Основные направления, формы и методы работы психологической службы
учебно-методический материал

Гуцева Людмила Владимировна

В данной работе отражены основные направления, формы и методы работы психологической службы в ДОУ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovnye_napravleniya_psihologicheskoy_sluzhby.docx19.7 КБ

Предварительный просмотр:

Основные направления, формы и методы  работы психологической службы:

     Цель:  организация психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях внедрения  ФГОС ДО.

     В соответствии с поставленной целью психолог ставит перед собой следующие задачи:

  • оказать  психологическую помощь  субъектам образовательного процесса;
  • создавать игровую среду для формирования коммуникативных навыков обучающихся;
  • определить уровень психологической готовности дошкольников  к обучению в школе;
  • взаимодействуя с педагогами, осуществлять психолого-педагогическое сопровождение детей, имеющих задержку психического развития,  используя разнообразные формы психопрофилактической и коррекционно-развивающей работы;
  • оказать  психолого-педагогическую помощь детям, испытывающим трудности в адаптационный период;
  • способствовать личностному саморазвитию и самореализации педагогов и родителей через различные формы психологического просвещения.

Основными направления деятельности психолога являются:

1. Организационно-методическая работа – анализ и планирование деятельности; анализ научной и практической литературы для подбора инструментария; разработки развивающих и коррекционных программ; участие в научно-практических семинариях, конференциях; посещение совещаний и методических объединений; оформление кабинета.

2. Психодиагностическая работа – выявление условий, препятствующих полноценному развитию и становлению личности обучающихся. Предметом психодиагностики являются индивидуально-возрастные особенности детей, причины нарушений и отклонений в их психическом состоянии. Диагностическое обследование проводится также после проведения коррекционно-развивающей работы с целью отслеживания результативности принятых мер.

Психодиагностическая работа в детском саду ведется по следующим направлениям:

  • диагностика познавательной сферы (мышление, память, внимание, восприятие, воображение, мелкая моторика);
  • диагностика эмоционально-волевой сферы (проявления агрессивного поведения, страхи, тревожность, готовность к школе);
  • диагностика коммуникативной сферы (трудности в общении со сверстниками и взрослыми).

По результатам диагностики составляется психологическое заключение. В случае выявления определенных проблем психолог предлагает родителям конкретное решение, при необходимости, направляя ребенка к специалистам (неврологу, нейропсихологу или невропатологу).

В процессе диагностики психолог также изучает отношения в детском коллективе, помогая воспитателям в организации работы с конкретными детьми.

Формы работы: индивидуальная, групповая

Методы работы: наблюдение, опросные методы, тестирование

3. Коррекционно-развивающая работа – активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение её индивидуальности. Осуществляется на основе совместной деятельности педагогов, родителей (законных представителей).

Включает в себя следующие формы работы:

  • Групповые психокоррекционные занятия (работа с проблемами в личностной и познавательной сферах), развивающие игры;
  • Индивидуальные психокоррекционные занятия;
  • Занятия по подготовке детей к обучению в школе.

Основные методы коррекционной работы:

  • индивидуальная игровая терапия: подвижные игры, познавательные игры, игры с водой, игры с песком, сюжетно-ролевые игры;
  • сказкотерапия: чтение, проигрывание психотерапевтических сказок, составление историй совместно с ребенком;
  • куклотерапия: проигрывание историй, сюжет которой травмирует ребенка;
  • арттерапия: работа с красками, глиной, пастелью, тестом;
  • релаксационные упражнения: нервно-мышечное расслабление, дыхательные техники, использование визуальных образов.

4. Консультативная деятельность – оказание помощи учащимся, родителям (законным представителям), педагогическим работникам в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования.

5. Психологическая профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся и воспитанников, разработка конкретных рекомендаций психологическим работникам, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития.

6. Психологическое просвещение – формирование у учащихся и воспитанников, родителей (законных представителей), педагогических работников начальной школы - детского сада потребности в педагогических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития, своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта. Проводится в виде семинаров, выступлений на методических объединениях, педагогических совещаниях, родительских собраний, классных часах.

Формы работы психолога с педагогическим коллективом  подразделяются на:

1. Групповые занятия, которые включают в себя педагогические часы, тренинги, собрания;

2. Индивидуальные занятия.

Формы работы психолога с родителями подразделяются на:

1. Групповые занятия (родительские собрания, анкетирование, опрос родителей);

2. Индивидуальные (консультации по вопросам полноценного развития и становления личности ребёнка);

3. Наглядно-информационные (информационные проспекты для родителей,

памятки, буклеты).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные направления психологической работы по профилактике агрессивного поведения подростков

Основные направления психологической работы по профилактике агрессивного поведения подростковТокарева Наталья Георгиевна, старший воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учр...

Стертая форма дизартрии.Диагностика и основные направления коррекции

Данная статья предназначена для начинающих логопедов,воспитателей логопедических групп и родителей....

Консультация для пеадгогов "Психологическое здоровье и эмоциональное благополучие ребенка: основные направления формирования в ДОУ и семье"

Одна из  задач педвгогов-сделать комфотным, эмоционально благоприятным пребывание детей в детском саду. Из каких аспектов состоит эмоциональное благополучие детей, от чего оно зависит, какова рол...

Основные направления, формы и методы работы психологической службы:

Основные направления, формы и методы  работы психологической службы:...

Эффективная работа психологической службы дошкольного образовательного учреждения как условие психологической стабильности детей, сотрудников и родителей

В статье освещены практические методы работы психологической службы дошкольного образовательного учреждения со всеми участниками образо-вательного процесса от периода раннего детства до предшкольного ...

Основные направления психологической коррекции агрессивного поведения у детей дошкольного возраста

Проблема агрессивного поведения детей дошкольного возраста очень актуальна и требует комплексного, системного подхода. В данном материале рассматриваются характерологические особенности агрессивных до...

Основные направления, формы и методы профилактической деятельности по обеспечению дорожной безопасности в детском саду 

Одна из самых удачных новых педагогических технологий – проектная деятельность. Проектные технологии как метод обучения приобрели на сегодняшний день огромную популярность у педагогов, зани...