«Технологии психолого-педагогического сопровождения детей в группах раннего возраста»
статья
В рамках психолого-педагогического сопровождения детей в группах раннего возраста в нашем детском саду разработан и реализуется проект «Сенсорная мозаика».
Актуальность проекта заключается в том, что недостаток сенсорного и речевого развития детей в раннем возрасте может привести к необратимым последствиям в формировании той базы жизненных ценностей, на которых выстраивается общая культура личности ребенка, его социальные, нравственные, интеллектуальные, физические качества, инициативность и самостоятельность, а в будущем – успешность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_tehnologii_psihologo-pedagogicheskogo_soprovozhdeniya_detey_rannego_vozrasta.docx | 23.1 КБ |
Предварительный просмотр:
«Технологии психолого-педагогического сопровождения детей в группах раннего возраста»
подготовила педагог-психолог
Ахмедова Д.К.
Одной из задач дошкольного образования является создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Ранний возраст – это благоприятный период для развития сенсорных систем: зрительной, слуховой, тактильной; обогащения двигательного опыта и ориентировки в пространстве, овладения навыками общения и развития речи. Поэтому взрослым необходимо поддерживать поисково-исследовательскую и продуктивную деятельность малышей, содействовать становлению игры и развитию познавательной активности, стимулировать развитие речи и навыки взаимодействия с окружающими.
В рамках психолого-педагогического сопровождения детей в группах раннего возраста в нашем детском саду разработан и реализуется проект «Сенсорная мозаика».
Актуальность проекта заключается в том, что недостаток сенсорного и речевого развития детей в раннем возрасте может привести к необратимым последствиям в формировании той базы жизненных ценностей, на которых выстраивается общая культура личности ребенка, его социальные, нравственные, интеллектуальные, физические качества, инициативность и самостоятельность, а в будущем – успешность.
Мы должны сохранить уникальность и самоценность детства каждого малыша как важного этапа в общем его развитии, и помнить, что раннее детство это период жизни значимый сам по себе, значимый тем, что происходит с ребенком здесь и сейчас, а не тем, что это период подготовки к будущей жизни.
Цель проекта – создание оптимальных условий для сенсомоторного и речевого развития детей раннего возраста посредством организации развивающей предметно-пространственной среды и использования игровых технологий.
Применяемые игровые технологии и специально организованная среда направлены на развитие ощущений и восприятий детей, вызывают у них потребность исследовать окружающие их предметы, знакомиться с ними, на собственном опыте изучать и овладевать ими.
Неописуемый восторг у детей вызывают игры с сенсорной юбкой, сенсорными коробками, тактильными книгами, сенсорным душем, песком и водой, тестом для лепки и прочими атрибутами.
Разнообразие дидактических игр, игрушек, материалов и их доступность помогают детям овладеть сенсорными представлениями и эталонами: формой, цветом, величиной, пространственной ориентировкой.
На данном возрастном этапе у детей происходят изменения отношений к своим действиям, они настойчиво добиваются результата, стремятся начатое довести до конца: пытаются разделить предмет на части, изучить его содержимое, соотнести части и признаки предметов между собой. Поэтому игровые центры групповых помещений наполнены разнообразными пирамидками, кубиками, матрешками, бизибордами, вкладышами, сортировщиками, шнуровками и прочими предметами.
Особый интерес вызывают у малышей игры с сенсорными коробками, наполнение которых всегда является сюрпризом. Это могут быть мелкие фигурки и игрушки, кинетический песок и пластилин, кусочки бумаги, картона, ткани или меха, ракушки и камешки и многое-многое другое.
В период от рождения до трех лет происходит активное речевое развитие малыша. Поэтому педагоги создают условия для общения, в процессе которого ребенок вступает в контакт, слушает и задает вопросы, выражает согласие или несогласие, высказывает свои желания и отношение к происходящему.
Речевое развитие происходит в игре и деятельности, на основе сенсорных эталонов и представлений об окружающем мире, установлении связи между предметами и действиями.
Уже в раннем возрасте педагоги знакомят малыша с книгой как предметом культуры: приучают слушать, рассматривать ее, повторять текст и проигрывать сюжет. Яркая тактильная книга, из которой можно извлечь разнообразные звуки, погладить ее и поиграть с ней, вызывает у ребенка положительные воспоминания и желание снова взять ее в руки. Таким образом взрослые приобщают ребенка к чтению, воспитывают у него интерес к книге как к источнику нового, неизведанного.
С раннего возраста детей знакомят с театром, ведь в его основе тоже лежит игра. Уже в 2 года дети имитируют движения и действия актёров, изображают героев, эмоционально реагируют на них. А если сказочных героев можно потрогать, погладить, поговорить с ними и подружиться, то это вызывает всплеск положительных эмоций и познавательной активности, стимулирует развитие речи, формирует интонационную выразительность и умение вести диалог.
Особое место в развитии и воспитании детей раннего возраста занимает музыка, музыкальные игры, пение и движения под музыку. Это связано с тем, что музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка, а это залог успешной адаптации, социализации и становления социокультурного опыта.
Одной из особенностей проекта является позиция взаимодействия взрослого с ребенком – она не назидательная, а направляющая и создающая условия для проявления детской активности и успешности. Педагоги не применяют жестко регламентированные формы организации образовательной деятельности с детьми. Всегда у ребенка есть выбор: будь то игры, занятия, развлечения, партнеры или виды деятельности.
Только тогда каждый день пребывания ребенка в детском саду будет радостным и успешным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие специалистов детского сада по медико – психолого - педагогическому сопровождению детей в группах раннего возраста
Взаимодействие специалистов детского сада по медико – психолого - педагогическому сопровождению детей в группах раннего возраста ( семинар – практикум в рамках Круглого стола методического ...
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОУ
работа с родителями...
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОУ
опыт работы с детьми не посещающих ДОУ...
Использование современных игровых технологий в развитии речи детей второй группы раннего возраста.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад общеразвивающего вида №2 г. Малоархангельска»...
Психолого-педагогические условия развития и воспитания ребенка раннего возраста
Содержание педагогического процесса предусматривает новую роль педагога, как режиссера совместной деятельности и предполагает реализацию следующих функций:прогнозирования, проектирования и конструиров...
Психолого педагогические аспекты сопровождения детей с ЗПР
В статье рассматривается актуальность проблемы организации обучения детей с ЗПР в условиях общеобразовательных учреждений. Затрагиваются основные вопросы организации психолого-педагогического сопровож...
Профилактическая психолого-педагогическая программа сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению
Профилактическая психолого-педагогическая программа сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ...