ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ.
статья (младшая группа)
ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ. | 24.87 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ.
Мамедова О.А., Цветкова О.Г.
АНО ДО «Планета детства «Лада»
Детский сад № 99 «Капелька»
Самарская область
Аннотация: В статье представлены подходы к организации диагностического обследования умственного развития детей 2-3 лет. Выделены особенности взаимодействия всех участников образовательных отношений.
Ключевые слова: ранний возраст, диагностическое обследование, умственное развитие, компетентность родителей и педагогов.
Ранний возраст охватывает период от года до трех лет. Это один из важнейших этапов развития ребенка, поскольку в данном возрасте происходит интенсивное овладение способами ознакомления с окружающими предметами в процессе общения со значимым взрослым.
Данный период характеризуется существенными переменами в жизни маленького ребенка. Он начинает ходить и осваивать пространство, которое ранее было недоступно для самостоятельного изучения предметов. На втором году жизни ребенка наблюдается активное развитие предметных действий, на третьем году жизни предметная деятельность становится ведущей. К трем годам у ребенка определяется ведущая рука и формируется согласованность действий обеих рук [6].
Благодаря взаимодействию с предметами и в результате совместной деятельности со взрослыми, у ребенка расширяется кругозор, активно развивается речь, формируются представления о себе.
Ранняя диагностика нарушений познавательной деятельности детей чрезвычайно сложна и в то же время крайне необходима. В настоящее время доказано, что чем раньше диагностированы особенности развития ребенка, тем впоследствии, при необходимости, успешнее будут реализованы коррекционно-развивающие программы. Необходимость ранней диагностики определяется важнейшим свойством нервной системы ребенка — пластичностью, то есть нервная система молодого организма гибко реагирует на воздействие извне [6].
При выборе диагностического инструментария психолого-педагогического обследования умственного развития детей раннего возраста мы руководствовались тем, что у них ведущим способом усвоения общественного опыта является подражание действиям взрослого. Это возможно только в том случае, когда ребенок готов и может сотрудничать, то есть у него имеется желание выполнять задание, предложенное взрослым.
В детском саду № 99 «Капелька» АНО ДО «Планета детства «Лада», в рамках работы педагога - психолога, ежегодно проводится мониторинг вновь поступивших детей с использованием методики «Ранней диагностики умственного развития детей 2-3 лет» Е.А. Стребелевой. В основе оценки действий ребенка используется концепция Л.С. Выготского о двух уровнях умственного развития: актуального (действия, которые ребенок способен выполнить самостоятельно) и ближайшего (те действия, которые ребенок может выполнить при помощи взрослого). Наличие широкой зоны ближайшего развития считается надежным признаком дальнейшего успешного обучения.
Необходимо отметить тот факт, что психолого-педагогическая диагностика детей раннего возраста может совпадать с периодом адаптации ребенка к детскому саду. Известно, что в период адаптации большое внимание следует уделять возрастным особенностям развития, определяющих поведение ребенка в процессе его привыкания к условиям общественного воспитания. Поэтому, мы особое внимание уделяем эмоциональному состоянию детей и выбираем наиболее благоприятное время для обследования.
В детском саду, целью обследования является не только получение данных о развитии каждого ребенка, но и информирование родителей воспитанников о ходе реализации диагностики на различных ее этапах. Актуальность и важность повышения психологической компетентности родителей по вопросам развития и воспитания детей состоит в том, что семья является ближайшим и постоянным социальным окружением ребенка. Взаимодействие с родителями воспитанников мы выстраиваем следующим образом:
- знакомимся с родителями, на данном этапе мы стремимся завоевать их доверие, создаем комфорт и уют во всех помещениях детского сада;
- после поступления ребенка в группу детского сада знакомимся с семьей, проводим работу по знакомству родителей между собой, налаживаем непосредственный контакт;
- педагог - психолог обрабатывает сведения о семьях воспитанников, после чего организуются условные родительские группы, объединенные одними и теми же проблемами;
- информируем родителей о цели и особенностях проведения обследования.
Анализ проведенной работы показал важность и необходимость разработки для родителей информационных листов, которые включали в себя:
- краткое описание особенностей умственного развития детей 2-3 лет, с целью повышения компетентности родителей в вопросах формирования представлений о познавательной активности ребенка;
- описание цели проведения диагностики, для информирования родителей о значении процедуры психологического обследования;
- описание процедуры проведения обследования с целью информирования о том, что диагностика проводится в игровой форме, индивидуально, в спокойной для ребенка обстановке;
- описание используемого дидактического оборудования и места проведения диагностического обследования;
- информирование родителей о времени проведения дополнительного консультирования, в том числе дистанционных форм, при необходимости.
В детском саду создано единое поле понимания ценностей, идей. Источником общих смыслов выступает повышение компетентности участников образовательного процесса, в котором и педагоги, и родители могут не только обмениваться информацией и специализированными знаниями, но и опытом.
Первоочередной задачей являлось формирование у родителей положительного отношение к ранней диагностике умственного развития и повешение компетентности в вопросах познавательной активности детей. Поэтому в доступной форме объяснялись особенности игровых задач, которые предлагается решить ребенку, как будут использоваться полученные данные в дальнейшем.
Родители, компетентные в вопросах умственного развития детей 2-3 лет, заинтересованы в дальнейшем сотрудничестве, положительно относятся к психолого-педагогической диагностике.
После проведения диагностического обследования и обработки данных проведена консультация с педагогами групп раннего возраста. Они были ознакомлены с результатами обследования и получили рекомендации для дальнейшей работы с детьми, у которых часть игровых диагностических заданий вызывала затруднения. Педагогом - психологом детского сада в помощь воспитателям разработаны рекомендации индивидуальной работы с детьми. Они включают:
- сводную таблицу с результатами диагностического обследования, где цветом выделены те задания, которые ребенок не смог выполнить;
- направленность каждого игрового задания;
- рекомендации по результатам выполнения ребенком каждого игрового задания в виде предложенных развивающих игр;
- таблица индивидуальной работы с ребенком, где фиксируются проведенные развивающие занятия и результаты их выполнения
В ходе проведенной работы педагоги отслеживают, какие задания ребенок способен выполнять самостоятельно, а какие только при помощи взрослого.
Весьма важным по результатам проведенного диагностического обследования является разработка рекомендаций для родителей воспитанников, включающая:
- подбор игрушек, соответствующих возрасту ребёнка;
- подбор игр, соответствующих индивидуальным особенностям данного ребенка;
- подбор индивидуальных игровых заданий для развития мелкой моторики, соотносящих действия и согласованность руки.
На основе диагностических данных, разработанных рекомендаций для педагогов и родителей воспитанников и проведенных развивающих занятий с детьми, осуществлено информирование родителей по вопросам умственного развития детей. Происходит рефлексия тех успехов, которые уже демонстрирует ребенок и наблюдение за его дальнейшим развитием.
Важно, что на каждом этапе в деятельность включены все участники образовательного процесса. Родители узнают особенности развития ребенка на различных возрастных этапах, заинтересованы в сотрудничестве с педагогами, проявляют внимание к психологическим особенностям ребенка, положительно относятся к деятельности педагога-психолога, выстроен диалог на всех этапах диагностического обследования.
ЛИТЕРАТУРА
- Абрамова Г. С. Общая психология. Учебное пособие для вузов - М.: Академический проект, 2003 г. – 496 с. - ISBN 5-8291-0316-8 - Текст: непосредственный
- Ватунина Н. Д. Ребенок поступает в детский С.А: Пособие для воспитателей дет. сада / Под ред. Л.И. Каплан. – М.: Просвещение, 1983. – 80 с.: ил.; 21см. Детские сады- Методика работы FB B 83-58/480 FB B 83-58/479 Текст: непосредственный
- Люблинская А.А. Детская психология / А.А. Люблинская. – М.: Просвещение, 1971. – 415 с.
- Психолого – педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод. пособие: с прил. альбома «Нагляд. материал для обследования детей» / [Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина, Ю.А. Разенкова и др.]; под ред. Е.А. Стребелевой. – 4-е изд. – М. : Просвещение, 2009. – 164 с.
- Смирнова Е.О., Орлова И.А., Нестерова И.В. Психологическая служба раннего возраста (на примере ДОУ №47) // Психологическая наука и образование. 2005. Том 10. № 1. С. 73–82.
- Стребелева Е.А. Методические рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей (2-3лет): Ранняя диагностика умственного развития./ Альманах института коррекционной педагогики РАО.- М., 2001 № 4 "Ранний возраст", стр.26 - Текст: непосредственный
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные подходы к организации диагностической работы
Проблема диагностики чрезвычайно актуальна и значима для дальнейшего совершенствования воспитательно-образовательного процесса...
Основные подходы к организации диагностической работы
Основные подходы...
Аналитические справки по результатам диагностических обследований состояния речи детей логопедического пункта
Аналитические справки по результатам диагностических обследований состояния речи детей логопедического пункта...
«Особенности проведения и организации диагностического исследования умственного развития детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС»
Одной из важнейших задач, связанных с реализацией основной общеобразовательной программы дошкольного образования является изучение педагогом возможностей и успешного освоени...
Сообщение на педагогическом совете " Метод наблюдения в умственном развитии детей раннего возраста". («Комплексный подход к образованию детей раннего возраста»)
Сообщение на педагогическом совете " Метод наблюдения в умственном развитии детей раннего возраста"....
Консультация для педагогов «Экскурсия как форма организации умственного развития детей дошкольного возраста»
Экскурсия – важная форма организации обучения в детском саду. Экскурсии представляют собой особый вид занятий, которые дают возможность в естественной обстановке знакомить детей с природными, ку...
Протокол психолого-педагогического обследования детей 4-5 лет (диагностическое обследование познавательного развития, качественная и количественная оценка действий. Под редакцией Е.А. Стребелевой)
Пример заполнения протокола по реультатам психолого-педагогического обследования детей 4-5 лет (диагностическое обследование познавательного развития, качественная и количественна...