Положение о деятельности психологической службы
методическая разработка по психологии

Грищенко Наталья Владимировна

Настоящее Положение определяет содержание деятельности психологической службы образовательной организации и является правовой и организационно-методической основой  организации деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 13 «Звездочка»

(МБДОУ д/с № 13)

ПОЛОЖЕНИЕ

О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

 

г. Зеленогорск

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ                                                                                                 2                  
  2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ДОУ               3

3.      ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА                            3

4.      ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА   4

5.      ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА                                          6

6.      ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА                                                   7

1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

                                                                                                

1. Настоящее Положение определяет содержание деятельности психологической службы образовательной организации и является правовой и организационно-методической основой  организации деятельности.

2. Деятельность психологической службы ориентирована на психологическое обеспечение образовательного процесса, на создание условий для личностного, интеллектуального и социального развития подрастающего поколения, а также на охрану здоровья всех участников образовательного процесса.

3. Деятельность психологической службы осуществляет педагог-психолог.

4. В решении всех проблем педагог-психолог руководствуется интересами ребенка и задачами его всестороннего и гармоничного развития, реализуя принцип “Не навреди!”

5. Педагог-психолог оказывает содействие формированию индивидуальности у детей дошкольного возраста на всех этапах непрерывного образования; развитию творческих способностей детей, созданию позитивной мотивации к обучению, определению психологических причин нарушения личностного и социального развития у детей дошкольного возраста, занимается профилактикой подобных нарушений.

6. Педагог - психолог работает в тесном контакте с педагогическим коллективом ДОО и родителями.

7. Важнейшим условием эффективности работы является правильное понимание психологом и педагогом существа их профессионального взаимодействия. Взаимодополняемость позиций психолога и педагога в подходе к ребенку, тесное сотрудничество на всех стадиях работы следует рассматривать как необходимое условие плодотворной работы.

8. Педагог-психолог осуществляет свою деятельность в тесном контакте со специалистами в области медицины, дефектологии и других областях, органами опеки и попечительства, органами внутренних дел, представителями общественности, оказывающими образовательному учреждению помощь в воспитании и развитии детей.

9. На должности педагога-психолога образовательного учреждения могут работать специалисты с базовым психологическим образованием, а также лица имеющие высшее образование и прошедшие специальную переподготовку по специальности “Психология” в объеме не менее 1200 часов, имеющие диплом государственного образца.

10. Назначение на должность педагога-психолога определяется на основании документов об образовании и стажа профессиональной деятельности, согласно действующим нормативам в системе образования Российской Федерации.

11. Нагрузка педагога-психолога в образовательном учреждении составляет не более 36 часов в неделю и определяется Правилами внутреннего трудового распорядка и регулируется данными правилами с учётом:

- выполнения индивидуальной и групповой консультативной работы с участниками образовательного процесса в пределах не менее половины недельной продолжительности их рабочего времени. Исходя из особенностей контингента воспитанников и образовательного процесса,  количество часов работы с участниками образовательного процесса устанавливается администрацией детского сада;

- подготовки к индивидуальной и групповой консультативной работе, обработки анализа и обобщения  полученных результатов, заполнения отчётной документации, методическая работа (семинары, педсоветы и т.д.), а также  повышения  квалификации.

      Выполнение указанной работы педагог-психолог может осуществлять как непосредственно в образовательном учреждении, так и за его пределами.

12. Рабочее время психолога организуется с учетом норм практической психологической работы с детьми разных возрастов и различными категориями взрослых.             

13. Педагог-психолог ДОО ведёт учет проводимой работы, согласовывает планирование и представляет отчетность.

15. В своей деятельности педагог-психолог руководствуется соответствующими международными актами в области защиты прав и законных интересов ребенка, Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Положением о службе практической психологии в системе Министерства образования РФ, Уставом дошкольной образовательной организации и настоящим Положением.

2. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ

 

Цель психологической службы ДОУ – создание условий для сопровождения и развития как субъектов образовательного процесса, так и учреждения в целом.


Основными задачами психологической службы в ДОУ являются:


1. Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса ДОУ.
2. Проведение индивидуальной работы с детьми с учетом их индивидуально-психологических особенностей в воспитательно-образовательном процессе ДОУ и семье.
3. Содействие развитию образовательного учреждения в целом.

Функции психологической службы ДОУ

• Создание условий для сохранения и укрепления психофизического здоровья и эмоционального благополучия детей.

• Максимальное содействие полноценному психическому и личностному развитию ребенка.
• Изучение индивидуальных особенностей детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер их проявления.

• Оказание помощи детям, нуждающимся в особых обучающих программах и специальных формах организации деятельности.

• Профилактическая работа с педагогами и родителями по развитию у детей личностных новообразований дошкольного возраста.

• Содействие формированию психологической компетентности сотрудников ДОУ и родителей в закономерностях развития ребенка, в вопросах обучения и воспитания.

 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

 

1. Педагог- психолог является равноправным членом педагогического коллектива ДОО. Принимает участие в работе педсоветов, педагогических консилиумов, методических объединений.

2. Для организации работы педагога-психолога создается психологический кабинет. Кабинет должен быть размещен в отдельном помещении, обеспечивающем необходимые условия для проведения диагностической, консультативной, развивающей и коррекционной работы с детьми и взрослыми, и оснащен соответствующим оборудованием .

3. График работы педагога-психолога согласовывается с администрацией ДОО.

4. Вопросы оплаты труда, нагрузки, продолжительности отпуска, дополнительной учебной нагрузки решаются в соответствии с нормативными документами Министерства образования и науки РФ.

4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА ДОУ

1. Психодиагностика

Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.
Выбор инструментария для проведения психодиагностики осуществляется психологом самостоятельно в зависимости от уровня профессиональной компетентности и круга решаемых развивающих задач.

Диагностическая работа проводится педагогом-психологом как индивидуально, так и с группами детей.


Обязательно:
Диагностика особенности адаптации вновь прибывших детей, выделяя степени адаптации.

• Обследование детей младшей группы (3 года) для определения уровня психического развития и выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка.

• Диагностика психологической готовности к школе в подготовительных группах в начале и конце учебного года подготовительной группы.

• Диагностика воспитанников в рамках психолого-педагогического консилиума (ППк) ДОУ, согласно положению о ППк, с целью определения уровня психического развития для организации и координации работы


Дополнительно:
• По запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным наблюдениям психолог проводит углубленную диагностику развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса.

2.  Коррекционная и развивающая работа

Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.

Коррекционную и развивающую работу рекомендуется планировать и вести с учетом приоритетных направлений и особенностей конкретного ДОУ, специфики детского коллектива, отдельного ребенка.

Педагог-психолог ДОУ осуществляет коррекционную и развивающую работу в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими уровень психического развития, соответствующий возрастной норме. Развитие ребенка в пределах возрастной нормы не исключает наличие тех или иных проблем в познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой и т. п. сферах, что и может быть объектом коррекционной и развивающей работы психолога.

В случае, если отклонения выражены в значительной степени, ребенка необходимо направить на консультацию к специалистам психолого-медико-педагогической комиссии. Дальнейшая коррекционная и развивающая работа с данными детьми строится на основе полученного заключения и рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.

Обязательно:
• Выстраивание индивидуальной траектории развития ребенка в процессе консультирования.
• Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми подготовительной группы, с целью формирования учебно–важных качеств.

Дополнительно:
• Проведение занятий с детьми других возрастных групп.
• При изменении статуса учреждения, программы развития, образовательной программы учреждения (выборе комплексной программы) - участие в экспертной оценке проектируемой социально-образовательной среды.


3. Психологическое консультирование

Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития.

Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация ДОУ. Консультирование предполагает активную позицию консультируемого, совместную проработку имеющихся затруднений и поиск оптимальных способов решения. Тематика проводимых консультаций не должна выходить за рамки профессиональной компетентности педагога-психолога ДОУ. В случае необходимости, педагог-психолог ориентирует консультируемого на получение психологической помощи в службах психолого-педагогической и медико-социальной помощи.


Обязательно:
• Консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье в интересах ребенка.

Дополнительно:
• Психолог может инициировать групповые и индивидуальные консультации педагогов и родителей.
• Психолог может инициировать иные формы работы с персоналом учреждения с целью личностного и профессионального роста.


4. Психологическое просвещение

Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей, а именно:

- актуализация и систематизация имеющихся знаний;

- повышение уровня психологических знаний;

- включение имеющихся знаний в структуру деятельности.


Психологическое просвещение не должно ограничиваться общими сведениями по детской психологии. Необходимо опираться на результаты изучения конкретных особенностей данного ДОУ, учитывать традиции и местные условия, квалификацию и особенности педагогического коллектива, своеобразие детей и родителей.


Обязательно:
• Проведение систематизированного психологического просвещения педагогов.

• Проведение систематизированного психологического просвещения родителей в форме родительских собраний, круглых столов с обязательным учетом в тематике возраста детей и актуальности рассматриваемых тем для родителей.


Дополнительно:
• Создание информационных уголков в группах.

5. Психопрофилактика

Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса.

В связи с возрастанием количества детей с пограничными и ярко выраженными проблемами в психическом развитии, перед психологической службой стоит задача в рамках психопрофилактического направления содействовать первичной профилактике и интеграции этих детей в социум.


Обязательно:
• Работа по адаптации субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) к условиям новой социальной среды:

- анализ медицинских карт вновь поступающих детей для получения информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей группы риска, требующих повышенного внимания психолога;

- групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей;
- информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса.
• Выявление случаев психологического неблагополучия педагогов и разработка совместно с администрацией путей устранения причин данного состояния в рабочей ситуации.

Дополнительно:
• Отслеживание динамики социально-эмоционального развития детей.

• Содействие благоприятному социально-психологическому климату в ДОУ.

• Профилактика профессионального выгорания у педагогического коллектива.

5. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

 

1. В соответствии с законодательством Российской Федерации, педагог-психолог, как и любой специалист службы практической психологии образования Российской Федерации, несет персональную профессиональную ответственность за объективность психологического заключения, адекватность используемых диагностических и коррекционных методов работы, обоснованность рекомендаций, конфиденциальность информации.

2. Педагог-психолог несет ответственность за сохранение протоколов обследований, документации в соответствии с формами установленного образца.

3. Педагог-психолог несет профессиональную ответственность за проведение своих работ строго в пределах своей профессиональной компетенции.

4. В своей профессиональной деятельности  педагог-психолог:

  • рассматривает вопросы и принимает решения строго в границах своей профессиональной компетенции, не берет на себя решение вопросов, не выполнимых с точки зрения современных требований психологической науки и практики, а также находящихся в компетенции представителей других специальностей (медицина, дефектология, социальная сфера и др.);
  • повышает свой профессиональный уровень, изучая новейшие достижения психологической науки и практики, знает основы возрастной, педагогической психологии и принципы организации Службы практической психологии в системе образования;
  • применяет современные научно обоснованные методы диагностической, развивающей, психокоррекционной и психопрофилактической работы;
  • в решении всех вопросов исходит из интересов ребенка, задач его полноценного психического и физического развития;
  • оказывает необходимую и достаточную помощь педагогическому коллективу в решении основных проблем образовательного процесса, оказывает необходимую и возможную помощь детям в решении их индивидуальных проблем, содействует развитию психологической грамотности родителей (законных представителей) в вопросах детской и возрастной психологии;
  • соблюдает конфиденциальность имеющейся информации, не распространяет сведения, полученные в результате психодиагностической и консультативной работы, если ознакомление с ними не является необходимым для осуществления педагогического аспекта психокоррекции или может нанести ущерб воспитаннику или его окружению;

5. В своей деятельности педагог-психолог имеет право:

  • рабочее время педагога-психолога организуется в пределах 36-часовой рабочей недели и регулируется Правилами внутреннего трудового распорядка с учетом норм практической психологической деятельности с детьми разных возрастов и различными категориями взрослых;
  • самостоятельно формулировать конкретные задачи работы с детьми и взрослыми, выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об очередности проведения различных видов работ, выделяя приоритетные направления;
  • на создание условий со стороны администрации ДОО, необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей;
  • знакомиться со всей имеющейся документацией, необходимой для профессиональной деятельности;
  • обращаться с запросами в соответствующие учреждения, инстанции для получения необходимой информации по вопросам состояния здоровья детей, а также по вопросам их социального положения и прочих;
  • участвовать в разработке новых методов психодиагностики, психокоррекции и других видов профессиональной деятельности, оценке их эффективности;
  • проводить групповые и индивидуальные обследования, направленные на решение конкретных вопросов процесса образования, воспитания и развития личности обучающихся;
  • выступать с обобщением имеющегося опыта своей работы в научных и научно-популярных газетах, журналах и пр.

 

6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

 

1. Ответственность педагога – психолога:

  • Педагог – психолог несет персональную ответственность за достоверность результатов психологического диагностирования, адекватность коррекционных методов, обоснованность рекомендаций.
  • Педагог – психолог несет ответственность за ведение документации, сохранность документов, отражающих деятельность психологической службы.
  • Педагог – психолог несет ответственность за сохранность материально – технических средств, вверенных для работы психологической службы.

2. Документация психологической службы:

  • положение о психологической службе;
  • годовой план работы, составленный в соответствии с годовым планом образовательного учреждения;
  • график работы;
  • циклограмма рабочего времени;
  • аналитический отчет по итогам работы за год;
  • журнал диагностического обследования;
  • журнал консультаций;
  • журнал учета групповых и индивидуальных занятий;
  • согласие родителей (законных представителей) на психологическое сопровождение ребенка;
  • паспорт кабинета.

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о психологической службе в ДОУ

Положение  о психологической службе в ДОУ...

Положение о психологической службе в системе образования РФ.

Приказ от 22,10,99 №636. Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования РФ....

Аналитический отчет о деятельности психологической службы за 2017/2018 учебный год

Аналитический отчет о деятельности психологической службыза 2017/2018 учебный год...

Положение о психологической службе в ДОУ

Положение о психологической службе ДОУ является одним из основных нормативных документов педагога-психолога. В этом документе прописаны основные направления деятельности специалиста, цели и задачи его...

Эффективная работа психологической службы дошкольного образовательного учреждения как условие психологической стабильности детей, сотрудников и родителей

В статье освещены практические методы работы психологической службы дошкольного образовательного учреждения со всеми участниками образо-вательного процесса от периода раннего детства до предшкольного ...

Положение о работе психологической службы

Положение о работе психологической службы образовательного учреждения...

Положение о психологической службе в ДГ "СШ № 13" п. Новый

Нормативные акты в работе педаога-психолога. Положение о психологической службе в ДГ "СШ № 13" п. Новый...