«Формы взаимодействия с семьей в ДОО в свете ФГОС»
статья

Ахмедова Дина Кабденовна

       Современная деятельность педагога требует постоянной готовности обеспечивать инновационные и творческие процессы. Одной из основных задач ФГОС ДО является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

       Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи.

       В современном дошкольном образовательном учреждении используются новые формы сотрудничества с родителями, позволяющие вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_formy_vzaimodeystviya_semi_i_dou.docx43.92 КБ

Предварительный просмотр:

«Формы взаимодействия с семьей в ДОО в свете ФГОС»

подготовила педагог-психолог

Ахмедова Д.К.

 Современная деятельность педагога требует постоянной готовности обеспечивать инновационные и творческие процессы. Одной из основных задач ФГОС ДО является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи.

Реализация ФГОС дошкольного образования на основе системно-деятельностного подхода, обращение к личностно-ориентированной педагогике, обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, появление инновационных технологий потребовали перевода педагогов на новый уровень взаимодействия с детьми и их родителями.

Появление определенных требований к уровню профессиональной подготовленности педагогов предполагает овладение новыми теоретическими знаниями и педагогическими технологиями.

В современном дошкольном образовательном учреждении используются новые формы сотрудничества с родителями, позволяющие вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.

Основными условиями, необходимыми для реализации доверительного взаимодействия между ДОО и семьей, являются следующие:

        изучение семей воспитанников: учет различий в возрасте родителей, их образовании, индивидуальных особенностей родителей, их взглядов на воспитание, структуры и характера семейных отношений и др.;

        открытость детского сада семье;

        ориентация педагога на работу с детьми и родителями.

Работу с родителями следует строить, придерживаясь следующих этапов.

1.   Продумывание содержания и форм работы с родителями. Проведение опроса с целью изучения их потребностей

2.   Установление между педагогами и родителями доброжелательных отношений. Необходимо заинтересовать родителей той работой, которую предполагается с ними проводить, сформировать у них положительный образ ребенка.

3.   Формирование у родителей более полного образа своего ребенка и правильного его восприятия.

4.   Ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребенка.

5.   Совместное с взрослыми исследование и формирование личности ребенка.

 Традиционные формы взаимодействия:

Общее родительское собрание ДОО.  На общих родительских собраниях обсуждаются проблемы воспитания детей. Как и любое родительское собрание требует тщательной предварительной подготовки.

 В рамках реализации ФГОС дошкольного образования целесообразно проводить собрания в интерактивной форме, активно привлекая родителей к обсуждению, планированию, прогнозированию и т.д.

Тематические консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителейЧасть консультации посвящается трудностям воспитания детей. Они могут проводиться и специалистами по общим и специальным вопросам, например, развитию музыкальности у ребенка, охране его психики. Педагог стремится дать родителям квалифицированный совет, чему-то научить. Эта форма помогает ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где больше всего она нужна, побуждает родителей серьезно присматриваться к детям, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать.

Педагогический консилиум Эта форма помогает лучше и глубже понять состояние отношений в конкретной семье, вовремя оказать действенную практическую помощь

В состав консилиума можно включить педагогов, заместителя заведующего по учебной деятельности, педагога-психолога, учителя логопеда. На консилиуме обсуждается воспитательный потенциал семьи, ее материальное положение и статус ребенка в семье. Итогом работы консилиума может быть:

        наличие сведений об особенностях конкретной семьи;

        определение мер помощи родителям в воспитании ребенка;

        разработка программы в целях индивидуальной коррекции развития.

Групповые собрания родителей — это форма организованного ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи (обсуждаются проблемы жизнедеятельности группы).

Рекомендуется проводить 3 собрания в год продолжительностью 1 ч. Темы необходимо формулировать проблемно, например: «Детское непослушание: норма или патология?», «Нужно ли наказывать детей?» и др.

При подготовке к родительскому собранию следует придерживаться следующих правил:

Повестка дня собраний может быть разнообразной, с учетом пожеланий родителей. Традиционно она включает в себя основной доклад. важно представить особенности жизни группы и каждого ребенка.

К выступлению на собраниях могут подключаться специалисты детского сада (врач, логопед, педагог-психолог)

Собрание готовится заранее, объявление вывешивается за 3—5 дней. В объявлении можно поместить небольшие задания для родителей, например, понаблюдать за поведением детей, сформированными навыками, обратить внимание на детские вопросы и т.д. Задания обусловлены темой предстоящего собрания. Как показывает опыт, родители активнее реагируют на индивидуальные приглашения, особенно если в их подготовке принимали участие дети.

При подготовке к собранию можно пользоваться следующим планом:

        Анкетирование родителей по теме собрания, их результаты используются в ходе его проведения.

        Изготовление приглашений каждой семье (в виде аппликации, рисунка, открытки и т.д.).

        Изготовление памяток с советами на тему собрания.

        Подготовка конкурсов, выставок.

        Подготовка плакатов по теме собрания и т.д.

Сейчас собрания вытесняются новыми нетрадиционными формами. Хочется предостеречь педагогов от увлечения развлечениями: некоторые считают, что с родителями надо попить чаю, провести игры. В этом случае педагогическое содержание «уходит». Целесообразно сочетать разные формы работы, например, после проведения развлекательных мероприятий с родителями можно организовать беседы и собрания.

«Круглый стол». В нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсуждаются с родителями актуальные проблемы воспитания.

Родительский совет (комитет) группы. Родительский совет – это группа родителей, которая регулярно собирается для того, чтобы содействовать администрации ДОО, воспитателям группы в совершенствовании условий для осуществления образовательного процесса, охраны жизни и здоровья воспитанников, свободного развития личности; участвовать в организации и проведении совместных мероприятий. Как правило, в члены родительского совета выбирают родителей с активной жизненной позицией, которые заинтересованы в улучшении пребывания детей в ДОО.

Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей. Родителей знакомят со структурой и спецификой проведения занятий в ДОО. Можно включить в занятие элементы беседы с родителями.

Данные формы использовались и раньше. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы можно рассматривать и как нетрадиционные.

«Дни открытых дверей». В настоящее время они приобретают широкое распространение. Однако сегодня можно говорить о данной форме общения педагогов и родителей как нетрадиционной, в связи с изменением принципов взаимодействия педагогов и родителей. В этот день родители, а также законные представители имеют возможность свободно посетить дошкольное учреждение; пройти по всем его помещениям, ознакомиться с жизнью ребенка в детском саду, увидеть, как ребенок занимается и отдыхает, пообщаться с его друзьями и воспитателями. Родители, наблюдая деятельность педагога и детей, могут сами поучаствовать в играх, занятиях и т.д.

Презентация дошкольной организации на сайте образовательного учреждения. В результате такой формы работы родители знакомятся с уставом ДОУ, программой развития и коллективом педагогов, получают  информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных дополнительных услугах.

Клубы для родителей. Данная форма общения предполагает установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание педагогами значимости семьи в воспитании ребенка. Заседания клубов для родителей осуществляются регулярно. Выбор темы для обсуждения обусловливается интересами и запросами родителей. Педагоги стремятся не просто сами подготовить полезную и интересную информацию по волнующей родителей проблеме, но и приглашают различных специалистов. Наиболее популярные площадки «Вместе с мамой», «Совет отцов», «Семейные традиции»

Тренинги. Тренинговые игровые упражнения и задания помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменять нежелательные конструктивными. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает общение с ребенком, постигает новые истины.

Попечительский совет. Одной из новых форм работы с родителями, являющийся коллегиальным органом самоуправления, постоянно действующим на общественных началах при ДОО.

Педагогические беседы с родителями. Оказание родителям своевременной помощи по тому или иному вопросу воспитания. Это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи.

Цель беседы — обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность — активное участие родителей.

Беседа может возникать спонтанно (по инициативе и родителей и педагога)

Педагог продумывает, какие вопросы задаст родителям, сообщает тему и просит их подготовить вопросы, на которые бы они хотели получить ответ. Планируя тематику бесед, надо стремиться к охвату по возможности всех сторон воспитания. В результате беседы родители должны получить новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника, расширить сферу родительской компетентности по конкретным направлениям развития и воспитания дошкольника.

Праздники, утренники, мероприятия, соревнования. К данной группе форм относятся проведение педагогами дошкольных учреждений таких традиционных совместных праздников и досугов, как «Встреча Нового года», «Рождественские забавы», «Масленица», «Праздник мам», «Мой папа – лучший на свете друг», «Папа, мама, я — дружная семья», «Осенний марафон», зимние Олимпийские игры. Такие вечера помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Родители могут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах.

Выставки работ родителей и детей. Такие выставки, как правило, демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и детей. Это важный момент в построении взаимоотношений между ребёнком и родителем и значимый для педагога (повышение активности родителей в жизни группы, один из показателей комфортности внутрисемейных отношений). Например, выставки «Солнце всем одинаково светит», конкурс поделок «Отходы в доходы», «Мы разные-но мы вместе».

Социальные акции. Такая форма совместной деятельности имеет большое воспитательное значение не только для детей, которые учатся не только проявлять свое отношение к конкретному кругу явлений: к здоровому образу жизни, к сохранению леса и т.д. Родители тоже не останутся равнодушными, видя, как их ребёнок с увлечением готовится к участию в флэш-мобе, к изготовлению кормушки для птиц, бирюзовой ленточки. А это большой труд, воспитания человеческой души. Благодаря такой форме работы с родителями удается привлечь большую аудиторию.

Рассмотрим основные характеристики он-лайн мероприятий:

- процесс взаимодействия организуется таким образом, что все участники оказываются вовлеченными в процесс познания, обсуждения;

- диалоговое окно общения ведет к взаимодействию, взаимопониманию, к совместному принятию наиболее общих, но значимых для каждого участника задач;

- каждый участник вносит свой особый индивидуальный вклад, имеет возможность обменяться знаниями, собственными идеями, способами деятельности, услышать другое мнение коллег;

- исключается доминирование как одного выступающего, так и одного мнения;

- участник может не только выразить свое мнение, взгляд, дать оценку, но и, услышав доказательные аргументы коллег, отказаться от своей точки зрения или существенно изменить ее;

- выработка общего мнения;

- создание условий для диалога;

- изменения психологической атмосферы

Самой общей задачей педагога в технологии является поддержка и направление процессу обмена информацией:

– поддержка активности участников;

– соединение теории и практики;

– взаимообогащение опыта участников;

– облегчение восприятия, усвоения, взаимопонимания участников;

Все вышесказанное определяет концептуальные позиции форм взаимодействия:

• Обратная связь может способствовать значительному повышению эффективности обмена информацией (учебной, воспитательной, управленческой).

• Обратная связь увеличивает шансы на эффективный обмен информацией, позволяя обеим сторонам устранять помехи.

Информационные листы. Они могут нести в себе следующую информацию:

        информацию о дополнительных занятиях с детьми;

         объявления о собраниях, событиях, экскурсиях;

        просьбы о помощи;

        благодарность добровольным помощникам и т.д.

Памятки для родителей. Небольшое описание (инструкция) правильного (грамотного) по выполнению каких либо действий.

Папки–передвижки. Формируются по тематическому принципу: « Психологическое здоровье ребенка», «Роль отца в воспитании детей» и т.д.

Видеофильмы. Создаются по определенной тематике, например «», «» и др.

К данным формам работы с родителями можно отнести и

       оформление фотомонтажей по раннему развитию детей, копилка сенсорных игр и занятий;

       совместное создание предметно – развивающей среды;

       семейный и групповые альбомы «Группа-дружная семья», «Летопись нашей жизни»;

       фотовыставки «Мама и я, счастливые мгновения», «Папа, мама, я - дружная семья».

Источники информации

1.       Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. [Текст]// Т.Н. Доронова, М.: «Сфера», 2002, С. 114

2.       Современные подходы к сотрудничеству детского сада и семьи [Электронный ресурс] //http://tmntpk.ucoz.ru/publ/robota_s_roditeljami/formy_raboty_s

_roditeljami/sovremennye_podkhody_k_sotrudnichestvu_detskogo_sada_i_semi/50-1-0-105

3.       Современные формы работы с родителями [Электронный ресурс]// http://www.vseodetishkax.ru/rabotnikam-doshkolnogo-obrazovaniya/112-sotrudnichestvo-pedagogov-i-roditelej-/798-sovremennye-formy-raboty-s-roditelyami-v-doshkolnom-uchrezhdenii

4.       Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. Пособие для работников ДОУ. [Текст]// О.В. Солодянкина, М.: «Аркти», 2005, С. 221.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Современные формы взаимодействия с семьей в свете ФГОС».

В статье освещается вопрос создания единого педагогического пространства между родителями и ДОУ.Описывается опыт  ведения деятельности  в этом направлении....

«Современные формы взаимодействия с семьей в свете ФГОС».

Новая философия взаимоотношений между воспитателями и родителями воспитанников. ...

«Музей одного образа - одна из форм взаимодействия с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО»

Взаимодействие  СПДС "Колосок" и родителей воспитанников при организации мини музея в детском саду....

ВАРИАТИВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО.

Задача дошкольного учреждения сегодня – построить такую систему эффективного взаимодействия с семьей в основе, которой лежал бы основной принцип: от «работы с родителями» до «с...

выступление на педсовете : "Формы взаимодействия ДОУ и семьи, изменение форм взаимодействия с родителями в соответствии с требованиями ФГОС"

quot;Формы взаимодействия ДОУ и семьи, изменение форм взаимодействия с родителями в соответствии с требованиями ФГОС"...

Статья «Современные формы взаимодействия с семьей в свете ФГОС ДО»

Согласно новому закону «Об образовании в Российской Федерации» одной из главных задач, которые стоят перед детской дошкольной организацией является «Взаимодействие с семьей для ...