Пение и естественное развитие слуха и голоса дошкольника
материал
Мастер-класс для педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_penie_i_estestvennoe_razvitie_sluha_i_golosa.doc | 210.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА СОЛНЕЧНОГОРСК
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
для детей дошкольного и младшего школьного возраста
Майдаровская начальная школа – детский сад № 46
141533, Московская обл., г.о. Солнечногорск, пос. Майдарово тел./факс 8 (496) 263-71-31
e-mail: KovalchukAG@mosreg.ru
МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
«ПЕНИЕ И ЕСТЕСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ СЛУХА И ГОЛОСА ДОШКОЛЬНИКА»
Подготовила и провела:
муз. руководитель МБОУ №46
Розанова Л.В.
2021 г.
“Запоют дети – запоет народ”.
К.Д. Ушинский
I часть. Сообщение с использованием мультимедийной презентации, прямого и комментированного показа.
1 слайд - Формирование вокально-хоровых навыков у младших дошкольников.
Уважаемые коллеги! Мы сегодня поговорим о формировании вокально-хоровых навыков у младших дошкольников.
2 слайд - Искусство пения.
Не надо доказывать, что одним из самых мощных средств воздействия на духовную сферу человека является музыка. В младшем возрасте серьезные музыкальные произведения недоступны для понимания ребенка, а хоровое пение всегда вызывает у детей положительные реакции. Способность к пению проявляется с двух лет. Звук детского голоса отличается мягкостью, “серебристостью”, головным звучанием и ограниченностью силы звука. Дети имеют небольшой голосовой диапазон. Очень важно научить их пользоваться своим голосом правильно. Музыкальному руководителю следует помнить, что в дошкольном детстве вокальные органы только начинают формироваться, он должен руководствоваться принципом “Не навреди!”
3 слайд - Таблица “диагностика”.
Перед началом работы с воспитанниками проводится первичная диагностика певческих способностей детей. Она представлена на экране.
В специальной литературе можно найти различные таблицы проведения диагностики. В представленном варианте, выделеные характеристики: певческий диапазон, сила звука, продолжительность дыхания (звуковая проба “М”), точность интонирования, звуко-высотный слух, представляются наиболее значимыми для определения вокально-хоровых навыков ребенка. Уровни определяются в баллах:
3 балла – высокий уровень
2 балла – средний уровень
1 балл – низкий уровень
Для определения общего уровня вокально-хоровых навыков все баллы суммируются.
12-15 баллов – высокий уровень
9 -11 баллов – средний уровень
5- 8 баллов – низкий уровень
Работа над вокально-хоровыми навыками детей (дыхание, звукообразование, артикуляция, звуковедение, слуховые навыки, эмоциональная выразительность исполнения) происходит с помощью вокальных упражнений, которые присутствуют на каждом музыкальном занятии.
4 слайд - Правила организации работы
Процитируем И.В. Гете - “Искусству пения, как всякому другому искусству, должно предшествовать известное механическое умение”. Поэтому важно учитывать следующие правила:
- Ставить конкретную задачу – объяснить детям, что делать (короткий вдох – медленный выдох; спеть на звук “у”);
- Показать способ выполнения действий (“Делай, как я”);
- Неоднократно повторять упражнение (транспонируя его вверх или вниз; тихо-громко);
- Контролировать выполнение детьми вокально-артикуляционных упражнений.
5 слайд - Певческая установка.
Всегда перед началом пения необходимо напомнить детям о правильном положении корпуса коротким стихотворением:
Мы проверим спинку,
Спиночку-тростинку,
Вот она какая -
Спиночка прямая!
В работе с младшими дошкольниками допустимо использование только мягкой атаки звука. С самых первых занятий нужно внушать ребенку, что громко петь не значит – красиво.
6 слайд - Развитие слуховых ощущений
Работа над правильным звукообразованием строится на развитии слуховых ощущений. Приведём примеры некоторых упражнений, помогающих в этом:
1. Упражнение “Пение с приставленной к уху ладонью”.
Известно, что вибрационные чувства играют большую роль в образовании и восприятии певческого звука. С этим связано следующее упражнение - “Пение с приставленной к уху ладонью”. Полукруглая ладонь приставляется к уху, пропевается любая музыкальная фраза.
2. Упражнение “Колокол”.
Пение с закрытым ртом помогает детям ощутить вибрацию губ, звук при этом попадает в верхний резонатор. Для этого можно использовать упражнение “Колокол”: пропевать на одном звуке междометие “бом-бом”, долго протягивая звук “м”.
3. Упражнение “Пение, приложив пальцы к кадыку”.
4. Упражнение “Пение с закрытым ртом”.
Вначале малыши поют говорком. Выразительное пение педагога, пропевание им долгих звуков служит образцом для детей. Первые вокально-хоровые упражнения предлагаются детям в виде песенок-игр, когда музыкальный руководитель поет запев, а дети отвечают за персонажа. Всем хорошо известна распевка “Гуси”. Акцент в этой распевке делается на правильном положении рта при пении.
Гуси, гуси!
Дети: “Га-га-га”
Петь хотите?
- Да-да-да,
Ротик открывайте
- Га-га-га,
Песню начинайте
- Га-га-га.
7 слайд – “На качество исполнения влияют…”
Известно, что многие дети имеют проблемы с произношением звуков. Артикуляционный аппарат ребенка четырех лет несовершенен и нуждается в развитии. Здесь важно все:
- умение открывать рот при пении;
- правильное положение губ;
- освобождение от зажатости, от напряжения нижней челюсти;
- свободное расположение языка во рту.
Все это влияет на качество исполнения.
8 слайд - Вокально-артикуляционные упражнения.
В этом музыкальным руководителям помогает использование вокально-артикуляционных упражнений, цель которых – выработка четкости, ловкости, правильности работы всех частей артикуляционного аппарата. Кроме этого, данные упражнения также развивают дыхание, чувство ритма и темпа, улучшают дикцию, координируют слух и голос. Подробнее остановимся на некоторых приемах по формированию вокально-хоровых навыков у младших дошкольников, которые наиболее часто используются и доказали свою результативность.
9 слайд - Дыхательные упражнения
Начинать работу следует с дыхательных упражнений. Певческое дыхание требует волевых усилий. Оно состоит из вдоха, задержки дыхания и выдоха. Вдох - бесшумный, через нос. Дыхательные упражнения, помимо привития навыка певческого дыхания, способствуют оздоровлению всей дыхательной системы, осуществляют массаж внутренних органов, насыщают ткани кислородом, укрепляют нервную систему. Можно прочитать детям стихотворение В.Степанова и потренироваться делать правильный вдох:
Это очень интересно - научиться песни петь.
Но не каждому известно, как дыханьем овладеть.
Мягким делать вдох старайся,
Вдыхай носом, а не ртом.
Да смотри не отвлекайся,
Сделал вдох - замри потом.
Выдох делай тихим, плавным, как кружение листа.
Вот и выйдет песня славной – и свободна, и чиста!
10 слайд - Речевые игры на дыхание
Речевые игры на дыхание всегда доставляют детям радость. Например, упражнение “Паровоз”: дети становятся в колонну друг за другом.
Педагог пропевает:
Паровоз, вперед спеши, в лес ребяток отвези.
Едем мы осенним днем, песенку поем.
Как паровозик гудит? (Дети “У-у!)
И помчался дальше, только дымок над трубой вьется.
Покажите, как вьется дымок.
Дети берут плоскостные паровозики, дуют на дымок - кусочек органзы, прикрепленной к трубе.
Или игра “Котенок и шар”: дети, взявшись за руки, встают в круг, и медленно отходят назад со словами:
Надувала кошка шар,
А котенок ей мешал.
Ф-ф-ф… Делают выдох ртом, произнося ф-ф-ф
Подошла и лапой – хлоп! Хлопают в ладоши.
Ну а шарик сразу – лоп! Приседают.
11 слайд - Произнесение текста активным шепотом.
Произнесение текста активным шепотом способствует активизации дыхательной мускулатуры и приучает к чувству опоры звука на дыхание. Для этого хорошо использовать потешки, стишки, скороговорки, например:
Дарики-дарики, летели комарики.
Летели, кружились
В носик вцепились: цап!
Участники мастер-класса делятся на 2 подгруппы.
Первой подгруппе предлагается произнести выражение - “Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: ха-ха-ха-ха-ха!” (делая активный выдох).
Задача второй подгруппы - активным шепотом произнести - “Три сороки тараторки тараторили на горке” (“тр-р-рь” - передавать “сплетню”, задевая соседа по плечу)
12 слайд - Работа над дикцией
Работая над дикцией детей, можно придумывать различные истории. Например, в средней группе дети любят “Историю о том, как Язычок искал друга”: Жил-был Язычок. Ему очень удобно жилось в своем домике – ротике. Но Язычок всегда хотел иметь много друзей. Однажды утром он проснулся, повернулся с боку на бок (пошевелить во рту вправо – влево). Поздоровался с одной щечкой (постучать языком в одну щеку, не открывая рта), потом с другой (те же движения). Погладил верхние зубки (не открывая рта провести языком по задней стенке зубов)…. И т. д.
13 слайд - Музыкальные пальчиковые игры
Остановимся на использовании пальчиковых игр и упражнений. Общеизвестным является факт влияния мелких движений на активизацию речемыслительных центров, на общее развитие ребенка. Музыкальные пальчиковые игры сочетают пение с активной артикуляцией и движения мелкой моторики. Произнесение любого текста можно сопровождать мелкими движениями пальцев рук. Пальчиковая игра “Мышки”:
Вот как наши ребятишки Дети “скребут” пальчиками по коленям.
Расшалились словно мышки.
Ловко пальчиками трут,
Словно лапками скребу. . Ш-ш-ш… Добавляется произнесение “ш-ш-ш”
14 слайд - Правила кантиленного пения.
В работе с младшими дошкольниками, не стоит во главу угла ставить чистоту интонирования, пусть лучше дети поют не без огрехов, но с желанием, получая удовольствие от самого процесса, чем делают это чисто, но с постными лицами или с боязнью сфальшивить и вызвать неодобрение музыкального руководителя. Важная задача – научить ребенка любить пение и не стесняться, если что-то не получается. В последние годы в пении детей исчезает плавность, напевность речи. А ведь ещё великий поэт А.С. Пушкин писал: “...А как речь-то говорит. Словно реченька журчит”. Теперь же речь взрослых людей больше похожа на скачки с препятствиями. Даже некоторые ведущие телевизионных программ говорят торопливо, взахлёб, проглатывая слоги. А ведь дети это слышат постоянно и как губка впитывают такую манеру, что отражается и на исполнительстве. Кроме этого, последние научные исследования В.П.Морозова показали, что современные дети, живущие в агрессивной языковой среде, не различают интонацию гнева. Для них резкие интонации и повышенный тон стали чем-то само собой разумеющимся. Нужно постараться вернуть нашим детям одухотворенную речь и распевное, красивое пение. Главная задача – это выработка кантиленного пения.
Для плодотворной работы педагог должен всегда выполнять следующие правила:
вся вокальная работа должна вестись в негромкой динамике;
обучать навыку пения надо а сареlla на материале простейших попевок;
перед детьми должна стоять конкретная задача (например: “Споем распевку, делая ударения на нижнем и верхнем звуках”);
необходимо приучать детей слышать себя и слушать других;
надо сразу пресекать громкое, крикливое пение.
15 слайд - Приёмы работы
Охарактеризуем приемы работы с детьми младшего дошкольного возраста по развитию вокально-хоровых навыков. Многие используют их в своей ежедневной работе, т.к. они позволяют добиваться хороших результатов.
1. Пение а capella.
Пение без сопровождения помогает выработать более сосредоточенное внимание поющего к звучанию своего голоса и пению товарищей.
2. Пение в сопровождении металлофона или флейты.
Эти инструменты имеют звонкий звук и побуждают ребенка петь в высокой позиции звонким звуком.
3. Пропевание интонационно сложных элементов мелодии песни на звук “у”.
Звук “у” позволяет точно направить звук, достать каждую ноту, как иголочкой уколоть ее.
4. Пение с солистами.
5. Использование сказок, историй при распевании
Например, “На лесенке”. На ступеньках лесенки располагаю несколько игрушек. Это могут быть: собачка, лягушка, утка, кошка, воробей. Когда музыкальный руководитель показывает на игрушку, дети, имитируя голос этого персонажа, воспроизводят высоту звука.
6. Игры-повторялки, копирование.
Примером может стать игра “Зеркало” - дети идут по кругу друг за другом и произносят:
Ходим кругом, друг за другом, эй, ребята, не зевать!
Все, что Петя нам покажет, будем вместе повторять!
Удачны вокальные игры “Пой со мной”, “Попугаи”.
7. Песни добавлялки, суть которых – в допевании детьми слов, основанных на четкой тонической опоре. Например “Маша и каша”.
8. Использование музыкально – дидактических игр.
Игра “Птички на проводах” - развивает музыкально-слуховые представления детей, учит воспроизводить мелодию по изображению; игра “Кузнечик” - помогает зрительно представить направление мелодии.
9. Певческая импровизация - очень эффективный метод развития ладового чувства и музыкально-слуховых представлений вообще. Импровизация способствует раскрепощению детей. Обязательное правило для педагога: хвалить ребенка за любое проявление творчества.
16 слайд – Видео - попевка “Падают листики”
17 слайд - Графическое изображение попевки “Ходит зайка по саду”
Участникам мастер-класса предлагается внимательно посмотреть на графическое изображение попевки и постараться узнать её. Это попевка “Ходит зайка по саду”. Давайте пропоем её, помогая себе движением руки. Далее предлагается определить вторую попевку по графическому изображению мелодии, которая выложена на фланелеграфе с помощью полосок разной длины. Это попевка “Лесенка”. Предлагается пропеть её.
18 слайд - Использование дидактических пособий с движущимися деталями
Использование дидактических пособий с движущимися деталями помогает музыкальному руководителю наглядно демонстрировать движение мелодии вверх или вниз. Покажем это на примере попевки “Скок-скок-поскок”: птичка или кузнечик скачет по последовательно по каждой ступеньке или через ступеньку и соответственно пропеваются музыкальные интервалы. Удобно использовать пособие “Кузнечик скачет по одуванчикам”. (Демонстрация)
Необходимо помнить, что перед любым вокальным упражнением надо сделать настройку – дать основной тон или сыграть гармоническую последовательность: T-D-T, T-S-D-T. Это позволяет музыкальному руководителю активизировать у детей слуховое внимание и настроиться на определенную тональность.
Вокальные упражнения можно включать не только в традиционный раздел “Пение” и “Музыкальные игры”, но и в “Музыкально-ритмические движения”, “Слушание музыки”, а так же использовать в качестве динамических пауз не только на музыкальных занятиях.
19 слайд – Пение - удивительное искусство
Пение – удивительное искусство. Оно развивает музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость, способствует развитию внимания, памяти, мышления. Хоровое пение дает возможность узнать чувство локтя, испытать единение с товарищами. Народные и лирические, военные и шуточные, патриотические и игровые песни способствуют формированию человека доброго, отзывчивого, гуманного, пробуждают у детей чувство товарищества, сопереживания, гордости за Родину, любви к природе. Исполнение песен помогает ребенку выразить свои чувства. Задача педагога – научить малыша любить песню и способствовать тому, чтобы пение для ребенка стало естественной потребностью, чтобы музыка и песня вошли в его жизнь, и он мог испытать то чувство счастья, которое дает исполнение любимой песни. Конечно, работа музыкального руководителя будет плодотворна только в том случае, если воспитатели и родители понимают ее важность и оказывают всяческую поддержку. Обучение пению – длительный и сложный процесс, требующий от музыкального руководителя большого терпения и умения строить учебный процесс так, чтобы ни одна минутка занятия не была потрачена зря. Вспомним слова Протагора: “Нет ни искусства без упражнения, ни упражнения без искусства”.
I I часть. Практикум.
Оборудование: дидактическое пособие “Паровоз”; 2 фланелеграфа, 2 конверта, названия попевок “Василёк, василёк” и “Скок-поскок, молодой дроздок”, короткиие и длинные полоски для выкладывания графической схемы попевки; дидактические пособия “Эхо”, “Качели”; чистые листы бумаги, ручки.
Ход:
Участникам мастер-класса предлагается применить на практике некоторые методические приемы, музыкально-дидактические игры и упражнения для развития вокально-хоровых навыков детей младшего дошкольного возраста.
1. Упражнение-импровизация “Как меня зовут” (по цепочке)
Участники представляют себя и параллельно развивают навык певческой импровизации. Для этого придумывается любая мелодия для своего имени. Педагог-мастер начинает первым, а затем все участники по цепочке также пропевают свое имя на придуманную ими мелодию.
2. Дыхательное упражнение “Паровоз”.
Одному из участников предлагается исполнить роль музыкального руководителя, остальные участники - играют роли детей. Музыкальный руководитель ставит цель работать над развитием дыхания детей (очень важно научить детей правильно делать вдох и грамотно распределять воздух, выдыхая его). Поставленную задачу он предполагает решать с помощью дидактического пособия “Паровоз”. Ознакомившись с описанием по использованию данного пособия он приглашает “детей” для выполнения упражнения. Ведущий благодарит участников и “музыкального руководителя”, дает оценку, указывая на соблюдение методики организации и проведения данного упражнения.
3. Выкладывание и узнавание графического изображения попевки.
Участники делятся на 2 рабочие группы. Каждой группе необходимо выложить графическое изображение попевки. Название попевки и материалы для выполнения находятся в конвертах. После выполнение задания группы меняются местами и по выложенному графическому изображению узнают и исполняют попевку, выложенную другой группой.
4. Работа с использованием наглядных дидактических пособий “Эхо”, “Качели” (в малых группах).
Создаётся условная ситуация: “Вы приобрели замечательное наглядное музыкально-дидактическое пособие (педагог-мастер раздаёт их группам). Ставится задача объяснить, как будет использоваться данное пособие с целью развития вокальных навыков у младших дошкольников и какие задачи можно решать с его помощью. По окончании работы, каждая группа представляет свой вариант или даёт оценку предложениям коллег.
Педагог-мастер благодарит участников, подчёркивает наличие соответствующих профессиональных компетенций, подчёркивает их умение формулировать образовательные задачи к наглядному методическому материалу, умение обосновывать свою позицию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Голосовые игры в развитии вокального слуха и голоса, как средство здоровьесбережения дошкольников.
Игры с голосом дают возможность ребенку вернуться в доречевой период голосовой активности, помогают устранить неравномерности голосового развития. А звуковой...
Музыкальные занятия - важное средство развития слуха и голоса у детей с нарушением слуха
Музыкальное воспитание является составной частью общей системы обучения детей с нарушением слуха и имеет коррекционно-компенсаторную направленность. Коррекция нарушений осущест...
Упражнение для развития слуха и голоса «Небо синее» муз. Тиличеевой
Музыкально- ритмическая модель - упражнение для развития слуха и голоса «Небо синее» муз. ТиличеевойНебо синее, роща в инее.Утро раннее, все туманнее......
презентация "Использование игровых песен -попевок в развитии музыкального слуха и голоса у дошкольников"
Игровое пение важнейшее средство музыкального воспитания...
ГОЛОСОВЫЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ВОКАЛЬНОГО СЛУХА И ГОЛОСА, КАК СРЕДСТВО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Песни могут быть различного характера. Музыкальные игры учат детей понимать передаваемое настроение в песне, различие в исполнении той или иной мелодии: одни поются отрывисто или протяжно, другие &nda...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в младшей группе Тема. «Звуковая культура речи: звук [и]. Упражнение на развитие слуха и голоса.
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в младшей группеТема. «Звуковая культура речи: звук [и]. Упражнение на развитие слуха и голоса....
Коррекционные упражнения для слуха и голоса, как одно из условий чистого интонирования у дошкольников.
Материал содержит описание методики работы со схемами, использование которых поможет музыкальным руководителям более успешно проводить коррекционную работу по развитию слуха и голоса с дош...