Консультация для воспитателей «Художественно-эстетическое развитие дошкольников средствами изобразительного искусства»
методическая разработка по аппликации, лепке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Доляева Наталия Петровна

Содержание:

  1. Актуальность художественно-эстетического развития дошкольников.
  2. Цель развития детей художественно-эстетическими средствами.
  3. Задачи  художественно-эстетического развития дошкольников.
  4. Система работы по художественно-эстетическому воспитанию.
  5. Направления работы по совершенствованию педагогического мастерства.
  6. Организация предметно-развивающей среды.
  7. Организация образовательного процесса.
  8. Формы работы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАДОУ ЦРР-детский сад № 4 г. Зеленоградска

Тема: «Художественно-эстетическое развитие дошкольников средствами изобразительного искусства».

            Составитель:

                                                          воспитатель Доляева Наталия Петровна.

2019 год.

Содержание:

  1. Актуальность художественно-эстетического развития дошкольников.
  2. Цель развития детей художественно-эстетическими средствами.
  3. Задачи  художественно-эстетического развития дошкольников.
  4. Система работы по художественно-эстетическому воспитанию.
  5. Направления работы по совершенствованию педагогического мастерства.
  6. Организация предметно-развивающей среды.
  7. Организация образовательного процесса.
  8. Формы работы.

      В настоящее время в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения особое внимание уделяется художественно-эстетическому развитию дошкольников. Исходя из цели Российской образовательной политики - "развитие личности, способной к самоопределению и самореализации", а также значимости развития эмоционального мира ребенка, работа нашего ДОУ направлена на оптимизацию художественно-эстетического развития дошкольников.
       Актуальность проблемы определяется тем, что художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания. Составляющей этого процесса становится художественное образование - процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству.

    Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства ( словесного, музыкального, изобразительного) мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей ( изобразительной. Конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

   Одним из приоритетных направлений деятельности ДОУ является художественно-эстетическое развитие. Работа по данному направлению проходит через все разделы Образовательной программы в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами.


     Основная
цель педагогического коллектива ДОУ: 
создание системы работы по художественно-эстетическому воспитанию, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка и на этой базе развитие его духовного, творческого потенциала, создание условий  для    его самореализации.
      Для достижения поставленной цели нами сформулированы следующие
задачи: 
1.    Изучение современных подходов к проблемам художественно-эстетического развития дошкольников. 
2.    Создание условий, способствующих, реализации художественно-эстетического развития воспитанников, их творческого потенциала.
3.    Использование современных технологий по художественно-эстетическому развитию детей.

Система работы по художественно-эстетическому воспитанию
            состоит из взаимосвязанных между собой компонентов: 

•    Обновление содержания образования (выбор программ и технологий);
•    Создание условий для художественно-эстетического воспитания  
    (кадровое   обеспечение, учебно-методическое обеспечение, создание  
     предметно - развивающей   среды);
•    Организация образовательного процесса (работа с детьми и родителями);
•    Координация работы с другими учреждениями и организациями.

     Работа по совершенствованию педагогического мастерства осуществляется в нескольких направлениях: 

•    повышение квалификации в рамках курсовой подготовки.
•    повышение квалификации педагогов по художественно-эстетическому развитию в рамках дошкольного учреждения через педагогические советы, семинары - практикумы, консультации, смотры - конкурсы. 
•    систематически проводятся тематический контроль, открытые просмотры, взаимопосещения педагогов, конкурсы детского творчества.
•    одним из направлений совершенствования педагогического мастерства является: участие педагогов  ДОУв  городских и областных методических объединениях, представление своего опыта на городских и областных мероприятиях. 

        Одним из важных условий реализации системы художественно-эстетического воспитания в ДОУ является

организация предметно-развивающей среды. 
         В каждой возрастной группе созданы условия для изобразительной деятельности ( в доступном месте располагаются художественные материалы, работы детей выставляются на специальных стендах). Используются технические средства обучения. 
        Для реализации поставленных задач в ДОУ имеются помещения для работы по художественно-эстетическому направлению: кабинет изодеятельности, комната сказок, где имеется уголок Русского быта. 
       Эффективно используются лестничные площадки, холлы, раздевалки в групповых комнатах и коридоры: в них размещаются выставки фотографий, рисунков детей, поделок из природного материала. 
       Созданная в детском саду предметно-развивающая среда способствует познавательному развитию, развитию интереса к миру искусства, навыков в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности, творчеству. 

Следующим компонентом системы работы по художественно-эстетическому воспитанию является 
организация образовательного процесса.
Образовательная работа по художественно-эстетическому развитию детей в ДОУ ведется одновременно в нескольких направлениях:
•    Работа с детьми.
•    Взаимодействия с семьями.
•    Сотрудничество  с учреждениями социально-педагогической среды
          В детском саду система педагогического взаимодействия педагогов и детей, направленная на эстетическое развитие, строится в ДОУ в трех направлениях: 
•    непосредственно организованная  образовательная деятельность (занятия, экскурсии, развлечения, индивидуальная работа, игры); 
•    совместная деятельность педагогов и детей; 
•    самостоятельная деятельность детей
    
Взаимодействие педагогов и детей осуществляется через следующие формы работы:

  •     НООД (непосредственная организованная образовательная деятельность)
  •     Организованная образовательная деятельность взрослых и детей (праздники, развлечения, тематические музыкальные вечера, театрализованные представления, дидактические игры, выставки рисунков и поделок и др.)
  •     Самостоятельная детская деятельность, направленная на укрепление интереса к художественной деятельности и развитие творческих способностей (игры, концерты, инсценировки, продуктивная деятельность).
  • Тематические планы специалистов дополнительного образования, музыкального руководителя и воспитателей скоординированы с учетом места, времени проведения образовательной деятельности и режимных моментов.
  • Дополнительное образование  реализуется через работу кружка художественно-эстетической направленности «Весёлый карандаш», который способствует раннему выявлению и разностороннему развитию способностей детей, помогает их проявлению и дальнейшему совершенствованию. 
     Цель кружковой работы - обогащение духовного мира детей различными средствами; формирование эстетического отношения к окружающему миру; развитие природных данных детей.

       Для осуществления полноценного развития и воспитания ребенка дошкольника необходимо согласование усилий ДОУ и семьи, в которой он воспитывается.

      В перспективе планируем  продолжать совершенствовать систему работы по художественно-эстетическому воспитанию в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ, к условиям реализации ООП дошкольного образования.

Литература:

  1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 « Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования».
  2. Программа «Детство». В.И.Логинова. Санкт-Петербург, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004 г.
  3. Образовательная область «Художественное творчество». А.М.Вербенец. Санкт-Петербург. Детство-ПРЕСС.
  4. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». И.А.Лыкова. Творческий центр «Сфера». Москва 1007 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Утверждение социального статуса дошкольника, средствами изобразительного искусства».

«Утверждение социального статуса дошкольника, средствами изобразительного искусства»....

Обобщение опыта. Тема опыта: Художественно-эстетическое развитие детей средствами изобразительного искусства и изобразительной деятельности.

Обобщение опытаМуниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №43 комбинированного вида города Саранск, республики МордовияТема опыта: Художественно-эстетическое развитие детей средст...

ПРОГРАММА (проект) по художественно-эстетическому развитию детей средствами изобразительного искусства в ДОУ в соответствии с ФГОС

Пояснительная запискаАктуальность. Рисование в дошкольном возрасте является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия. Именно в этом возрасте каждый ребенок представ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ для воспитателей «Формирование нравственного здоровья дошкольников средствами театрального искусства»

Известно, что истоки формирования нравственного здоровья лежат в дошкольном детстве, когда у ребенка начинает формироваться «нравственная шкала отношений», с помощью которой он может &laqu...

«Художественно-эстетическое развитие детей средствами изобразительного искусства»

Выступление на семинаре «Художественно-эстетическое развитие детей  средствами изобразительного искусства»...