Педагогическая мастерская по правовому образованию «Все в твоих руках!»
консультация
Педагогическое «ателье» или педагогическая мастерская. Их цель: педагог-мастер знакомит членов педагогического коллектива с основными идеями своей воспитательно-образовательной системы и практическими рекомендациями по ее реализации. Также идет выполнение индивидуально-практических заданий с прицелом на дальнейшее использование в работе с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vse_v_tvoih_rukah.docx | 33.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация Таштагольского муниципального района
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 10 «АНТОШКА»
652992, г.Таштагол, ул. 8Марта, д.2.а, E-mail: antoshka.10@yandex.ru, Тел: 8 (384-73) 3-21-36;
Педагогическая мастерская по правовому образованию
«Все в твоих руках!»
Составили: музыкальный руководитель: Воробьёва И.А.
учитель-логопед: Орлова А.А.
Педагогическое «ателье» или педагогическая мастерская. Их цель: педагог-мастер знакомит членов педагогического коллектива с основными идеями своей воспитательно-образовательной системы и практическими рекомендациями по ее реализации. Также идет выполнение индивидуально-практических заданий с прицелом на дальнейшее использование в работе с детьми.
Два ведущих.
1. Здравствуйте, уважаемые коллеги!
2. Добрый день!
1. Коллеги, предлагаем вашему вниманию педагогическую мастерскую по правовому образованию дошкольников «Все в твоих руках!»
На столах лежат шляпы. Я предлагаю вам рассмотреть нашу деятельность на основе метода британского психолога и писателя Эдварда де Боно. Метод называется «Шесть шляп мышления»
Почему именно шляпы? Это тот предмет, который легко примерить на себя. «Надевая» на себя ту или иную шляпу мы рассмотрим нашу проблему в выбранном цвете.
Команда с красной шляпой – поделится своими эмоциями, чувствами, какие эмоции переживали во время проведения мероприятия.
Желтая – поищите положительные стороны, преимущества: «Почему это стоит сделать? Что хорошее, положительное вы видите в этой затее, ситуации, мероприятии? Раскрыть позитивные стороны мероприятия.
Чёрная – выскажите недоверие, осторожность и покритикуете: «Какие препятствия могут быть на пути? В чём недостатки? Срабатывает ли это?»
Зелёная – предложение новых идей, предложений, творчество: «Какие альтернативы данному решению? Данной ситуации? Что ещё можно сделать?»
Белая – «чистый лист» - поиск информации, ответов на вопросы: «Какой мы обладаем информацией?»
Синяя – организация мышления: «Что мы достигли? Что с этим мы будем делать дальше?» Вывод, итог.
ИТАК:
1. Вы готовы, если надо,
Что-то вспомнить и узнать? (Да)
2. Ну а главное – готовы
Вы сегодня рассуждать? (Да)
- МЫ затронем очень сложную и очень актуальную в настоящее время тему, правовое образование дошкольника. Посмотрите, пожалуйста на экран.
«Квик – настрой»: «Все в твоих руках»
«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: мертвая она или живая?». А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу: Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках»
2. Задумайтесь, а жизнь детей и их путь - они в чьих руках. В Ваших или нет?
На экране появляются слайды.
Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди и одновременно с ними возникли главные вопросы:
Что люди могут делать и что не могут?
На что люди имеют право и на что не имеют?
Что они обязаны делать и чего не обязаны?
Ответы на эти вопросы люди искали и в обычных беседах между собой, и путем международных переговоров, и даже, к сожалению, в битвах и войнах.
И все-таки людям удалось сообща найти правильные ответы, которые и были записаны в самом главном международном документе – Всеобщей декларации прав человека.
- А есть ли права у детей? Правильно!
- Как у всех других людей
Есть права и у детей.
- Права у детей, конечно же, есть. Взрослые заботятся о том, чтобы соблюдались права детей. Но каждый, даже самый маленький гражданин страны, кроме прав имеет еще и обязанности.
- Давайте попробуем разобраться, какие права и обязанности дети имеют в повседневной жизни.
- Часто в разговоре между людьми можно услышать фразу: «Я имею на это право». Как вы понимаете, что такое право?
Ответ:
А теперь сравним ваш ответ с определением в словаре. (зачитывает) (Совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, которые регулируют отношения между людьми)
Проще говоря: «Право это возможность что-либо делать, осуществлять».
Права есть у всех людей, у богатых и бедных, взрослых и детей. Правда, дети обладают особыми правами. Права детей всего мира записаны в специальном документе. Вспомните, как он называется?
Ответ:(Конвенция о правах ребенка)
Правильно, Конвенция о правах ребенка принята в 1989 году Организацией Объединенных наций. Ежегодно 20 ноября во всем мире отмечается день прав ребенка. Конвенция является наиболее полным документом, в котором права ребенка приобретают силу норм международного права. Она призвана создать благополучные условия для развития детей.
2. Какие же права есть у детей? Вспомним некоторые из них.
Во многих литературных произведениях, так или иначе, затрагиваются права Человека. Ответьте литературному герою, пользуясь статьями Конвенции прав ребенка.
(статьи-подсказки на слайде)
• Лиса Алиса: «Буратино, отдай мне эти денежки!» Буратино… (Не имеешь права лишать меня имущества)
Статья № 32 Право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья
• Шерхан: «Человеческий детеныш мой, отдайте мне его». Волчица… (Не имеешь права лишать меня права на любовь и заботу)
Статья№ 7 Каждый ребенок имеет право на имя и гражданство при рождении, а также право знать своих родителей и рассчитывать на их любовь и заботу.
• Подарив Буратино азбуку, папа Карло хотел, чтобы Буратино воспользовался правом на бесплатное образование.
Статья№ 28 Право ребенка на бесплатное и обязательное начальное образование.
• Медведь: «Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить». Маша:(Не имеешь права посягать на мою свободу)
Статья№ 14. Право ребенка на свободу мысли, совести и религии.
- Каждый ребёнок должен знать свои права. Но не менее важно помнить о том, что кроме прав, у каждого человека есть и обязанности.
- Обязанности бывают самые разные, и они проявляются повсюду –в детском саду, дома, на улице, в общественных местах. Как вы думаете, в чем отличие между правами и обязанностями?
Ответ:
- Правильно, права – это то, что может делать каждый, обязанности - это то, что должен делать каждый. Каждому праву соответствует обязанность. Давайте попробуем проговорить обязанности от лица детей. (карточки) (В контексте дошкольного воспитания)
- Я имею право на медицинское обслуживание. А моя обязанность? (заботиться о своем здоровье)
- Я имею право на образование. А моя обязанность? (делать домашние задания?????)
- Я имею право на жилище и личное имущество.
Моя обязанность? (соблюдать свое жилище в чистоте).
- Я имею право на личную собственность. Какая ваша обязанность связана с этим правом? (Не брать без разрешения чужие вещи, не портить чужие вещи)
- У меня есть право на свободу, т. е. право свободно выражать свое мнение, иметь свободу мысли. Какие обязанности вы можете назвать, связанные с этим правом? (не говорить неправду, не оскорблять других)
- Я имею право на любовь и заботу. А нуждается ли кто-то в вашей помощи? (взрослые, младшие дети) Какая ваша обязанность связана с этим правом? (помогать младшим, помогать и уважать старших).
- Сделаем вывод. Человек может реализовать свои права только в том случае, если не будет ущемлять права других людей.
- Да! И у детей, и у взрослых есть человеческие права и обязанности, разница лишь в том, что взрослые больше знают и умеют и несут больше ответственности.
- Правильно. Важно донести до ребенка дошкольного возраста, что, каждое право порождает обязанность: права без обязанностей приводят к беспределу, а обязанность без прав – к произволу.
Предлагаю решить следующие проблемные ситуации.
Ситуация 1
Мальчик 4 лет, сидя за столом, во время обеда разговаривает. Он отвлекает других детей, которые тоже начинают активно обсуждать новые игрушки, купленные ему родителями. За другим столом дети уже поели и стали заниматься подготовкой ко сну. Воспитатель постоянно делает замечания, пытаясь заставить детей есть молча.
Вопросы:
- Нарушает ли воспитатель права ребенка?
- Что делаете вы в подобной ситуации?
Ситуация 2
Воспитатель предлагает детям заняться рисованием. Тема свободная. Одна девочка идет за куклой и начинает ее укачивать. Мальчики катают машинки между кубиками.
Другие дети рисуют.
Вопрос:
- Какое право реализует ребенок в данной деятельности?
- Как вовлечь учащихся в активный процесс? (новый инструментарий педагога – современные технологии и техники)
Ситуация 3
Идет занятие по ознакомлению с окружающим миром. Рассказ о разных профессиях. Ребенок говорит о профессии воспитателя (или врача), что это «профессия нищих». Вопрос:
- Как реагировать на такое мнение ребенка?
Ситуация 4
Ребенок, придя в группу, говорит воспитателю: «Мама сегодня нарушила мои права, она меня отшлепала».
Задание: опишите порядок действий по защите прав ребенка в данной ситуации.
Ситуация 5
Воспитатель забрал ремень у ребенка, которым тот размахивал во время раздевания после прогулки, и убрал на шкаф. Вечером отец мальчика потребовал объяснения от воспитателя второй смены, поскольку, по его мнению, были нарушены права ребенка.
Вопросы:
- Как считаете Вы?
- Было ли в данном случае нарушено право ребенка? Какое? (нет, мальчик мог бы нанести вред здоровью окружающих)
- О чем вы будите говорить с отцом мальчика?.
Ситуация 6
Игорь взял с книжной полки книгу и тут же вернул её воспитательнице, мотивируя это тем, что книга рваная. Назовите права и обязанности ребенка в этой ситуации?
- Право на образование.
– Что нужно сделать, чтобы книгой можно было опять пользоваться?
– Кто должен это сделать?
Спасибо за участие, вы проявили заинтересованность и активность в решении данных проблемных ситуаций.
1. Сейчас мы проведем Мозговой штурм, который позволит решить проблему «Как заставить человека есть зеленый салат».
Мы составили некий алгоритм действий по решению нашей проблемы, уговорив человека есть зеленый салат:
1- Тщательно очистить ингредиенты салата
2.- Украсить салат
3- Подать в необычной сервировке
4- Добавить в салат необычные продукты, например трюфели
5.- Придумать интригующее название
6. - Убедить в простоте приготовления в домашних условиях
7.- Убедить в полезности состава ингредиентов.
2. А теперь давайте попробуем разобрать похожую ситуацию, но помещенную в другой контекст, найдем средства, необходимые для осуществления правового воспитания в ДОУ, т.е. решить наш поисковый вопрос.
| Тщательно готовиться к осуществлению образовательной деятельности в режимные моменты |
| Использовать наглядность, в том числе современные средства (ИКТ, мультимедиа) |
| Проводить образовательную деятельность в нестандартной форме |
| Интегрировать с другой деятельностью |
| Превратить скучные темы организованной деятельности в увлекательные, «вкусные» для детей |
| Давать интересные и увлекательные самостоятельные задания, которые ребёнок сможет выполнить |
| Сделать приобретаемые знания актуальными и полезными в жизни |
Оказывается, как легко приготовить салат и так же легко осуществлять образовательную деятельность по правовому воспитанию дошкольника. А если забудете, то вспомните наш зеленый салат, и сразу станет легко и понятно.
- Уважаемые коллеги смело беритесь за эту тему.
Нам она казалась поначалу не понятной, бесполезной. Ведь многие думают: «Дети и так много знают о своих правах». И не раз слышали от воспитателей такие слова: «Ха! А вы нашим родителям расскажите о правах ребенка».
Но проведя анкетирование педагогического коллектива, родителей, побеседовав с детьми, пришли к выводу, что формирование основ правового сознания детей обязательно, и начинать его необходимо с дошкольного возраста. Чем раньше ребенок познакомится со своими правами и обязанностями, тем проще ему будет ориентироваться во взрослой жизни.
Я передам слово воспитателю средней группы Аксеновой Н.В и учителю-логопеду Орловой А. А., они поделиться опытом своей работы.
- -Уважаемые коллеги, как вы знаете на базе нашего ДОУ работает инновационная площадка по познавательному развитию детей «Современные образовательные технологии и инновационные формы организации познавательного развития воспитанников ДОУ».
- Один из проектов, который реализует детский сад, это проект по правовому воспитанию (СЛАЙД) «Мы живем на белом свете, мы имеем право, мы дети».
- В человеческом обществе, малыш сталкивается с множеством проблем и трудностей, поэтому ему важно понять, как люди взаимодействуют друг с другом, что ценят, что порицают, за что наказывают и в этом ребенку должны помочь взрослые (родители, педагоги)
- Основная цель реализации нашего проекта это формирование элементарных представлений о правах и свободах детей и конечно же о их обязанностях.
- Первый год работы в инновационной площадке по правовому воспитанию были задействованы подготовительные группы. В этом году в проекте участвуют средние группы.
К выпуску из детского сада я надеюсь, что у детей будут сформированы основы правового сознания и такие качеств личности, как любовь к родным и близким, доброжелательность к окружающему миру.
- Темы ознакомления детей с основами правового сознания приведены в данной таблице.
Сентябрь:“ Я – человек”.
Октябрь: “ Мое имя»”.
Ноябрь: “ Я и моя семья”.
Декабрь: “ Хочу все знать”.
Январь: “ Мой организм, или из чего я сделан”.
Февраль: “ Я и мои игрушки”.
Март: “ Я и люди на Земле”.
Апрель: “ Я и здоровье”.
Май: «Я и мои права”.
- В соответствии с ФГОС знания дети получают в игровой форме. Основной принцип моей работы - дать ребятам возможность познавать окружающий мир на их собственном опыте в конкретных делах, поступках.
Так, например, мы использую прием драматизации. Предлагаю ребенку “вчувствоваться” в другого, войти в его положение. Детям присущ “театральный инстинкт” - стремление посредством игры побывать в роли другого. Это помогает острее реагировать на поведение окружающих людей и животных. Дети учатся размышлять и анализировать поступки от лица сказочных персонажей.
Следующий прием который мы использую в образовательной деятельности это прием визуализации. Так, закрыв глаза, дети представляют, что они уменьшились в размерах до муравья и ползут по камню. Ощущая себя маленьким беззащитным муравьишкой, ребенок пытается поделиться своими впечатлениями. Малыши мне говорят, что муравьишку не надо обижать, его надо защищать. А я им пытаюсь объяснить, что все живое нуждается в защите, а значит и люди, окружающие вас, тоже требуют сочувствия, тепла и помощи.
- Дети любят решать какую-либо проблему, ситуацию, задачу. Например:
«Как справедливо разделить одну красивую куклу (машину);
«Что делать, если всем одновременно хочется качаться на качелях?»
«Если бы я был гадким утенком ... , если бы я поймал золотую рыбку ... , если бы я вдруг превратился в ...;
В нашей группе соблюдаются несколько правил:
1. кто сильнее, тот уступит,
2. умеешь сам – научи другого,
3. 5 на 5 - не будем сдачу мы давать.
4. за свое постою, а чужого не возьму.
Эти правила помогают детям анализировать, какое право было нарушено и что потребуется в дальнейшем, чтобы его не нарушать.
1. Вы все уважаемые коллеги практики и хорошо знаете, как часто не хватает времени родителям уделять детям столько внимания, сколько бы им хотелось. Опыт последних лет показывает, что родители полностью перекладывают ответственность за воспитание детей на педагогов.
Если посмотреть на эту схему, видно, что родители с детьми общаются 1-3 часа в день, остальное время ночной сон и 10-11 часов в детском саду.
Мы разными способами стараюсь привлечь родителей к формированию основ правового сознания, потому что считаю, что в семье формируется и развивается личность ребёнка и в первую очередь на личном примере родителей.
2С целью обогащения знаний родителей и педагогов о правах ребенка мы творческой группой разрабатываем и проводим праздники, консультации, тренинги и деловые игры.
В том году, как вы знаете проводили консультации и тренинги с воспитателями.
На одном из таких собраний мы проводили психолого-педагогический тренинг на тему «Наказывая, подумай зачем?»
Упражнение «Имя в кругу».
Попрошу вас встать в круг. Сейчас я буду бросать вам клубок ниток, вы ловите и начинаете наматывать на запястье руки, при этом называя свое имя и любое качество, которое вас характеризует начинающееся на первую букву вашего имени.
А теперь слегка натяните ниточку и почувствуйте, что мы — единое целое в этом мире... В жизни наши взаимоотношения с близкими напоминают подобное переплетение нитей и нужно уметь сберегать их прочность. Оборвите и завяжите на руке ниточки. Оборвите и завяжите на руке ниточки.
1. Следующая игра «Недетские запреты»
Для этой игры мне нужно пригласить шесть человек, разделитесь, пожалуйста, по парам.
Прошу вас занять свои места, один садится на стул, вы ребенок. Другой встает позади него, вы взрослый.
Что мы обычно запрещаем делать детям?
Сейчас я буду говорить, а вы выполняйте действия.
Например: «Не кричи!» - завязывается рот, «Не бегай» - завязываются ноги. «Не трогай, не смотри по сторонам, не вертись» - завязываются руки и туловище к спинке стула.
Предлагаю встать сидящим. Не получается? Развяжите, пожалуйста.
Рефлексия участника, игравшего роль ребенка:
1. Что вы чувствовали, когда ограничивали вашу свободу?
2. Ограничение движения, какой части тела вы ощутили наиболее остро?
3. Что хотелось развязать в первую очередь?
Рефлексия участников, игравших роль взрослого:
1. Что вы чувствовали, когда видели обездвиженного ребенка?
2. Что вам хотелось сделать?
3. Какие чувства вы испытываете сейчас?
Уважаемые взрослые, наказывая ребенка подумайте, зачем вы это делаете.
Раздает памятки.
2. А сейчас я вас познакомлю с синквейнами, которые родители по нашей просьбе составили
* Дети (СЛАЙД)
Родные, любимые
Играют, безобразничают, шалят
Самое ценное в жизни
Жизнь.
* Воспитатель
Заботливый, мудрый
Помогает, развивает, учит
Для ребят вторая мама
Наставник.
(На первой строчке я записала одно слово – существительное; это тема нашего собрания «дети»;
на второй строчке предложила написать два прилагательных, раскрывающих тему «дети»;
на третьей строчке родители предложили записать три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме «дети»;
на четвертой строчке разместили предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого родители высказали свое отношение к теме «дети». Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим педагогом фраза в контексте с темой.
Пятая строчка – выражает личное отношение к теме.)
Давайте воспользуемся этим методом и составим синквейн, тема «право»
1.Право
2.справедливое, гуманное, нравственное.
3. защищает, определяет (нормы поведения), направляет
4. защищает жизнь детей
5.закон
Следующая тема сиквейна «обязанность»
1. Обязанность
2.ответственная, непререкаемая, волевая (не хочу, но надо)
3. дисциплинирует, воспитывает, обязывает
4.развивает нравственные качества
5.правило
Спасибо, этот метод вы можете взять себе на вооружение, и использовать его во время проведения мероприятий для родителей с целью обобщения преподнесенной им информации.
- Мы реализуем проект «Мы живем на свете, мы имеем право, мы дети!» и надеюсь, что при постоянной работе с детьми по правовому воспитанию в рамках детского сада мы получим следующие результаты: дети наши вырастут уверенными в себе, с чувством собственного достоинства, доброжелательными по отношению к людям, ощущая себя Человеком Земли и гражданином собственной страны.
- Встаньте, пожалуйста. Сложите ладони, возьмите бабочку в ладони. Чтобы её согреть, подышите на нее, прижмите ее к груди… (СЛАЙД)
Как это приятно – о ком-то заботиться – и как это ответственно.
«В жизни можно по-разному жить:
В горе и в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно и так:
На рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обнаженной солнце достать
И подарить его людям.»
Выпустите бабочку на волю.
И помните, что жизнь детей и их путь в ваших руках!
- А сейчас прошу вас высказать свое мнение, используя метод «Шесть шляп мышления»
красная шляпа Сфокусируйте своё мышление на эмоциях, которые вызывает у вас эта работа. Какие чувства вы испытываете сейчас?
жёлтой шляпе Какие положительные стороны можно найти в данной работе?
чёрная – критика
белая Что мы об этом знаем? Все, что знаете по этой теме
синяя Подвести итоги, сделать выводы, оценить деятельность всех участников
Спасибо!
2.Благодарим за активное участие и сотрудничество!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический опыт "Реализация программы «Мир в твоих руках» в проектной деятельности".
Программа состоит из трех основных разделов: «Уверенность в себе», «Чувства, желания, взгляды», «Социальные навыки». Для того, чтобы ребенок научился сопереживать, его необходимо научить осознан...
Конспект мероприятия по взаимодействию родителей и детей. Тема: «Твое здоровье в твоих руках»
Мероприятие с родителями и детьми старшей группы по теме: "Твое здоровье в твоих руках". Родителям с детьми предлогаем организовать совместный досуг выходного дня....
Педагогический проект «Ребенок в общении с людьми» Итоговое мероприятие КВН «Твоя безопасность - в твоих руках!» для детей старшего дошкольного возраста
Обобщение знания детей по правилам поведения в экстремальных ситуациях, научить предотвращать эти ситуации...
Выступление из педагогического опыта работы Педагогическая мастерская Тема: «Ял минутлары» (мастер-класс) Конференция работников дошкольного образования в рамках августовского совещания работников образования Азнакаевкого муниципального района 2015
Выступление из опыта работы: Педагогическая мастерская «Использования дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста, как система физкультурно - оздоровительной работы в дошкольном учрежде...
Педагогическая мастерская для родителей "Здоровье ребенка в наших руках"
Сценарий педагогической мастерской...
Педагогическая мастерская по инклюзивному образованию.
Тема: «Мы разные, но мы вместе»...
Педагогический проект «Волшебство в твоих руках»
Педагогический проект «Волшебство в твоих руках»Цель: «Развитие творческих способностей через нетрадиционные техники рисования»...