Система работы психологической службы в период адаптации детей к ДОУ
методическая разработка (младшая группа) по теме
В данной статье представлена система работы по адаптации детей к детскому саду, разработанная психологической службой ГБДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_raboty_po_adaptacii_detey_gbdou.docx | 20.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Система работы психологической службы в период адаптации детей к ДОУ
Проблема адаптации детей к детскому саду остро стоит в дошкольном детстве. В нее включены все участники образовательного процесса дети, родители и педагоги. Для детей жизнь существенным образом изменяется: строгий режим дня, отсутствие родителей или других близких взрослых, новые требования к поведению, опыт коллективного общения. У родителей возникает тревога за своего ребенка, они также тяжело привыкают к требованиям детского сада. А педагогам бывает сложно найти подход к новым воспитанникам и их родителям.
Детские психологи и врачи – терапевты разделяют всех детей на три основных группы:
- Первая группа адаптации. В эту группу попадают те дети, которые переносят адаптационный период наиболее тяжело. Они сразу же после начала посещения детского садика начинают непрерывно болеть, причем абсолютно независимо от времени года. Кроме того, в подобной группе малышей не редки различные нервно – психические расстройства, зачастую довольно серьезные.
- Вторая группа адаптации. Дети, которые попадают во вторую группу адаптации, также сразу же после начала посещения садика начинают болеть различными простудными и острыми респираторными заболеваниями. Однако, в отличие от первой группы, у подобных малышей никаких нервно – психических расстройств не наблюдается, разве что некоторое легкое беспокойство в первые дни.
- Третья группа адаптации. Ну а к третьей группе адаптации специалисты относят тех детей, у которых адаптационный период проходит абсолютно без всяких осложнений.
Психологической службой разработана система работы ДОУ по адаптации детей к условиям детского сада.
Под системой работы психологической службы в ДОУ понимается последовательность организационных форм работы педагога-психолога (с воспитателями, родителями и детьми), обеспечивающая комплексное сопровождение психологического развития ребенка в детском саду и координацию усилий всех участников образовательного процесса.
Система работы по адаптации детей включает в себя три направления: работа с детьми, семьей и педагогами.
На первом этапе в мае проводится организационное родительское собрание, на котором администрация знакомит родителей с режимом работы и коллективом ДОУ, психологической службой даются разработанные рекомендации по подготовке детей к детскому саду. Родителям предлагается заполнить анкеты, так же им вручаются памятки по адаптации детей и развернутая визитка детского сада. Родителей знакомят с педагогами группы, специалистами и помещением группы. По завершении встречи родителям рекомендуется неформальное посещение детского сада с ребенком в летний период. Т.е. прогулки по территории с сопроводительным рассказом о садике, причём рассказ должен быть очень красочный и, позитивный.
На следующем этапе психологом проводится консультация с педагогами адаптационных групп «Как правильно организовать работу в период адаптации» определяются цели и задачи на этот период и намечаются пути реализации. Особенности адаптации детей с нарушениями речи и с ослабленным здоровьем.
В конце августа проводится день открытых дверей «Первый раз в детский сад». В непринужденной обстановке родители и дети знакомятся с сотрудниками детского сада. В каждом кабинете, в музыкальном и физкультурном залах, бассейне, «Зимнем саду» – их встречают педагоги, где они родителям представляют свои кабинеты, а для детей приготовили игры, конкурсы и представления.
Психологической службой проводятся совместные занятия с детьми, родителями и педагогами в сенсорной комнате, и в кабинете, где используются арттерапевтические и песочные техники.
В группах детей и родителей ждет «сюрприз» - их встречают сказочные персонажи и сладкий стол. Так же проводится экскурсия по группе, в которой участвует педагоги, родители и ребёнок.
На следующем этапе по результатам анкетирования родителей педагогом-психологом для педагогов составляются отдельные рекомендации на каждого ребенка.
В первые дни посещения детей детского сада родителям рекомендован режим кратковременного пребывания. В первый день кратковременное знакомство с воспитателем, направленно на формирование интереса к детскому саду, на установление контакта между ребёнком и воспитателем в новой ситуации. Далее проводится день «Любимой игрушки» - знакомые предметы создают для ребенка фон уверенности, обеспечивает психологический комфорт, помогает ему отвлечься от расставания с близкими.
Непосредственно в сентябре, октябре во время пребывания в детей в детском саду проводится систематизированная работа в виде запланированных занятий с психологом, которая была направлена:
- на снятие эмоционального напряжения;
- преодолений стрессовых состояний;
- формирование навыков взаимодействия с взрослыми и сверстниками;
Также в случае тяжелой адаптации проводятся индивидуальные занятия с ребенком. Параллельно проходит психологическая диагностика. Результаты, которой были, представляются на ПМПк. для определения индивидуального образовательного маршрута детей.
Работа с педагогами представляет собой консультации как индивидуальные, так и малыми группами. В ходе, которых совместно разрабатываются пути преодоления трудностей в работе педагогов с детьми в период адаптации. Отрабатываются навыки взаимодействия педагогов с родителями.
На этом этапе педагог-психолог проводит с родителями индивидуальные и групповые консультации, принимает участие в родительских собраниях, готовит материалы для оформления родительских уголков, на стенде психолога и в папках передвижках адаптационных групп. На сайте учреждения публикуются «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа работы с родителями в период адаптации детей к ДОУ
Работа с семьей — важная задача образовательной системы. Именно семья и семейные отношения — системообразующее ядро каждой образовательной программы. Необходимы взаимодействие и пре...
Работа с родителями в период адаптации детей к условиям детского сада
Материал об основных критериях, характеризующих особенности привыкания ребенка к новым условиям дошкольного учреждения....
План работы с родителями в период адаптации детей
Материал расчитан для организации адаптационных мероприятий в период посещения ребёнком детского сада...
Перспективный план работы с родителями в период адаптации детей в ДОУ
Перспективный план работы с родителями в период адаптации детей в ДОУ...
Система работы дошкольного учреждения в период адаптации детей, поступающих в детский сад.
Система работы дошкольного учреждения в период адаптации детей, поступающих в детский сад. Особенности работы воспитателя в период адаптации детей к ДОУ. Игры и упражнения с детьми раннего и младшего ...
ПРОЕКТ«Система работы с родителями в период адаптации детей к ДОУ»
•Дети – наше будущее». И каким будет наше будущее зависит от нас взрослых: родителей и педагогов. Необходимо создать такие условия, в которых формировалось бы и закреплялось изначальное стремление реб...
Система взаимодействия с родителями в период адаптации детей раннего возраста к детскому саду
Период адаптации настолько серьезен в жизни дошкольника, что требует решительных действий со стороны взрослых для его облегчения. Решение этой задачи ложиться, в первую очередь, на педагогов и воспита...