Диагностика развития певческого голоса и вокальных способностей детей.
материал

Бордак Александр Валерьевич

Следует ли начинать работу по обучению правильному пению детей, развитию их певческого голоса уже в дошкольном возрасте?

Для выявления уровня сформированности показателей певческого голоса необходима диагностика, позволяющая отслеживать динамику развития певческих навыков у дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Диагностика развития певческого голоса и вокальных способностей детей.

Следует ли начинать работу по обучению правильному пению детей, развитию их певческого голоса уже в дошкольном возрасте?

Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности: интонационный звуковысотный слух, без которого музыкальная деятельность просто не возможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Кроме того успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем, речь, ребёнок учится взаимодействовать со сверстниками. Поскольку пение – психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, и других, важно, чтобы голосообразование было правильно, природосообразно организовано, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием. Правильный режим голосообразования является результатом работы по постановке певческого голоса и дыхания.

Свойства певческого голоса во многом определяются природными данными ребенка.

Для выявления уровня сформированности показателей певческого голоса необходима диагностика, позволяющая отслеживать динамику развития певческих навыков у дошкольников.

Цель: выявление основных свойств певческого голоса, к которым относятся звуковой и

динамический диапазон, качество тембра и дикции.

Этапы:

1. Перед началом пения педагог отмечает особенности звучания голоса в речи — тембр,

динамику, приблизительную высоту основного тона. Для этого ребенок может рассказать

любое стихотворение, или педагог может побеседовать с ним.

2. Ребёнок поет песню по своему выбору самостоятельно, без музыкального

сопровождения. Педагог подхватывает тональность и поддерживает пение обучающегося

аккордами (для определения природного регистра голоса).

3. Ребёнок поет короткую попевку в разных тональностях, двигаясь по полутонам вверх и

вниз (для определения верхней и нижней границ общего диапазона голоса).

Результаты диагностики заносятся в таблицу.

В конце года проводится повторное диагностирование, дающее возможность наметить план дальнейшей работы.

Диагностика

Дата диагностирования:___________

№ п/п

Ф.И.

ребенка

Певческий диапазон

Сила звука

Особенности тембра

Чувство ритма

Точность интонирования

Звуковысотный слух

Нотная грамота

Уровень

Уровни развития певческого голоса:

Высокий: ребёнок понимает и выполняет задание правильно, самостоятельно,

используя известную технологию звукоизвлечения, голос имеет ярко

выраженную тембровую окраску, активный артикуляционный аппарат, чисто

интонирует, дыхание правильное, без шума.

Средний: ребёнок правильно понимает задание, действует по словесному

указанию, голос имеет не ярко выраженную тембровую окраску (сип), речь

внятная, артикуляционный аппарат средней активности, интонирует нечисто,

дыхание правильное с помощью педагога.

Низкий: Ребёнок затрудняется в выполнении задания с помощью педагога,

речь невнятна, вялый артикуляционный аппарат, затрудняется в чистом

интонировании мелодии, навык правильного дыхания отсутствует.

Низкий уровень – 1 балл

Средний уровень – 2 балла

Высокий уровень – 3 балла

Критерии диагностики

для детей от 5-7 лет

Критерии

Показатели

Уровень

Низкий

Средний

Высокий

Особенности голоса

Сила звука

Голос слабый

Голос не очень сильный, но ребенок может петь непродолжительное время достаточно громко

Голос сильный

Особенности тембра

В голосе слышен хрип или сип. Голос тусклый, невыразительный

Нет ярко выраженного тембра. Но старается петь выразительно.

Голос звонкий, яркий

Певческий диапазон

Диапазон в пределах 2-3 звуков

Диапазон в пределах возрастной нормы (ре-си)

Широкий диапазон по сравнению с нормой

Развитие звуковысотного слуха и чувства ритма

Музыкально-слуховые представления

Пение знакомой мелодии с поддержкой голоса педагога. Неумение пропеть незнакомую попевку с сопровождением после многократного ее повторения

Пение знакомой мелодии с сопровождением при незначительной поддержке педагога.

Пение малознакомой попевки с сопровождением после 3-4 прослушиваний.

Пение знакомой мелодии с сопровождением самостоятельно. Пение малознакомойпопевки с сопровождением после 1-2 прослушиваний

Звуковысотный слух

Не различает звуки по высоте.

Различение звуков по высоте в пределах октавы и септимы.

Различение звуков по высоте в пределах секты и квинты

Точность интонирования

Интонирование мелодии голосом как таковое отсутствует вообще и ребенок воспроизводит только слова песни в ее ритме или интонирует 1-2 звука.

Ребенок интонирует общее направление движения мелодии. Возможно чистое интонирование 2-3 звуков.

Чистое пение отдельных фрагментов мелодии на фоне общего направления движения мелодии.

 Воспроизведение ритмического рисунка

Не может повторить ритмический рисунок самостоятельно или с помощью педагога

Может повторить ритмический рисунок только с помощью педагога

Может самостоятельно повторить ритмический рисунок.

Нотная грамота

Не знает ноты, не различает их по высоте и длительности.

Знает ноты, с помощью педагога

различает их по высоте и длительности.

Знает ноты, самостоятельно различает их по высоте и длительности.

Примерный инструментарий.

  • Диагностика чувства ритма –игра «Ладошки»

Цель: выявление уровня сформированности метроритмической способности. 

Педагог предлагает ребёнку спеть песню и одновременно прохлопать в ладоши её метрический рисунок. Затем ребёнку предлагается "спрятать" голос и "спеть" одними ладошками.

Критерии оценки:

- точное, безошибочное воспроизведение метрического рисунка одними ладошками на протяжении всех 8 тактов - высокий уровень;

- воспроизведение метра с одним-двумя метрическими нарушениями и с некоторой помощью голоса (пропевание шёпотом) - средний уровень;

-адекватное метрическое исполнение с пением 4 - 5 тактов - слабый уровень;

- неровное, сбивчивое метрическое исполнение и при помощи голоса - низкий уровень.

  • Диагностика чувства тембра - игра «Тембровые прятки» 

Цель: выявление уровня развития тембрового слуха по показателю адекватно дифференцированного определения инструментального или вокального звучания одной и той же мелодии.

Стимулирующий материал составляет аудиозапись музыкального фрагмента в исполнении: детского голоса; женского голоса; мужского голоса; хора; струнных смычковых инструментов; деревянных духовых инструментов; медных духовых инструментов; фортепиано; оркестра.

Ребёнку предлагается прослушать аудиозапись музыкального фрагмента в различных исполнениях и определить тембровое звучание музыки.

Критерии оценки:

-низкий уровень развития тембрового чувства - адекватное определение только однородных тембров;

-средний уровень - адекватное определение однородных тембров и смешанных тембров;

-высокий уровень - адекватное определение различных тембров

  • Диагностика уровня развития слухо-моторных представлений -игра «Повторяем мелодию»

Цель: выявить уровень сформированности слухо-моторных представлений при вокальном исполнении ,управление голосовым аппаратом в соответствии с услышанным интонационным рядом.

Педагог предлагает вспомнить любую простую песенку и спеть её.

Повтор голосом мелодии, сыгранной экспертом на инструменте.

Критерии оценки:

- низкий уровень – последовательное исполнение звуков вверх или вниз по направлению к тоническому звуку (диапазон терции);

средний уровень – опевание тоники и исполнение тетрахорда (вверх - вниз по направлению к тонике) в удобном диапазоне;

высокий уровень – опевание, последовательное и скачкообразное (на интервальные скачки) исполнение мелодических направлений в диапазоне октавы и более.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые приемы в работе над развитием певческого голоса

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида второй категории №20 «Чебурашка»....

Смолеха Елена Викторовна. Охрана и развитие певческого голоса детей.

Статья посвящена охране певческого голоса дошкольников....

Упражнения для развития певческого голоса у детей дошкольного возраста.

В материале подобраны упражнения для развития у детей певческого и речевого дыхания, которое обязательно при пении....

РАЗВИТИЕ ПЕВЧЕСКОГО ГОЛОСА У ДЕТЕЙ С ОВЗ НА МУЗЫКАЛЬНО-КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ

Содержание:1. Артикуляционная гимнастика2. Интонационно-фонетические упражнения3. Голосовые сигналы доречевой коммуникации4. Упражнения для грудного регистра детского голоса5. Упражнения на переходе и...

Мастер-класс «Вокально-хоровые упражнения, как средство развития певческого голоса у дошкольников»

Цель: передача коллегам личного профессионального опыта, уникальных авторских разработок в развитии вокально-хоровых навыков....

Игровое распевание как технология для формирования и развития певческого голоса детей дошкольного возраста.

Дошкольный возраст - самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Как же настроить такой хрупкий, тонкий музыкальный инструмент - детский голос?  Как правило, детям о...