Диагностика развития певческого голоса и вокальных способностей детей.
материал
Следует ли начинать работу по обучению правильному пению детей, развитию их певческого голоса уже в дошкольном возрасте?
Для выявления уровня сформированности показателей певческого голоса необходима диагностика, позволяющая отслеживать динамику развития певческих навыков у дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_pevcheskogo_golosa_i_vokalnyh_sposobnostey_detey.docx | 22.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностика развития певческого голоса и вокальных способностей детей.
Следует ли начинать работу по обучению правильному пению детей, развитию их певческого голоса уже в дошкольном возрасте?
Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности: интонационный звуковысотный слух, без которого музыкальная деятельность просто не возможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Кроме того успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем, речь, ребёнок учится взаимодействовать со сверстниками. Поскольку пение – психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, и других, важно, чтобы голосообразование было правильно, природосообразно организовано, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием. Правильный режим голосообразования является результатом работы по постановке певческого голоса и дыхания.
Свойства певческого голоса во многом определяются природными данными ребенка.
Для выявления уровня сформированности показателей певческого голоса необходима диагностика, позволяющая отслеживать динамику развития певческих навыков у дошкольников.
Цель: выявление основных свойств певческого голоса, к которым относятся звуковой и
динамический диапазон, качество тембра и дикции.
Этапы:
1. Перед началом пения педагог отмечает особенности звучания голоса в речи — тембр,
динамику, приблизительную высоту основного тона. Для этого ребенок может рассказать
любое стихотворение, или педагог может побеседовать с ним.
2. Ребёнок поет песню по своему выбору самостоятельно, без музыкального
сопровождения. Педагог подхватывает тональность и поддерживает пение обучающегося
аккордами (для определения природного регистра голоса).
3. Ребёнок поет короткую попевку в разных тональностях, двигаясь по полутонам вверх и
вниз (для определения верхней и нижней границ общего диапазона голоса).
Результаты диагностики заносятся в таблицу.
В конце года проводится повторное диагностирование, дающее возможность наметить план дальнейшей работы.
Диагностика
Дата диагностирования:___________
№ п/п | Ф.И. ребенка | Певческий диапазон | Сила звука | Особенности тембра | Чувство ритма | Точность интонирования | Звуковысотный слух | Нотная грамота | Уровень |
Уровни развития певческого голоса:
Высокий: ребёнок понимает и выполняет задание правильно, самостоятельно,
используя известную технологию звукоизвлечения, голос имеет ярко
выраженную тембровую окраску, активный артикуляционный аппарат, чисто
интонирует, дыхание правильное, без шума.
Средний: ребёнок правильно понимает задание, действует по словесному
указанию, голос имеет не ярко выраженную тембровую окраску (сип), речь
внятная, артикуляционный аппарат средней активности, интонирует нечисто,
дыхание правильное с помощью педагога.
Низкий: Ребёнок затрудняется в выполнении задания с помощью педагога,
речь невнятна, вялый артикуляционный аппарат, затрудняется в чистом
интонировании мелодии, навык правильного дыхания отсутствует.
Низкий уровень – 1 балл
Средний уровень – 2 балла
Высокий уровень – 3 балла
Критерии диагностики
для детей от 5-7 лет
Критерии | Показатели | Уровень | ||
Низкий | Средний | Высокий | ||
Особенности голоса | Сила звука | Голос слабый | Голос не очень сильный, но ребенок может петь непродолжительное время достаточно громко | Голос сильный |
Особенности тембра | В голосе слышен хрип или сип. Голос тусклый, невыразительный | Нет ярко выраженного тембра. Но старается петь выразительно. | Голос звонкий, яркий | |
Певческий диапазон | Диапазон в пределах 2-3 звуков | Диапазон в пределах возрастной нормы (ре-си) | Широкий диапазон по сравнению с нормой | |
Развитие звуковысотного слуха и чувства ритма | Музыкально-слуховые представления | Пение знакомой мелодии с поддержкой голоса педагога. Неумение пропеть незнакомую попевку с сопровождением после многократного ее повторения | Пение знакомой мелодии с сопровождением при незначительной поддержке педагога. Пение малознакомой попевки с сопровождением после 3-4 прослушиваний. | Пение знакомой мелодии с сопровождением самостоятельно. Пение малознакомойпопевки с сопровождением после 1-2 прослушиваний |
Звуковысотный слух | Не различает звуки по высоте. | Различение звуков по высоте в пределах октавы и септимы. | Различение звуков по высоте в пределах секты и квинты | |
Точность интонирования | Интонирование мелодии голосом как таковое отсутствует вообще и ребенок воспроизводит только слова песни в ее ритме или интонирует 1-2 звука. | Ребенок интонирует общее направление движения мелодии. Возможно чистое интонирование 2-3 звуков. | Чистое пение отдельных фрагментов мелодии на фоне общего направления движения мелодии. | |
Воспроизведение ритмического рисунка | Не может повторить ритмический рисунок самостоятельно или с помощью педагога | Может повторить ритмический рисунок только с помощью педагога | Может самостоятельно повторить ритмический рисунок. | |
Нотная грамота | Не знает ноты, не различает их по высоте и длительности. | Знает ноты, с помощью педагога различает их по высоте и длительности. | Знает ноты, самостоятельно различает их по высоте и длительности. |
Примерный инструментарий.
- Диагностика чувства ритма –игра «Ладошки»
Цель: выявление уровня сформированности метроритмической способности.
Педагог предлагает ребёнку спеть песню и одновременно прохлопать в ладоши её метрический рисунок. Затем ребёнку предлагается "спрятать" голос и "спеть" одними ладошками.
Критерии оценки:
- точное, безошибочное воспроизведение метрического рисунка одними ладошками на протяжении всех 8 тактов - высокий уровень;
- воспроизведение метра с одним-двумя метрическими нарушениями и с некоторой помощью голоса (пропевание шёпотом) - средний уровень;
-адекватное метрическое исполнение с пением 4 - 5 тактов - слабый уровень;
- неровное, сбивчивое метрическое исполнение и при помощи голоса - низкий уровень.
- Диагностика чувства тембра - игра «Тембровые прятки»
Цель: выявление уровня развития тембрового слуха по показателю адекватно дифференцированного определения инструментального или вокального звучания одной и той же мелодии.
Стимулирующий материал составляет аудиозапись музыкального фрагмента в исполнении: детского голоса; женского голоса; мужского голоса; хора; струнных смычковых инструментов; деревянных духовых инструментов; медных духовых инструментов; фортепиано; оркестра.
Ребёнку предлагается прослушать аудиозапись музыкального фрагмента в различных исполнениях и определить тембровое звучание музыки.
Критерии оценки:
-низкий уровень развития тембрового чувства - адекватное определение только однородных тембров;
-средний уровень - адекватное определение однородных тембров и смешанных тембров;
-высокий уровень - адекватное определение различных тембров
- Диагностика уровня развития слухо-моторных представлений -игра «Повторяем мелодию»
Цель: выявить уровень сформированности слухо-моторных представлений при вокальном исполнении ,управление голосовым аппаратом в соответствии с услышанным интонационным рядом.
Педагог предлагает вспомнить любую простую песенку и спеть её.
Повтор голосом мелодии, сыгранной экспертом на инструменте.
Критерии оценки:
- низкий уровень – последовательное исполнение звуков вверх или вниз по направлению к тоническому звуку (диапазон терции);
- средний уровень – опевание тоники и исполнение тетрахорда (вверх - вниз по направлению к тонике) в удобном диапазоне;
- высокий уровень – опевание, последовательное и скачкообразное (на интервальные скачки) исполнение мелодических направлений в диапазоне октавы и более.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые приемы в работе над развитием певческого голоса
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида второй категории №20 «Чебурашка»....
Презентация на тему: "Различные методы и приёмы в развитии певческого голоса детей дошкольного возраста"
презентация с докладом...
Смолеха Елена Викторовна. Охрана и развитие певческого голоса детей.
Статья посвящена охране певческого голоса дошкольников....
Упражнения для развития певческого голоса у детей дошкольного возраста.
В материале подобраны упражнения для развития у детей певческого и речевого дыхания, которое обязательно при пении....
РАЗВИТИЕ ПЕВЧЕСКОГО ГОЛОСА У ДЕТЕЙ С ОВЗ НА МУЗЫКАЛЬНО-КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ
Содержание:1. Артикуляционная гимнастика2. Интонационно-фонетические упражнения3. Голосовые сигналы доречевой коммуникации4. Упражнения для грудного регистра детского голоса5. Упражнения на переходе и...
Мастер-класс «Вокально-хоровые упражнения, как средство развития певческого голоса у дошкольников»
Цель: передача коллегам личного профессионального опыта, уникальных авторских разработок в развитии вокально-хоровых навыков....
Игровое распевание как технология для формирования и развития певческого голоса детей дошкольного возраста.
Дошкольный возраст - самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Как же настроить такой хрупкий, тонкий музыкальный инструмент - детский голос? Как правило, детям о...