Организация диагностической работы в ДОУ
консультация
Организация диагностической работы в ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_diagnosticheskoy_raboty_v_dou.docx | 19.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация диагностической работы в ДОУ
Основные подходы к организации диагностической работы
Внедрение диагностической работы в деятельность дошкольных образовательных учреждений обусловлено несколькими обстоятельствами.
1. Реализация декларируемого в образовании личностно-ориентированного подхода предполагает построение педагогического процесса на диагностической основе.
2. В настоящее время остается дискуссионным, что понимать под результатом деятельности дошкольных образовательных учреждений. Если исходить из того, что результатом педагогической деятельности являются изменения в развитии ребенка, произошедшие в процессе взаимодействия его с педагогом, то определение педагогами собственной профессиональной эффективности возможно только с помощью диагностики развития детей до и после проведения образовательной работы.
В ряде дошкольных образовательных учреждений организованы диагностические службы, советы, творческие группы; диагностическая работа внесена в годовые и календарные планы дошкольного учреждения и педагогов; ведётся соответствующая документация (имеются диагностические программы и заключения по результатам диагностической работы). Таких дошкольных образовательных учреждений с каждым годом становится всё больше, но в настоящее время они скорее являются исключением, чем правилом.
Требования к диагнозу
1. Диагноз должен включать три уровня (по Л .С. Выготскому):
• симптоматический, который ограничивается констатацией определенных особенностей или симптомов, то есть своего рода ответ на вопрос: «Какой этот объект, в чем его особенности?»;
• этиологический, учитывающий не только наличие определенных особенностей, но и вызывающие их причины, то есть — «почему объект такой?»;
• типологический — определяющий место и значение полученных данных в целостной, динамичной картине, то есть «что значит сейчас и что-то будет значить в будущем для объекта диагностики?»
2. Диагноз должен содержать формулировку, которая определяет его предположительный характер.
3. Диагноз должен заканчиваться рекомендациями, соответствующими целям диагностики, то есть должен давать ответ на вопрос о том, как учитывать полученные данные в последующей практической деятельности.
Цели диагностической работы
1.«Выявление особенностей (объект и предмет диагностики конкретизируются) для последующего учета при планировании и проведении образовательного процесса». Такая формулировка цели диагностической работы предполагает, что рекомендации будут определять содержание и/или способы развивающей, а при необходимости коррекционной, работы со всеми, чьё состояние или развитие являлось объектом изучения. Например, «если целью диагностики было выявление особенностей сформированности психологической готовности к обучению в школе для последующего их учёта при проведении развивающей работы с детьми, то в рекомендациях должно быть описано, какую развивающую работу и как необходимо проводить с детьми (со всей группой, с подгруппами и индивидуальную).
2.«Выявление негативных тенденций в развитии для определения необходимости последующего углублённого изучения». Диагностика с этой целью но¬сит профилактический характер и предполагает, что в рекомендациях будет определено, кто и что нуждается в углублённом обследовании или консультации у специалиста.
3.«Выявление изменений в развитии (объект и предмет конкретизируются) для определения эффективности педагогической деятельности». В этом случае в рекомендациях определяют, какие изменения необходимо внести в деятельность педагогов. Например, если целью диагностики было изучение эффективности работы по развитию игровой деятельности, то в рекомендациях может быть определена необходимость обобщения опыта педагога по данному направлению; или выявление причины недостаточной динамики развития игровой деятельности у детей данной группы.
Принимать участие в диагностической работе могут все сотрудники дошкольного образовательного учреждения: руководители, педагогический (включая педагога-психолога) и медицинский персонал.
Цели диагностики могут быть следующие:
• выявление детей с уровнем развития познавательных процессов ниже среднего для оказания им коррекционной помощи;
• определение эффективности работы ДОУ по развитию познавательных процессов у детей;
• создание оптимальных условий для реализации дифференцированного подхода к умственному развитию детей
В работе педагогом-психологом образовательного учреждения последовательно используются следующие виды диагностики:
1. Скрининговая диагностика.
Проводится с группой детей и направлена на выделение детей, обладающих той или иной группой характеристик, оценивает постоянство тех или иных психологических свойств у данной группы детей.
2. Углубленная психологическая диагностика, которая проводится уже после выделения детей, имеющих какие либо особенности развития и нуждающихся в дополнительной развивающей или коррекционной работе, т. е. в специальной психологической помощи. Как правило, проводится индивидуально или в малых группах.
3. Динамическое обследование, с помощью которого прослеживается динамика развития, эффективность обучения, развивающих и/или коррекционных мероприятий. Может проводиться не¬сколько раз в течение одного коррекционного курса.
4. Итоговая диагностика.
Цель — оценить состояние ребенка по окончании курса коррекционной работы.
При проведении любого вида диагностики педагог-психолог дошкольного образовательного учреждения должен соблюдать следующие принципы:
— комплексность и разносторонность в изучении ребенка, стремление к максимальному учету в оценке развития всех его значимых характеристик;
— изучение детей в деятельности и отношениях, через деятельность и отношения;
— педагогическая направленность: изучение, диагностирование не как самоцель, а как средство, определяющее направление коррекционной помощи ребенку в преодолении его проблем;
— участие в изучении и оценке развития ребенка всех включенных в его судьбу и заинтересованных сторон (родите¬лей, воспитателей, педагогов);
— оценка развития с учетом данных истории жизни ребенка в ее конкретных условиях и объективных обстоятельствах: открытость сделанного заключения о развитии для корректировки.
Цели и задачи психодиагностики индивидуальны для каждого ДОУ, но они должны быть направлены на выявление условий, препятствующих полноценному развитию и становлению личности ребенка-дошкольника. Другими словами, психодиагностика должна являться основой для построения воспитательного образовательного процесса в ДОУ, каждое заключение должно обязательно содержать анализ возможных причин и рекомендации.
При заключении договора между ДОУ и родителя¬ми в письменном виде подтверждается согласие родителей на участие их ребенка в диагностическом обследовании. Тем самым соблюдается принцип законности, являющийся, по сути, основным в работе ДОУ.
Система психодиагностической работы строится следующим образом. В начале учебного психолог проводит экспресс-диагностику уровня психического развития детей всех возрастных групп, кроме подготовительной. На его основе и анализе педагогической диагностики психолог проводит углубленную диагностику с детьми, предположительно имеющими проблемы в личностной сфере. Такие дети обычно и составляют «группу риска». На основе углубленной диагностики строится коррекционно-развивающая работа.
Диагностическое обследование детей подготовительной группы проводится по всем критериям и изначально является углубленной. Повторное диагностическое обследование этих детей проводится в апреле, чтобы иметь возможность оказать дополнительную помощь дошкольникам с низким уровнем готовности к обучению в школе.
Такой вариант приемлем для осуществления плановой диагностики. В случае запроса родителей и педагогов диагностическое обследование включается в процесс консультирования.
Диагностическое обследование также проводится после проведения коррекционно-развивающей работы с целью отслеживания результативности принятых мер.
Особенности детей дошкольного возраста накладывают свой отпечаток и на процедуру диагностического обследования.
Сама непосредственная процедура обследования должна проводиться только при участии психолога и ребенка, она не должна прерываться посторонними. Поэтому лучше привести ребенка в кабинет.
Дети должны просто знать психолога, чему будут способствовать его систематические приходы в группу, игры с детьми.
Важнейшим фактором, влияющим на получение объективной информации в ходе обследования, является состояние ребенка. Поэтому нельзя категорично настаивать на приведении ребенка в кабинет. Нельзя отрывать его от интересного дела. Тем самым снижается мотивация участия в обследовании, вплоть до полного отказа от взаимодействия.
Развитие познавательных процессов определяет легкость и быстроту усвоения новых знаний и умений, возможности их использования для решения разнообразных задач, что имеет особое значение для подготовки к школьному обучению. Поэтому чрезвычайно важно раннее определение степени сформированности у ребенка различных психических функций.
Таким образом, диагностика направлена на изучение особенностей развития познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, воображения и внимания у детей дошкольного возраста. Ее использование даёт возможность дошкольным работникам соотнести особенности познавательного развития каждого ребенка с примерной возрастной нормой. Это, в свою очередь, позволяет проанализировать актуальное состояние познавательных процессов и прогнозировать возможные варианты развития, а также вносить необходимые изменения в образовательную работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные подходы к организации диагностической работы
Проблема диагностики чрезвычайно актуальна и значима для дальнейшего совершенствования воспитательно-образовательного процесса...
Презентация по теме: "Диагностическая работа в ДОУ по художественно-эстетическому развитию детей в соответствии с ФГОС ДО"
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Предметом регулирования Стандарта ...
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА: ОПЫТ, ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДИАГНОСТИКИ ДЕТЕЙ В ДОУ.
Модернизация российского образования определяет осуществление мониторинга как одно из важнейших направлений деятельности образовательного учреждения в режиме развития. Сегодня говорить об общем монито...
Основные подходы к организации диагностической работы
Основные подходы...
«Особенности проведения и организации диагностического исследования умственного развития детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС»
Одной из важнейших задач, связанных с реализацией основной общеобразовательной программы дошкольного образования является изучение педагогом возможностей и успешного освоени...
ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ.
ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ....
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «ОРГАНИЗАЦИЯ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ»
Предлагаемые методические рекомендации являются попыткой обобщить и систематизировать современные актуальные подходы к организации диагностической работы с детьми разных возрастных групп в условиях ДО...