Мастер-класс «Вокально-хоровые упражнения, как средство развития певческого голоса у дошкольников»
учебно-методический материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Цель: передача коллегам личного профессионального опыта, уникальных авторских разработок в развитии вокально-хоровых навыков.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 12 г. Пугачева Саратовской область»
Мастер-класс
«Вокально-хоровые упражнения, как средство развития певческого голоса у дошкольников»
Музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад №12»:
Чурикова О.П.
2020 г.
Мастер-класс «Вокально-хоровые упражнения, как средство развития певческого голоса у дошкольников»
Цель: передача коллегам личного профессионального опыта, уникальных авторских разработок в развитии вокально-хоровых навыков.
Задачи:
- Создать условия для профессионального общения;
- Повысить профессиональное мастерство музыкальных руководителей;
- Распространить педагогический опыт.
I.Теоретическая часть.
Добрый день, уважаемые коллеги. Тема моего мастер-класса «Вокально-хоровые упражнения, как средство развития певческого голоса у дошкольников».
Все мы помним слова выдающегося русского педагога К.Д. Ушинского: «Запоют дети – запоёт народ». А будут любить пение наши воспитанники или нет, зависит от нас, педагогов.
Пение представляет собой психофизиологический процесс, связанный с работой жизненно важных систем – дыханием, кровообращением, эндокринной системой и др. Поэтому важно, чтобы ребёнок при пении чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием. Именно непринуждённость является важнейшим физиологическим критерием работы голосового аппарата.
Детский голос сильно отличается от голоса взрослых. У детей дошкольного возраста голос ребёнка ещё не сформирован и слаб. Только лишь к 7 годам голосовой аппарат ребёнка формируется в целом. В школьном возрасте происходит его дальнейшее развитие и укрепление.
Очень важно в период дошкольного детства научить детей пользоваться своим голосом правильно. В этом нам помогут вокально-хоровые упражнения, опирающиеся на игровую методику, вызывающую положительный эмоциональный отклик у детей и позволяющую достигать хороших результатов в кратчайшие сроки.
В своей работе при проведении упражнений, я руководствуюсь следующими дидактическими правилами:
1) всегда ставлю перед детьми конкретную учебную задачу – объясняю, что они должны сделать (делать под музыку короткий вдох и медленный выдох; спеть попевку на звук «у» и т.п.);
2) показываю способ выполнения действия, словесно поясняю – принцип «Делай, как я» («Послушайте как надо спеть и обратите внимание, как я чётко произношу окончания слов»);
3) неоднократно повторяю упражнение для усвоения умений, видоизменяя задачу (например, если первый раз пропевали упражнение тихо, второй раз споём громко);
4) постоянно контролирую выполнение детьми вокально-артикуляционных упражнений, чтобы дети приобрели правильный навык выполнения того или иного упражнения;
5) включаю вокально-хоровые упражнения в каждое музыкальное занятие.
II. Практическая часть.
1.Упражнения на осанку.
Перед тем как приступить к вокально-хоровой работе с детьми, необходимо научить их правильно стоять или сидеть при пении. Певческая установка способствует организации певческого дыхания и резонирования, которые являются основой красивого певческого звука.
Упражнение «Пружинки». По команде педагога: «Вверх»-подняться на носочки, «Вниз»-опуститься в и.п.
Таким образом отрабатывается певческая постановка корпуса при пении с опорой на ноги.
Можно предложить детям постоять в неудобной позе (согнувшись, подняв руки вверх или встав на одну ногу), чтобы они сами поняли, что долго сохранять такое положение неудобно.
Для детей представляет определённую трудность сохранения правильной певческой установки в течение длительного времени. Поэтому нужно дать детям возможность изменить позу. Помогают в этом динамические паузы, которые можно включить в любой раздел занятия.
Приведу примеры некоторых динамических пауз.
«Были маленькими мы»
Упражнение для младших дошкольников
Были маленькими мы, Присесть.
Стали вдруг большими. Выпрямиться и потянуться вверх.
Были слабенькими мы, Расслабленно опустить руки и плечи.
Стали вот такими. Согнуть руки в локтях, пальцы сжав в кулаки.
«МЕДВЕДЬ»
Упражнение для старших дошкольников
Сел медведь на брёвнышко, Сесть, ссутулившись, опустив плечи и положив расслабленные руки на колени.
Посмотрел на солнышко, Поднять голову вверх.
Покачался, Покачаться вправо-влево.
Потянулся, Потянуться, разводя руки в стороны.
Вправо, влево повернулся, Сделать поворот вправо, затем влево.
Сел красиво, Сесть прямо.
Улыбнулся Улыбнуться.
И сказал: «Хоть я – медведь, Погрозить пальцем.
Но хочу красиво петь!» Покачать головой право и влево.
ПЕСНЯ
из оперы «Ваня и Маша»
для старших дошкольников
Русский текст М.Андреевой Музыка Э.Гумпердинка
Весело
Педагог:
Es B Es B F B Es
- Руч-ки как у вас ле-жат? Нож-ки как у вас сто-ят? Вы ра-зок,
Дети:
F B7 Es
вы дру-гой по-смот-ри-те за со-бой! – Мы тихонько все сидим, мы нисколько
As B7 Es B7 Es
не ша-лим, - мы ра-зок, мы дру-гой «по-смот-ре- ли за со-бой»!
- Ручки как у вас лежат? Педагог поёт 1-й куплет, дети сидят в
Ножки как у вас стоят? свободной позе.
Вы разок, вы другой,
Посмотрите за собой!
- Мы тихонько все сидим, Дети садятся правильно, выпрямив спину,
Мы нисколько не шалим, - поставив ноги рядом, положив руки на
Мы разок, мы другой колени и поют 2-й куплет.
«Посмотрели за собой!»
2.Упражнения на развитие дыхания
Дыхание – один из основных факторов голосообразования. Если в повседневной жизни дыхание производится непроизвольно, то певческое дыхание требует волевых усилий. Оно состоит из вдоха, задержки дыхания и выдоха.
Можно прочитать детям стихотворение В. Степанова и потренироваться в правильном певческом вдохе:
Это очень интересно
Научиться песни петь.
Но не каждому известно,
Как дыханьем овладеть.
Мягким делать вдох старайся,
Вдыхай носом, а не ртом.
Да смотри, не отвлекайся,
Сделал вдох – замри потом.
Выдох делай тихим, плавным,
Как кружение листа –
Вот и выйдет песня славной,
И свободна, и чиста!
Дыхательные упражнения можно разделить на несколько групп:
- упражнения для развития дыхания без звука;
- звуковые дыхательные упражнения;
- дыхательные упражнения с движениями;
- дыхательные упражнения с предметами;
1). Дыхательные упражнения без звука
Упражнения в дыхании без звука развивают управление мускулатурой дыхательных мышц. Такие упражнения хорошо проводить после музыкально-ритмических движений, танцев, музыкальных подвижных игр. Они позволяют стабилизировать дыхание, снять двигательное напряжение у детей.
«ДИРИЖЁР» (для увеличения продолжительности задержки дыхания и выдоха)
Дирижёр придёт
И руками взмахнет.
Сразу без ошибки
Мы вдохнём с улыбкой,
На минуточку замрём,
Плавно выдохнем потом.
(М.Картушина)
И.П. – стоя, руки опущены вниз. Педагог-«дирижёр» поднимает руки вверх и считает до 2, дети делают вдох. «Дирижёр» держит руки вверху и считает до 2, дети задерживают дыхание. При медленном опускании рук «дирижёра» дети выдыхают воздух через чуть приоткрытые губы (счёт на 3). Постепенно счёт на вдох и задержку дыхания можно довести до 6. Желательно, чтобы выдох был по продолжительности в 2 раза дольше вдоха. Можно на выдохе произнести согласные «с», «ш», «ф».
«ПОПЕРЕМЕННОЕ ДЫХАНИЕ» (по методу йогов)
Цель этого вида дыхательных упражнений – сбалансировать деятельность вегетативной нервной системы. По представлениям индийских медиков, при вдохе через одну ноздрю более активно работает одна часть вегетативной нервной системы (симпатическая или парасимпатическая), при вдохе через другую – другая. Двухфазное йоговское дыхание предполагает раздельный попеременный вдох то одной ноздрёй, то другой. Дети прижимают указательным пальцем правой руки правую ноздрю и делают вдох через левую на счёт 4, затем закрывают указательным пальцем левой руки левую ноздрю и выдыхают через правую ноздрю на счёт 4. Упражнение можно повторить 2-3 раза. Двухфазное йоговское дыхание хорошо для активизации внимания. Если дети возбуждены, это упражнение помогает быстро снять напряжение и подготовить детей к дальнейшей работе.
2). Звуковые дыхательные упражнения
«ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК»
(на равномерность выдоха, произнесение звуков и выстраивание круга).
Дети, взявшись за руки, встают в тесный круг. Педагог начинает рассказывать стихотворение Н. Высотина:
У меня есть шар воздушный
Яркий, лёгкий и послушный.
Я, когда гулять хожу,
Шар за ниточку держу.
Дети «надувают шарик»: при помощи звука «ф», медленно расширяют круг, держась за руки. Руки не натягивать, чтобы «шарик не лопнул».
Шарик очень я жалею,
Почему же он худеет?
Дети, держась за руки, «сдувают шарик»: произносят звук «с» и, медленно сужают круг.
3). Дыхательные упражнения с движениями
Упражнение «ВЕТЕРОК».
Я ветер сильный, я лечу,
Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)
Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)
Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)
Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)
И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)
Ну а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками).
Повторить 3-4 раза.
4). Дыхательные упражнения с предметами
Эти упражнения, как правило, направлены на продолжительность и равномерность выдоха с использованием раздаточного материала, в качестве которого могут быть использованы силуэты парохода, паровоза с прикреплённым к трубе кусочком тюля, домика с окошком, в котором висит занавеска, лодки с парусом из лёгкой ткани или свечи с «огнём» из красной капроновой ленты, флажка.
Упражнение с флажком «ФЛАГ»
для младших дошкольников
Рекомендуется проводить упражнение перед или после танца с флажками.
Дети держат флажок.
В день безоблачный и ясный
Над тобой и надо мной
Реет бело-сине-красный
Флаг страны моей родной.
(Ю. Поляков)
Дуют на флажок так, чтобы он затрепетал, как на ветру.
Так же можно изготовить из легкой бумаги бабочек, снежинки, листочки, птичек, к ним прикрепляется нитка с петелькой на конце. Ребёнок надевает петельку на палец и под звучание музыки дует на них, наблюдая, как в воздухе танцуют, например, снежинки. Для звукового сопровождения подобных упражнений рекомендуется использовать фонограммы классической или народной музыки, записанной на фоне звуков природы – пения птиц, воя ветра, шума листвы и т.д.
3. Упражнения на развитие чистого интонирования
Красивое пение складывается из чистого, точного звука, имеющего приятную тембровую окраску. Достигается красота пения только путём многократных повторений и постоянной, кропотливой работы педагога над звуком. В этом помогают многообразные упражнения, которые мы подразделяем на:
1) упражнения на формирования правильного звукообразования;
2) упражнения для развития чистого интонирования;
3) упражнения на развитие ладового чувства;
4) упражнения для расширения вокального диапазона.
Игра «КОЛОКОЛЬЧИК»
Игра проводится при переходе от движений к основной части занятия перед игрой на детских музыкальных инструментах.
Динь-динь-динь, мой колокольчик,
Мелодичный мой звоночек.
Колокольцев перезвон –
Очень задушевный он.
(Н.Мажирина)
Динь-дон! Динь-дон! Динь-дон!
Попевка строится на звуках терции. Дети стоят в кругу и исполняют попевку, передавая друг другу колокольчик. После окончания пения ребёнок, у которого оказался колокольчик, звонит в него и чётко и точно пропевает слова «динь-дон».
Пособие «Курицы».
Цель: Учить детей точно интонировать звуки квинты.
Описание: Дети исполняют песню «Курица» Е. Тиличеевой. Педагог на слог «ку» тянет за нитку вниз, опуская головы куриц, и отпускает ее на слоги «дах-тах-тах». Педагог обращает внимание детей, что курочки наклоняют голову на низкий звук и поднимаю на высокий.
Пособие «Две тетери».
Цель: Учить детей точно интонировать верхний тетрахорд гаммы.
Описание: Дети поют песню «Две тетери». На слова «Прилетели две тетери» педагог двигает тетерь по прорези вверх. При этом обращает внимание детей на постепенное движение вверх: «Тетери подлетают к чашке не спеша, и мы споем так же – будем постепенно подниматься вверх, останавливаться на каждом звуке».
Пособие «Листопад»
Цель: Развивать ладовый слух. Учить точно интонировать мелодию, основанную на звуках тонического трезвучия.
Описание: Педагог показывает пособие. Дети поют попевку. Педагог указкой показывает каждый звук-листочек.
Пособие «Кузнечик»
Цель: Развивать ладовый слух. Упражнять в точном интонировании мелодии, основанном на пятиступенчатом звукоряде, в соответствии с изображением.
Описание: Педагог показывает пособие. Дети поют попевку, ребенок или воспитатель показывает направление мелодии, передвигая кузнечика по цветам.
Пособие «Баба Яга»
Цель: Расширять певческий диапазон.
Описание: Педагог показывает пособие и говорит «села Баба-Яга варить свое колдовское зелье. Оно в котле кипит, пыхтит, ворчит. Дымок вверх улетает да песню свою напевает. А какую? Мы сейчас покажем»
Дети произносят последовательно звуки Ы,Э,А,О,У, начиная с самого низкого, какой только могут произнести, глиссандируют до самого высокого, показывая движение пальцем.
4.Упражнения для развития артикуляции
Артикуляция – работа органов речи, а также их положение при произношении того или иного звука.
К вокально-артикуляционным упражнениям можно отнести озвученную артикуляционную гимнастику, артикуляционные игры.
Артикуляционная гимнастика «МОТОЦИКЛ»
Я по улицам кружу –
Очень громко я жужжу.
С ветром, снегом и дождем
Мотоцикл давно знаком.
(О. Чернорицкая)
Заводим мотор (Р! Р! Р!). Поехали на мотоцикле (Р… Р… - пропевая глиссандо вверх и вниз). Мотоцикл уезжает всё дальше и дальше (Р-р-рь… Р-р-рь… - затихая).
Упражнение можно использовать в конце занятия для ухода из зала – дети «уезжают на мотоцикле».
5.Упражнения для развития дикции
Дикция – ясность, разборчивость произнесения текста. Дикция в хоре зависит от качества произношения у каждого поющего и от однородности и одновременности произнесения всей хоровой партией.
Для работы над дикцией можно использовать пальчиковые игры с предметами и без них, скороговорки, чистоговорки, самомассажи, игры. Эти упражнения¸ как правило, используем в качестве динамических пауз в любом разделе занятия.
Игра-скороговорка «КТО ХОЧЕТ РАЗГОВАРИВАТЬ»
Дети:
Кто хочет разговаривать, Дети говорят скороговорку, педагог держит в руках игрушеечный микрофон, в конце даёт его любому ребёнку.
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Ребёнок:
Я буду разговаривать Ребёнок говорит скороговорку в микрофон.
И буду выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Игра-скороговорка «ПОПУГАЙ»
Дети встают в круг и передают друг другу игрушечного попугая, говоря:
Говорил попугай попугаю:
Я тебя, попугай, попугаю.
Отвечает ему попугай:
- Попугай, попугай, попугай! Ребёнок, у которого оказалась игрушка, поднимает попугая вверх и старается трижды сказать слово «попугай» как можно быстрее.
Игра проводится 2-3 раза.
6. Упражнения на развитие ансамбля
Ансамбль, в понятии хоровой звучности, означает цельность, слитность, уравновешенность и, главное, объединенность внутренним художественным чувством. В детском саду мы рассматриваем такие виды ансамбля, как ритмический, динамический, темповый, интонационный.
- Упражнения для развития ритмического ансамбля
Ритм – соотношение длительностей звуков в их последовательности. Объединяясь в определённых последовательностях, длительности звуков образуют ритмические фигуры, из которых складывается ритмический рисунок.
Ритмическая игра со звучащими жестами «ПРЫГ-СКОК»
Дети проговаривают стихотворение с одинаковой интонацией, сопровождая каждую долю звучащими жестами.
Прыг-скок, прыг-скок, Шлепки по коленям четвертями одновременно 2-мя руками.
Сел кузнечик на листок.
Прыг-скок, прыг-скок, Шлепки по коленям руками по очереди.
Лягушонок под мосток!
Скачет козлик на дорожке Шлепки в чередовании с хлопками.
Прыг-скок, прыг-скок!
Дети хлопают в ладошки: Хлопки в ладоши.
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп!
Зайчик солнечный на стенке: Щелчки.
Прыг-скок, прыг-скок!
Я у папы на коленке: Хлопки и щелчки.
Прыг-скок, прыг-скок!
- Упражнения для развития динамического ансамбля
Динамика – совокупность явлений, связанных с громкостью – силой звучания. Динамика в музыкальном произведении обозначается нюансами.
Нюансы – динамические оттенки звука.
Вся вокальная работа с дошкольниками должна строиться на негромкой динамике. Основой воспитания детского голоса должна быть выработка активного piano. Это значит, что и дыхание, и звукообразование должны быть также активны, как при пении forte.
Игра «ЭХО»
Эхо прячется в горах Педагог показывает карточки с динамическими оттенками,
За камнями и в кустах. дети проговаривают текст в соответствии с ними.
Кто-то громко засмеется,
Эхо сразу отзовется,
Кто-то громко закричит,
Эхо тоже не смолчит.
- Упражнения для развития темпового ансамбля
Темп – скорость исполнения, выраженная в частоте чередования метрических долей. Безусловно темп песни определяет музыкальный руководитель. Темп может в известных пределах изменяться. Исполнение песни в одном темпе, слаженно – непростая задача для дошкольников. Почувствовать единение с товарищами помогут игры, основанные на движении. Темп лучше всего ребёнок поймёт, если прочувствует его своим телом.
Упражнение «ОТ ТОПОТА КОПЫТ»
Слова народные Музыка М.Картушиной
F B
От то- по- та ко-пыт пыль по по- лю ле- тит.
Скороговорка исполняется сначала в медленном темпе, при повторениях темп всё время ускоряется. Темп задаётся педагогом игрой на кастаньетах или ложках.
Вариант упражнения. Дети сопровождают пропевание скороговорки метрической пульсацией: медленный темп – шлепки ладонями по коленям, средний – хлопки в ладоши, быстрый – удары 2-мя пальцами одной руки по ладони другой.
Игра «ДИРИЖЁР»
Педагог (а потом и ребёнок) дирижёрским жестом определяет темп песни. Дети должны петь точно в соответствии с желанием дирижёра, который может то ускорять, то замедлять темп. Перед началом пения ребёнок-дирижёр говорит:
Пусть узнают все друзья –
Дирижёр отличный я!
(Я.Миллиз)
- Упражнения для развития интонационного ансамбля
Высотно-интонационный ансамбль подразумевает полную слитность всех голосов хора между собой по высоте.
Одним из способов достижения интонационно-высотного ансамбля является пение на звук «у» для выравнивания унисона.
Упражнение «ФИЛИН»
Упражнение в соответствии с методикой Д.Е. Огороднова представляет собой песенку-игру, когда музыкальный руководитель поёт запев на одном звуке, а дети отвечают за персонажа. В данном упражнение они поют на этом же звуке «у» штрихом marcato, делая фермату на последнем звуке.
Филин ухает, хохочет –
У-у-у, у-у-у!
Напугать в лесу всех хочет –
У-у-у, у-у-у!
У меня от этой пташки –
У-у-у, у-у-у!
По спине бегут мурашки –
У-у-у, у-у-у!
(Т.Коваль)
Уважаемые коллеги, я благодарю вас за участие и закончить свой мастер-класс я хочу стихотворением Галины Дядиной
Голос – это самый тонкий
Музыкальный инструмент,
Самый сложный, самый звонкий,
Ярче самых ярких лент!
Он и хрупкий, словно волос,
Он и сильный, как тайфун,
Сам в себе имеет голос
Миллион незримых струн!
В нем так много разных клавиш,
Молоточков и колков,
Что себе и не представишь,
До скончания веков!
От природы у кого-то
Он волшебный, золотой,
Но тяжелая работа –
Ведать этой красотой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для педагогов «Детское экспериментирование, как средство развития познавательно - исследовательской деятельности дошкольника»
Мастер-класс для педагогов...
Мастер-класс"ТРИЗ-технология в ДОУ, как средство развития творческого мышления старших дошкольников"
В конспекте представлены материалы мастер-класса по использованию ТРИЗ-технологии в детском саду....
Мастер-класс"ТРИЗ-технология в ДОУ, как средство развития творческого мышления старших дошкольников"
В конспекте представлены материалы мастер-класса по использованию ТРИЗ-технологии в детском саду....
Мастер класс для родителей «Игровые упражнения как средства развития и оздоровления детей на занятиях по физической культуре и дома»
Веселое занятее для детей с родителями, с использованием упражэнений для взрослых и детей....
Мастер-класс"Музыкальные нейроигры и упражнения как средство развития ритмической работы мозга у дошкольников."
Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин недостатков речи, чтения и письма. Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левог...
Мастер-класс для педагогов. "Кинезиологические упражнения как средство развития и оздоровления детей старшего дошкольного возраста"
Кинезиологические игры и упражнения как эффективное средство развития и оздоровления дошкольников....
Мастер-класс "Музыкальные нейроигры и упражнения как средство развития ритмической работы мозга у дошкольников."
Нейроигры и упражнения - это комплекс музыкально-двигательных и речевых упражнений творческого характера, которые способствуют улучшению разговорных навыков, ритмики, крупной и мелкой моторики, а такж...