«Современные формы взаимодействия с семьей в свете ФГОС».
статья на тему

Мартыненко Любовь  Петровна

Новая философия взаимоотношений между воспитателями и родителями воспитанников.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_pro_roditeley.docx21.06 КБ

Предварительный просмотр:

 «Только вместе с родителями,

общими усилиями,

педагоги могут дать детям

большое человеческое счастье».

  В.А.Сухомлинский

 

В настоящее время начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.

Семья для ребенка -это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение.

И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.

Статья 18 Закона Российской Федерации «Об образовании» от 17 октября 2013 г. N 1155 объясняет, что сегодня признано ведущим семейное воспитание. В соответствии с этим законом первыми педагогами являются родители, в обязанности которых входит закладка основ нравственного, личностного, интеллектуального и физического развития маленького гражданина. В отрыве от семьи развитие этих навыков невозможно. Поэтому одной из основной задач, стоящих  перед ДОУ является «Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».  В частности в ст.44 говорится:

Родители обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Образовательные организации оказывают помощь родителям… в воспитании детей, в охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой  коррекции нарушений  их развития.

 

В документе подчеркнуто,  что  одним из принципов дошкольного образования является тесное сотрудничество Организации  с семьёй п.1.4,

а  ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического  и  психического    здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. П1.7.6

 

Проанализировав традиционные формы работы с семьей стало очевидно, что ведущая роль отводится педагогам: целью многих форм является помощь родителям, рекомендации, советы. Это указывает на то, что семья воспринимается общественностью как педагогически несовершенный фактор в становлении личности ребенка.

В свою очередь современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты.  Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности педагогического коллектива разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

Таким образом, была  поставлена цель: создать условия для включения родителей в  педагогический процесс, и создание  единого педагогического пространства.

Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития  стала решаться в  следующих направлениях:

Электронная почта, чат на сайте ДОУ, закрытая группа в Контакте  для работы с письменными сообщениями родителей, предоставления  фотоотчета об    непрерывной образовательной деятельности, налаживания динамичной и действенной обратной связи в работе детского сада с семьей; она не заменяет общение, но служит хорошим поводом сделать его продуктивным, понятным и насыщенным.

Так же одной из форм взаимодействия педагогов и родителей является организация выставок совместного творчества. Например, выставка осенних  поделок «Очарование осени»и рисунков «Моя любимая сказка». Родители и педагоги совместно проводят праздники и развлечения.

Праздник в детском саду - это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети. Родители - самые дорогие и близкие люди! Они видят, что дети гордятся ими, и им хочется вместе с ними танцевать, петь песни, играть. Пройдут годы, дети забудут песни, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость, сопереживание. В организации праздников появилась новая форма взаимодействия с  родителями. Родители пробуют  себя в роли ведущих. Так прошел совместный досуг, посвященный Дню защиты детей по мотивам сказки «Волк  и семеро козлят». Родители играют роли сказочных

персонажей.  К  примеру на празднике  осени перед ребятами престала мама одного из воспитанников в роли Королевы Осени.

Одним  из направлений   вовлечения родителей в образовательный процесс является проектная деятельность. На данный момент реализуется проект «Маленькие книголюбы». Его реализацией заинтересовались родители, они участвуют в обсуждении и в выборе художественной литературы для чтения детям.

Организация взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников продолжается. Много различных форм работы с родителями апробировано. В результате сформировалась традиция проводить тематические встречи. В День матери родителями встречаются с детьми и педагогами для совместного творчества (выполнена аппликация «Цветы в вазе») В День любви,  семьи и  верности семьи детей и педагоги играют в разнообразные игры, просматривают видеоклипы про жизнь детей в детском саду.  

Сейчас можно смело сказать, что формы и методы  взаимодействия педагогов с семьей обновлены.

- Со стороны родителей исходит инициатива по проведению новых форм общения семей группы.

-Педагоги стали более инициативны, смелее. Они проявляют творчество, выдумку, фантазию в целях претворения их новых идей в жизнь.

- Воспитатели стали теснее и ближе общаться со всеми родителями группы

- Пока еще инициатива больше исходит от педагогов, но уже хорошо, что родители с удовольствием поддерживают педагога.

Новая философия взаимодействия с родителями осуществляется успешно.

- Изменилось общение педагогов и родителей: взаимоотношения стали партнерскими.

- Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников.

На сегодняшний день можно сказать, что сложилась определённая система в работе с родителями. Общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагога с  родителями.

Ежедневно происходит  общение с родителями на позитивном настрое.

 Родители  слышат слова благодарности в свой адрес.

Об эффективности проводимой в дошкольном учреждении работы с родителями свидетельствуют:

  • проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;
  • увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира;
  • стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем;
  • размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания;
  • повышение их активности в совместных мероприятиях.

В действительности, дети активных родителей   становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье,  о детском саде, проявляют  инициативу в тех вопросах, где видят заинтересованность своих родителей.  Ребенок чувствует себя увереннее, так как видит тесное общение педагога с его  родителями, у него улучшается  эмоциональный подъем, желание  быть в  саду  в центре всех  игр и  занятий.

 Таким образом, очевидно, что сложившаяся система работы в данном направлении  способствует объединению педагогов, родителей и детей на основе общих интересов, к  проблемам детей, тем самым, способствует объединению родителей и педагогов и детей  на  основе общих интересов привлекает взрослых  к проблемам детей, тем самым, способствуя  повышению качества образовательного процесса.

Список используемой литературы.

Доронова Т.Н.Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями.-М., 2009

Евдокимова Н.В., Додокина Н.В., Кудрявцева  Е.А. Детский сад и семья:  методика работы с родителями: Пособие  для педагогов  и родителей. –М: Мозаика-Синтез,2007

Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.П. Взаимодействие педагогов ДОУ с  родителями.-М:  Сфера,2009

Дронь А. В., Данилюк О. Л. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников.Санкт-Петербург.Детство-Пресс,2012г.

 Миклеева Н. В. Детский сад и молодая семья: Основы успешного взаимодействия. М.: ТворческийЦентр,2010г.

ФГОС от 17 октября 2013 г. N 1155


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные формы взаимодействия с семьей

Консультация для педагогов ДОУ. " Соременные формы взаимодейтвия с семьей "...

Современные формы сотрудничества с семьями воспитанников, соответствующих ФГОС ДО.

Отчет об использовании современных форм сотрудничества с семьями воспитанников, соответствующих ФГОС ДО....

«Современные формы взаимодействия с семьей в свете ФГОС».

В статье освещается вопрос создания единого педагогического пространства между родителями и ДОУ.Описывается опыт  ведения деятельности  в этом направлении....

Выступление для воспитателей ДОУ на тему :«Современные формы взаимодействия с семьей в контексте ФГОС до»

Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и сложной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей в дошкольном учреждении помогает им увидеть мног...

Выступление на РМО воспитателей «Современные формы взаимодействия с семьей в контексте ФГОС до»

laquo;Современные формы взаимодействия с семьей в контексте ФГОС до»...

Статья «Современные формы взаимодействия с семьей в свете ФГОС ДО»

Согласно новому закону «Об образовании в Российской Федерации» одной из главных задач, которые стоят перед детской дошкольной организацией является «Взаимодействие с семьей для ...

«Современные формы взаимодействия с семьёй в контексте ФГОС ДО»

laquo;Современные формы взаимодействия с семьёй в контексте ФГОС  ДО»    ...