«Построение модели воспитательной системы как способ реализации задач ДОУ»
статья (младшая группа)

В Законе «Об образовании в Российской Федерации», воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства (ст.2).

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, одной из основных названа задача формирования духовно-нравственной личности.

Очевидно, что основным приоритетом развития образования становится изменение отношения к роли воспитания в образовательном учреждении.  

Особую актуальность приобретает развитие культурного человека, выявление и раскрытие его творческой индивидуальности. В связи с этим основополагающей идеей модернизации образовательной системы является повышение статуса воспитания в процессе образования, восстановление единства систем обучения и воспитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема выступления:

«Построение модели воспитательной системы как способ реализации задач ДОУ»

«Воспитание детей есть важная задача государства, законодатель не должен отводить ему вторичное место»

Платон

В Законе «Об образовании в Российской Федерации», воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства (ст.2).

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, одной из основных названа задача формирования духовно-нравственной личности.

Очевидно, что основным приоритетом развития образования становится изменение отношения к роли воспитания в образовательном учреждении.  

Особую актуальность приобретает развитие культурного человека, выявление и раскрытие его творческой индивидуальности. В связи с этим основополагающей идеей модернизации образовательной системы является повышение статуса воспитания в процессе образования, восстановление единства систем обучения и воспитания.

Особую роль в современном образовательном процессе играет системно организованная воспитательная деятельность.  

Воспитательная система – развивающийся во времени и пространстве комплекс взаимосвязанных компонентов:

  • исходной концепции (совокупность идей, для реализации которых она создается); деятельности, обеспечивающей реализацию концепции;
  • субъектов деятельности, ее организующих и в ней участвующих;
  • отношений, интегрирующих субъектов в некую общность;
  • среды, освоенной субъектами;
  • управления, обеспечивающего интеграцию всех компонентов системы в целостность»  

Таким образом, воспитательная система выступает как целостный организм, который включает в себя такие черты как:

  • контингент детей;
  • контингент семей воспитанников;
  • особенности педагогического коллектива, его психологический климат, творческий потенциал педагогов;
  • творческое развивающее пространство, состоящее из трех взаимосвязанных пространств развития его субъектов: воспитателей, родителей, детей, включающее в себя «место творения», процесс творчества  и  внутреннюю личную мотивацию детей, педагогов и родителей  к порождаемому результату совместной деятельности;
  • систему управления.

Цель воспитательной системы – создание комфортных условий субъектам деятельности для реализации цели учреждения.

Современный детский сад должен стать местом, где ребёнок получает возможность широкого эмоционально-практического самостоятельного контакта с наиболее близкими и значимыми для его развития сферами жизни. Накопление ребёнком под руководством взрослого ценного опыта познания, деятельности, творчества, постижение им своих возможностей, самопознание – вот путь, который способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника.

Реализация этой цели осуществляется посредством решения следующих задач:

  • создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
  • объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  • формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
  • обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;

В основе концепции воспитательной системы детского сада лежат три ключевые позиции:

  • Самоценность дошкольного периода жизни человека.

Основной путь развития ребёнка в период дошкольного детства – это амплификация развития, то есть обогащение, наполнение наиболее значимыми для ребёнка, специфически детскими дошкольными формами, видами и способами деятельности. Наиболее близкие и естественные для ребёнка дошкольника виды деятельности – игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, предметная, изобразительная, художественно-театральная деятельность, детский труд и самообслуживание – занимают особое место в системе.

  • Педагогическая концепция целостного развития ребёнка-дошкольника как субъекта детской деятельности.

Целостное развитие ребёнка – это единство индивидуальных особенностей, личностных качеств, освоения ребёнком позиции субъекта в детских видах деятельности и индивидуальности.

  • Системность знаний, возможность освоения детьми элементарных систем знаний о явлениях социальной действительности, предметном мире и мире природы.

Линия познания в воспитательной системе детского сада основывается на системном характере представлений об окружающем мире, раскрытии сущности элементарных понятий на уровне наглядно-образного мышления и воображения детей дошкольного возраста.

Концептуальные идеи воспитательной системы направлены на

  • создание предпосылок для удовлетворения запросов родителей, потребностей детей в активности, участия в значимых для них видах деятельности;
  • на психолого-медико-педагогическое и социальное сопровождение ребёнка, поддержку и помощь,
  • на создание эмоционально благополучной обстановки и поиск средств максимального развития личности,
  • организации его воспитания и обучения «ориентированного на завтрашний день развития» (Л.С. Выготский).

Концептуальные принципы:

Система воспитания построена на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и опирается на следующие принципы:

  • Принцип гуманизма. Приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности; воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования.
  • Принцип ценностного единства и совместности. Единство ценностей и смыслов воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных отношений, содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение.
  • Принцип общего культурного образования и позитивной социализации Воспитание основывается на культуре и традициях России, включая культурные особенности региона.
  • Принцип следования нравственному примеру. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребенку реальную возможность следования идеалу в жизни.
  • Принцип безопасной жизнедеятельности. Защищенность важных интересов личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через призму безопасности и безопасного поведения.
  • Принцип совместной деятельности, ребёнка и взрослого. Значимость совместной деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к культурным ценностям и их освоения. Уважение и безусловное принятие личности ребёнка; формирование ценности, а не оценивания ребёнка
  • Принцип инклюзивности. Организация образовательного процесса, при котором все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования.
  • Принцип поддержки разнообразия детства. Учет региональной специфики, социокультурной ситуации развития каждого ребенка, его возрастных и индивидуальных особенностей, ценностей, мнений и способов их выражения. Развитие и воспитание личности ребенка как субъекта собственной жизнедеятельности.
  • Принцип индивидуализации дошкольного образования. Помощь и поддержка ребенка, акцент на инициативность, самостоятельность и личностную активность. Индивидуальный подход с учетом возможностей, индивидуального темпа развития, интересов, с учетом семейных, национальных традиций и т.п.
  • Принцип ценностного единства и совместности. Единство ценностей и смыслов воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных отношений, содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение

Данные принципы реализуются в укладе образовательной организации, включающем воспитывающие среды, общности, культурные практики, совместную деятельность и события.

Вся воспитательная система строится на трёх основных компонентах воспитательно-образовательного процесса:

  1. Самостоятельная (экспериментальная) деятельность детей в условиях созданной взрослым развивающей среды.
  2. Совместная (поисковая) с детьми деятельность взрослого (педагог, родители).
  3. Организованная образовательная деятельность

Самостоятельная деятельность детей направлена на то, чтобы ребёнок приобрёл свой личный опыт, в совместной деятельности развил его, а в организованной образовательной деятельности – обобщил.

Таким образом, воспитание в образовательном учреждении должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учетом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, взаимопроникновения государственного, общественного и семейного воспитания во благо ребенка.

Воспитательная система не статична, она должна постоянно развиваться и совершенствоваться. Выбирая систему методов воспитания педагогу необходимо учитывать, что воспитательный процесс должен быть выстроен как взаимодействие между воспитателем и воспитанником, которое осуществляется с целью развития личности ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Модель воспитательной системы ДОУ"

У каждого образовательного учреждения есть своя модель воспитательной системы. Я представляю свою. Надеюсь, что какие-то направления помогут коллегам. Оставляйте свои отзывы. Заранее спасибо!...

МОДЕЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СО СЛОЖНЫМ ДЕФЕКТОМ

вматериале представлен опыт работы в группе компенсирующего назначения для детей с овз....

Модель воспитательной системы образовательных учреждений .Воспитательная система «Зеленый дом»

Лауреат XIII областного конкурса моделей воспитательных систем образовательных учреждений в номинации "Дошкольные образовательные системы"...

Технология посткроссинг, как способ реализации задач патриотического воспитания дошкольников

Технология посткроссинг, как способ реализации задач патриотического воспитания дошкольников...

ПОСТКРОССИНГ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

В статье представлен опыт участия воспитанников детского сада во Всероссийском проекте «Посткроссинг между детскими садами». Особое внимание уделено детско-взрослому проекту ....

Технология "Посткроссинг", как способ реализации задач патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Желание познакомить подрастающее поколение с Россией, посредством переписки с такими же дошколятами из других городов нашей страны, республики, района помогло созданию проекта "Посткроссинг"...

"Модель воспитательной системы

СодержаниеКраткая справка об образовательном учрежденииОписание модели воспитательной системыПедагогическое целеполаганиеСистемообразующие (основные виды) совместной деятельности детей и взрослых, в р...