняется на начало учебного года)

МДОУ № _____________________________________

по состоянию на начало 20__ - 20____учебного года

Характеристика

Кол-во

%

Всего детей в школе

Общее число семей

Из них:

Неполные семьи

 -   в них детей

Неблагополучные

- в них детей

Многодетные

- в них детей

Опекаемые

- в них детей

Малообеспеченные

- в них детей

Воспитанники  «группы риска»

Учащиеся-инвалиды

Социальный состав и занятость родителей:

Рабочие

Инженерно-технических работников

Медицинские работники

Педагоги

Работники культуры

Работники торговли и обслуживания

Предприниматели

Служащие МВД и ФСБ

Военнослужащие

Пенсионеры

Безработные

Родители-инвалиды

Образовательный уровень родителей

Начальное образование

Неполное среднее образование

Среднее образование

Среднее - специальное

Неполное высшее образование

Высшее

Ученая степень

Возраст родителей (лиц их заменяющих)

От 20 до 30

От 30 до 40

От 40 до 50

более 50

Количество детей в семьях

Один ребенок

Двое детей

Три и более

Педагог-психолог                                                        /______________/

Заведующая:                                                                                                                                                                        /____________/

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

Этический кодекс педагога- психолога в системе образования 

1. Общие положения

1.1. Настоящий этический кодекс педагога-психолога в системе образования (в дальнейшем Кодекс) является составной частью Муниципального положения о службе практической психологии в системе образования.

1.2. Кодекс упорядочивает вопросы профессиональной этики педагога-психолога, что подразумевает реализацию специфических нравственных требовании, норм поведения во взаимоотношениях в профессиональной деятельности.

1.3. Кодекс регулирует взаимодействие педагога-психолога образовательного учреждения с другими участниками учебно-воспитательного процесса, определяет его отношение к профессиональной деятельности и к собственным профессионально значимым качествам.

1.4. Под участниками учебно-воспитательного процесса (УВП) понимаются: — дети раннего и дошкольного возраста, учащееся школ с 1-го по 11-й класс, в дальнейшем именуемые «ребенок»; — родители, бабушки, дедушки, совершеннолетние братья и сестры и лица, их заменяющие (опекуны, попечители и др.), в дальнейшем именуемые «родители»; — учителя, воспитатели ДОУ и групп продленного дня, специалисты, работающие с детьми (социальные педагоги, логопеды и др.), педагоги дополнительного образования, администрация образовательных учреждений, в дальнейшем именуемые «педагог».

1.5. Кодекс разработан на основе Федерального закона об образовании; Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС ООО), в том числе требованиям к психолого-педагогическим условиям реализации образовательных программ; профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»; Концепции развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года; Методические рекомендации «Система функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях», утвержденных Распоряжением Минпросвещения России от 28.12.2020г. №З-193.

1.6. Кодекс является документом, открытым для ознакомления для всех участников учебновоспитательного процесса (детьми, родителями, педагогами). Педагог-психолог стремится максимально информировать участников учебно-воспитательного процесса о его содержании.

1.7. Следование кодексу или пренебрежение им учитывается при определении уровня квалификации педагога-психолога.

1.8. Изменения и дополнения в кодекс могут вноситься по инициативе как отдельных практических психологов системы образования, так и психологических служб образовательных учреждений; изменения и дополнения утверждаются профессиональными общественными объединениями.

2. Правила взаимодействия педагога-психолога с участниками учебно-воспитательного процесса

2.1. Общие правила. Проявлять искреннюю заинтересованность, доброжелательность по отношению к участнику УВП; уметь располагать к общению, вызывать интерес и желание сотрудничать. Строить свою работу на взаимном доверии и уважении к личности участника УВП, независимо от его возраста, социального статуса и др. Проявлять веру в успех, в способность взрослого или ребенка справиться с ситуацией, проблемой, поддерживать веру в его с собственные силы. Относиться к любой проблеме взрослого или ребенка как к объективно существующей. Уметь ориентироваться в сложившейся ситуации, быть беспристрастным в анализе событий. 36 Быть корректным в процессе получения информации, осторожно ее использовать, соблюдать принцип конфиденциальности. Быть ответственным за выполнение взятых на себя обязательств. Формировать адекватное представление о работе практического психолога, областях его деятельности и компетентности.

2.2. Правила взаимодействия педагога-психолога с ребенком. Видеть индивидуальность ребенка, принимать его таким, какой он есть. Налаживать общение с ребенком на уровне, адекватном его возрастным и личностным особенностям. Давать рекомендации ребенку в корректной и доступной для него форме, причем рекомендации должны быть выполнимы. Проводить индивидуальную психологическую работу с ребенком до 14 лет с согласия родителей, кроме случаев обращения самого ребенка или при угрозе его здоровью (физическому и/или психическому). Производить ознакомление третьих лиц с информацией, полученной в рамках профессионального общения с ребенком (результатами диагностики и т. д.), с согласия самого ребенка, начиная с 10-летнего возраста. При этом доводятся до сведения не результаты диагностики отдельного ребенка, а выводы и рекомендации. Учить ребенка принимать свои индивидуальные особенности, использовать их для достижения собственных целей.

2.3. Правила взаимодействия педагога-психолога с родителями. Помогать родителям в защите прав ребенка и его личностного достоинства, при необходимости информировать их о существующих правах ребенка и путях их соблюдения. Создавать у родителей мотивацию сотрудничества с психологом. Способствовать повышению родительской компетентности и активизации родительского потенциала для решения проблем ребенка. Запрашивать информацию о внутреннем мире родителей и их взаимоотношениях только в той мере, в какой это необходимо для осуществления психологического сопровождения развития ребенка. В случае необходимости передачи информации, полученной в рамках профессионального общения с родителями (результатами диагностики и т. д.), третьему лицу, делать это с согласия родителей, за исключением случаев, когда нераспространение этих сведений может нанести вред здоровью (физическому и/или психическому) их или ребенка.

2.4. Правила взаимодействия педагога-психолога с педагогами. Помогать педагогам в защите прав ребенка и его личного достоинства. Соблюдать позицию равенства и сотрудничества в общении с педагогами. Следить за новыми научно-практическими разработками в области психологии и педагогики с целью достижения наибольшего взаимопонимания при работе с педагогами. В случае необходимости передачи информации, полученной в рамках профессионального общения с педагогом (результатами диагностики и т. д.), третьему лицу (в том числе и администрации), делать это с согласия педагога. Администрации и педагогам информация предоставляется либо в обобщенном виде, либо в виде рекомендаций и предложений. Содействовать профессиональной эффективности и личностной успешности педагога.

3. Требования к профессиональным качествам психолога

3.1. Правила профессионального самоотношения. Анализировать свое физическое и психическое состояние в процессе профессиональной деятельности. Стремиться к здоровому образу жизни, в частности соблюдать режим труда и отдыха, поддерживать оптимальную работоспособность. Дозировать эмоциональную нагрузку, противостоять манипулированию, то есть быть готовым к психологической защите. Использовать профессиональное общение как один из способов повышения квалификации и как средство психогигиены. Регулировать объем своей работы в соответствии с нормативами профессиональной деятельности и своим психофизическим состоянием. Быть готовым к решению собственных проблем, в том числе при необходимости обращаться к другим специалистам (психологу, психотерапевту, психиатру). Использовать общественные объединения психологов для защиты профессиональных прав и интересов. 3.2. Качества, способствующие профессиональной эффективности деятельности педагогапсихолога. Социально-психологическая компетентность как способность эффективно взаимодействовать с окружающими людьми в системе межличностных отношений, как умение ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональное состояние других людей, выбрать адекватные способы обращения с ними и реализовывать эти способы в процессе взаимодействия. Способность к индивидуализации как умение различать индивидуальные черты личности и в соответствии с ними изменять процесс взаимодействия (например, при модификации коррекционно - развивающих программ). Эмпатия как способность к сочувствию, сопереживанию другим людям, к пониманию их состояния, как готовность оказать им посильную помощь (предполагает определение возможных путей выхода). Способность к саморегуляции как умение управлять собственным эмоциональным состоянием и мобилизовывать психические функции. Рефлексия как способность осознавать собственные потребности и мотивы, анализировать свои мысли, чувства и поступки, как способность к самопознанию. Толерантность, как отсутствие или ослабление реагирования на неблагоприятные факторы (проявляется в выдержке, самообладании). Эрудиция как общая информированность о различных областях жизнедеятельности общества и человека.

3.3. Факторы, препятствующие профессиональной эффективности деятельности педагогапсихолога. Низкий уровень мотивации труда, отсутствие осознания своей профессиональной миссии. Недостаточная выраженность профессионально значимых качеств (см. п. З.2.). Отстраненность и неумение воздействовать на участников образовательного процесса: неумение выбрать оптимальную зону профессионального приложения; стереотипность в работе, привязанность к одному подходу, категоричность; оценочное отношение к личности и точкам зрения; стремление к самоутверждению посредством клиента; неадекватное видение своих прямых действий и их результатов; отсутствие потребности в самореализации, саморазвитии.

 ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Модель психолого-педагогической службы образовательных учреждений Губкинского городского округа Белгородской области

         Основной целью муниципальной психолого-педагогической службы Губкинского городского округа является психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса, направленное на сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся; формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни.

Психолого-педагогическая служба решает следующие задачи: - успешная адаптация и социализация детей в современном обществе; - формирование безопасного, ответственного поведения детей и профилактика рисков современного детства; - выявление психолого-педагогических особенностей развития детей и психологопедагогическая коррекция выявленных нарушений; - оказание психолого-педагогической помощи детям с особыми образовательными потребностями, трудностями освоения основных образовательных программ, проблемами поведения, в том числе детям с ограниченными возможностями здоровья и детяминвалидам. Для реализации основной цели и решения задач в Губкинском городском округе действует многоуровневая организационная система психолого-педагогического сопровождения образования, обеспечивающая оказание доступной, эффективной и разнообразной психологической помощи всем субъектам образовательного процесса. Модель муниципальной психолого-педагогической службы имеет следующую структуру. Первый уровень – представлен специалистами психолого-педагогического профиля (педагогами-психологами, учителями-логопедами, дефектологами, социальными педагогами, тьюторами), которые осуществляют деятельность в образовательных учреждениях. Специалисты психолого-педагогического профиля взаимодействуя с администрацией и педагогическими работниками, решают следующие задачи: - выявление и педагогическая коррекция трудностей ребенка в освоении образовательной программы, развитии, социализации; - построение индивидуального образовательного маршрута и координация участников образовательных отношений в целях успешности каждого ребенка; - первичная профилактика социальных рисков и негативных проявлений среди детей и подростков. Педагоги-психологи с подготовкой в области возрастной, социальной и педагогической психологии консультируют субъектов образовательного процесса, совместно с воспитателями и классными руководителями проектируют психологически безопасную образовательную среду, развивают психолого-педагогические компетенции детей, родителей и педагогов. Специалисты психологической службы с подготовкой в области коррекционной психологии совместно с учителями-логопедами, дефектологами, тьюторами участвуют в реализации адаптированных основных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья и оказывают коррекционно-развивающую помощь детям, испытывающим трудности в освоении основных образовательных программ. Второй уровень представлен психолого-педагогическими консилиумами образовательных учреждений и руководителями муниципальных служб (психолого-педагогической, дефектологической, социально-педагогической, коррекционной, службой тьюторского сопровождения). В каждом образовательном учреждении Губкинского городского округа, независимо от типа и вида, создан и функционирует психолого-педагогический консилиум, который обеспечивает единство подходов к оказанию и оценке эффективности психолого-педагогической помощи воспитанникам/обучающимся. Психолого-педагогический консилиум является одной из форм взаимодействия руководящих и педагогических работников учреждения, осуществляющей образовательную деятельность, с целью создания оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации обучающихся/воспитанников посредством психолого-педагогического сопровождения. Деятельность психолого-педагогического консилиума направлена на выявление трудностей в освоении образовательных программ, особенностей в развитии, социальной адаптации и поведении обучающихся для последующего принятия решений об организации психолого-педагогического сопровождения; разработку рекомендаций по организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся; консультирование участников образовательных отношений по вопросам актуального психофизического состояния и возможностей обучающихся; содержание и оказание им психолого-педагогической помощи, создание специальных условий получения образования. Психолого-медико-педагогический консилиум является коллегиальной формой организации сопровождения детей с особыми образовательными потребностями, положение и регламент работы которой разрабатывается образовательной организацией самостоятельно и утверждается локальным актом. Специалисты консилиума проводят мониторинг и следят за динамикой развития детей, своевременно вносят коррективы в программы обучения, рабочие коррекционные программы; рассматривают спорные и конфликтные случаи, предлагают и осуществляют отбор необходимых для обучающихся/воспитанников дополнительных дидактических материалов и учебных пособий. В состав ППк образовательной организации входят педагог-психолог, учительдефектолог, учитель-логопед, педагог (учитель-предметник), социальный педагог, врач (при наличии), а также представитель администрации. Специалисты на заседаниях консилиума обсуждают результаты диагностической деятельности — наблюдений, экспертных опросов педагогов и родителей, обследования детей. При этом обсуждению на консилиуме подлежат не сами первичные данные, а определенные аналитические обобщенные материалы. В этих материалах информация о ребенке или его семье облекаются в формы, не нарушающие их права на 40 конфиденциальность. Результаты диагностической работы вносятся в представления психолого-педагогического обследования. Специалисты психолого-педагогического сопровождения осуществляют свою деятельность в единой логике на основе решений психолого-педагогических консилиумов образовательных учреждений. Психолого-педагогические консилиумы образовательных организаций при стойких трудностях основной образовательной программы или с целью определения специальных условий для получения образования вправе порекомендовать родителям (законным представителям) пройти процедуру комплексного психолого-медико-педагогического обследования ребенка в территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (ТПМПК). С целью обмена практическим опытом и выстраивания единой системы работы на муниципальном уровне члены психолого-педагогических консилиумов взаимодействуют с руководителями муниципальных служб, наставниками, которые осуществляют координирование и методическое сопровождение деятельности педагогов-психологов, учителей-логопедов, дефектологов, социальных педагогов, учителей классов для учащихся с ОВЗ, тьюторов образовательных организаций. Руководители муниципальных служб (психолого-педагогической, дефектологической, социально-педагогической, коррекционной, службой тьюторского сопровождения) сотрудничают с муниципальными методическими объединениями специалистов психолого-педагогического профиля образовательных учреждений Губкинского городского округа. Третий уровень предполагает взаимодействие специалистов психологопедагогической службы на уровне муниципалитета. На этом уровне в систему психолого-педагогического сопровождения включены муниципальное бюджетное учреждение «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи», территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия (ТПМПК), муниципальные методические объединения специалистов психологопедагогического профиля. Выработку единых подходов к организации психолого-педагогического сопровождения в Губкинском городском округе осуществляет муниципальное бюджетное учреждение «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи». Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи координирует деятельность специалистов психолого-педагогической службы, направленную на персонализацию и реализацию индивидуальных образовательных маршрутов в образовательных учреждениях, оказание специализированной помощи семьям и детям с особыми образовательными потребностями. Одним из основных видов деятельности МБУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» является оказание методической помощи организациям, осуществляющим образовательную деятельность, включая помощь в разработке образовательных программ, индивидуальных учебных планов, выборе оптимальных методов обучения и воспитания обучающихся, испытывающих трудности в 41 освоении основных общеобразовательных программ, выявлении и устранении потенциальных препятствий к образованию несовершеннолетних. Структурным подразделением МБУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» является территориальная психолого-медикопедагогическая комиссия (ТПМПК), которая обеспечивает определение специальных условий для получения образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья. Деятельность ТПМПК направлена на определение ресурсов, задач, направлений, объема, форм и методов оказания коррекционно-развивающей помощи детям с особенностями развития, отработку и трансляцию эффективных моделей инклюзивного образования. Повышение профессиональной компетентности специалистов психологопедагогической службы осуществляется посредством работы муниципальных методических объединений. Муниципальные методические объединения осуществляют консультативную помощь и методическое сопровождение образовательных учреждений по вопросам организации психолого-педагогического сопровождения. Ежеквартально для специалистов психолого-педагогической службы проводятся организационно-методические мероприятия (конкурсы, семинары, конференции, заседания, круглые столы, вебинары) с целью информирования, консультирования и повышения профессионального мастерства по различным направлениям деятельности специалистов психолого-педагогической службы. Муниципальные методические объединения специалистов являются формой обмена практико-ориентированного опыта специалистов психолого-педагогической службы, способствуют повышению их профессионального уровня. Механизмами управления психолого-педагогической службой является система критериев эффективности ее деятельности. Критерии включают в себя такие показатели работы службы: - проведение мониторинговых исследований, направленных на выявление у несовершеннолетних эмоционального благополучия и нарушений социализации; - охват детей, нуждающихся в услугах психолого-педагогической помощи; - качество по оказанию психолого-педагогической помощи обучающимся/воспитанникам, в том числе детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам; - деятельность психолого-педагогического консилиума, как постоянно действующей структуры в образовательной организации; - развитие единой системы работы специалистов психолого-педагогических служб образовательных учреждений; - формирование структуры межведомственного взаимодействия. Модель психолого-педагогической службы в структуре муниципального образования позволяет обеспечить цикл реализуемых на трех уровнях взаимосвязанных процессов, в центре которых находятся ребенок, его благополучие и успешность. При этом каждый из процессов на своем уровне направлен на решение четко определенных задач и  достижения предполагаемых результатов психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса. Межведомственное взаимодействие включает актуализацию механизмов передачи информации и сотрудничество с учреждениями, организациями и ведомствами, вовлеченными в обеспечение прав и интересов детей на территории Губкинского городского округа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы психологической службы в ДОУ

Материал раскрывает содержание работы психологической службы в ДОУ: контингент, цели и задачи, направления работы, нормативно-правовая база и т. д. ...

Система работы психологической службы в период адаптации детей к ДОУ

В данной статье представлена система работы по адаптации детей к детскому саду, разработанная психологической службой ГБДОУ....

Основные направления, формы и методы работы психологической службы

В данной работе отражены основные направления, формы и методы работы психологической службы в ДОУ....

Презентация.Система организации работы Психологической службы.

       Цель: обеспечить всестороннее психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса....

Эффективная работа психологической службы дошкольного образовательного учреждения как условие психологической стабильности детей, сотрудников и родителей

В статье освещены практические методы работы психологической службы дошкольного образовательного учреждения со всеми участниками образо-вательного процесса от периода раннего детства до предшкольного ...

Положение о деятельности психологической службы

Настоящее Положение определяет содержание деятельности психологической службы образовательной организации и является правовой и организационно-методической основой  организации деятельн...