Положение о деятельности психологической службы
методическая разработка по психологии
Настоящее Положение определяет содержание деятельности психологической службы образовательной организации и является правовой и организационно-методической основой организации деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Положение о деятельности психологической службы в ДОУ | 33.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 13 «Звездочка»
(МБДОУ д/с № 13)
ПОЛОЖЕНИЕ
О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
г. Зеленогорск
СОДЕРЖАНИЕ
- ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 2
- ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ДОУ 3
3. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА 3
4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА 4
5. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА 6
6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА 7
1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящее Положение определяет содержание деятельности психологической службы образовательной организации и является правовой и организационно-методической основой организации деятельности.
2. Деятельность психологической службы ориентирована на психологическое обеспечение образовательного процесса, на создание условий для личностного, интеллектуального и социального развития подрастающего поколения, а также на охрану здоровья всех участников образовательного процесса.
3. Деятельность психологической службы осуществляет педагог-психолог.
4. В решении всех проблем педагог-психолог руководствуется интересами ребенка и задачами его всестороннего и гармоничного развития, реализуя принцип “Не навреди!”
5. Педагог-психолог оказывает содействие формированию индивидуальности у детей дошкольного возраста на всех этапах непрерывного образования; развитию творческих способностей детей, созданию позитивной мотивации к обучению, определению психологических причин нарушения личностного и социального развития у детей дошкольного возраста, занимается профилактикой подобных нарушений.
6. Педагог - психолог работает в тесном контакте с педагогическим коллективом ДОО и родителями.
7. Важнейшим условием эффективности работы является правильное понимание психологом и педагогом существа их профессионального взаимодействия. Взаимодополняемость позиций психолога и педагога в подходе к ребенку, тесное сотрудничество на всех стадиях работы следует рассматривать как необходимое условие плодотворной работы.
8. Педагог-психолог осуществляет свою деятельность в тесном контакте со специалистами в области медицины, дефектологии и других областях, органами опеки и попечительства, органами внутренних дел, представителями общественности, оказывающими образовательному учреждению помощь в воспитании и развитии детей.
9. На должности педагога-психолога образовательного учреждения могут работать специалисты с базовым психологическим образованием, а также лица имеющие высшее образование и прошедшие специальную переподготовку по специальности “Психология” в объеме не менее 1200 часов, имеющие диплом государственного образца.
10. Назначение на должность педагога-психолога определяется на основании документов об образовании и стажа профессиональной деятельности, согласно действующим нормативам в системе образования Российской Федерации.
11. Нагрузка педагога-психолога в образовательном учреждении составляет не более 36 часов в неделю и определяется Правилами внутреннего трудового распорядка и регулируется данными правилами с учётом:
- выполнения индивидуальной и групповой консультативной работы с участниками образовательного процесса в пределах не менее половины недельной продолжительности их рабочего времени. Исходя из особенностей контингента воспитанников и образовательного процесса, количество часов работы с участниками образовательного процесса устанавливается администрацией детского сада;
- подготовки к индивидуальной и групповой консультативной работе, обработки анализа и обобщения полученных результатов, заполнения отчётной документации, методическая работа (семинары, педсоветы и т.д.), а также повышения квалификации.
Выполнение указанной работы педагог-психолог может осуществлять как непосредственно в образовательном учреждении, так и за его пределами.
12. Рабочее время психолога организуется с учетом норм практической психологической работы с детьми разных возрастов и различными категориями взрослых.
13. Педагог-психолог ДОО ведёт учет проводимой работы, согласовывает планирование и представляет отчетность.
15. В своей деятельности педагог-психолог руководствуется соответствующими международными актами в области защиты прав и законных интересов ребенка, Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Положением о службе практической психологии в системе Министерства образования РФ, Уставом дошкольной образовательной организации и настоящим Положением.
2. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ
Цель психологической службы ДОУ – создание условий для сопровождения и развития как субъектов образовательного процесса, так и учреждения в целом.
Основными задачами психологической службы в ДОУ являются:
1. Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса ДОУ.
2. Проведение индивидуальной работы с детьми с учетом их индивидуально-психологических особенностей в воспитательно-образовательном процессе ДОУ и семье.
3. Содействие развитию образовательного учреждения в целом.
Функции психологической службы ДОУ
• Создание условий для сохранения и укрепления психофизического здоровья и эмоционального благополучия детей.
• Максимальное содействие полноценному психическому и личностному развитию ребенка.
• Изучение индивидуальных особенностей детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер их проявления.
• Оказание помощи детям, нуждающимся в особых обучающих программах и специальных формах организации деятельности.
• Профилактическая работа с педагогами и родителями по развитию у детей личностных новообразований дошкольного возраста.
• Содействие формированию психологической компетентности сотрудников ДОУ и родителей в закономерностях развития ребенка, в вопросах обучения и воспитания.
3. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
1. Педагог- психолог является равноправным членом педагогического коллектива ДОО. Принимает участие в работе педсоветов, педагогических консилиумов, методических объединений.
2. Для организации работы педагога-психолога создается психологический кабинет. Кабинет должен быть размещен в отдельном помещении, обеспечивающем необходимые условия для проведения диагностической, консультативной, развивающей и коррекционной работы с детьми и взрослыми, и оснащен соответствующим оборудованием .
3. График работы педагога-психолога согласовывается с администрацией ДОО.
4. Вопросы оплаты труда, нагрузки, продолжительности отпуска, дополнительной учебной нагрузки решаются в соответствии с нормативными документами Министерства образования и науки РФ.
4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА ДОУ
1. Психодиагностика
Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.
Выбор инструментария для проведения психодиагностики осуществляется психологом самостоятельно в зависимости от уровня профессиональной компетентности и круга решаемых развивающих задач.
Диагностическая работа проводится педагогом-психологом как индивидуально, так и с группами детей.
Обязательно:
• Диагностика особенности адаптации вновь прибывших детей, выделяя степени адаптации.
• Обследование детей младшей группы (3 года) для определения уровня психического развития и выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка.
• Диагностика психологической готовности к школе в подготовительных группах в начале и конце учебного года подготовительной группы.
• Диагностика воспитанников в рамках психолого-педагогического консилиума (ППк) ДОУ, согласно положению о ППк, с целью определения уровня психического развития для организации и координации работы
Дополнительно:
• По запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным наблюдениям психолог проводит углубленную диагностику развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса.
2. Коррекционная и развивающая работа
Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.
Коррекционную и развивающую работу рекомендуется планировать и вести с учетом приоритетных направлений и особенностей конкретного ДОУ, специфики детского коллектива, отдельного ребенка.
Педагог-психолог ДОУ осуществляет коррекционную и развивающую работу в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими уровень психического развития, соответствующий возрастной норме. Развитие ребенка в пределах возрастной нормы не исключает наличие тех или иных проблем в познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой и т. п. сферах, что и может быть объектом коррекционной и развивающей работы психолога.
В случае, если отклонения выражены в значительной степени, ребенка необходимо направить на консультацию к специалистам психолого-медико-педагогической комиссии. Дальнейшая коррекционная и развивающая работа с данными детьми строится на основе полученного заключения и рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
Обязательно:
• Выстраивание индивидуальной траектории развития ребенка в процессе консультирования.
• Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми подготовительной группы, с целью формирования учебно–важных качеств.
Дополнительно:
• Проведение занятий с детьми других возрастных групп.
• При изменении статуса учреждения, программы развития, образовательной программы учреждения (выборе комплексной программы) - участие в экспертной оценке проектируемой социально-образовательной среды.
3. Психологическое консультирование
Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития.
Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация ДОУ. Консультирование предполагает активную позицию консультируемого, совместную проработку имеющихся затруднений и поиск оптимальных способов решения. Тематика проводимых консультаций не должна выходить за рамки профессиональной компетентности педагога-психолога ДОУ. В случае необходимости, педагог-психолог ориентирует консультируемого на получение психологической помощи в службах психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
Обязательно:
• Консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье в интересах ребенка.
Дополнительно:
• Психолог может инициировать групповые и индивидуальные консультации педагогов и родителей.
• Психолог может инициировать иные формы работы с персоналом учреждения с целью личностного и профессионального роста.
4. Психологическое просвещение
Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей, а именно:
- актуализация и систематизация имеющихся знаний;
- повышение уровня психологических знаний;
- включение имеющихся знаний в структуру деятельности.
Психологическое просвещение не должно ограничиваться общими сведениями по детской психологии. Необходимо опираться на результаты изучения конкретных особенностей данного ДОУ, учитывать традиции и местные условия, квалификацию и особенности педагогического коллектива, своеобразие детей и родителей.
Обязательно:
• Проведение систематизированного психологического просвещения педагогов.
• Проведение систематизированного психологического просвещения родителей в форме родительских собраний, круглых столов с обязательным учетом в тематике возраста детей и актуальности рассматриваемых тем для родителей.
Дополнительно:
• Создание информационных уголков в группах.
5. Психопрофилактика
Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса.
В связи с возрастанием количества детей с пограничными и ярко выраженными проблемами в психическом развитии, перед психологической службой стоит задача в рамках психопрофилактического направления содействовать первичной профилактике и интеграции этих детей в социум.
Обязательно:
• Работа по адаптации субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) к условиям новой социальной среды:
- анализ медицинских карт вновь поступающих детей для получения информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей группы риска, требующих повышенного внимания психолога;
- групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей;
- информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса.
• Выявление случаев психологического неблагополучия педагогов и разработка совместно с администрацией путей устранения причин данного состояния в рабочей ситуации.
Дополнительно:
• Отслеживание динамики социально-эмоционального развития детей.
• Содействие благоприятному социально-психологическому климату в ДОУ.
• Профилактика профессионального выгорания у педагогического коллектива.
5. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
1. В соответствии с законодательством Российской Федерации, педагог-психолог, как и любой специалист службы практической психологии образования Российской Федерации, несет персональную профессиональную ответственность за объективность психологического заключения, адекватность используемых диагностических и коррекционных методов работы, обоснованность рекомендаций, конфиденциальность информации.
2. Педагог-психолог несет ответственность за сохранение протоколов обследований, документации в соответствии с формами установленного образца.
3. Педагог-психолог несет профессиональную ответственность за проведение своих работ строго в пределах своей профессиональной компетенции.
4. В своей профессиональной деятельности педагог-психолог:
- рассматривает вопросы и принимает решения строго в границах своей профессиональной компетенции, не берет на себя решение вопросов, не выполнимых с точки зрения современных требований психологической науки и практики, а также находящихся в компетенции представителей других специальностей (медицина, дефектология, социальная сфера и др.);
- повышает свой профессиональный уровень, изучая новейшие достижения психологической науки и практики, знает основы возрастной, педагогической психологии и принципы организации Службы практической психологии в системе образования;
- применяет современные научно обоснованные методы диагностической, развивающей, психокоррекционной и психопрофилактической работы;
- в решении всех вопросов исходит из интересов ребенка, задач его полноценного психического и физического развития;
- оказывает необходимую и достаточную помощь педагогическому коллективу в решении основных проблем образовательного процесса, оказывает необходимую и возможную помощь детям в решении их индивидуальных проблем, содействует развитию психологической грамотности родителей (законных представителей) в вопросах детской и возрастной психологии;
- соблюдает конфиденциальность имеющейся информации, не распространяет сведения, полученные в результате психодиагностической и консультативной работы, если ознакомление с ними не является необходимым для осуществления педагогического аспекта психокоррекции или может нанести ущерб воспитаннику или его окружению;
5. В своей деятельности педагог-психолог имеет право:
- рабочее время педагога-психолога организуется в пределах 36-часовой рабочей недели и регулируется Правилами внутреннего трудового распорядка с учетом норм практической психологической деятельности с детьми разных возрастов и различными категориями взрослых;
- самостоятельно формулировать конкретные задачи работы с детьми и взрослыми, выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об очередности проведения различных видов работ, выделяя приоритетные направления;
- на создание условий со стороны администрации ДОО, необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей;
- знакомиться со всей имеющейся документацией, необходимой для профессиональной деятельности;
- обращаться с запросами в соответствующие учреждения, инстанции для получения необходимой информации по вопросам состояния здоровья детей, а также по вопросам их социального положения и прочих;
- участвовать в разработке новых методов психодиагностики, психокоррекции и других видов профессиональной деятельности, оценке их эффективности;
- проводить групповые и индивидуальные обследования, направленные на решение конкретных вопросов процесса образования, воспитания и развития личности обучающихся;
- выступать с обобщением имеющегося опыта своей работы в научных и научно-популярных газетах, журналах и пр.
6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
1. Ответственность педагога – психолога:
- Педагог – психолог несет персональную ответственность за достоверность результатов психологического диагностирования, адекватность коррекционных методов, обоснованность рекомендаций.
- Педагог – психолог несет ответственность за ведение документации, сохранность документов, отражающих деятельность психологической службы.
- Педагог – психолог несет ответственность за сохранность материально – технических средств, вверенных для работы психологической службы.
2. Документация психологической службы:
- положение о психологической службе;
- годовой план работы, составленный в соответствии с годовым планом образовательного учреждения;
- график работы;
- циклограмма рабочего времени;
- аналитический отчет по итогам работы за год;
- журнал диагностического обследования;
- журнал консультаций;
- журнал учета групповых и индивидуальных занятий;
- согласие родителей (законных представителей) на психологическое сопровождение ребенка;
- паспорт кабинета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Положение о психологической службе в ДОУ
Положение о психологической службе в ДОУ...
Положение о психологической службе в системе образования РФ.
Приказ от 22,10,99 №636. Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования РФ....
Аналитический отчет о деятельности психологической службы за 2017/2018 учебный год
Аналитический отчет о деятельности психологической службыза 2017/2018 учебный год...
Положение о психологической службе в ДОУ
Положение о психологической службе ДОУ является одним из основных нормативных документов педагога-психолога. В этом документе прописаны основные направления деятельности специалиста, цели и задачи его...
Эффективная работа психологической службы дошкольного образовательного учреждения как условие психологической стабильности детей, сотрудников и родителей
В статье освещены практические методы работы психологической службы дошкольного образовательного учреждения со всеми участниками образо-вательного процесса от периода раннего детства до предшкольного ...
Положение о работе психологической службы
Положение о работе психологической службы образовательного учреждения...
Положение о психологической службе в ДГ "СШ № 13" п. Новый
Нормативные акты в работе педаога-психолога. Положение о психологической службе в ДГ "СШ № 13" п. Новый...