Педагогический опыт "Духовно - нравственное развитие дошкольников средствами изобразительного искусства
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Педагогический опыт работы
Тема: «Духовно – нравственное воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства»
Актуальность
Вот уже четвертый год я работаю над темой: «Духовно – нравственное воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства».
К данной теме я обратилась не случайно. Известный русский философ В.В. Зеньковский писал: «Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живёт народная душа». Развивать у детей культурное наследие и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с детства.
В результате сопоставления взглядов великих педагогов просветителей духовенства, психологов, опыта коллег с собственными проблемами в работе с дошкольниками, была выдвинута следующая педагогическая идея: личностное развитие, полная социализация ребёнка невозможна без формирования духовно – нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию, уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей. Одной из прекрасных его граней является изобразительное искусство. Изобразительное искусство наглядно, доступно и понятно ребенку дошкольного возраста. Искусство говорит образным языком, а, всматриваясь в знакомые образы, ребенок вступает в диалог с произведением, воспринимая эмоциональное состояние, характер произведения, овладевает азбукой специфического языка изобразительного искусства. Через собственную жизнедеятельность, личные интересы и потребности дошкольников. Ребенку не только открывать окружающий мир как великую экспериментальную и творческую лабораторию, но и развивать эмоционально-чувственное отношение к жизни, искусству.
Прежде чем начать работу, я пыталась изучить отношение родителей к данной проблеме, провела анкетирование. Анализируя ответы родителей, пришла к выводу, что несмотря на различные мнения, всем хотелось бы, чтобы их дети были знакомы с традициями, и выросли с четкими представлениями о нормах морали и нравственности.
Исходя из этого, проблему «Духовно – нравственное воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства» считаю перспективной, имеющей большую практическую значимость. Перспектива в работе с детьми заключается в том, что для ребенка, в формировании его духовного мира, огромную роль играет развитие его эмоций и чувств. Через личные эмоциональные переживания ребенок более эффективно воспринимает информацию и учебную, и воспитательную. Развивая эмоциональную сферу детей, мы помогаем им более чутко чувствовать явления окружающего мира, давать им оценку и делать свой выбор.
Наиболее выразительным и эффективным средством развития эмоциональной сферы ребенка, его духовного мира, нравственных представлений и творческих способностей является искусство.
Теоретическая база опыта
В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы и ставило перед собой основную цель – воспитать ребёнка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей.
В основе педагогического опыта лежат идеи В.Д. Выготского, идеи М. Д.Павленко, Л.В.Серых, В.Н. Лысенко, В.Н. Слепченко, М.И. Чумоченко, Т.И. Флигинских и многих других педагогов. Духовно-нравственное воспитание помогает расширить связи ребёнка с окружающим миром, предполагает обогащение общения детей с окружающим социумом и природой, проникновение в мир других людей, приобщение к культуре родного края.
Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание. В.Г. Белинский, К.Д. Ушинский, Н.А. Добролюбов и другие считали, что воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств: доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости. Проблемой нравственного воспитания детей дошкольного возраста занимались: Б.Г. Ананьев, Е.А. Аркин, Р.С. Буре, Г.Н. Година, А.Д. Шатова, А.В. Запорожец, В.В. Зеньковский, С.А. Козлова , А.Н. Леонтьев, А.С. Макаренко. Большой вклад в разработку различных проблем воспитания детей раннего возраста внесли: Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.
Н. Н. Баукова, Л.В. Бех, Л.А. Баландина, Н.В. Корчаловская, Г.Н. Калайтанова, А. Х. Сундукова научно обосновали компоненты духовно-нравственного воспитания, на которые я опираюсь в своей работе.
К. Роуланд утверждал, что изобразительное искусство способствует культурному и духовному развитию личности. Используя эмоциональные и выразительные возможности изобразительного искусства в процессе обучения рисованию, мы можем развивать духовный мир ребенка. Наиболее выразительным и эффективным средством развития эмоциональной сферы ребенка, его духовного мира, нравственных представлений и творческих способностей является искусство. Изобразительное искусство отображает внутренний духовный мир художника, и знакомство детей с произведениями искусства приобщает их к этому миру. Русский художник и педагог П. П. Чистяков писал: «Искусство полное, совершенное искусство не есть мертвая копия с натуры, нет, «искусство» есть продукт души, духа человеческого, искусство суть той стороны человека, которыми он стоит выше всего на земле».
В процессе воспитания очень важен выбор произведений искусства для разбора с детьми, так как нужно остерегаться передачи негативного духовного опыта детям. Эмоциональная насыщенность произведений искусства оказывает сильное воздействие на развитие духовного мира дошкольников. Анализируя исследования учёных, можно сделать вывод, что теоретический аспект проблемы духовно-нравственного развития дошкольников средствами изобразительного искусства освещён в литературе достаточно подробно, практическая же сторона требует дальнейших исследований.
Технология опыта:
Исходя из этого я поставила цель и определила задачи.
Цель моей работы:
развитие духовно – нравственного воспитания и развития детей дошкольного возраста через изобразительную деятельность.
Задачи:
1.Учить детей воспринимать и видеть красоту через изобразительную деятельность;
2. Формировать художественно – эстетические, творческие способности в изобразительной деятельности;
3.Формировать художественный вкус.
Реализация опыта работы осуществлялась в 3 этапа:
1. Подготовительный этап.
1.1.Создание предметно-развивающей среды в группе.
1.2.Педагогическое просвещение родителей. Включает в себя:
- коллективные и индивидуальные беседы;
- анкетирование родителей.
2. Основной этап.
2.1. Организация познавательно-исследовательской деятельности: беседы, интегрированные занятия.
2.2. Организация продуктивной деятельности.
2.3. Организация игровой деятельности.
2.4. Организация трудовой деятельности.
2.5. Чтение художественной литературы.
2.6. Организация культурно - досуговой деятельности..
2.7. Организация индивидуальной работы.
3. Заключительный этап.
3.1.Подведение итогов и результаты работы.
При работе с детьми используются следующие принципы: организация воспитательно-образовательного процесса:
- наглядность, сознательность и активность;
- доступность и мера;
- научность;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- систематичность и последовательность;
- прочность усвоения знаний;
- связь теории с практикой обучения и жизнью;
- воспитание в процессе обучения;
- вариативный подход.
При работе с детьми используются следующие методы: наглядный, словесный, практический.
Формы работы с детьми:
-Кружковые занятия, беседы, игры духовно-нравственного содержания.
-Все виды творческой художественной деятельности детей.
-Проведение совместных праздников.
-Слушание сказок, рассказов.
-Экскурсии в музей, целевые прогулки.
-Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).
На начальном этапе я начинала работу с того, что выявила степень сформированности у дошкольников основ духовно-нравственной культуры. Для этого был проведен первичный мониторинг, который обозначил проблему и противоречия. Продолжая работу по духовно – нравственному воспитанию дошкольников через изобразительное искусство, я сочла необходимым организовать работу кружка «Добрый мир». Деятельность кружка носит просветительский характер. Кружковые занятия проходят в игровой и диалоговой форме с элементами изобразительной деятельности.
Мною была проведена корректировка развивающей среды в группе. Материал по духовно – нравственному воспитанию детей внесла во все зоны детской деятельности.
Провожу с детьми беседы (« Что такое изобразительное искусство?», «Что я умею и люблю рисовать?», «Художник и его картина»). В беседах на примере работ художников (И. Шишкина, И. Левитана, А. Саврасова) мы затрагиваем темы, влияющие на формирование нравственного облика ребенка. На занятиях вместе с детьми рассматриваем не только композиционные особенности полотна и содержание исторических событий, но особенное внимание обращаем на поведение людей в сложившихся ситуациях. При беседе о картинах бытового и портретного жанра я раскрываю темы семейного воспитания, даю оценку общественным явлениям, формирую у детей представление о большой и крепкой семье.
Знакомлю детей с художниками в доступной для них форме – читаю сказки о художниках («Сказка о грустном художнике», «О лесном художнике» и др.). Во время беседы использую художественное слово. Читаю детям стихи русских поэтов (С. Есенина, А. С. Пушкина), приучаю их слушать и воспринимать высокую поэзию. Все беседы закрепляем практическими занятиями, чтобы ребенок мог пропустить через себя полученный материал.
Познакомила детей с краеведческим музеем. Для этого привлекла родителей и мы вместе посетили выставки «Виды и жанры изобразительного искусства», « Мы такие разные. Портрет». После посещения музея провела с детьми беседы («Для чего нам нужен музей?», «История вещей»), а затем с детьми зарисовали понравившиеся предметы.
Мною была создана изо – студия «Мы художники», где мы рисуем с детьми используя элементы нетрадиционных техник рисования, которые создают на занятиях атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, развивают инициативу, самостоятельность, создают положительное отношение к действительности.
Совместно с родителями мы проводили праздники, такие как « Пасха», «Рождество», «День Матери», «Масленица».
Мною был проведен поэтический вечер « Пушкинская осень», где я познакомила детей с биографией поэта, устроила выставку, посвященную поэту, где дети танцевали и читали стихи.
Мои воспитанники принимали участие и занимали призовые места во всероссийских, республиканских и муниципальных мероприятиях:
1.Всероссийский творческий конкурс «Осенние фантазии» - победитель 1 место;
2.Республиканский конкурс творческих работ «Святыни земли мордовской» в номинации изобразительное искусство – 3 место;
3.Районная выставка – конкурс цветов и цветочных композиций – победитель 1 место;
4.Районный фестиваль – конкурс детского творчества « Пластилиновая ворона» - лауреат 2 степени;
5.Международный Форум «Одаренные дети» в номинации «Изобразительное искусство» и «Юный богослов» - победитель;
6.«Мама, папа, я – спортивная семья»- победитель 3 место.
Опытом работы по духовно – нравственному развитию дошкольников средствами изобразительного искусства делилась с коллегами и родителями, проводила мастер классы, деловые игры. Участвовала в профессиональных конкурсах: «Воспитатель года» - лауреатом, «Воспитатели России» - победитель.
Результативность опыта
Подведя итог проделанной работы, я отмечаю, что знакомство детей разными видами изобразительного искусства способствует духовно – нравственному развитию дошкольников. Работа по данному направлению помогла мне наладить тесный контакт с семьями воспитанников, организовать работу по укреплению духовного, физического здоровья детей, найти пути взаимодействия детского сада и семьи.
Отмечаются положительные изменения в формировании нравственных качеств личности дошкольников. Детям присущи такие качества как доброта, сострадание, внимательность, ответственность. У детей появилось позитивное отношение к окружающему миру, другим людям. Главным результатом моей работы, я считаю стало усвоение детьми вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, доброты, стремления детей к совершению хороших и добрых поступков.
Список литературы:
1. «Нравственное воспитание детей в современном мире». Козлова С.// Дошкольное воспитание. – 2001. - №9.
2. «Занимаемся искусством с дошкольниками». К.В. Тарасова.
3. «Ознакомление дошкольников с пейзажной живописью как часть эстетического воспитания». С. Коротких.// Дошкольное воспитание. – 2005. - №9.
4. «Нетрадиционные техники рисования». Т.А. Цквитация
5. «Добронравие для маленьких». Учебно – методическое пособие. Москва, 2016.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства
Развитие духовно-нравственного воспитания детей через изобразительную деятельность...
Консультация для педагогов на тему: «Развитие социальной компетенции ребёнка-дошкольника средствами изобразительного искусства»
Развитие творческих способностей, нравственное и социальное развитие детей дошкольного возраста в процессе формирования художественных и интеллектуальных способностей....
Самоанализ воспитателя Развитие художественно-творческих способностей дошкольников средствами изобразительного искусства
Данный материал включает в себя самоанализ профессиональной деятельности воспитателя по заявленной проблеме и приложения (частично)...
Консультация для воспитателей «Художественно-эстетическое развитие дошкольников средствами изобразительного искусства»
Содержание:Актуальность художественно-эстетического развития дошкольников.Цель развития детей художественно-эстетическими средствами.Задачи художественно-эстетического развития дошкольников.Сист...
Педагогический проект "Патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства"
Патриотическое воспитание детей средствами изобразительного искусства на занятиях представляет собой целенаправленный процесс, основанный на специально организуемой и сознательно осуществляемой педаго...
«Духовно – нравственное воспитание младших дошкольников средствами изобразительного искусства».
Доклад на тему: «Духовно – нравственное воспитание младших дошкольников средствами изобразительного искусства»....