Программа нравственно-патриотического воспитания детей.
статья (старшая группа)
Детство – ответственный этап в становлении личности и её нравственной сферы.
Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях
основ патриотизма и гражданственности.
Патриотическое воспитание детей является одним из приоритетных направлений
воспитательной системы современных образовательных организаций.
Патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление
служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_nravstvenno.docx | 46.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа нравственно-патриотического воспитания детей.
Детство – ответственный этап в становлении личности и её нравственной сферы.
Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях
основ патриотизма и гражданственности.
Патриотическое воспитание детей является одним из приоритетных направлений
воспитательной системы современных образовательных организаций.
Патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление
служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.
С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской
Федерации», в котором впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня
общего образования. С 1 января 2014 введен в действие федеральный государственный
образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).
Основной целью образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
является – позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к
социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Одним из основных направлений реализации образовательной области
«Социально-коммуникативное развитие» является патриотическое воспитание детей
дошкольного возраста.
Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о
родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким
людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно
недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического
воспитания в семье. Поэтому, наша задача – как можно раньше пробудить в детях любовь
к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать
достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и
уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу формировать чувство
гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество
воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.
Программа разработана в соответствии с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, которая является общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений, подготовленным с учетом новейших достижений науки и практики дошкольного образования и соответствует ФГОС ДО.
Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на формирование его личности на основе нравственно-патриотических ценностей и представлений.
Нравственно-патриотическое воспитание рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, искусство, труд, нравственное поведение, патриотические чувства).
Критерий формирования содержания программы - его воспитательная ценность,
достоверность, познавательность и высокий художественный уровень используемого
наглядного и информационного материала. Работа с детьми построена в рамках блоков субъектно-субъектного взаимодействия педагогов и детей и свободной самостоятельной деятельности. Программа построена с использованием разнообразных методов и приемов патриотического воспитания с учетом психологических особенностей дошкольника.
При разработке программы использовались наиболее интересные и результативные
формы работы – прогулки, экскурсии, наблюдения, объяснения, побуждающие детей к
различной деятельности (игровой, словесной, продуктивной и др.). В рамках программы
предусмотрены различные проекты для всех участников образовательных отношений.
Патриотическое воспитание пронизывает все виды детской деятельности. Это
способствует развитию у детей представлений о мире природы, предметном мире, мире
других людей и, наконец, личном мире (индивидуальности) каждого ребенка. Данное
построение образовательного процесса позволяет логически объединить все этапы и
вызвать заинтересованность детей.
Цель программы: формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края.
Задачи программы:
- Формировать у дошкольников нравственные качества личности через ознакомление с родным городом.
- Формировать гражданскую позицию и патриотические чувства к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину.
- Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, родному дому, земле, где он родился.
- Воспитывать любовь уважение к своему народу, его обычаям, традициям.
- Формировать основы экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому.
- Формировать художественный вкуса и любовь к прекрасному, развить творческие
способности.
- Воспитывать у дошкольников чувства уважения и заботы к Защитникам Отечества.
- Воспитывать здоровый образ жизни.
- Воспитывать чувства уважения к профессиям и труду взрослых.
Принципы реализации Программы.
В основу реализации Программы положены следующие принципы:
- принцип личностно-ориентированного общения – индивидуально-личностное
формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети
выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а
не просто пассивно перенимают его опыт. Приоритетные формы общения педагога
с детьми – партнёрство, соучастие и взаимодействие;
- сочетает принципы научной обоснованности и применимости, т.е. сообщение
знаний должно сочетаться с формированием эмоциональной базы и практики
поведения;
- принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам: «Моя семья», «Мой детский сад», «Моя улица», «Родной город», «Моя Родина», «Родная страна»;
- принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объёма учебного материала с уровнем развития детей;
- принцип наглядности – широкое представление соответствующей изучаемому
материалу наглядности;
- принцип последовательности предполагает планирование изучаемого материала
последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания
постепенно в определенной системе;
- принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей;
- принцип интегративности как фактор создания эмоционального благополучия
ребенка в детском саду, как важнейшее условие его целостного развития, первых
творческих проявлений и становления индивидуальности и реализуется в
сотрудничестве с семьей, библиотекой, музеем и т. п.
Законодательно-нормативное обеспечение программы.
- Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 23.07.2013г);
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010-2015 гг.»;
- Федеральный Закон от 13 марта 1995 г. № 32-ФЗ, 2014 г. № 413-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России», с изменениями и дополнениями от 1 декабря 2014.;
- Федеральный Закон от 19 мая 1995 г. № 80-ФЗ «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне1941-1945 гг.», с изменениями от 1 января 2005 г.;
- Федеральный Закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 03.11.2006 № 179-ФЗ «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества»
- Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. №751 «Национальная доктрина образования в РФ»;
- Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки №1155 от 17. 10. 2013 г..
- «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования». Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 г. № 1014;
- Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы.
Программа разработана на старшую группу детей 5-6 лет.
Поставленные Программой задачи решаются комплексно, по разделам:
- «Моя семья» - основная цель: воспитание любви и уважения к своей семье
(познакомить с понятием «семья», учить знать и называть членов семьи; внушать
детям чувство гордости за свою семью; прививать заботливое, уважительное
отношение к пожилым родственникам; формировать интерес к своей родословной);
- «Мой детский сад» - основная цель: помочь ребёнку почувствовать себя
равноправным членом первого в его жизни коллектива (вызвать желание посещать
детский сад, встречаться с друзьями; воспитывать уважение к сотрудникам детского
сада, бережное отношение к их труду; познакомить с историей детского сада);
- «Моя улица» - основная цель: формировать представления детей о своём районе,
улице, воспитывать бережное и уважительное отношение к свой малой Родине;
- «Родной город» - основная цель: дать представления о родном городе и его
истории (формировать представления о достопримечательностях, социально-
экономической значимости города, о его исторических корнях; воспитывать уважение
к людям, прославившим город, героям труда, Великой Отечественной войны,
защитникам Отечества);
- «Мой регион» - основная цель: дать представления о Санкт-Петербурге: её
государственных символах, культурных ценностях и традициях,
достопримечательностях, социально-экономической значимости, природных
особенностях и богатствах;
- «Родная страна» - основная цель: дать представления о государственных символах
России (герб, флаг, гимн) воспитывать уважительное к ним отношение; познакомить
со столицей нашей Родины – Москвой, другими городами России, знаменитыми
Россиянами; формировать представления о много национальности нашей страны.
Предметно-развивающая среда.
Для результативной работы по программе необходимо:
- иллюстрации и фотографии с видами родного города, области, страны;
- карты Санкт-Петербурга, России;
- символы республики и государства (герб, флаг, гимн);
- аудиозаписи гимнов;
- снимки достопримечательностей города, страны;
- фотографии известных людей города, страны;
- иллюстрации и изделия народных промыслов;
- художественные произведения;
- картины с изображением родных пейзажей.
Предполагаемый результат.
Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его
достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости,
символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и
будущему родного города, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма.
Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.
5–6 лет.
• Знать свой домашний адрес, название города.
• Иметь представление о символике города.
• Знать название близлежащих улиц.
• Иметь представление о жизни и быте русского народа.
• Узнавать на фотографиях достопримечательности города, уметь рассказывать о них.
• Знать профессии своих родителей.
• Знать правила поведения в природе.
• Уметь рассказывать о неразрывной связи человека с природой, значимости
окружающей среды для здорового образа жизни людей.
• Различать некоторые рода войск.
Формы реализации Программы
- Мероприятия образовательной деятельности (далее – ОД), в процессе
которых дети получают знания по изучаемым тематическим блокам. Цикл занятий по
ознакомлению с улицей, районом, родным городом проводится с использованием
целевых прогулок, экскурсий.
- Совместная деятельность воспитателя с детьми:
- дидактические игры;
- настольные игры;
- сюжетно-ролевые игры;
- театрализованные игры;
- беседы о семье, детском саде, родном городе и т.д.;
- рассматривание тематических альбомов, иллюстраций, презентаций, организация
выставок предметов детского творчества.
- Изобразительная деятельность.
- Прослушивание литературных и музыкальных произведений.
- Праздники, утренники, развлечения.
Комплексно-тематическое планирование работы по нравственно-
патриотическому воспитанию с детьми старшей группы.
Месяц | Тема | Задачи | Мероприятия |
сентябрь | «Моя семья» | Закрепить представления детей о семье, её членах. Дать понятие «родня». | • Беседы на тему «У нас дружная семья», «Отдыхаем всей семьей»» (рассматривание фотографий). • Совместное творчество – газета «Как я провел лето». • Чтение стихотворения Я. Акима «Моя родня», Р. Гамзатов «Мой дедушка», Е. Благинина «Посидим в тишине», обсуждение отрывка из рассказа В. Драгунского «Сестра моя Ксения». • Чтение заранее подготовленными детьми стихов о сестренке, братишке и т.д. • Рассказы детей о членах семьи на основе личного опыта. • Дидактическая игра: «Какие добрые слова можно сказать при встрече с бабушкой, дедушкой?». • Сюжетно-ролевая игра «Семья». • Рисование на тему «Моя семья». • Праздничный концерт, посвященный дню пожилого человека «Бабушка рядышком с дедушкой». |
октябрь | «Мой любимый детский сад» «Откуда хлеб на стол пришел» «Растения нашего края» | Закреплять и расширять представления о детском саду сотрудниках, о значимости их труда. Формировать знания детей о труде хлеборобов, о значимости и истории хлеба, о том, как превратить зерно в муку и в муку в тесто? Посещение кухни при выпечке мучных изделий. Воспитывать уважение к труду взрослых, к своей стране, к главному продукту стола. Расширять знания детей о растительном мире, краеведческие сведения о природе. Воспитывать умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно, желание больше узнать о родной природе. | • Беседа «Как хорошо у нас в саду». • Пение песен и чтение стихов о детском саде. • Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников, беседа о важности труда всех людей, работающих в детском саду. • Дидактическая игра «Что хорошо, что плохо». • Составление рассказа «Мой друг». • Выставка детских рисунков на тему «Мой любимый детский сад», «Мы играем». • Изготовление открыток- поздравлений сотрудникам детского сада. • Ведение альбома: «Мой любимый детский сад». • Организация групповой выставки «Дары осени». • Беседа «Хлеб – всему голова. Комбайнеры вышли в поле. Ржаной и пшеничный хлеб». • Рисование: «Хлебное поле». • Сюжетно-ролевая игра: «Водители везут хлеб. Пекарня».
|
ноябрь | «Улицы моего района" «Животные и птицы нашего края» | Формировать знания детей о соблюдении правил уличного движения в городе. Закрепить виды пассажирского транспорта: наземный, подземный, воздушный, водный. Воспитывать любовь и уважение к окружающим, к родному городу и своему району. Расширять знания детей о животном мире, краеведческие сведения о животных и их обитании. Воспитывать умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно, желание больше узнать о родной природе и животном мире. Формировать основы экологического мировоззрения. | • Беседа: «Моя страна, мой город, мой район, мои улицы». • Сюжетно-ролевая игра: «Машины на улице . • Рисование: «Автобус едет по улице» • Дидактическая игра: «Путешествие по району на макете». • Беседы: «Что такое животный мир», «Домашние животные», «Дикие животные», «В мире животных», «Животные, обитающие в нашем крае», «Интересные факты из жизни животных», «Медведь – хозяин леса», и др.
|
декабрь | «Новый год у ворот» | Расширять представления детей о Новом годе, традициях его празднования у разных народов и в разных странах, создание атмосферы праздника. | • Загадки о зиме. • Беседа о встрече Нового года в других странах. • Изготовление открыток с новогодними пожеланиями в рисунках, составление письма Деду Морозу. • Рисование на тему «Новогоднее представление». • Аппликация «Новогодняя ёлка». Проведение конкурса «Символ года» (вместе с родителями). • Акция «Подкормите птиц». |
январь | «Наша Родина – Россия». «Москва – главный город нашей Родины» | Расширять представления детей о России. Расширять представления детей о Москве, познакомить их с её достопримечательностями.
| • Познавательное мероприятие «Моя Родина - Россия». • Книжная выставка и обзорная беседа «Природная кладовая нашей Родины». • Чтение стихотворения М. Матусовского «С чего начинается Родина?». • Объяснение значения пословиц о Родине. • Рассматривание иллюстраций с изображением природы различных уголков нашей Родины. • Рисование на тему «Моя Родина», «Люблю березку русскую». • Пение русских народных песен, частушек, колядок, игры ОД «Россия – огромная страна». • Рассказ воспитателя «Знаменитые земляки». • Экскурсия в детскую библиотеку. • Подвижные игры: «Вокруг домика», «Рыбаки и рыбки», «Золотые ворота», «Тише едешь – дальше будешь». • Рисование «Зимние напевы». • Конструирование «Московский Кремль». • Составление книжки-самоделки «Москва-главный город страны». • Беседы «Москва столица России», «Как строился Московский Кремль?», «Как Москва стала столицей государства?», «Что интересного есть в этом городе?», «Стихи и картины о Москве». • Рассказы детей из личного опыта (кто побывал в Москве). • Чтение художественной литературы. Абрамов А.В. «Рассказы о Москве», Толмаков Л.А «Потешные прогулки по Москве (отрывки). |
февраль | «Государственные «Наши защитники» (ко Дню Защитника Отечества) | Закрепить и обобщить знания детей о государственных символах России гербе, флаге. Расширять представления детей об армии, о защитниках Отечества. | • Рассказ воспитателя о государственных символах, Российском флаге (раскрашивание нарисованного флага). • Слушание гимна России. • Чтение Зеленова Н.Г., • Беседы «Мы с папой – настоящие мужчины», «Будем в армии служить», «Для чего нужна Армия», «Что я знаю об армии», «Родственники, служащие в Армии», «Профессия – военный». • Рассматривание альбомов: «Наша армия», «Военные профессии». • Дидактические игры: «Подбери картинку», «Чья форма?», «Военная техника», «Назови войска». • Сюжетно-ролевые игры: «Пограничники», «Танкисты», «Летчики», «Военный парад», «Мы моряки», «Служба спасения», «Полиция», «Военнослужащий». • Презентация «Наша армия». • Просмотр видеофильма «Защитники Отечества». • Пение песен об армии: «Бравые солдаты», «Папа может всё, что угодно». • Изготовление поздравительных открыток для пап и дедушек. • Спортивное развлечение «Хочется мальчишкам в армии служить». • Раскрашивание раскрасок на военную тематику. • Конструирование из бумаги «Оригами»: «Пилотка». |
март | «Широкая Масленица» «Моя любимая мама» | Познакомить детей с русским народным фольклором: песнями и хороводами. Расширять представления детей о матери, её роли в семье, воспитывать уважительное к ней отношение, желание помогать ей. | • Беседа о значении Солнца в жизни славянских народов. • Разучивание малых фольклорных форм: пословиц, загадок о весне. • Разучивание русских народных игр: «Колышки», «Удочка». • Развлечение «Приди, Весна, с милостью… • Беседа о мамах, рассматривание иллюстраций о разных женских профессиях. • Составление рассказов на тему «За что я люблю свою маму. Как я помогаю ей». • Беседа об увлечениях мамы, подготовка к выставке «Мамины умелые руки». • Пение песен о маме, чтение художественной литературы: З. Воскресенская «Мама», С. Михалков «А что у вас?», З. Воскресенская «Мамины руки», Н. Саконская «Разговор о маме», Е. Благинина «Посидим в тишине». Рисование портрета «Моя мама», изготовление подарка маме. • Семейные посиделки «Вместе с мамой». • Сюжетно-ролевая игра «Дочки- матери». • Дидактическая игра «Чудесный сундучок» (знакомство с инструментами, которыми пользуются люди разных профессий в своей работе «Кто чем занимается?»). • Выставка детских работ «Подарок для мамы». |
апрель | «Народные мастера» «Праздник Весна красна цветами», посвященный Дню земли» | Продолжать знакомить детей с декоративно прикладным искусством. Познакомить детей с потешным фольклором. | • Беседы познавательного цикла по ознакомлению с окружающим «Занятия жителей в старину», «Посуда»; «Веселая ярмарка» (игрушки по мотивам народных мастеров). • Беседы о декоративно-прикладном искусстве. Экскурсии в краеведческий музей. • Рисование «Терем-терем-теремок», «Украсим сарафан», «Украшение кокошника», Забавные свистульки»; «Расписная барышня»; рисование по мотивам декоративно-прикладного искусства, «Русские богатыри». Дидактические игры. • Русские народные подвижные игры. • Развлечение «Ярмарка» • Выставка литературы по теме декоративно прикладного творчества. • Повторение песен, закличек, пословиц о весне. |
май | «День Победы» «Мой город Санкт-Петербург» | Расширение представлений детей о Великой Отечественной войне, её героях, воспитание чувства гордости за свою Родину. Расширять представления детей о родном городе и его достопримечательностях, о людях прославивших город. | • Встречи с ветеранами войны и тыла. • Мероприятие: «И помнит мир спасённый…», праздничный концерт для ветеранов и пенсионеров. • Конкурс чтецов «Великому подвигу славу поем!» • Конкурс рисунков «День Победы»; «Салют на главной площади». • Участие в акциях: «Спасибо деду за Победу!»; «Знамя Победы», «Книга памяти», «Бессмертный полк», «Орден прадеда на руке правнука». • Беседа о войне с просмотром фрагментов фильмов. • Слушание и пение фронтовых песен. • Спортивные соревнования, посвящённые Дню победы. • Экскурсия к мемориалу погибшим воинам. • Книжная выставка и обзорная беседа «Никто не забыт и ничто не забыто…» ∙ Оформление выставок рисунков и плакатов: «Георгиевская ленточка»; «Письмо с фронта»; Открытка для ветерана». ∙ Изготовление аппликации «Книга памяти». • Экскурсия по городу. • Прослушивание песен о родном городе. • Организация фотовыставки, Рассматривание фотографий изображением самых знаменитых мест в городе. • Рассказ воспитателя об известных в городе людях. • Сюжетно-ролевая игра «Почта» (на знание адреса дома и детского сада). • Конкурс рисунков «Мой город». Проект «Мой город родной» - презентация. |
июнь | «Природа нашего края» Итоговое ОД Викторина «Мы –Россияне» | Расширять представления детей о природе Ленинградской области, представителях флоры и фауны, закреплять правила поведения в природе. Обобщить и систематизировать знания детей о России; формировать уважительное отношение к государственным символам; закрепить названия крупных российских городов и рек; народов, населяющих РФ; названия народных промыслов, имена знаменитых деятелей культуры и искусства, воспитывать любовь к Родине, гражданско-патриотические чувства. | • Целевые прогулки и экскурсии в природу, в лес, к водоему. • Беседы «Помоги исчезающим видам растений и животных своего края», «Лес - наше богатство», «Человек и природа». • Наблюдение за состоянием природы, насекомыми, почвой, положением солнца, неба, комнатными растениями. • Рассматривание картин и иллюстраций, изготовление фотогазеты «Репортаж с прогулки». • Рисование «Лесные жители», «Птицы наши друзья». • Конкурс рисунков «Этот удивительный мир природы». • Чтение художественной литературы. • Совместная работа детей и родителей «Взгляд в будущее». • Вырастим дерево «Аллея дружбы». • Викторина. • Разрезные картинки. • Кроссворд. • Сундучок. |
Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников.
Особое внимание в работе по духовно – нравственному воспитанию и формированию любви к родному краю необходимо уделять укреплению связей с родителями, которые должны быть не сторонними наблюдателями, а активными участниками педагогического процесса.
Воспитатель активно вовлекает родителей в совместные с детьми виды деятельности, помогает устанавливать партнерские взаимоотношения, осуществляет консультирование и дает рекомендации родителям по использованию полученных знаний в повседневном общении с детьми. Привлекает родителей к подготовке и проведению народных праздников и развлечений, созданию фотоальбомов, поделок, организует экскурсии по историческим местам.
Консультации для родителей: «Воспитание любви к Родине», «Семейные традиции», «Природа Ленинградской области», «Что значит – быть патриотом?», «Как воспитать маленького патриота».
Анкетирование родителей «Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?
В процессе организации разных форм детско-родительского взаимодействия воспитатель способствует развитию родительской уверенности, радости и удовлетворения от общения со своими детьми.
Список использованной литературы.
1. Акинина Т.М., Степанова Г.В., Терентьева Н.П. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста, 2012, Перспектива.
2. Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П., Постникова М.П., Попова Г.П.Система патриотического воспитания в ДОУ[текст]: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий / авт.-сост. Е.Ю. Александрова и др. – Волгоград: Учитель, 2007.-203с.
3. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. М: ЦГЛ,2005.
4.Амонашвили Ш.А. Школа жизни, 2007, Москва.
5. Буре Р.С. Как поступают друзья, 2004, Детство Пресс.
6. Виноградова Н.Ф. Дошкольникам о родной стране, 2009, Просвещение.
Ветохина А.Я., Дмитренко З.С. Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.2011г.
7. Ежкова Н.С. Диагностика ценностных ориентиров детей старшего дошкольного возраста, 2011.
8. Зацепина М. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников, 2010, Мозаика – Синтез.
9. Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина: Практический курс для работников дошкольных образовательных учреждений.- 2-е изд., испр.-М.: АРКТИ, 2014.-80с.
10. Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. Мир, в котором я живу. Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром. -М.: ТЦ Сфера, 2005.
11.Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 6-7 лет: Методическое пособие [текст]:/ Н.Г. Комратова, Л.Ф. Грибова – М.: ТЦ Сфера, 2007. -2008с.- (Растим патриотов России).
12.Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста [текст]:/ М.Д. Маханева// М.: АРКТИ 2014.- С.72
13. Фесюкова Л.Б. В мире мудрых пословиц, 2010, Ранок.
14. Смирнова Т.В., Филиппова Т.Ю., Дошкольникам о Москве и родной стране, 2010, Скрипторий2003.
15. Ходза Н., Дорога жизни, 2011, Детгиз.
16. Шорыгина Т.А., Беседы о детях – героях Великой Отечественной войны, 2011, Сфера.
17. Шорыгина Т.А., Беседы о характере и чувствах. Методические рекомендации, 2013, Сфера.
18. Шорыгина Т.А., Добрые сказки. Беседы с детьми о человеческом участии и добродетели, 2014, Сфера.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста на основе традиций казачества
В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей.Будущее любой страны всегда зависит от т...
Программа нравственно- патриотического воспитания детей "Маленький гражданин большой страны"
Цель программы: Формирование основ нравственно-патриотической воспитанности детей дошкольного возраста, развитие социальной и культурной компетентности личности ребенка, на отечественных традициях, с ...
Доклад на конференцию по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста»
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более у...
Модифицированная программа нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста Занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Воспитание мальчиков и девочек в казачьей семье»
содержание программы прикреплено к файлу...
Самообразование по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». (Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка)
(Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка) « С любовью к родному краю, родной культуре, роднойречи начинается ...
Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, тематические планы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, тематические планы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.В связи с актуальностью данной проблемы в России было со...