Диагностика зрительной памяти дошкольников по методике Векслера
материал
Использование методики, позволяет исследовать зрительную память у детей дошкольного возраста.
Диагностика зрительной памяти дошкольников по методике Векслера
Использование методики Д. Векслера (1945) позволяет исследовать зрительную память у детей дошкольного возраста.
Ребенку предлагается 4 рисунка:
На каждую из картинок ребенку разрешается посмотреть в течение 10 секунд. Затем он их должен воспроизвести на чистом листе бумаги.
Результаты опыта:
1. Две перекрещенные линии и два флажка — 1 балл;
правильно расположенные флажки — 1 балл;
правильный угол пересечения линий — 1 балл;
максимальная оценка этого задания — 3 балла.
2. Большой квадрат, разделенный на 4 части двумя линиями — 1 балл;
четыре маленьких квадрата в большом .— 1 балл;
две пересекающиеся линии и 4 мелкие квадрата — 1 балл;
четыре точки в квадратах — 1 балл;
точность в пропорциях — 1 балл;
максимальная оценка этого задания — 5 баллов.
3. Большой прямоугольник с маленьким в нем — 1 балл;
все вершины внутреннего прямоугольника соединены с вершинами внешнего прямоугольника — 1 балл;
маленький прямоугольник точно размещен в большом — 1 балл.) Максимальная оценка — 3 балла.
4. Открытый прямоугольник с правильным углом на каждом краю — 1 балл;
центр и левая и правая стороны воспроизведены правильно — 1 балл;
фигура правильная за исключением одного неправильно воспроизведенного угла — 1 балл.
Максимальная оценка — 3 балла.
Максимальный результат — 14 баллов.
О хорошей зрительной памяти свидетельствует результат — 10 и выше баллов,
о средней – 9 – 6 баллов
о низкой – 5 – 0 баллов.
Диагностика коммуникативных умений ребёнка
Шкалы: умение договариваться, взаимный контроль, отношение к результату деятельности, взаимопомощь, рациональное использование средств совместной деятельности
Тестируем: Межличностные отношения ·
Назначение теста
Изучение коммуникативных умений детей.
Процедура тестирования
Используемый материал: силуэтные изображения рукавичек или других несложных предметов, составляющих пару, 2 набора по 6 цветных карандашей.
Исследование проводится с детьми 4–7 лет.
I. Двум детям одного возраста дают по одному изображению рукавички и просят украсить их, но так, чтобы они составили пару, были одинаковые. Поясняют, что сначала договориться, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию. Дети получают по одинаковому набору карандашей.
II. Детям предлагают сделать то же, но дают один набор карандашей, предупреждая, что карандашами нужно делиться. Далее проводится эксперимент, в котором участвуют дети разного возраста. Важно, чтобы дети выполняли задание самостоятельно.
Оценка результатов теста
Анализируют, как протекало взаимодействие детей в каждой серии, по следующим признакам:
- умеют ли дети договариваться, приходить к общему решению, как они это делают, какие средства используют: уговаривают, убеждают, заставляют и т.д.;
- как осуществляют взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;
- как относятся к результату деятельности, своему и партнера;
- осуществляют ли взаимопомощь по ходу рисования. В чем это выражается;
- умеют ли рационально использовать средства деятельности (делиться карандашами во второй и четвертой сериях).
Определяют, как зависят эти показатели от возрастного состава пар испытуемых.
Делают выводы о сформированности коммуникативных умений у детей.
Некоторые замечания к проведению методики
Если ребенок не нарисовал какие-то элементы, то ему предлагается воспроизвести их по образцу в виде самостоятельных фигур, чтобы проверить его умение нарисовать эти элементы. Их отсутствие может быть связано не с развитием произвольного внимания, а с неумением ребенка их нарисовать - тр., круг, квадрат, треугольник и т.д.). По ходу работы ребенка психолог [фиксирует:
- какой рукой он рисует;
- как работает с образцом: часто ли смотрит на него, проводит воздуш-1е линии над рисунком-образцом, сверяет ли сделанное с образцом или сует по памяти;
- быстро (или медленно) проводит линии;
- отвлекается ли во время работы;
- высказывается или задает вопросы во время рисования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_micros.docx | 16.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностика зрительной памяти дошкольников по методике Векслера
Использование методики Д. Векслера (1945) позволяет исследовать зрительную память у детей дошкольного возраста.
Ребенку предлагается 4 рисунка:
На каждую из картинок ребенку разрешается посмотреть в течение 10 секунд. Затем он их должен воспроизвести на чистом листе бумаги.
Результаты опыта:
1. Две перекрещенные линии и два флажка — 1 балл;
правильно расположенные флажки — 1 балл;
правильный угол пересечения линий — 1 балл;
максимальная оценка этого задания — 3 балла.
2. Большой квадрат, разделенный на 4 части двумя линиями — 1 балл;
четыре маленьких квадрата в большом .— 1 балл;
две пересекающиеся линии и 4 мелкие квадрата — 1 балл;
четыре точки в квадратах — 1 балл;
точность в пропорциях — 1 балл;
максимальная оценка этого задания — 5 баллов.
3. Большой прямоугольник с маленьким в нем — 1 балл;
все вершины внутреннего прямоугольника соединены с вершинами внешнего прямоугольника — 1 балл;
маленький прямоугольник точно размещен в большом — 1 балл.) Максимальная оценка — 3 балла.
4. Открытый прямоугольник с правильным углом на каждом краю — 1 балл;
центр и левая и правая стороны воспроизведены правильно — 1 балл;
фигура правильная за исключением одного неправильно воспроизведенного угла — 1 балл.
Максимальная оценка — 3 балла.
Максимальный результат — 14 баллов.
О хорошей зрительной памяти свидетельствует результат — 10 и выше баллов,
о средней – 9 – 6 баллов
о низкой – 5 – 0 баллов.
Диагностика коммуникативных умений ребёнка
Шкалы: умение договариваться, взаимный контроль, отношение к результату деятельности, взаимопомощь, рациональное использование средств совместной деятельности
Тестируем: Межличностные отношения ·
Назначение теста
Изучение коммуникативных умений детей.
Процедура тестирования
Используемый материал: силуэтные изображения рукавичек или других несложных предметов, составляющих пару, 2 набора по 6 цветных карандашей.
Исследование проводится с детьми 4–7 лет.
I. Двум детям одного возраста дают по одному изображению рукавички и просят украсить их, но так, чтобы они составили пару, были одинаковые. Поясняют, что сначала договориться, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию. Дети получают по одинаковому набору карандашей.
II. Детям предлагают сделать то же, но дают один набор карандашей, предупреждая, что карандашами нужно делиться. Далее проводится эксперимент, в котором участвуют дети разного возраста. Важно, чтобы дети выполняли задание самостоятельно.
Оценка результатов теста
Анализируют, как протекало взаимодействие детей в каждой серии, по следующим признакам:
- умеют ли дети договариваться, приходить к общему решению, как они это делают, какие средства используют: уговаривают, убеждают, заставляют и т.д.;
- как осуществляют взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;
- как относятся к результату деятельности, своему и партнера;
- осуществляют ли взаимопомощь по ходу рисования. В чем это выражается;
- умеют ли рационально использовать средства деятельности (делиться карандашами во второй и четвертой сериях).
Определяют, как зависят эти показатели от возрастного состава пар испытуемых.
Делают выводы о сформированности коммуникативных умений у детей.
Некоторые замечания к проведению методики
Если ребенок не нарисовал какие-то элементы, то ему предлагается воспроизвести их по образцу в виде самостоятельных фигур, чтобы проверить его умение нарисовать эти элементы. Их отсутствие может быть связано не с развитием произвольного внимания, а с неумением ребенка их нарисовать - тр., круг, квадрат, треугольник и т.д.). По ходу работы ребенка психолог [фиксирует:
- какой рукой он рисует;
- как работает с образцом: часто ли смотрит на него, проводит воздуш-1е линии над рисунком-образцом, сверяет ли сделанное с образцом или сует по памяти;
- быстро (или медленно) проводит линии;
- отвлекается ли во время работы;
- высказывается или задает вопросы во время рисования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика опреления уровня зрительной памяти
Отдельные виды памяти развиваются у детей с различной быстротой. Опытами установлена последовательность этого развития. Так, у мальчиков вначале лучше развита память на предметы, затем на слова со зри...
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
Ключевые слова: дошкольники, интеллектуальная недостаточность, зрительная память, игровая деятельность....
Аналитическая справка по диагностике уровня развития зрительной памяти
Под понятием «зрительная память» обычно понимают все то, что мы можем запомнить в виде зрительного образа, детали которого не всегда можно описать словами. То есть это образ, который...
Упражнения для развития зрительной памяти дошкольников
В статье представлены различные упражнения для развития зрительной памяти у дошкольников 5-6 лет...
Диагностика физического развития дошкольников по методике Н.Н. Кожуховой
В данном материалле представлен вариант проведения диагностики физического развития для дошкольников...
Диагностика зрительной памяти у детей с нарушениями речи
В статье раскрывается суть диагностики зрительной памяти в детей с онр, даются рекомендации по развитию зрительной памяти...