Развитие голоса дошкольников с проблемами в развитии в процессе пения
материал по развитию речи (младшая, средняя, старшая группа)

Пение — это вид исполнительского искусства, оказывающий глубокое воздействие на эмоцио­нальную сферу ребенка, на развитие его психических функций, а также на психофизиологические процессы, такие как дыхание, газообмен, кровообращение, сердечную деятельность, работу эн­докринной системы. В общей системе коррекционной работы обучением пению ребенка с проблемами в развитии можно сгладить вторич­ные проявления отклонений в развитии: несовершенства разви­тия слуха, голосового аппарата, вокально-слуховой координации, речи, слухового внимания, памяти, воображения. Песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Хоровое пение объединяет дошкольников, создает условия для эмоционального музыкального общения. Оно особенно полезно депрессивным и заторможенным детям, робким и несмелым.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие голоса дошкольников с проблемами в развитии в процессе пения

Пение, певческая деятельность — это вид исполнительского искусства, который оказывает глубокое воздействие на эмоциональную сферу ребенка, развитие его психических функций, а также на психофизиологические процессы, такие как дыхание, газообмен, кровообращение, сердечную деятельность, работу эндокринной системы и т.д. Оно помогает углублению и регуляции дыхания, укреплению голосового аппарата. В процессе пения особенно активно развиваются основные музыкальные способности ребенка: эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, чувство ритма. Правильное пение вызывает у ребенка чувство комфорта, а сочетание музыки и литературного текста делает пение более конкретным видом музыкальной деятельности, чем восприятие музыки, обеспечивая доступность его для дошкольников.

Но, обучая ребенка с проблемами пению в общей системе коррекционной работы, можно сгладить вторичные проявления отклонений в развитии: несовершенства развития слуха, голосового аппарата, вокально-слуховой координации, речи, слухового внимания, памяти, воображения. Песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Хоровое пение объединяет дошкольников, создает условия для эмоционального музыкального общения. Оно особенно полезно депрессивным и заторможенным детям, робким и несмелым.

Характеризуя певческие возможности детей, следует отметить, что они определяются структурой их основного дефекта, поэтому певческая деятельность имеет у детей с различными проблемами свои специфические особенности.

Так у  детей с нарушениями речи голос приобретает интонационную бедность, монотонность, носовой оттенок, поскольку дыхание у таких дошкольников является поверхностным, с коротким речевым выдохом, прерывистым. Сначала педагог должен пояснить детям, как правильно сидеть и стоять во время пения. Затем музыкальный руководитель может провести с ребятами дыхательную гимнастику. Данная необходимость обусловлена тем для того, чтобы укрепить певческое дыхание, так как высокое позиционное звучание возможно только при активном дыхании. В занятия с детьми с тяжелыми нарушениями речи включается пропевание и произношение междометий, которые эмоционально окрашены, выражают волевые побуждения человека — радость, грусть, гнев, страх: «Ах! Ох! Ух! Ой! Ай-ай-ай!» и т. д. Часто междометия включаются в стихи, которые подбираются таким образом, чтобы окраска звука в них была разной: минорной или мажорной, с соответствующей музыкой.

Во время работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи необходимо объяснить воспитанникам, как правильно пользоваться своим артикуляционным аппаратом. Во время пения губы мягкие и свободные, например, пение гласных звуков лучше тренировать на «тёплом вдохе», а согласные звуки — произносить свободно, не напрягаясь. Также необходима работа над дикцией, где можно использовать специальные упражнения для речевого аппарата. Дикция подразделяется на два вида: речевую и вокальную. Вокальная дикция отличается от речевой тем, что слова в ней ритмически и звуковысотно организованы. Вокально-хоровая работа с детьми с нарушениями речи является необходимой стороной логопедической коррекции, поскольку она способствует налаживанию работы речевого аппарата детей с тяжелыми нарушениями речи и развивает музыкально-слуховое восприятие. Одним из важных условий вокальной работы является освоение музыкальной речи — органического единства слова и музыки.

Применяемые в игровой форме приемы вокально-хоровой работы, обеспечивают коррекционную направленность пения и дают положительные результаты. Вокально-хоровая работа обычно начинается с распевания, а уже потом с разучивания песен. Педагог должен пояснить детям, что необходимо «разогреть» горло, «сделать голосовую зарядку». Многократный повтор попевок, разучиваемых на музыкальных занятиях, способствует переходу к работе над конкретной песней. Таким образом, голосовой аппарат оказывается подготовленным к более сильным нагрузкам. Изучение новых попевок принято выстраивать по так называемой «глинкинской системе», при которой их диапазон увеличивается от примы до квинты. На упражнениях дети овладевают повторять заданные педагогом звуки — с помощью инструмента и в акапелльном звучании (то есть — без сопровождения). Чтобы процесс распевания не показался детям утомительным, педагог предлагает воспитанникам исполнение упражнений в разных вариантах: приём «Эхо», «Перекличка», «Соревнование», «Девочки-мальчики» и т. д. По мере освоения простейших попевок следует постепенно разучивать новые, которые строятся в более широком диапазоне. Попевки можно исполнять как на различные открытые слоги — «ле», «ля», «лё», «ми», «ма», «мо», и т. д. Приведём примеры народных потешек и несложных песен, мелодии которых построены в диапазонах на разных певческих интервалах: «Андрей-воробей», «Снег, лед, кутерьма, здравствуй зимушка-зима», «Падают листики», «Бьют часы на башне», «В огороде заинька», «Паровоз». Большое внимание при работе с детьми данной категории можно уделить и пальчиковым играм, которые тренируют внимание, развивают логическое мышление и память. Игры полезно совмещать с пением, потому что так лучше запоминается распевка с творческими заданиями, которые предлагает Т. Э. Тютюнникова. Например, игры-распевки «Большие и маленькие волны», «Ладушки», «Танцуем, играя!», «Лиса», «Тра-та-та» и т. д. Таким образом, развитие певческих навыков эффективно способствует решению коррекционно-развивающих задач при работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.

Певческая деятельность у детей с нарушением слуха — понятие относительное и выражается в форме развития голоса, ритмической стимуляции и хоровой декламации и строится с учетом характера нарушения анализатора. У слабослышащих детей она направлена на формирование и активизацию речевой деятельности. Задания по развитию голоса и ритмической стимуляции усваиваются и выполняются детьми на слухозрительной основе, с опорой на остаточный слух. Речевая зона укрепляется посредством ритмодекламации, мелодекламации в сопряженном и отраженном пении. Использование в пении целенаправленных ритмодвигательных упражнений, направленных на структурирование речи, укрепление речевой зоны голоса, развитие слаженности речи и двигательно-мышечных ощущений дает положительный эффект в певческой деятельности детей данной категории. Развитие голоса детей неразрывно связано с музыкально-слуховыми впечатлениями от восприятия регистров фортепиано. В процессе обучения певческой деятельности дети овладевают навыками соотнесения своих голосовых проявлений с различными регистрами фортепиано, звукоподражанием, звуковысотностью, учатся протяжному плавному ведению голоса, интонированию. Этому способствуют различные коррекционно-направленные игровые приемы, которые сочетают зрительную, двигательную и слуховую основы.

Для детей с нарушением зрения пение является видом музыкальной деятельности, который имеет большое значение для развития их речевой деятельности. Обостренность слухового восприятия такого ребенка уже в дошкольном возрасте обеспечивает достаточно раннее развитие вокально-слуховой координациии, что, в свою очередь, создает основу в овладении вокально-хоровыми навыкамк. Однако ограниченность общения с микросоциальной средой, недостаточная сформированность образов-представлений у детей с нарушением зрения отражаются на осмысленном исполнении песен. Поэтому особое внимание в процессе обучения пению уделяется разъяснению содержания. С этой целью перед восприятием новой песни с детьми проводятся мини-беседы о содержании, характере, действиях, происходящих в ней. Работа над формированием вокально-хоровых навыков дает положительный эффект, если она сочетается с двигательными и мышечными ощущениями ребенка (например, чтобы научиться вести мелодию голосом вверх, ребенку предлагается сопровождать движение мелодии движением руки вверх и т.д.). Сначала с поддержкой педагога, а затем самостоятельно дети начинают исполнять знакомые песни в различных вариантах с солистами, хором, с движениями и разучивать новые.

Так, у дошкольников с задержкой психического развития, умственной отсталостью часто наблюдаются нарушения в развитии музыкального слуха, его ритмической и динамической основы. У таких детей отмечаются слабость и неустойчивость, прерывистость дыхания, хрипловатый, монотонный голос, часто с носовым оттенком, вялая размытая дикция. Однако специально подобранный репертуар с учетом возможностей диапазона детей данной категории, применяемые в игровой форме приемы вокально-хоровой работы обеспечивают коррекционную направленность пения и дают положительные результаты. У детей развивается мелодический слух, появляются голосоведение, интонационная выразительность.

Важно научить детей с ЗПР любить песню, дать им простейшие певческие навыки. Выбирая песенный материал, следует учитывать ряд обстоятельств, в том числе: содержание и текст песни, ее темп, диапазон, длительность фраз и др. Приступая к работе над пением, надо напомнить детям, что во время пения не нужно напрягаться, сидеть или стоять надо прямо, дышать свободно и легко. Полезен самомассаж мышц, участвующих в голосообразовательном процессе. Такой гигиенический поглаживающий самомассаж «разогревает их», предупреждая тем самым мышечные «зажимы», мешающие работе, а также способствует свободному течению звука. Массируемые мышцы должны быть расслаблены, массаж делается медленно, плавно. В качестве подготовительного этапа к пению используется (по согласованию с учителем-логопедом и учителем-дефектологом) артикуляционная гимнастика.

 Большое значение в пении имеет дыхание. Некоторые дети дышат прерывисто не потому, что у них короткое дыхание, а оттого, что не умеют им управлять. На каждом занятии важно следить за тем, чтобы дети брали дыхание перед началом пения и между музыкальными фразами, а не посередине слова. При обучении детей пению не надо объяснять им всю сложность дыхания. Следует показывать наглядно, как надо дышать в процессе исполнения. С целью формирования навыка правильного дыхания используются следующие упражнения: подуть на снежинку, листик, пушинку; вдохнуть аромат цветка; погасить свечу (плавный и резкий выдох); изобразить шум текущей воды. Пение является для детей с ЗПР и учебным, и лечебным средством, т.к. оно регулирует дыхание, развивает легкие, помогает вырабатывать плавную, полнозвучную речь, коррегировать ее темп.

Сформированная певческая деятельность дошкольника с проблемами не только обеспечивает формирование его вокальной культуры, но и сглаживает вторичные отклонения в развитии, расширяет его возможности использования певческих навыков в быту, в досуговой деятельности, тем самым создает условие его социальной адаптации.

Список используемой литературы:

  1. Ветлугина, Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду. — М.: Просвещение, 1989. Тютюнникова, Т. Э. Музыкальные узоры: методическая разработка//Музыкальный руководитель, — 2006.
  2. Шамина Л., Браз С. Л., Медведева М. Л. Специфика учебно-воспитательной работы в фольклорных певческих коллективах: Методическое пособие. — М., 1984.
  3. Буцкая Ж. Н. Развитие вокальных навыков у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи // Молодой ученый. — 2018. — №48. — С. 279-280. — URL https://moluch.ru/archive/234/54395/ (дата обращения: 15.12.2019).
  4. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Е.А.Медведева, Л.Н.Комиссарова, Г. Р. Шашкина, О. Л. Сергеева; Под ред. Е. А. Медведевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие у младших дошкольников эмоциональной отзывчивости на музыку в процессе пения

ПЕние - один из самых любимых детьми видов деятельнлсти.      В результате общения с музыкой ребёнку передаётся её настроения и чувства: радость, тревога, сожаление и грусть, решительно...

Игровая технология как средство формирования интегративных качеств у дошкольников с проблемами в развитии

В  нашем ДОУ разработана технология,   принцип которой заключается в интеграции элементов известных игровых методик развития речи и физического воспитания дошкольников направленны...

Театрализованная деятельность как средство коррекционной работы с дошкольниками, имеющими проблемы речевого развития.

Я работаю в подготовительной логопедической группе с дошкольниками,  имеющими самые различные речевые проблемы. Трудности речевого общения, характерные для детей с речевыми патологиями ста...

Фонопедический метод развития голоса как один из способов развития вокального музицирования старших дошкольников

В данной разработке рассматриваются вопросы использования, внедрения фонопедических упражнений в музыкальные занятия ДОУ. Данные упражнения являются здоровьесберегающей технологией, а потому их исполь...

Презентация «Интеллектика» часть 1(6) (после занятий): 1.Проверка уровня развития способности анализировать. 2.Проверка уровня развития способности планировать. 3.Проверка уровня развития способности рассуждать. 4.Проверка уровня развития способности ко

Презентация «Интеллектика»  часть  1(6) (после занятий): 1.Проверка уровня развития способности анализировать. 2.Проверка уровня развития способности планировать. 3.Проверка уров...

« Развитие речи детей дошкольников с проблемами в развитии посредством использования игр и упражнений»

В нашем дошкольном учреждении это является необходимым условием полноценной интеграции дошкольников с нарушениями речи в среду нормально развивающихся сверстников....