Организация работы с одаренными детьми в ДОО
статья по теме

Салахова Лариса Федоровна

Представлен опыт работы с одаренными детьми в МБДОУ "Детский сад №10 г.Красноармейска", затронуты основные вопросы и проблемы данного направления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_odarennye_deti.docx20.89 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Организация работы с одаренными детьми в дошкольной образовательной организации»

Салахова Л.Ф., заведующий МБДОУ «Детский сад №10 г.Красноармейска Саратовской области»

В статье кроме собственного опыта работы в МБДОУ «Детский сад №10 г.Красноармейска» использовался материал педагога Кулагиной Е.А.

Одаренность - понимают как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

В каждом ДОО есть такие дети, достижения которых необходимо отмечать на начальном и этапе и развивать в дальнейшем. Каждый воспитатель знает особенности «своего» ребенка, видит его сильные и слабые стороны. Учитывая «одаренность» воспитанников педагоги разрабатывают программы для работы с одаренными детьми и успешно их реализуют.

Многие авторы считают, что каждый ребенок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших высот в своем развитии.

     Выявление способных детей и работа с ними являются актуальной задачей дошкольного образования, особенно учитывая то, что работа с одаренными детьми особо выделяется в разряд приоритетных направлений образовательной политики государства.

     Как правило, среди дошкольников одного возраста всегда выделяются дети, которые:

- на занятиях все легко и быстро схватывают;

- знают многое о таких событиях и проблемах, о которых их сверстники не догадываются;

- быстро запоминают услышанное или прочитанное;

- решают сложные задачи, требующие умственного усилия;

-задают много вопросов, интересуются многим и часто спрашивают;

-оригинально мыслят и предлагают неожиданные ответы и решения;

- очень восприимчивы, наблюдательны быстро реагируют на все новое, неожиданное.

Это типичные черты одаренных детей и их уровень развития способностей уже достаточно высок. Необходимо расширить сферу деятельности такие детей, создать условия для дальнейшего эстетического и интеллектуального развития. Главными союзниками и помощниками здесь становятся родители, а направить их, помочь  увидеть одаренность своего ребенка должен педагог.

Работа с одаренными детьми в детском саду должна осуществляться по следующим направлениям:

- реализация задач авторской программы составленной специально для работы с одаренными детьми. Такая программа не имеет открытых рамок, при освоении тех или иных разделов.

- Программой достигается большая мыслительная логическая деятельность, в ней предусмотрено много задач, которые поощряют стремление ребенка к оформлению своих мыслей, суждений и предложений, у детей развивается наблюдательность, исследовательский подход к явлениям и объектам окружающей действительности.

- Содержание занятий содержит индивидуальные задания повышенной сложности для одаренных детей.

- Студийно-кружковая работа, которая помогает в развитии творческих и индивидуальных способностей у детей дошкольного возраста

 Кружковая работа помогает решать следующие задачи:

- создание условий для индивидуального развития способностей ребенка;

- развитие предпосылок творческого продуктивного мышления – абстрактного воображения, образной памяти, ассоциативного мышления, мышления по аналогии;

- формирование навыков коллективной мыслительной деятельности, необходимых современному человеку: готовность к совместному решению проблемы, умение вести спор, рассуждать и доказывать партнеру свою точку зрения;

- формирование положительной самооценки и уверенности в собственных интеллектуальных силах.

Кулагина Е.А. предлагает следующую систему работы с одаренными детьми:

Систему работы с одаренными детьми можно поделить на

несколько этапов:

I этап – подготовительный.

Цель: Подготовить условия для формирования системы работы с одаренными детьми.

На первом этапе необходима диагностика, независимо от того, каков источник одаренности. Различают общую и специфическую одаренность.

Общая одаренность детей представляет собой широкий диапазон способностей, которые лежат в основе успешного освоения, а затем и успехов во многих видах деятельности.

От специфической одаренности зависит успех человека в каком-либо конкретном виде деятельности.

Ребенок диагностируются по следующим направлениям:

- творческое мышление;

- уровень самооценки;

- толерантность;

- предпочтительные виды деятельности;

- доминирование правого или левого полушария;

- сила интуиции;

     

II этап – аналитический.

Цель: Выявление форм и методов организации работы с одаренными детьми.

III этап - организационно -деятельностный.

Цель: Организация целенаправленной работы с одаренными детьми.

     Систематическая и целенаправленная работа с одаренными детьми предусматривает  реализацию следующих направлений:

1.Координационное направление:

Внедрение системы наставничества над каждым одарённым ребёнком.

2.Научно- исследовательское направление:

Проведение диагностики одаренных детей.

Диагностика условий обучения и развития одаренных детей.

Создание банка данных одаренных детей.

3.Научно-методическое направление:

Создание банка образовательных программ и методических материалов для работы с одаренными детьми.

4.Экспериментальное направление:

Внедрение в образовательный процесс развивающих форм и методов обучения, направленных на выявление, развитие и поддержку интеллектуального и творческого потенциала детей. Организация работы с родителями одарённых детей с целью повышения их психолого-педагогической компетентности и оказания помощи в воспитании способных и одарённых детей.

IV этап – Этап формирования, углубления и развития способностей одаренных детей.

Цель: Апробация системы работы с одаренными детьми.

Задачи: - Диагностика склонностей детей.

          - Разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми.

         - Формирование отдела методической библиотеки по работе с талантливыми дошкольниками.

       - Адаптация учебных программ.

      - Повышение квалификации педагогов.

     Самая сильная потребность одаренных детей - накопление и усвоение знаний. Одаренный ребенок чувствует себя по-настоящему комфортно только тогда, когда он может спокойно приобретать знания.

Каждый ребенок одарен по-своему и невозможно в рамках общей теории разработать подход, гарантирующий 100% успех в работе с одаренными детьми.

И конечно, результаты совместной деятельности должны видеть и воспитанники и их родители. В нашем ДОО «одаренные дети» постоянно участвуют в различного уровня конкурсах и являются дипломантами. Дипломы вручаются в торжественной обстановке на родительских собраниях и праздничных мероприятиях. Кроме того, педагоги, подготовившие ребенка – победителя тоже получают дипломы и сертификаты, которые могут положить в свое портфолио.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

семинар-практикум "Одаренные дети": «Создание предметно-развивающей среды в возрастных группах для организации работы с одаренными детьми в соответствии с ФГОС ДО»

Тема: «Создание предметно-развивающей среды в возрастных группах для организации работы с одаренными детьми в соответствии с ФГОС ДО»Актуальность темы.Не так давно, самым важным в воспитании и об...

Методическая разработка "Организация работы с одаренными детьми в ДОУ"

Основной идеей работы по выявлению и развитию одаренных детей является объединение усилий педагогов, родителей (законных представителей), руководителей образовательных учреждений с целью создания благ...

Организация работы с одаренными детьми (теоретический семинар для педагогов)

Одаренные дети - особая и очень хрупкая часть нашего общества, один из его важнейших ресурсов.   Работа с одаренными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности ...

Организация работы с одаренными детьми в ДОУ

Организация работы с одаренными детьми в ДОУ...

Практическая консультация «Создание предметно-развивающей среды в возрастных группах для организации работы с одаренными детьми в соответствии с ФГОС ДО»

Не так давно, самым важным в воспитании и обучении детей было стремление, чтобы ребенок соответствовал некоторой средней норме. Это гарантировало возможность избежать многих проблем в развитии. Е...

Организация работы с одаренными детьми

       Данная статья раскрывает организацию работы педагогического коллектива МБДОУ «ЦРР - детский сад «Белоснежка»п.Пурпе-1 в обеспечении условий для ранн...

Организация работы с одаренными детьми в дошкольной образовательной организации

Одаренность - понимают как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах де...