Информационно-коммуникационные технологии в работе с семьей воспитанников дошкольной образовательной организации
статья (младшая группа)

Гасанбекова Индира Германовна

Методическая разработка

Одним из условий необходимых для создания социальной ситуации развития детей является работа с семьей по вопросам образования ребенка. Дошкольная образовательная организация (ДОО) сегодня является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с родителями. Другие социальные институты (школа, досуговый центр и проч.) не ориентированы на работу с семьёй на ранних стадиях её развития, хотя именно эти периоды являются сензитивными как для ребёнка, так и для родителей. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования от « 17 « октября 2013 г. № 1155, который вступил в действие с 1 января 2014г., где прописаны требования по взаимодействию ДОО с родителями. Если раньше педагоги ограничивались просвещением родителей, то теперь, как гласит ст. 44 ФЗ, «родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка» [72]. Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги и родители действуют согласованно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методическая разработка19.63 КБ

Предварительный просмотр:

Одним из условий необходимых для создания социальной ситуации развития детей является работа с семьей по вопросам образования ребенка. Дошкольная образовательная организация (ДОО) сегодня является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с родителями. Другие социальные институты (школа, досуговый центр и проч.) не ориентированы на работу с семьёй на ранних стадиях её развития, хотя именно эти периоды являются сензитивными как для ребёнка, так и для родителей. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования от « 17 « октября 2013 г. № 1155, который вступил в действие с 1 января 2014г., где прописаны требования по взаимодействию ДОО с родителями. Если раньше педагоги ограничивались просвещением родителей, то теперь, как гласит ст. 44 ФЗ, «родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка» [72]. Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги и родители действуют согласованно. 9 В философии понятие «взаимодействие» определяется как принцип существования природных и общественных явлений, взаимная связь структурных уровней материи, материальное единство мира. Взаимодействие рассматривается, прежде всего, как единство общения, отношений и деятельности (Н.Ф. Радионова, А.П. Тряпицына), обеспечивающее преобразование совокупности индивидуальных действий в единую систему совместных действий (А.И. Донцов, Б.Ф. Ломов, Н.Н. Обозов). Взаимодействие на уровне межличностных отношений, с точки зрения А.А. Бодалева и Л.И. Уманского, выступает как реально действующая связь, взаимная зависимость между субъектами, позитивная цель которой – добиться взаимопонимания и сотрудничества на основе обмена информацией в совместной согласованной деятельности субъектов по достижению общих целей и результатов при решении значимых для них проблем [57]. Первым, в том числе и по времени возникновения, является уровень взаимодействия образовательной организации и семьи – воспитание родителей. Мысль о том, что родителей надо учить воспитывать своих детей, отражается в трудах выдающихся зарубежных (Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель) и отечественных педагогов (Е.А. Аркин, П.Ф. Лесгафт, П.Ф. Каптерев, И.А. Сикорский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский). В исследованиях Зверевой О.Л. отмечается, что при организации взаимодействия на этом уровне ведущая роль принадлежит общественным институтам. На рубеже XIX – XX вв. для оказания педагогической помощи семье создавались родительские клубы, семейные группы, родительские кружки, с целью распространения педагогических знаний среди родителей устраивались публичные лекции. В помощь семье выходили многочисленные периодические издания: «Семейное воспитание», «Свободное воспитание», «На помощь матерям», где публиковались фрагменты сочинений Л.Н. Толстого, П.Ф. Лесгафта, Н.И. Пирогова, издавались книги для родителей. После 10 революции 1917 г. отношение общества и государства к семье изменилось, политика касательно семьи диктовалась классовыми задачами. Советское государство не доверяло родителям воспитание детей, будущих строителей коммунизма. Семейное воспитание считалось отсталым, поэтому ответ на вопрос о соотношении общественного и семейного воспитания рассматривался по-разному, вплоть до изоляции детей от семьи. Е.А. Аркин, Л.И. Красногорская, Д.В. Менджерицкая, Е.И. Радина, А.В. Суровцева, Е.А. Флерина и др. выступали за необходимость оказания родителям педагогической помощи [7]. Подобная ситуация была характерна и для доперестроечной России: закрытость государственных границ, наличие «железного занавеса» приводило к проницаемости границ семьи, что выражалось в прямом вмешательстве в её дела со стороны государства (парткома, профкома и т.п.) и недоверии семье. Для педагогов была характерна позиция «Мы (педагоги) знаем, что вам (родителям) надо». Родители выступали как объект приложения сил сотрудников образовательных учреждений. Предпочтение отдавалось информационному воздействию на родителей, при котором во главу угла ставилась задача научить их тому, как воспитывать детей. Такая сфера деятельности педагога получила название «работа с родителями». В целях экономии сил и времени «обучение» велось преимущественно в коллективных формах (на собраниях, всеобучах, лекториях и т.п.) [74]. В настоящее время на Западе существуют и получили широкое распространение следующие модели воспитания родителей: адлеровская модель (А. Адлер); учебно-теоретическая модель (Б.Ф. Скиннер); модель чувственной коммуникации (Т. Гордон); модель, основанная на трансактном анализе (Э. Берн, Т. Харрис, М. Джеймс, Д. Джонгвард); модель групповых консультаций (Х. Джинотт). Общим для рассмотренных моделей является то, что каждая из них посвоему пытается передать родителям какую-то идею действия, необходимого 11 для осуществления ими воспитательных функций, выдвигает какую-то основную мысль, на базе которой родители вольны по-своему строить воспитание. Все эти модели создают условия для того, чтобы родители могли лучше выполнять свою родительскую функцию [16]. Среди отечественных моделей воспитания родителей особого внимания заслуживает технологическая модель, разработанная Ю.Б. Гиппенрейтер, цель которой – обучение родителей способам правильного обращения с детьми. Основанная на программе «Повышение родительской эффективности» Т. Гордона, она дополнена идеями отечественных учёных-психологов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина. Повышение родительской эффективности обеспечивается системой уроков, направленных на освоение важных коммуникативных и педагогических умений (безусловное принятие ребёнка, помощь родителям, совместная деятельность, активное слушание, выражение и принятие чувств, убеждение, поведение в конфликтной ситуации, приучение к дисциплине, выражение эмоций). Основная форма обучения – тренинг, форма контроля – выполнение родителями домашнего задания с последующим его обсуждением в треннинговой группе [66]. В послеперестроечный период развития России на смену «воспитанию родителей» приходит общественно - семейное взаимодействие на уровне сотрудничества педагогов и семьи: когда государство открыло свои границы, семейные границы закрылись. Теперь воздействие на ребёнка можно оказывать только с согласия семьи и непосредственно через семью. На уровне сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи каждый из участников взаимодействия вносит свой вклад в достижение общей цели – воспитание и развитие ребёнка. Педагог и родитель идут рядом – «каждый делает своё дело», у обеих сторон, есть что сказать друг другу относительно конкретного ребёнка, тенденций его развития. Отсюда – поворот к диалогу с каждой семьёй, предпочтение форм совместной деятельности 12 (проекты, акции, праздники и др.) и индивидуальных форм (индивидуальные беседы, консультации, посещение семьи и др.). Успех взаимодействия между субъектами определяется их готовностью принять общую цель, задачи, найти согласованные пути решения, добиться установления благоприятного психологического климата коммуникации и осуществить общие планы. Дифференцированный подход к взаимодействию с родителями со стороны дошкольного учреждения – отличительная черта современной образовательной парадигмы, и осуществляется она в русле концепции психолого-педагогического сопровождения родительства. Его методология отражена в концепции комплексного сопровождения как новой образовательной технологии Е.И. Казаковой. Исходным положением для формирования теории и практики комплексного сопровождения является системно-ориентационный подход, согласно которому развитие понимается как выбор и освоение субъектом развития тех или иных вариантов. Человек постоянно находится в ситуации выбора [37]. Дошкольная образовательная организация (ДОО) сегодня является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с родителями. Другие социальные институты (школа, досуговый центр и проч.) не ориентированы на работу с семьёй на ранних стадиях её развития, хотя именно эти периоды являются сензитивными как для ребёнка, так и для родителей. Закон Российской Федерации «Об образовании» провозглашает в статье 18 (п. 1), что родители являются первыми педагогами. Взаимодействие родителей и педагогов дошкольного образовательного учреждения, характер сложившихся между ними отношений занимает в этой системе одну из ведущих позиций [33]. В связи с этим в данный момент актуален вопрос необходимости нахождения оптимальных путей именно диалогового взаимодействия с 13 родителями и отходить от формальных рамок сотрудничества ДОО и семьи (это традиционные родительские собрания, консультации и т. д.) [12]. Главной целью педагогического коллектива – уметь быть адекватными и внимательными к запросам семьи, компетентными в решении современных задач образования, а также организовать деятельность ДОО по направлению сотрудничества с семьей основываясь на следующих принципах: - обеспечение субъектной позиции всех участников образовательных отношений; - гуманистической ориентации во взаимодействии с семьей; - интеграции и дифференциации целей, задач и действий участников образовательных отношений, направленных на воспитание и развитие детей; - организации совместного творчества педагогов, учащихся и родителей и открытости ДОО для семьи. Взаимодействие дошкольной организации и семьи предполагает участие обеих сторон в данном процессе. Так для результативного взаимодействия, дошкольная организация должна способствовать привлечению родителей к участию, а родители детей должны проявлять интерес и участвовать в жизнедеятельности детской организации [23]. Установление доверительных отношений между семьёй и детским садом поможет откорректировать недочеты родителей и педагогов. Сотрудничество дошкольной организации с родителями не должно ограничиваться педагогическим воздействием на семью. Необходимо сподвигнуть родителей к участию в деятельности дошкольной организации, помогать активизировать педагогическое самообразование, поддерживать, а так же содействовать налаживанию гармонии между детьми и родителями. Взаимодействие должно протекать постепенно, так же как и установление доверительных отношений с педагогами [31]. Кроме того необходим информационный контакт, для этого педагог должен быть готовым принять все сведенья о каждом ребенке и делиться с 14 родителями информацией о его деятельности, поступках, состоянии и проблемах [35]. Таким образом, высшей ценностью педагога является ни методика обучения, ни потребности детского сада, а главным образом ребенок. Воспитателям и родителям необходимо иметь партнерские отношения, чтобы дополнить друг друга. Тогда такие отношения будут равными, взаимовыгодными, уважительными и доброжелательными [28]. Основное направление всех форм взаимодействия дошкольной организации с семьей: установка доверительных взаимоотношений с дошкольниками, родителями и педагогами, их объединение, развитие желания делиться между собой проблемами и сообща разрешать их. Педагогам необходимо стараться более полно употреблять педагогический потенциал традиционных форм работы с семьей и искать новые, инновационные формы взаимодействия с родителями согласно изменениям социально-политических и экономических прогрессов страны. Существует система классификации Т.В.Кротовой. Автор выделяет следующие нетрадиционные формы: информационно-аналитические, досуговые, познавательные и наглядноинформационные. При организации работы ДОО с семьей, основной акцент должен ставиться на воспитание субъективности родителей, формирование их воспитательной культуры. В этом контексте задача дошкольного образовательного учреждения сводится не к замещению семьи, а к ее обогащению теми практиками воспитания детей, которые накоплены в педагогической системе дошкольного образования. Компетентностный подход позволяет актуализировать скрытый воспитательный потенциал семьи путем включения родителей в воспитательный процесс ДОО. При этом важно, чтобы родители выступали в качестве полноправных участников этого процесса. 15 Введение Федеральных образовательных стандартов в ДОО актуализирует поиск педагогическими коллективами ДОО таких приемов и форм педагогического просвещения, которые были бы актуальны реальностям современного общества, в том числе информационного [71]. Таким образом, работа дошкольной образовательной организации и семьи в психолого-педагогической и методической литературе определяется как педагогическое партнерство субъектов образования, направленное на выработку и реализацию единых подходов воспитания и образования дошкольника. Таким образом, можно сделать вывод, что использование информационно-коммуникационных технологий в работе с семьей становится жизненно необходимым. С помощью этих технологий родители могут оперативно получать интересующую их информацию, консультироваться со специалистами, педагогами по различным вопросам, занимать активную позицию в отношении с детским садом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно- коммуникационных технологий во взаимодействии с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения

«Использование информационно-коммуникационных технологий во взаимодействии с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения»Автор проекта:Минеева Ирина АлександровнаМБУ ООШ № 7Воспитате...

Современные инновационные формы работы с семьями воспитанников дошкольных образовательных учреждений.

Взаимодействие семьи и детского сада - это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий от педагогов и родителей терпения, творчества и взаимопонимания. В новых формах взаимодействия...

Проект «Совершенствование правовой готовности педагогов к решению проблем взаимодействия с семьями воспитанников дошкольных образовательных организаций»

Памятка по законодательству РФ о  правах и обязанностях участников образовательного пространства по ФГОС ДО...

Эффективные технологии формирования математических представлений у воспитанников дошкольной образовательной организации

СодержаниеВведение1. Организация образовательной деятельности по формированию математических представлений у воспитанников дошкольной образовательной организации2. Организация взаимодействия педагогич...

Дистанционная форма взаимодействия с семьями воспитанников дошкольных образовательных организаций

Семья и детский сад – это две важные структуры для ребенка, которые взаимосвязаны между собой. Семья – это самая первая школа воспитания растущего человека, где он учится любить, радоватьс...

« ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ»

Сегодня в обществе активно идет процесс становление новой системы образования, в том числе и дошкольного. Реализуется Стратегия развития информационного общества, которая связана с доступностью информ...

Положение о проведении муниципального соревнования «Туристическая семья» среди семей воспитанников дошкольных образовательных организаций Артинского городского округа

Положение о проведении муниципального соревнования  «Туристическая семья»  среди семей воспитанников дошкольных образовательных организаций Артинского городского округа...