Технология организации работы с одаренными воспитанниками
методическая разработка
В материале представлена программа по разработке технологии работы с одаренными детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_s_odarennymi_detmi.docx | 34.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа создания технологии организации работы с одаренными воспитанниками
Новокузнецкий городской округ
2019
Содержание
Введение | 3 |
Актуальность темы | 3 |
Основания для разработки программы | 4 |
Цель программы | 4 |
Задачи программы | 4 |
Принципы работы с одаренными воспитанниками | 4 |
Основные этапы реализации программы | 6 |
Ожидаемый результат реализации программы | 7 |
Критерии оценки эффективности ожидаемых результатов | 8 |
Мониторинг достижения запланированных результатов | 8 |
Показатели эффективности реализации программы | 8 |
Введение
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Под высотой достижений понимается их творческий характер, а не просто количественный характер достижений (больше запоминает и знает, лучше других умеет и др.). Психологические механизмы создания уникального продукта (высоких достижений) могут быть различными. Поэтому проявление высоких способностей (а проявляются они именно в продукте деятельности) далеко не всегда отражает истинный творческий потенциал ребенка, и мы не можем достоверно прогнозировать дальнейший путь его развития. Понимание механизмов создания уникальных результатов необходимо не только для выявления творческого потенциала ребенка, но и для грамотного психолого-педагогического сопровождения воспитанников, которых мы уже причислили к одаренным. Одаренность является результатом интеграции способностей, мотивационного, эмоционального и волевого развития, проявляющегося в способности к развитию деятельности по своей инициативе.
Выявление одаренных воспитанников на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и работа с одаренными воспитанниками должны стать одним из важнейших аспектов деятельности детского сада.
Для всех воспитанников главнейшей целью обучения, воспитания и развития является обеспечение условий для раскрытия и развития всех способностей и дарований с целью их последующей реализации в профессиональной деятельности, поддержание и развитие индивидуальности, способностей ребенка-дошкольника.
Актуальность темы
Самым сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими. “Родовыми” чертами дошкольного возраста является фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления, кроме этого, проявляется особая чувствительность, отзывчивость на окружающее.
Исходя из этого, для развития творческих способностей в образовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять воспитанников с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность воспитанников, объединяя усилия педагога-психолога, воспитателей, узких специалистов, родителей. Программа рассчитана на воспитанников дошкольного возраста.
Основание для разработки Программы
-Закон Российской Федерации «Об образовании»
-Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
- Конвенция о правах ребенка
Цель программы
Выявление, формирование и развитие максимальной реализации способностей одаренных воспитанников на основе создания технологии организации работы с одаренными воспитанниками в детском саду.
Задачи программы
- Систематизировать методы диагностики форм работы с одаренными воспитанниками по развитию физических, творческих и интеллектуальных способностей;
- Создать систему выявления и сопровождения одаренных воспитанников;
- Создать условия для самореализации одаренных и талантливых воспитанников для проявления творческих и интеллектуальных способностей;
- Организовать рабочую группу педагогов по реализации технологий работы с одаренными воспитанниками;
- Создать банк данных одаренных воспитанников детского сада;
- Организовать тесное сотрудничество с семьей по вопросу одаренности;
Принципы работы с одаренными воспитанниками
Исходя из понимания одаренности как социокультурной образовательной задачи и универсальности законов психологического развития, выделяются следующие основные принципы работы с воспитанниками в ДОУ:
Непреходящей ценности всех этапов детского развития. Каждый период детской жизни вносит свой вклад в процесс развития и должен быть прожит полноценно. Каждый возрастной период должен « изжить» себя, поэтому не следует искусственно форсировать детское развитие. Темп развития не является основным его показателем. Развитие может идти средним темпом, может ускоряться и замедляться в зависимости от самых разных причин, оно может приостановиться или принять патологические формы на любом его этапе.
• Амплификация детского развития как необходимого условия разностороннего воспитания ребенка. Амплификация ( от лат. Amplificatio – распространение, увеличение) в психологии обозначает расширение возможностей полноценного развития воспитанников в определенный период их жизни. В основе теории амплификации( А.В.Запорожец) лежит представление о необходимости совершенствования содержания, форм, методов воспитания для достижения максимально возможного развития психологических структур, типичных для каждой возрастной ступени развития ребенка.
• Ведущей роли социокультурного контекста развития. Программы обучения и воспитания воспитанников должны быть наполнены культурными и историческими контекстами параллелями. Это предполагает ориентацию развития дошкольников соответствии с культурным наследием своего народа и культурным опытом всего человечества. При таком подходе обращенность к формированию духовного мира ребенка становится доминантной его развития.
• Ведущей роли сензитивных периодов развития. Важно осваивать определенное культурное содержание в наиболее благоприятный для этого период и строить этот процесс на основе психологических и физиологических возможностей ребенка.
• Творческого характера развития. Главным в развитии должно стать не усвоение опыта, а его порождение.
• Совместной деятельности и общения как движущей силы развития, как средства обучения и воспитания. Субъектом деятельности и развития ребенка дошкольного возраста является не он сам, а детско-взрослая событийная общность, в которую входят воспитанники, родители и работники ДОУ. Такая общность, объединенная определенными ценностями, помогает ребенку продуцировать и реализовывать замысел.
Основные этапы реализации программы
1этап — диагностико-организационный (2019-2020 г.)
Цель:
Создание условий для формирования системы работы с одаренными воспитанниками в детском саду.
Задачи:
- Изучить нормативную базу;
- Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.
- Создать целевой методический совет по проблеме работы с одаренными воспитанниками (специалисты ДОУ, педагоги старшей и подготовительной групп)
- Разработать программу работы с одаренными воспитанниками;
Планируемые мероприятия:
1. Создание творческой группы воспитателей в ДОУ по работе с одаренными воспитанниками.
2. Обеспечение условий для систематического повышения мастерства педагогов по работе с одаренными воспитанниками.
3. Активное участие родителей, воспитателей и воспитанников в открытых мероприятиях ДОУ, конкурсах на уровне района.
4. Проведение комплексной психолого-педагогической диагностики индивидуальных особенностей воспитанников на выпуске в школу;
2этап — реализационный (2020-2021 г.)
Цель:
Апробация системы работы с одаренными воспитанниками.
Задачи:
- Диагностировать склонности воспитанников.
- Разработать методические рекомендации по работе с одаренными воспитанниками, материалы для проведения различных мероприятий (тематические недели, интеллектуальные викторины, мастер-классы, тренинги), праздников.
- Создать методическую копилку детского сада по работе с одаренными воспитанниками.
- Повысить квалификацию педагогов в области работы с одаренными воспитанниками.
- Создать индивидуальные карты развития личности ребенка в ДОУ.
Планируемые мероприятия:
1. Внедрение педагогических технологий развития детской одаренности («Портфолио ребенка-дошкольника»).
2. Выпуск информационных бюллетеней, методических рекомендаций, памяток по работе с одарёнными воспитанниками, опубликование материалов на сайте ДОУ.
3. Активизация участия родителей и окружающего социума в работе с одаренными воспитанниками.
4. Создание совместных планов со специалистами дополнительного образования.
5. Создание авторских программ, проектов по сопровождению специальной одаренности воспитанников.
3этап — аналитический (2021-2022 г.)
Цель:
Переход системы работы с одаренными воспитанниками в режим функционирования.
Задачи:
- Проанализировать итоги реализации программы.
- Корректировать затруднения педагогов в реализации программы.
- Обобщить и презентовать результаты работы детского сада в реализации программы.
- Осуществлять преемственность в воспитании и развитии одарённых воспитанников на всех этапах воспитания и обучения в детском саду.
Планируемые мероприятия:
1. Обобщение результатов предыдущего этапа реализации.
2. Коррекция проекта и уточнение программы.
3. Дополнительная апробация изменений, внесенных в проект.
4. Распространение позитивного опыта, публикации в периодических изданиях.
Ожидаемый результат
1. Выявление задатков и развитие способностей воспитанников к определенным видам деятельности.
2. Повышение ответственности воспитателей детского сада при организации работы с одаренными воспитанниками.
3. Активизация участия родителей и окружающего социума в работе с одаренными воспитанниками.
4. Создание и применение на практике комплексной программы работы с одаренными воспитанниками.
5. Создание атмосферы заинтересованности и доброжелательного отношения к одаренным детям.
6. Повышение качественных показателей воспитательно-образовательного процесса воспитанников.
7. Осуществление преемственности в работе школы и детского сада по работе с одаренными воспитанниками.
Критерии оценки эффективности ожидаемых результатов
1. Количественные и качественные показатели участия воспитанников в мероприятиях разного уровня и творческих конкурсах.
2. Положительная динамика проявления интереса воспитанников к различным видам деятельности.
3. Положительная динамика проявления интереса педагогов и родителей к исследовательской деятельности.
4. Рост профессионального мастерства воспитателей, работающих с одарёнными воспитанниками.
5. Уровень социальной успешности воспитанников.
Мониторинг достижения запланированных результатов
1. Мониторинг успешности воспитанников детского сада по итогам года.
4. Тестовая диагностика личностного роста воспитанника.
5. Анализ достижений по направлениям воспитательно-образовательной работы детского сада.
6. Диагностика удовлетворённости воспитательно-образовательной работой в ДОУ по работе с воспитанниками детского сада по выявлению одаренных воспитанников.
Показатели эффективности реализации программы
Повышение уровня индивидуальных достижений воспитанников в областях, к которым у них есть способности.
- Создание банка данных одаренных воспитанников детского сада, банка методического обеспечения поддержки одаренных воспитанников;
- Создание « Портфолио одаренного ребенка» в ДОУ;
- Внедрение в образовательное пространство детского сада альтернативного варианта обучения и развития одаренных воспитанников через индивидуальную траекторию развития; Создание Карты развития ребенка-дошкольника;
- Повышение профессиональной компетентности педагогов по актуальным вопросам педагогики одаренности;
- Успешная социализация воспитанников с высоким уровнем актуализированной одаренности в социуме как основа развития их задатков, способностей, дарования.
- Удовлетворенность воспитанников своей деятельностью и увеличение числа таких воспитанников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы с одаренными детьми в ДОО
Представлен опыт работы с одаренными детьми в МБДОУ "Детский сад №10 г.Красноармейска", затронуты основные вопросы и проблемы данного направления....
семинар-практикум "Одаренные дети": «Создание предметно-развивающей среды в возрастных группах для организации работы с одаренными детьми в соответствии с ФГОС ДО»
Тема: «Создание предметно-развивающей среды в возрастных группах для организации работы с одаренными детьми в соответствии с ФГОС ДО»Актуальность темы.Не так давно, самым важным в воспитании и об...
Методическая разработка "Организация работы с одаренными детьми в ДОУ"
Основной идеей работы по выявлению и развитию одаренных детей является объединение усилий педагогов, родителей (законных представителей), руководителей образовательных учреждений с целью создания благ...
Организация работы с одаренными детьми (теоретический семинар для педагогов)
Одаренные дети - особая и очень хрупкая часть нашего общества, один из его важнейших ресурсов. Работа с одаренными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности ...
Организация работы с одаренными детьми в дошкольной образовательной организации
Одаренность - понимают как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах де...
Конспект открытого просмотра результатов индивидуальной работы с одаренными воспитанниками
Конспект открытого просмотра результатов индивидуальной работы с одаренными воспитанниками в процессе деятельности опорной площадки МАДОУ "Детский сад № 5 "Колокольчик" по теме "Ре...
Информационно-коммуникационные технологии в работе с семьей воспитанников дошкольной образовательной организации
Методическая разработкаОдним из условий необходимых для создания социальной ситуации развития детей является работа с семьей по вопросам образования ребенка. Дошкольная образовательная организация (ДО...