Воспитание эстетического отношения к природе во время прослушивания музыки.
учебно-методическое пособие (подготовительная группа)

Демихова Надежда Игоревна

 

Актуальность темы заключается в том, чтобы воспитывать в новом бережное и любящее отношение к музыки. При осмыслении сущности и методики музыкального образования дошкольников как научной области знания необходимо прежде всего разграничить такие понятия, как объект и предмет науки. В понятии «музыкального воспитания»заключена определённая взаимосвязь двух составляющих – музыки и воспитания. Логика этой взаимосвязи диктует необходимость рассмотрения особенностей музыки как вид искусства и определения её роли в становление ребёнка как личности. (Праслова Г. А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2005г.)

Актуальность обусловлена совершенствования методов и средств эстетического воспитания детей, их духовного, их духовного развития. Впервые представлена система художественно-эстетического воспитания, основывающиеся на синтезе искусств и художественных видов деятельности:

  • Музыка и музыкальная деятельность;
  • Театр и театрализованная деятельность;
  • Литература и художественно-речевая деятельность;
  • Живопись, графика, скульптура, и т. д. (Куцакова Л. В., Мерзлякова С. И. Воспитание ребёнка-дошкольника в мире прекрасного ГУМАНИТАРНЫЙ ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТЕР ВЛАДОС 2004Г)

 Процесс образования и обучения основам музыкально-теоретических знаний пронизан стремлением развивать не только музыкально-познавательные способности детей, но и сформировать их мировоззрение, нравственно-эстетическое отношение к жизни. Дети в будущем смогут сами управлять своим эмоциональным состоянием, складывающимся под влиянием музыки, а этот процесс намного сложнее, чем процесс прямого обучения.(Ветлугина Н. А, Кенеман А. В. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ. МОСКВА «ПРОСВЕШЕНИЕ» 1983г.) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzyka.doc212 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ПЛАН

                  Введение

1. Воспитание эстетического отношения к природе во время прослушивания музыки.

§1.  Психолога – педагогические основы.  

§2.  Особенности развития музыкального восприятия.

§3. Самостоятельная музыкальная деятельность детей.

                          §4. Связь музыки с другими науками.

Введение.

Актуальность темы заключается в том, чтобы воспитывать в новом бережное и любящее отношение к музыки. При осмыслении сущности и методики музыкального образования дошкольников как научной области знания необходимо прежде всего разграничить такие понятия, как объект и предмет науки. В понятии «музыкального воспитания»заключена определённая взаимосвязь двух составляющих – музыки и воспитания. Логика этой взаимосвязи диктует необходимость рассмотрения особенностей музыки как вид искусства и определения её роли в становление ребёнка как личности. (Праслова Г. А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2005г.)

Актуальность обусловлена совершенствования методов и средств эстетического воспитания детей, их духовного, их духовного развития. Впервые представлена система художественно-эстетического воспитания, основывающиеся на синтезе искусств и художественных видов деятельности:

  • Музыка и музыкальная деятельность;
  • Театр и театрализованная деятельность;
  • Литература и художественно-речевая деятельность;
  • Живопись, графика, скульптура, и т. д. (Куцакова Л. В., Мерзлякова С. И. Воспитание ребёнка-дошкольника в мире прекрасного ГУМАНИТАРНЫЙ ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТЕР ВЛАДОС 2004Г)

 Процесс образования и обучения основам музыкально-теоретических знаний пронизан стремлением развивать не только музыкально-познавательные способности детей, но и сформировать их мировоззрение, нравственно-эстетическое отношение к жизни. Дети в будущем смогут сами управлять своим эмоциональным состоянием, складывающимся под влиянием музыки, а этот процесс намного сложнее, чем процесс прямого обучения.(Ветлугина Н. А, Кенеман А. В. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ. МОСКВА «ПРОСВЕШЕНИЕ» 1983г.)

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие дополнительных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо в последствии. Важно, чтобы уже в раннем детстве рядом с ребёнком оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность её почувствовать.

Важно использовать в работе с детьми полноценную в художественном отношении музыку: это прежде всего классика и народные произведения. Но для этого педагог должен сам её хорошо знать, любить, уметь преподнести детям, рассказать о ней.

В дошкольных учреждениях музыкальным воспитанием детей непосредственно занимается музыкальный руководитель. От уровня его музыкальной культуры, способностей, педагогического мастерства в большей степени зависит уровень музыкального его воспитанников.  (Радынова О. П, Катинена А. И, Палавандишвии М. Л. МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ. Москва AcademiA 1998г.)

В концепции дошкольного воспитания период дошкольного детства определяется как начальный этап формирования личности человека, его ценной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношения к природе, к «рукотворному», к себе и к окружающим людям. (Аслодин К. Б. Экологическая азбука для детей подростков М. МНЭГУ . 1995г.)

В понятии «музыкального воспитания» заключена определённая взаимосвязь двух составляющих – музыки и воспитания. Логика этой взаимосвязи диктует необходимость рассмотрения особенностей музыки как вида искусства и определения её роли в остановлении ребёнка как личности. (Праслова Г. А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2005г.)  

Проблема исследования – поиск эффективных форм, методов и средств музыкального воспитания детей дошкольного возраста. (Аслодин К. Б. Экологическая азбука для детей подростков М. МНЭГУ . 1995г.) проблема музыкального образования находят преломление в функциях методики:

  • Организационной, направленно на организацию процесса постижения музыкального искусства;
  • Информационной, обеспечивающей передачу информации о музыке и закономерностях музыкального искусства;
  • Интеграционной, нацеливающий на взаимосвязь музыки с другими видами искусства, единство эмоциональный и интеллектуальный деятельности ребёнка в музыкально-образовательном процессе;

Контролирующий, направленный на выявление результативности музыкально-образовательного процесса, диагностику уровня развития музыкальной культуры ребёнка.  (Праслова Г. А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2005г.)

Предмет исследования – является эстетически-музыкальное воспитание детей дошкольного возраста, (Аслодин К. Б. Экологическая азбука для детей подростков М. МНЭГУ . 1995г.) закономерности приобщения ребёнка к музыкальной культуре на основе взаимосвязи процессов музыкального воспитания, обучения и развития. (Праслова Г. А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2005г.)

 Объектом исследования – является процесс  взаимодействия детей  дошкольного возраста с музыкой. (Праслова Г. А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2005г.)

Цель исследования - формировать эмоциональную сферу детей дошкольного возраста, совершенствовать мышление дошкольника, пробудить в детях чуткость к красоте в искусстве и жизни. (Аслодин К. Б. Экологическая азбука для детей подростков М. МНЭГУ . 1995г.) целью освоения теории и методики музыкального образования детей дошкольного возраста является становление мастерства специалистов дошкольного образования в процессе овладения ими профессиональными   музыкальными знаниями, умениями, навыками, методами и приёмами музыкального образования, адекватными природе музыкального искусства и соответствующими уровню развития современного ребёнка.   (Праслова Г. А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2005г.)

Гипотеза исследования: эффективность музыкального воспитания может быть достигнута при следующих условиях:

- изучения музыкального словаря;

- посещение музыкальных занятий;

- музыка в повседневной жизни;

- творчество детей.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

- дать понятия об музыкальном воспитании, музыки, музыкальной культуре;

- выявить изменения в степени сформированности музыкальных знаний у дошкольников, в ходе опытов экспериментальной работы познакомить с музыкальным словарём.

- Сформировать основы музыкальной культуры ребёнка;

- Развивать музыкальность ребёнка;

- Сформировать и развивать все компоненты музыкально-эстетического сознания ребёнка;

- Создать условия для проявления творческой активности;

- Научить ребёнка навыком общения с музыкой как  «искусством интонируемого смысла» (Праслова Г. А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2005г.)

Для реализации задач будут использованы следующие методы психолого-педагогического исследования:

  1. Изучение литературы по проблеме;
  2. Анализ и обобщения собственного опыта по данной проблеме;
  3. изучения педагогического опыта;
  4. Наблюдение, беседа с целью изучения особенностей овладения знаниями;
  5. Анализ детских работ с целью выявлениями отношения к музыке;
  6. практическая работа.(Аслодин К. Б. Экологическая азбука для детей подростков М. МНЭГУ . 1995г.) 

Глава 1. Воспитание эстетического отношения к природе во время прослушивания музыки.

Эстетическое воспитание воздействует на весь духовный облик человека, на всю его психику. Человеку свойственно воспринимать мир, самые различные жизненные явления сквозь эстетическую призму, что, несомненно, связано с врождённой в народе способностью, а, может быть, правильнее сказать – с потребностью эстетической оценки действительности в целом, а не только искусства.

Эстетическое воспитание помогает выработке в человеке высоких морально-эстетических качеств, а не только хорошего художественного вкуса, что оно имеет непосредственное отношение ко всем проявлениям жизни, а не только к области искусства.(Кабалевский  Д. М. ПРЕКРАСНОЕ ПРОБУЖДАЕТ ДОБРОЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОСКВА ИЗДАТЕЛЬСТВО «ПЕДАГОГИКА» 1973г.)     

Неблагополучное экологическое состояние планеты, о котором в настоящее время знают все, – это результат нерационального природопользования, результат деятельности людей, которых не беспокоит проблема сохранения природных (материальных и духовных) ресурсов, результат потребления богатств Земли для получения максимальной прибыли и удовлетворения проблем ныне живущего поколения.

Прямым следствием такого природопользования являются глобальные экологические проблемы, которые имеются в настоящее время во всех уголках планеты, на всех континентах и во всех государствах. К общепланетарным экологическим проблемам относятся следующие:

- загрязнение окружающей среды (воздуха, почвы, воды) отходами промышленного и сельскохозяйственного производства;

- интенсивное сокращение площади лесов, которые служат «лёгкими» планеты и обеспечивают кислородом всех живущих на ней;

- деградация почвы – опустынивание, засоление, разрушение её структуры;

- изменение климата – его потепление, которое грозит затоплением низменной части суши ряда материков; природные катастрофы;

- озоновые дыры – разрушение озонового щита планеты, который защищает живые организмы от космической радиации.(Николаева С. Н. Теория и методика экологического воспитания дошкольников 2002)

Тесно связаны с обозначенными и другие проблемы, затрагивающие качество жизни людей, - проблемы энергетики, здоровья, питания.

В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое. С этого времени, как человек стал человеком, с этого мгновения, когда он засмотрелся на лепестки цветка и вечернюю зарю, он стал всматриваться в самого себя. Человек постиг красоту.

Красота – это глубоко человеческое. Красота существует независимо от нашего сознания и воли, но она открывается человеком, им постигается, живёт в его душе, - не было бы нашего сознания – не было бы и красоты. «Сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его».

Красота – это радость нашей жизни. Человек стал человеком потому, что увидел глубину лазурного неба, мерцание звёзд, розовый разлив вечерней зари, прозрачную дымки степных просторов, багровый закат перед ветреным днём, трепетание марева над горизонтом, синие тени сугробов мартовского снега, журавлиную стаю в голубом небе, отражение солнца в мириадах капель утренней росы, серые нити дождя в пасмурный день, фиолетовое облако на сиреневом кусте, нежный стебелёк и голубой колокольчик подснежника – увидел и, изумлённый, пошёл по земле, создавая новую красоту. Остановись и ты в изумлении перед красотой – и в твоём сердце расцветёт богатство. Перед человеком открылась радость жизни потому, что он услышал шёпот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и переливы серебряных колокольчиков, жаворонка в горячем летнем небе, шуршанье снежинок и стон метели, ласковое плескание волны и торжественную тишину ночи – услышал и, затаив дыхание слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. Умей и ты слушать эту музыку. Дорожи красотой, береги её. Эти слова мы повторяем в те счастливые минуты, когда перед детьми открываем новый оттенок красоты окружающего мира, пробуждая в них радость, волнение, изумление.(Кондратьева Н. Н. Формирование систем знаний у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. кондр. пед. наук, 1986г.)  

Красота – один из ручейков, питающих доброту, сердечность, любовь.

Большой воспитательный смысл в том, чтобы ребёнок видел, понимал, чувствовал, переживал, постигал как великую тайну пробуждения жизни в природе.

Если хочешь быть красивым трудись до самозабвения, трудись так, чтобы ты почувствовал себя творцом, мастером, господином в любом деле. Трудись так, чтобы глаза твои выражали одухотворённость великим человеческим счастьем – счастьем творчества. Внешняя красота имеет свои внутренние, нравственные истоки. Любимое творчество накладывает отпечаток на черты лица, делает их тоньше, выразительнее.

Красота – могучее средство воспитания чуткости души. Это вершина, с которой ты можешь увидеть то, что без понимания и чувствования прекрасного, без восторга и одухотворённости никогда не увидишь. Красота – это яркий свет, озаряющий мир, при этом свете тебе открывается истина, правда, добро; озарённый этим светом, ты испытываешь приверженность и непримиримость. Красота учит распознавать зло и бороться с ним. Красота – это зеркало, в котором ты видишь сам себя и благодаря которому так или иначе относишься сам к себе.

Поистине волшебное влияние оказывает то, что духовные силы личности ребёнка выражаются во взаимоотношениях в коллективе. Коллектив – самый могучий побудитель самовоспитания личности. Коллективное презрение к тщедушию, безволию, слабости, хныканью пробуждает здоровые силы души каждого отдельного человека. Но коллективная оценка духовных сил становится возможной лишь тогда, когда коллектив преодолевает трудности.

Воспитание силы духа и презрения к тщедушию неотделимо от воспитания доброты, чуткости, сердечной тонкости и нежности. В способности быть добрым, чутким, великодушным проявляется подлинная духовная сила. Только добрый и великодушный может быть сильным.(Сухомлинский В. А. О воспитании. – М. , 1985)

В детском саду слушание музыки предлагается проводить, опираясь на три взаимосвязанные между собой темы: «Какие чувства передаёт музыка?», «О чём рассказывает музыка?», «Как рассказывает музыка?» (Радынова А. П. Слушаем музыку.-.,М 1990) 

Музыка, как вокальная, так инструментальная, должна исполняться искренне, эмоционально, выразительно, верно передавать замысел композитора.

Музыка прежде всего есть, путь к познанию огромного и содержательнейшего мира человеческих чувств. Лишённая своего эмоционального содержания, музыка перестаёт быть искусством. (Метлов Н. А. Музыка – детям. – М., 1982)

Приобщение к музыке формирует у ребёнка эстетико-ориентированное мировоззрение, развивает его эмоциональную и интеллектуальную сферу, оказывает неоценимое положительное влияние на его общее развитие.

Чтобы сочинять музыку для детей, мало быть композитором. Надо одновременно быть и музыкантом, и педагогом, и воспитателем. Только такое единство может дать хорошие результаты.

Композитор постарается, чтобы музыка была хорошей, увлекательной. Педагог позаботится, чтобы эта музыка была педагогически целесообразной. Воспитатель будит помнить, что музыка, как всякое искусство, помогает детям познавать мир и воспитывает детей, причём воспитывать не только их художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, к человеку, к природе, любовь к своей родине интерес и чувство дружбы к народам других стран.(Кабалевский Дм. Воспитание ума и сердца. МОСКВА «ПРОСВЕШЕНИЕ»1981г.) 

Потребность в музыке потребность (надобность, требующее удовлетворения) как стимулятор активности человека необходима в любой деятельности для самореализации и самообслуживания. Она является отправной точкой формирования и развития эстетического отношения к музыке.

Эстетическое переживание. Душевное состояние, вызванное каким-либо сильными ощущениями, впечатление и выступающее для человека как события собственной жизни. При слушании музыки у ребёнка возникают положительные или отрицательные эмоции определённой силы, отражающее его психическое состояние.

Эстетическая оценка. Художественная форма отражения, предназначенная для определения ценностных свойств вещей и явлений, их полезности, красоты сточки зрения искусства. В данном случае – сознательное отношение к своим музыкальных запросам, переживаниям, установкам, вкусу, Рассуждениям. Эстетически воспринимая музыку, ребёнок делает первые сообщения.(Зацепина. М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Издательство Мозаика-Синтез Москва 2006)      

Задачи эстетического воспитания детей дошкольного возраста определяются обшей целью коммунистического воспитания, возрастными возможностями детей. Исходя из цели эстетического развития. Все задачи можно объединить в три группы, направленные:

  1. на развитие эстетического сознания, эстетически чувств;
  2. на освоение эстетической деятельности;

3)  на развитие эстетических, художественных способностей.   (ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА//В. И. Логиновой , П. Г. Саморуковой. МОСКВА «ПРОСВИШЕНИЕ» 1983Г.) 

Эстетическое отношение к музыке – это отражение её в сознании ребёнка, установление взаимодействий между ними, это комплекс индивидуальных, избирательных связей личности ребёнка с произведениями музыкального искусства и с различными видами музыкальной деятельности. Эстетическое отношение выражает личный опыт ребёнка и определяет его действия и переживания, связанные с музыкой.

Значение эстетического отношения к музыке в развитии личности велико. Если у ребёнка развито заинтересованное и увлечённое отношение, если он восхищается прекрасным, добрым, выраженным в музыке, то этим решается основная задача нравственно-эстетического воспитания и успешно формируется разнообразные музыкальные навыки.

Задачи эстетического воспитания отношения носит слишком общий характер и нуждается в конкретизации. Поэтому важно определить этапы развития эстетического отношения к музыке, особенности педагогического руководства этим процессом.

Первый компонент – способность эмоционального сопереживания в процессе восприятия и исполнения музыки.

Второй компонент – способность активно осваивать опыт музыкальной деятельности, самостоятельно действовать в поисковых ситуациях, стремиться к слуховому самоконтролю.    

Третий компонент эстетического отношения к музыке – систематическое развитие специальных художественных способностей, первых проявлений художественной оценки, вкуса. (ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА//В. И. Логиновой , П. Г. Саморуковой. МОСКВА «ПРОСВИШЕНИЕ» 1983Г.) 

На занятиях в детском саду заключаются основы обшей и музыкальной культуры ребёнка. Именно здесь он может приобщиться к искусству, от которого, по словам Гете, «расходятся пути по всем напряжениям».

К числу основных задач, стоящий перед музыкальным руководителем, можно отнести задачи развития музыкальных способностей, формирования интереса к музыкальному искусству через различные виды деятельности, воспитание музыкального вкуса и предпочтений, формирование представлений. Все эти задачи решаются на музыкальных занятиях, развлечениях и праздниках. Причём знакомство ребёнка с искусством должно строится не на авторитарных методах обучения, а легко и радостно, чтобы дети даже не подозревали, что их чему-то учат. Только в этом случаи приобщение к миру музыкального искусства станет увлекательным и желанным для детей.

Руководствуясь этой идеей, мы постоянно совершенствуем методику музыкального образования детей, представляя музыкальный материал как увлекательный мир впечатлений эмоций. Подобным захватывающим путешествиям для детей старших групп стало знакомство стало знакомство с произведением «карнавал животных» французского композитора Камиля Сен-Санса. Эта «зоологическая фантазия», исполняемая разнообразным и необычным составом исполнителей, нашла в сердцах детей очень тёплый отклик. Знакомство с произведениям происходило в течении месяца. На каждом занятии дети встречались с новым персонажем карнавала.

Реализация данной идеи позволила добиться высоких результатов в области развития музыкальности детей. Дети с удовольствием посещают музыкальные занятия, впитывая все положительное, что может дать музыка.(Цветкова Т. Ц. Журнал «воспитатель ДОУ», ООО « ТЦ СФЕРА»// №11  2008г.)

§2. Особенности развития музыкального восприятия.                        

Для развития музыкального восприятия используется и такие приёмы, как применение грамзаписи, чтение стихотворений, показ иллюстраций, игрушек, репродукций картин, оркестровка музыкальных произведений, инсценировка песен, передача характера музыки в движении.

Использование грамзаписи обогащает процесс восприятия музыки. Особенно эффективно её применение в сравнении с «живым» исполнением. Так, исполнение музыкального произведения педагогов на фортепиано можно сравнить с грамзаписью, с оркестровым, с хоровым. Важно заострять внимание детей на разнице звучания, отмечать изменения характера музыки, нюансов настроения в зависимости от её исполнения.

Объединение различных видов искусства (музыки, поэзии, живописи) всегда желательно. Важно только точно и тонко подбирать произведения для сравнения. Чаще всего используется чтение стихотворений или показ репродукцией картин, иллюстраций, близких по настроению исполняемой музыке. Чтение стихотворения может предварять прослушивание музыкального произведения, если оно созвучно ему по настроению. Если же педагог хочет сопоставить стихотворение с музыкой, лучше прочитать его после уяснения детьми её характера. (Радынова А. П. Слушаем музыку .-.,М 1990)      

Каковы же методы и приёмы, которыми располагает музыкант-педагог для того, чтобы воплотить в жизнь важную задачу.

Как известно, в педагогике существуют различные подходы к характеристике и классификации методов обучения. Остановимся на наиболее распространённых: наглядный, словесный, и практический метод.

В музыкальном воспитании наглядный метод имеет две разновидности: наглядно-слуховой (исполнение музыки) и наглядно-зрительный (показ иллюстраций, картинок, применение наглядных пособий). Наглядно-слуховой – важнейший метод музыкального воспитания. Применение зрительной наглядности имеет вспомогательное значение. (Радынова А. П. Слушаем музыку .-.,М 1990) 

Одним из средств восприятия музыки и развития слуха является собственное музицирование детей.

Начав в 20-е годы с обучения детей игре на ударных инструментах (бубен, треугольник, звоночки, кастаньеты, и др.), Н. А. Метлов вскоре оставляет за ними право только аккомпанирующих, дающих определённую окраску произведению. Он ищет, конструирует и совершенствует мелодические инструменты, на которых дети могли бы исполнять любимые мелодии, самостоятельно музицировать.

Первыми инструментами для детей 30-е годы были ксилофон и металлофон. При обучении детей игре на этих инструментах пользовались цифрой системной записи нот.

В союзе с мастерами-умельцами В. Рахматуллиным, В. Бодровым и др. Н. А. Метлов в 1941-1942гг. создал металлофон с точной и устойчивой настройкой, чистым, приятным звучанием.

На современных ксилофонах и металлофонах изображается названия звуков и их расположение на нотном стане. Игровая на таких инструментах, дети практически усваивают элементы музыкальной грамоты.

В группу мелодичных инструментов Николая Афанасьевич ввел детскую цитру, баян, флейту, гобой. Он организовывал в детском саду оркестр в составе 30 - 40 детей, играющих на разных музыкальных инструментах

  Н. А. Метлов считал очень важным инструментовку пьес для ударного оркестра.  . (Метлов Н. А. Музыка – детям. – М., 1982)

Наглядный прием «цвет – настроения». Он позволяет детям применять новое слово и в игровой форме высказывается о характере музыки. Кроме того, он помогает выявить реакции детей на музыку, закрепить представления о её характере.

Определённый цвет(небольшие карточки из цветной бумаги)связывается с соответствующим настроением музыки: постельные, светлые тона(голубой, розовый) – с нежным, спокойным характером музыки; темные густые тона(тёмно-коричневый, тёмно-синий) – с мрачным, тревожным характером; интенсивные, яркие тона (красный) – с решительным, торжественным. (Радынова А. П. Слушаем музыку .-.,М 1990)

Виды музыкальной деятельности реализуется на занятиях, в повседневной жизни детского сада (на различных занятиях), в процессе досуговой деятельности (во время отдыха, вечеров развлечений, праздников, самообразования, в процессе творчества, а также в быту).

Основная цель – научить детей слышать, любить и понимать музыку, чувствовать её красоту. (Зацепина. М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Издательство Мозаика-Синтез Москва 2006)      

  Особое значения имеет различие высоты, тембра, силы и длительности звуков, то есть тех музыкальных сенсорных способностей дошкольников, на основе которых формируется более сложные навыки. Ладовое и ритмическое чувство у детей в силу возрастных психических особенностей проявляется не в  равной степени. Их эмоциональный отклик на ладовую окраску музыки длительное время имеет лишь обшей характер. Позднее проявляется умение различать мажор и минор. Слуховое представление высоты особенно успешно формируется, если упражнять детей в условиях ладовой настройки.

Основные музыкальные способности:

     - Способность переживать, различать, представлять и воспроизводить ладовые соотношения (ладовысотный слух);

    -  способность переживать, различать, представлять и воспроизводить, музыкальный ритм (чувство ритма), позволяющая воспринимать музыку наиболее полно, разносторонне, исполнять её точно, непринуждённо и эмоционально.

Для осуществления музыкальной деятельности – слушания, исполнения и творчества – ребёнок должен обладать следующими способностями:

    -  способность целостного восприятия музыки (внимательное слушание) и дифференцированного (различие средств музыкальной выразительности);

    -  Исполнительские способности (чистота певческих интонаций; согласованность движений при игре на детских инструментах);

    -  способности, проявляющиеся в творческом воображении при восприятии музыки; в песенных, музыкально-игровых, танцевальных импровизациях.

         К концу старшего дошкольного возраста ребёнок может более сосредоточенно слушать музыкальные и литературные произведения, рассматривать произведения изобразительного искусства, а также более глубоко их воспринимать, сопереживать, сочувствовать положительному, доброму и осуждать зло. .(ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА//В. И. Логиновой , П. Г. Саморуковой. МОСКВА «ПРОСВИШЕНИЕ» 1983Г.)

Характеристика приёмов развития музыкального восприятия. Эффективен приём контрастного сопоставления музыкальных произведений. Для сравнения можно использовать контрастные произведения одного жанра (например, два марша), пьесы с одинаковым названием (например, два разных «Дождика»), контрастные произведения пределах одного настроения (например, два разных весёлых).

Сравнение произведения одного жанра (двух маршей) уместно, когда дети шагают, недостаточно согласуя свои движения с характером музыки.

Различие детьми оттенков одного настроения помогает им глубже, тоньше различать характер музыки, внимательно вслушиваться в её звучание, а также понимать, что одним словом, например «весёлая», можно лишь очень приблизительно охарактеризовать настроение, выраженное в музыке, что необходимо находить несколько слов-образов, например, при сравнении пьес Г. Свиридова «Парень с гармошкой» (весёлая, плясовая, бойкая) и П. Чайковского «Мужик на гармонике играет» (весёлая, маршевая, удалая, важная, тяжёлая).    (Радынова А. П. Слушаем музыку -  М., 1990г )  

Развития музыкального восприятия детей осуществляется посредствам всех видах музыкальной деятельности, поэтому речь идёт о качестве музыкального репертуара. Музыкальный репертуар, изучаемый детьми, в большей степени определяет содержание музыкального образования.

Музыкальный репертуар, используемый в работе с детьми, должен удовлетворять одновременно двум потребностям – художественности и доступности. (Радынова О. П, Катинена А. И, Палавандишвии М. Л. МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ. Москва AcademiA 1998г.)  

Звуковысотный слух – широкое понятие, включающий, гармонический и полифонический слух. Мелодический слух – это способность воспринимать, запоминать и послуху воспроизводить мелодию. Он проявляется у детей очень рано. Гармоничный и полифонический слух развивается значительно позже. Помимо этого, существует абсолютный, а также относительный слух, который имеет особое значение и поддаётся развитию почти безгранично. В состав музыкальности входит и внутренний слух. (Ветлугина Н. А, Кенеман А. В. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ. МОСКВА «ПРОСВЕШЕНИЕ» 1983г.)  

   Развитое восприятие обогащает всё музыкальные проявления детей. Но также и все виды музыкальной деятельности могут способствовать его развитию. Понимая проблему развития музыкального восприятия в таком широком плане, педагог на протяжении всего занятия побуждает детей прислушивается к звучащей музыки.

Только тогда, когда музыка на занятии перестанет быть лишь звуковым фоном. Когда постоянно меняющийся характер, настроения, выраженные в ней, дети будут чувствовать и сознавать, выражать в своей исполнительской и творческой деятельности, приобретённые навыки и умения пойдут на пользу музыкальному развитию.

Основа содержания музыки – выражения настроения, чувств. Поэтому очень важно научить беседу с главного – определения эмоционально-образного содержания музыки. (Радынова О. П, Катинена А. И, Палавандишвии М. Л. МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ. Москва AcademiA 1998г.)  

По мере накопления жизненного и музыкального опыта у ребёнка дошкольного возраста (Праслова Г. А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2005г.)

                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

           §1.  Психолога – педагогические основы.

Вспомним знаменитые слова В. А. Сухомлинского: «Слово должно настроить чуткие струны сердца… Объяснение музыки должно нести в себе что-то поэтическое, что-то такое, что приближало бы слово к музыке»  (Радынова А. П. Слушаем музыку -  М., 1990г )

В. А. Сухомлинский говорил о положительном влиянии природы на всестороннее развитие детей, на формирование их характера: «Бесконечно разнообразный кадр природы побуждает у детей живой интерес, любознательность побуждает их к игре, трудовой и художественной деятельности». Утверждал, что важнейшая задача детского сада – ввести ребенка в мир природы, сформировать реалистичное представление о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту одной природы, любовь, бережное обращение и заботливое отношение.(Николаева С. Н.,Методика экологического воспитания дошкольников. Учебное пособие для студ. сред. ивысш. пед. учеб. заведений – м.: Издательский центр «Академия», 1999г.)

Один из наиболее важных аргументов Ганслика заключается в следующем: содержанием музыки не может быть никакое определённое чувство, так как «определённость» чувств, или эмоций, заключается только в тех представлениях или понятиях, которое «составляют их ядро» , а представлений или понятий музыка заведомо не может передавать.(Теплов. Б. М. Психология музыкальных способностей // Избр. труды: В 2т. – М.,- Т. )

«Я убеждён, - писал Антон Рубинштейн, - что всякий сочинитель пишет не только в каком-нибудь тоне, в каком-нибудь размере и в каком-нибудь ритме ноты, но вкладывает известное душевное настроение, т.е. программу, в своё сочинение с уверенностью. Что исполнитель и слушатель сумеют её угадать» (Теплов. Б. М.  Психология музыкальных способностей // Избр. труды: В 2т. – М.,- Т. )

Римский-Корсаков писал, что настроения является «главной сущностью музыкальных впечатлений»

Очень харктерин следующий ответ Иосифа Гофмана на предложенный ему вопрос о том, какую идею вложил композитор Impromptu As-dur Шопена: что Шопен сочинял «музыку» , которая представляет мысли только в музыкальном значении этого слова. (Теплов. Б. М. Психология музыкальных способностей // Избр. труды: В 2т. – М.,- Т. )

Б. М. Теплов подчёркивал, что угадывание программы занятие праздное и, в сущности, антимузыкальное, так как в основе его лежит стремление подойти к музыке не как к искусству выражения, а как к искусству изображения или обозначения. Но знание программы есть необходимое условие полноценного и адекватного восприятия программной музыки. Название пьесы (если оно имеется у композитора) необходимо сообщить детям перед её слушанием(Радынова А. П. Слушаем музыку.- М., 1990г.)

Б. М. Теплов писал: «В наиболее прямом и непосредственным смысле содержанием музыки является чувства, эмоции, настроения»  (Праслова Г. А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2005г.)

По мнению Б. В. Асафьева, именно исполнительская интонация привносит неповторимость в каждое исполнение, подобно речевой интонации в актёрском сценическом искусстве.

Следует особо отметить статьи известного музыковеда и композитора  который говорил о пути развития творчества у детей следующие: «Рядом с развитием полезных слуховых навыков через музыкально-исполнительскую работу в ходе и через посещение занятий по «слушанию музыки» .(Ветлугина Н. А, Кенеман А. В. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ. МОСКВА «ПРОСВЕШЕНИЕ» 1983г.)  

   Б. В. Асафьев употребляет понятие «интонация» в двух значениях: первое – «зерно-интонация» - наименьшая выразительно-смысловая частица, «клеточка» образа (Интонация малой секунды с акцентом на первом звуке обычно выражает боль, вдох, плачь и т. д)

Второе значение интонации – интонирование . равное протяжённости музыкального произведения. (Радынова А. П. Слушаем музыку .- М., 1990г.)

А. Дистверг писал: «Любой метод плохой, если приучает ребёнка к простому восприятию или пассивности, и хороший в той мере, в какой пробуждает в нём самодеятельность». 

«Плохой воспитатель преподаёт истину, хороший учит её находить». (Николаева С. Н., Рыжова Н. А. Наш дом – Природа, Москва, Linka-press, 1996г.)

В. А. Сухомлинский убеждён, что острота детской памяти, яркости мышлением в школу не только не ослабляется, но и ещё больше усиливается. Мысль, запоминать и рассуждать, станет окружающей мир. (Николаева С. Н., Рыжова Н. А. Наш дом – Природа, Москва, Linka-press, 1996г.)

Теория Ж. Пиаже – выдающегося швейцарского психолога говорит о независимости процессов развития и обучения. Противопоставляя обучение самостоятельному умственному развитию, Ж Пиаже недооценивал роль обучения ребёнка интеллектуальным операциям, знание совместной деятельности и обучения педагога и детей для их развития. (Николаева С. Н., Рыжова Н. А. Наш дом – Природа, Москва, Linka-press, 1996г.)

Н. А. Метлов постоянно расширял область восприятия музыки. Он исполнял музыкальные произведения детям на каждом занятии, использовал для этого свободные минуты вечерних часов, организовал для детей специальные концерты. Те же требования он предъявил музыкальным руководителям и воспитателям. (Метлов Н. А. Музыка – детям. – М.,  1982).

Изречение Аристотеля: «Мышление начинается с удивления. Искреннее изумление перед открывающийся тайной природы – могучий толчок для стремительного потока мысли». Важно первое наглядное представление о связи живого и неживого для дальнейшего умственного развития ребёнка. (Николаева С. Н.,Методика экологического воспитания дошкольников. Учебное пособие для студ. сред. ивысш. пед. учеб. заведений – м.: Издательский центр «Академия», 1999г.)

Л. Н. Толстой говорил, что науки доказывают истину, искусство заражает её. Педагог должен не только знать правила, методы руководства, он должен владеть педагогикой как искусством, быть артистом, «заражающим» детей, наполняющим их эстетической радостью, и прежде всего воздействовать выразительным исполнением музыки.(Ветлугина Н. А, Кенеман А. В. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ. МОСКВА «ПРОСВЕШЕНИЕ» 1983г.)  

П. К. Анохин, изучая влияние мажорного и минорного лада на слушателя, пришёл к выводу, что умелое использование мелодии, ритма и других выразительных средств музыки может регулировать состояние человека во время работы и отдыха, стимулировать или успокаивать его.

Э. Жак-Далькроз создал систему ритмических упражнений, по которой обучал своих учеников на протяжении десятков лет; в ней музыкально-ритмические задания сочетались с ритмическими упражнениями (с мячом, лентой) и играми. (Радынова О. П, Катинена А. И, Палавандишвии М. Л. МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ. Москва AcademiA 1998г.)  

Работу В. М. Бехтерева отличает научная объективность по изучению музыкального переживания ребёнка, что выгодно выделяет её из рассуждений умозрительных или основных на эмпирическом опыте.

Определённый интерес представляет работа С. М. Майкапара «Музыкальный слух, его значение, особенности и метод правильного развития», в котором изложены сведения о структуре музыкального слуха, даны подробные характеристики различных его проявлений, названы физиологические причины, способствующие развитию слуха и возникновению частицы интонаций в пении, охарактеризована система развития слуха.

Игорь Глебов подчёркивает, что применение музыкального творчества в воспитании детей отнюдь не преследует цель подготовки композитора.

Известный специалист в области формированной педагогики Л. А. Баренбойм утверждает, что основные способности – звуковысотный слух и ритм. (Ветлугина Н. А, Кенеман А. В. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ. МОСКВА «ПРОСВЕШЕНИЕ» 1983г.)  

«Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования» Арестотель.

«Музыкальная грамотность – это способность воспринимать музыку как живое, образное искусство… это особое чувство музыки, заставляющие воспринимать её эмоционально, отличая в ней хорошие от плохого… Только тогда музыка может выполнять свою эстетическую, воспитательную и познавательную роль, когда тети научаться по-настоящему слышать и размышлять о ней» - именно эти слова Д. Кабалевского могут служить лейтмотивом технологии формирования основ эстетической культуры дошкольников через приобщение к музыкальной грамоте. .(Цветкова Т. Ц. Журнал «воспитатель ДОУ», ООО « ТЦ СФЕРА»// №8 2008г.)

Известный психолог А. В. Запарожец справедливо отмечает: «для того чтобы правильнее понять художественное произведение, ребёнок должен отнестись к нему как к образу, как к изображению реальных предметов и явлений»

Л. Столоцкий, - слушая музыку, нередко ощущают желания двигаться в её ритме.   (Ветлугина Н. А, Кенеман А. В. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ. МОСКВА «ПРОСВЕШЕНИЕ» 1983г.)  

   

     §3.  Возможности музыки в исполнении, и слушании.

Отобрав доступные музыкальное произведения, надо создать интерес к исполняемой музыке, подвести к её восприятию, вызвать эмоциональный отклик. Этому способствует вступительное слово, предваряющее слушание, а главное – выразительное исполнение.  

Слушание музыки можно давать как часть музыкального занятия или в виде концерта. На занятии слушание музыки используется и в качестве методического приема. 

Признавая за слушанием музыки огромную роль в развитии музыкального восприятия, кругозора и вкуса детей, Н. А. Метлов разработал слушания музыки. Он отбирал высокохудожественные инструментальные и вокальные произведения выдающихся композиторов прошлого: М. Глинки, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского, И. Бахе, Ф. Шопена – и советских композиторов: Д. Шостаковича, Д. Кабалевского, и др., обогатил репертуар музыки для детей мелодиями народов СССР, отобрал наиболее доступные из них как по текстовому, так и по музыкальному содержанию.

Чтобы ввести слушание высоко художественной музыки в быт детского сада и семьи,   Н. А. Метлов принимал участие в отборе и записи музыкального репертуара для детей на грампластинки.

Слушания музыки развивает интерес, любовь к ней, расширяет музыкальный кругозор, повышает музыкальною восприимчивость детей, воспитывать зачатки музыкального вкуса.

Систематическое слушание музыки в детском саду помогает детям в более старшем возрасте лучше понимать и любить её.

Из всех видов искусства музыка наиболее трудна для понимания: мелодия лишена непосредственной видимости, как в скульптуре или живописи, лишена она и конкретности, как в литературе.

Музыка бывает вокальной и инструментальной. Вокальная (песня, романс, ария) предназначается для человеческого голоса и может быть с инструментальным сопровождениям и без него.

Инструментальная музыка исполняется одним или несколькими инструментами. Обычно принято делить музыку на программную и не программную. (Метлов Н. А. Музыка – детям. – М.,  1982)

Музыкальность – это комплекс способностей, содействующих успешному проявлению активной музыкальной деятельности в доступных формах. Интерес к музыке и достаточно развитый слух говорят о музыкальности ребёнка. Главный признак музыкальности –способность эмоционально отзываться на музыку, сопереживать. (Зацепина. М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Издательство Мозаика-Синтез Москва 2006)

Музыкальность – это чисто человеческое свойство, сложившиеся в процессе общественной практики.

Музыкальность – сложное понятие, характеризующиеся разным сочетанием отдельных способностей.

Музыкальное восприятие в детском саду не ставит целью раннюю профессиональную подготовку. Цель иная – «раскрыть окно» в этот непонятный, привлекательно звучащий мир и тем самым обогатить личность ребёнка. (Ветлугина Н. А, Кенеман А. В. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ. МОСКВА «ПРОСВЕШЕНИЕ» 1983г.)  

Самостоятельная музыкальная деятельность детей  проявляется в музыцировании, включающим в себя пение, ритмические движения, игру на музыкальных инструментах. (Зацепина. М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Издательство Мозаика-Синтез Москва 2006)

     Пение – сложный процесс Звукообразования, в котором очень важна координация слуха и голоса, то есть взаимодействие певческой интонации(нефальшивое звучание) и слухового, мышечного ощущения.

Основная цель – научить ребёнка выразительному, искреннему исполнению понятных ему несложных песен.

Обучая детей пению, педагог должен придерживаться следующих требований:

  • Следует воздерживать детей от громкого пения, криков в повседневной жизни;
  • Необходимо обращать внимания на диапазон(нельзя исполнять трудные песни);
  • Дети недолжны петь на улице при температуре - 18˚С и влажности 40 – 60 %;
  • Дети могут исполнять не более 3 – 5 песен (в зависимости от возраста);  
  • Тематика песен должна быть понятна детям, соответствовать вокальным возможностям; мелодия должна быть простой, яркой;
  • Песни должны быть высокохудожественными и отвечать дидактическим принципам. (Зацепина. М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Издательство Мозаика-Синтез Москва 2006)      

В пении, как и других видах исполнительства, ребёнок может активно проявить своё отношения к музыке. Пение играет важную роль музыкальном и личном развитии.

Только в деятельности совершенствуется восприятие, память, мышление, воображение, ощущение, приобретаются знания, возникают новые потребности, интересы, эмоции, развивается способности. В любой деятельности необходимы сознательность и целенаправленность. Сознание ребёнка формируется в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми. Так дети приобретают опыт, учатся познавать себя и других, оценивать поступки, действия и т. д. (С. Л. Рубинштейн, А. В. Запорожец, А. А. Люблинская)

«Пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке; обогащаются переживания ребёнка; активно формируется музыкально-сенсорные способности и особенно музыкально-слуховые представления звуковысотных отношений»

Пение как вид детского исполнительства имеет особенности, ограничивающие привлечения любого репертуара, доступного детям по эмоционально-образному содержанию и удовлетворяющего требованию художественности. Это небольшой диапазон детских голосов, затрудненность восприятия детьми сложного ритмического рисунка мелодии, скромные фонетические и лексические возможности развития речи. (Радынова О. П, Катинена А. И, Палавандишвии М. Л. МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ. Москва AcademiA 1998г.)  

Признавая правомерность исполнительской деятельности, советская педагогика важнейшей задачей эстетического воспитания считает формирование творчества. Советская дошкольная педагогика на основе многочисленных исследований процесса формирования художественной деятельности дошкольника доказывает возможность проявления творчества уже в дошкольном возрасте. В качестве основного условия развития творчества в разных видах деятельности выступает обучение.(ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА//В. И. Логиновой , П. Г. Саморуковой. МОСКВА «ПРОСВИШЕНИЕ» 1983Г.) 

Пение для развития музыкального восприятия:

слушание песен, не предназначенных для пения;

слушание песен предназначенных для простейшего исполнения;

пение мелодий и упражнений для развития представлений о высоте, тембре, длительности, силе звуков (развитие сенсорных способностей).

Исполнение песен:

Пение с сопровождением и без него;

Пение с собственным сопровождением на детских музыкальных инструментах;

Пение для сопровождения движений (хороводы).

Пение в музыкально-образовательной деятельности:

Пение упражнений для приобретения певческих навыков и музыкальных знаний;

Педагогический анализ песен (наиболее яркие выразительные средства, структура, характер и т. д.)

Песенное творчество:

импровизация;

сочинение мелодий к заданным текстам;

сочинение хороводов.

Ритмика – один из видов музыкальной деятельности, в котором содержании музыки, её характер, образы передаётся в движениях.

Цель ритмики состоит в углублении и дифференциации восприятия музыки (Выделение средств выразительности, формы), её образов и формировании на этой основе навыков выразительного движения.

Задачи ритмики: 

- учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в движениях;

- развивать основы музыкальной культуры;

- развивать музыкальные способности;

- учить определять музыкальные жанры;

- развивать творческие способности.

Виды ритмики  тесно связанны с той областью движений, откуда они заимствованы. Источниками движений для ритмики принято считать физические упражнения, танец и сюжетно-образное движения.

Методы и приёмы. При обучении ритмики используются традиционные методы: наглядный, словесный и практический.

В наглядном методе это прежде всего постоянное сочетание наглядно-слухового и наглядно-зрительного приёмов. Исполнение музыки каждый раз должно сопровождаться показом. И насколько художественным, ярким будет, это сочетание, настолько эффективным будит обучение ритмике.

Педагог должен использовать и тактильно-мышечную наглядность, т. е. прикосновение к ребёнку, чтобы уточнить положение головы, отдельных частей туловища, выпрямить осанку и т. д.

Этапы и методика обучения. Традиционное обучение музыкально-ритмическим движениям включает три этапа. На первом этапе ставятся задачи: ознакомить детей с новым упражнением, пляской, хороводом или игрой; создать целостное впечатление о музыке и движении; начать разучивание (в общих чертах).

На втором этапе задачи изменяются: это углублённое разучивание музыкально-ритмического движения, уточнение его элементов и создание целостного образа, настроения музыкального произведения.

На третьем этапе обучения ритмике задача заключается в том, чтобы закрепить представления о музыке и движении, поощряя детей самостоятельно выполнять разученные движения, а в дальнейшем принимать их в повседневной жизни ( под грамзапись, аккомпанемент детских музыкальных инструментов, пение).

Игра на детских музыкальных инструментах 

В настоящее время существует два типа музыкальных инструментов – народные и возникшие на их основе инструменты симфонического оркестра. В обоих типах инструментов есть несколько основных групп: духовые, ударные, струнные.

В работе с детьми применяются различные музыкальные инструменты и игрушки. Одни из них созданы на основе народных(трещотка, бубен, барабан, деревянные ложки, баян, аккордеон), другие – по типу инструментов симфонического оркестра(арфа, ксилофон, металлофон, гобой, кларнет). Среди детских музыкальных инструментов и игрушек есть все остальные группы: ударные, духовые, струнные клавишные, клавишно-язычковые.

Обучение начинается с группы ударного инструментов не имеющих звукоряда. Занятия проводится с небольшими группами детей и индивидуально. Целесообразно использовать музыкальные инструменты ив повседневной жизни, чтобы закрепить у детей появляющиеся ощущения ритма музыки.

Методика обучения детей игре на музыкальных инструментах по слуху построена на постепенном расширении диапазона исполняемых попевок. Вначале ребёнок играет мелодию, построенную на одном звуке. Прежде чем воспроизвести мелодию, он слышит её в исполнении музыкального руководителя, который сначала поёт её, привлекая внимания к тому, что звуки мелодии не отличаются по высоте, потом играет на металлофоне  и одновременно поет.

Педагог должен быть внимательным к каждому ребёнку. Некоторые дети подбирают мелодии по слуху легче других, следовательно, им не нужны все подготовительные упражнения. Те, кто играет на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряда, выучивают свои партии под фортепьянное сопровождение, под пение и постепенно объединяются с другими.  (Радынова О. П, Катинена А. И, Палавандишвии М. Л. МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ. Москва AcademiA 1998г.)  

 

  

                                                  Список литературы

1. Аслодин К. Б. Экологическая азбука для детей подростков М. МНЭГУ . 1995г.)

2. Ветлугина Н. А, Кенеман А. В. ТЕОРИЯ.И МЕТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ. МОСКВА «ПРОСВЕШЕНИЕ» 1983г.                                 3. ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА//В. И. Логиновой , П. Г. Саморуковой. МОСКВА «ПРОСВИШЕНИЕ» 1983Г.

4.Зайдель Е.Теория относительности и музыка // Пространство и время в музыке. Сб. трудов. – М., 1992г.

5. Зацепина. М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Издательство Мозаика-Синтез Москва 2006.

6. Кабалевский Дм. Воспитание ума и сердца. МОСКВА «ПРОСВЕШЕНИЕ»1981г.

7. Кабалевский  Д. М. ПРЕКРАСНОЕ ПРОБУЖДАЕТ ДОБРОЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОСКВА ИЗДАТЕЛЬСТВО «ПЕДАГОГИКА» 1973г.

8. Кондратьева Н. Н. Формирование систем знаний у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. кондр. пед. наук, 1986г.

9.Куцакова Л. В., Мерзлякова С. И. Воспитание ребёнка-дошкольника в мире прекрасного ГУМАНИТАРНЫЙ ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТЕР ВЛАДОС 2004Г.

10. Метлов Н. А. Музыка – детям. – М., 1982

11. Николаева С. Н., Рыжова Н. А. Наш дом – Природа, Москва, Linka-press, 1996г.

12. Николаева С. Н.,Методика экологического воспитания дошкольников. Учебное пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений – м.: Издательский центр «Академия», 1999г.  

13. Николаева С. Н. Теория и методика экологического воспитания дошкольников 2002.

14. Поташников М. М. // Методологические вопросы теоретического музыкознания / МОСКВА.: 1975г.

15. Праслова Г. А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2005г.

16. Суханцева В.К. Категория времени в музыкальной культуре. – Киев, 1990г.

17.  Сухомлинский В. А. О воспитании. – М. , 1985.

18. Радынова А. П. Слушаем музыку.-.,М 1990.

19.Радынова О. П, Катинена А. И, Палавандишвии М. Л. МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ. Москва AcademiA 1998г.  

20. Теплов. Б. М. Психология музыкальных способностей // Избр. труды: В 2т. – М.,- Т.

21.  Цветкова Т. Ц. Журнал «воспитатель ДОУ», ООО « ТЦ СФЕРА» // №8 2008г.   

22. Цветкова Т. Ц. Журнал «воспитатель ДОУ», ООО « ТЦ СФЕРА» // № 11. 2008г.

23. Целмс Е. М. Войди в этот мир! - М.:  1992г.

24. Шорыгина Т. А. КРАСИВЫЕ СКАЗКИ. Эстетика для малышей – М.: КНИГОЛЮБ 2006г.

Вопросы для детей

  1. Какие звуки ты обычно слышишь дома?
  2. .Какие звуки можно услышать на улицах большого города?
  3. Как вы думаете, сколько существует нот?
  4. Какие вы знаете музыкальные инструменты?
  5. Как называют человека, который сочиняет музыку?
  6. С помощью чего композитор записывает музыку на листе нотной бумаги?
  7. Сколько всего нот? Назови их.
  8. Почему барабан называют ударным инструментом?
  9. С помощью чего барабанщик выбивает на барабане дробь?
  10.  К каким инструментам относится скрипка? С помощью чего скрипач извлекает звуки, играя на скрипке?
  11.  Какие музыкальные инструменты называют духовыми?
  12.  От каких слогов произошло слово «фортепьяно»?
  13.  Как ты думаешь, зачем людям нужна музыка?
  14.  Знаешь ли ты, как называются первые песенки, которые слышат малыши?
  15.  Какие песни называются народными?
  16.  Какие народные песенки вы знаете?
  17.  Что нужно для того, чтобы песню услышали люди?
  18.  Ты знаешь, что такое хор?
  19.  Какие бывают песни по настроению?
  20.  Что нужно, чтобы песня звучала красиво?
  21.  Кто исполняет песни?
  22.  Зачем песни нужен аккомпанемент?
  23.  Что такое припев?

(Шорыгина Т. А. КРАСИВЫЕ СКАЗКИ. Эстетика для малышей – М.: КНИГОЛЮБ 2006г.)

           §4. Связь музыки с другими науками.

Содержания теории и методики музыкального образования детей дошкольного возраста тесно связанно со знаниями в области физиологии и анатомии (о строении и функциях дыхательных органов ребёнка, его голосового и моторно-двигательного аппарата, особенностях функционирования сердечно-сосудистой системы). Эти знания лежат в основе правильной организации музыкальной деятельности детей:

  - помогают в работе над вокальными навыками (развитием дыхания, дикции, звукообразования);

  - используются в процессе регулирования эмоционально-физической нагрузки детей в музыкально-ритмических движениях и пластическом интонировании;

  - учитываются при рациональном подборе музыкального репертуара, имеющего определённое целевое назначение;

  - помогают в определении продолжительности музыкальных знаний. (Праслова Г. А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2005г.)

Музыка, сопровождающая физические упражнения, создаёт определённый эмоциональный настрой, активизирует внимание детей, повышает выразительность движений. Влияя на физиологические процессы детского организма, она увеличивает амплитуды дыхания, легочную вентиляцию. Поднятие эмоционального тонуса и улучшения работоспособности организма облегчает выполнения движений. Вместе с тем разнообразное музыкальное сопровождение упражнений обогащает музыкальный опыт ребёнка, содействует воспитанию эмоциональной отзывчивости на музыку, развитию слуховых представлений, чувства ритма.

Физические упражнения под музыку проводятся в детском саду на утренней гимнастике, физкультминутке, физкультурных занятиях. Если первые две формы относятся к повседневной жизни детского сада, то физкультурные занятия – основная форма обучения физическим  упражнениям – не входят в неё. Но независимо от этого требования к музыкальному сопровождению единицы.

Из всех физических упражнений, выполняемых под музыкальное сопровождение, наиболее целесообразны основные движения (ходьба, бег, поскоки), общеразвивающие и строевые упражнения, а также подвижные игры типа «Воробушки и кот», «лошадки», «ловушки» и т. д. Также и разучивание упражнения с мячом (отбивание и ведение) более успешно проходит под задорную энергичную польку.

Развлечения – одна из форм организации детей в повседневной жизни детского сада, которая преследует несколько целей: доставить ребятам удовольствие, повеселить, позабавить их, а также обогатить музыкальными впечатлениями, пробудить творческую активность. В практике дошкольных учреждений встречаются разнообразные по тематике и форме развлечения, всегда организуемые взрослыми (музыкальный руководитель, воспитатели, родители и др.). Роли в них распределяются по-разному: в одних случаях исполнителями бывают только взрослые, в других – дети дошкольного возроста одной или нескольких вопросных групп. (Радынова О. П, Катинена А. И, Палавандишвии М. Л. МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ. Москва AcademiA 1998г.)  

Основой реалистического искусства является художественное, образное отражение окружающего мира. Различные виды искусства имеют сои специфические средства воплощения. В живописи это краски, в литературе – слова, в музыке – звуки. Живопись и литература характеризуют зримые, понятные признаки, более доступные для восприятия. Музыка овладевает своим выразительным языком, передавая тончайшие отношение оттенки чувств и переживаний человека.

Игровое творчество можно назвать основным, наиболее доступным, увлекательным и любимым детьми видом деятельности. В музыкальной игре ребёнка интересует не только сам процесс, но и его результат. МУЗЫКА – ПЕРЕЖИВАНИЯ РЕБЁНКА – СОЗДАНИЯ ИГРОВОГО ОБРАЗА. (Ветлугина Н. А, Кенеман А. В. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ. МОСКВА «ПРОСВЕШЕНИЕ» 1983г.)  

В детском саду организуется зоны для самостоятельной деятельности детей: музыкальной, изобразительной, художественно-игровой и т. д. В таких зонах располагаются необходимые материалы, которые предоставляются детям в свободное пользование.

Так, в зоне музыкальной деятельности следует иметь комплекты инструментов для разных возрастных групп, нотные доски с фишками для индивидуального пользования, некоторые музыкально-дидактические игры, проигрыватели и т. д. (ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА//В. И. Логиновой , П. Г. Саморуковой. МОСКВА «ПРОСВИШЕНИЕ» 1983Г.)

            Наиболее очевидными и значимыми для музыкального искусства являются его связи с общественной психологией. В музыке отражаются настроения и переживания человека, его эмоциональный мир. В этой сфере возможности музыкального искусства неисчерпаемы. Тонкость и сила, разнообразие душевных состояний, раскрываемых в музыке, составляют, по существу, основное содержание музыкального искусства. Важно отметить, что музыка отражает эмоциональный мир социально конкретного человека, систему психологической жизни человека определенного времени, определенной национальной принадлежности, определенного социального слоя. Поэтому музыкальное искусство оказывается способом отражения социальной действительности и фактором передачи социального психологического опыта.(Целмс Е. М. Войди в этот мир! - М.:  1992г.)

 Музыка имеет огромные, постоянные и очень разнообразные связи со всеми другими сторонами художественной деятельности человека. Взаимосвязи музыки и литературы обнаруживаются в различных жанрах вокальной музыки, в оперном творчестве, в программных произведениях. Другими своими гранями музыка соотносится с пластическими искусствами. Это также может реализоваться через программность (фортепианные пьесы Ф. Листа, ориентированные на определенные зрительные образы, картины или фрески). Даже архитектурные произведения могут вдохновить композитора на создание музыкальных произведений. Принципиально важная сфера взаимодействия музыки и других видов искусства - театр, кино и телевидение. Все это известные вещи, о которых мы лишь кратко напоминаем читателю, чтобы подробнее рассмотреть взаимосвязи музыки и других видов искусства в разделе, посвященном музыкальной эстетике.( Поташников М. М. // Методологические вопросы теоретического музыкознания МОСКВА.: 1975г)

Отношение к художественной культуре человека, как обязательной и существенной составной части всего его духовного мира, также становится одним из характерных передового в культурном отношении советского человека. (Кабалевский  Д. М. ПРЕКРАСНОЕ ПРОБУЖДАЕТ ДОБРОЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОСКВА ИЗДАТЕЛЬСТВО «ПЕДАГОГИКА» 1973г)

                  Музыка окружает нас повсюду. При звуках мощного оркестрового крещендо на глаза наворачиваются слёзы и по спине бегут мурашки. Музыкальное сопровождение усиливает художественную выразительность фильмов и спектаклей. Рок-музыканты заставляют нас вскакивать на ноги и танцевать, а Важным аспектом для характеристики музыкального искусства является взаимосвязь музыки и морали, музыки и нравственности. Этическое воздействие музыки на человека представляет собой не морализирование, а воспитание красотой. Нельзя сказать, что в соотношении музыки и нравственности все ясно и определенно. Далеко не всегда человек, любящий и понимающий красивую, хорошую музыку, оказывается высоко нравственным. Формируя в человеке определенные типы переживаний и эмоциональных состояний, музыка воздействует на поведение человека. А это и есть начало нравственности. Свои нравственно-воспитательные функции музыка осуществляет в содружестве с другими искусствами. Регулирование поведения человека возможно лишь в том случае, если выражаемые в музыке эмоции связаны с конкретными жизненными ситуациями и социальными ценностями. Установлению таких ассоциаций и служит союз музыки с поэтическим словом, театральным действием, ее участие в других видах синтетического искусства.

  О соотношении музыки и религии мы уже писали в другой связи. Поэтому ограничимся теперь лишь несколькими дополнительными замечаниями. На протяжении всей истории человечества музыка и религия были связаны теснейшим образом. Музыка обслуживала религиозный культ, выражала религиозные настроения, подкрепляла своей художественной силой религиозную идеологию. Религиозное искусство дало массу высоких музыкальных образцов (вспомним произведения Баха, Реквием и мессы Моцарта, русскую церковную музыку, многие годы бывшую в забвении). Ясно, что вопрос о соотношении музыки и религии, об их взаимодействии очень существен для жизни человеческого общества вообще и актуален для настоящего времени. В религиозной музыке воплотились высокие общечеловеческие ценности - художественные и морально-этические. Она является неисчерпаемым кладезем духовного богатства, открытым для каждого человека, независимо от его мировоззрения и отношения к религии. Особо нужно подчеркнуть, что выдающиеся художественные ценности заключены не только в музыке христианской традиции. Огромный вклад в цивилизацию внесли и другие мировые религии - древние и современные. Их художественное достояние - в частности музыкальное - также достойно не только изучения, но всемерного распространения родители убаюкивают малышей тихими колыбельными песнями.( Зайдель Е.Теория относительности и музыка // Пространство и время в музыке. Сб. трудов. – М., 1992г.)

Дополнительную и весьма весомую координату в осознание природы музыки внесла философско-эстетическая мысль Нового и Новейшего времени. Нарастающее чувство истории, потребность разумного объяснения социальных процессов в их опосредованности духовными сферами общественного сознания, развитие материалистической диалектики, наконец, – всё это вело к тому, что действительность, отражающаяся в искусстве, в том числе и в музыке, являлась действительностью исторической и социальной. Старая апория музыкального, располагающаяся между чувством и числом, не исчезая в целом, всё более отодвигалась в тень историко-логического анализа; космическое “тело” музыки, схваченное гениальной интуицией античных мыслителей, отвердевало в отрезвлённой от иррационализма вещественности музыкальной формы, стилей и жанров, функциональности музыкально-выразительных средств и тем самым теряло свою известную загадочность.

Вообще же, складывающееся в художественной теории на протяжении столетий понимание музыки как чисто временного искусства,  надолго отодвинуло осознание факта музыкального пространства,[1][3] равно как и его уникального способа существования – в виде временной формы. В самом деле – если даже звук, взятый изолированно, уже обладает количественно-пространственными характеристиками (по крайней мере, длиной волны и частотой колебаний), то звук, включённый в интонацию, получает к этому характеристику числового отношения, то есть своеобразную координатную выраженность двух звучащих и осознаваемых через их соотнесённость “точек” музыкального пространства. (Суханцева В.К. Категория времени в музыкальной  культуре. – Киев, 1990.)

Под философией понимают, как известно, форму общественного сознания, направленную "на выработку мировоззрения, системы идей, взглядов на мир и на место в нем человека..." . Философия - это, в сущности, интеллектуальное постижение жизни, ее смысла, течения, закономерностей. Музыкальное искусство, предметом которого является, прежде всего, человек и его духовная жизнь, по самой своей природе как бы предназначено для выражения взгляда художника на мир. Но раскрывает оно этот взгляд в присущей ему - музыкальному искусству - образной форме, путем создания художественной "картины мира", реализации в звуках философски-психологических концепций. ( Поташников М. М. // Методологические вопросы теоретического музыкознания МОСКВА.: 1975г)

Музыка, художественное слово помогает формированию у детей умения сравнивать, сопостовлять различное эмоционально-образное соотношения произведений изобразительного искусства и настроения живой природы. (Куцакова Л. В., Мерзлякова С. И. Воспитание ребёнка-дошкольника в мире прекрасного ГУМАНИТАРНЫЙ ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТЕР ВЛАДОС 2004Г)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование эстетического отношения к природе через изобразительную деятельность у детей старшего дошкольного возраста

В методической разработке предложены рекомендации для воспитателей старших групп, методы и формы работы воспитателя с детьми  по изобразительной деятельности, связанной с  природой и воспита...

Воспитание эстетического отношения к природе средствами музыки.

Материал представлен в форме консультации для воспитателей детского сада....

Воспитание эстетического отношения к природе.

Статья о воспитании у детей любви к природе, умении видеть вокруг прекрасное и неповторимое....

Участие в онлайн семинаре региональной базовой площадки по апробации и внедрению рабочих программ воспитания дошкольного образования Оренбургской области «Воспитание бережного отношение к природе как образовательный ресурс патриотического воспитания»

Родина – это страна, где человек родился и живет, гражданином которой он является. Это ее земля, природа, богатства.Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. И...

Консультация для педагогов: "Воспитание эстетического отношения к природе средствами музыки"

Консультация музыкального руководителя для воспитателей ДОУ...