Консультация для воспитателей «Художественно-эстетическое развитие дошкольников средствами изобразительного искусства»
методическая разработка по аппликации, лепке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Содержание:
- Актуальность художественно-эстетического развития дошкольников.
- Цель развития детей художественно-эстетическими средствами.
- Задачи художественно-эстетического развития дошкольников.
- Система работы по художественно-эстетическому воспитанию.
- Направления работы по совершенствованию педагогического мастерства.
- Организация предметно-развивающей среды.
- Организация образовательного процесса.
- Формы работы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МАДОУ ЦРР-детский сад № 4 г. Зеленоградска
Тема: «Художественно-эстетическое развитие дошкольников средствами изобразительного искусства».
Составитель:
воспитатель Доляева Наталия Петровна.
2019 год.
Содержание:
- Актуальность художественно-эстетического развития дошкольников.
- Цель развития детей художественно-эстетическими средствами.
- Задачи художественно-эстетического развития дошкольников.
- Система работы по художественно-эстетическому воспитанию.
- Направления работы по совершенствованию педагогического мастерства.
- Организация предметно-развивающей среды.
- Организация образовательного процесса.
- Формы работы.
В настоящее время в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения особое внимание уделяется художественно-эстетическому развитию дошкольников. Исходя из цели Российской образовательной политики - "развитие личности, способной к самоопределению и самореализации", а также значимости развития эмоционального мира ребенка, работа нашего ДОУ направлена на оптимизацию художественно-эстетического развития дошкольников.
Актуальность проблемы определяется тем, что художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания. Составляющей этого процесса становится художественное образование - процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства ( словесного, музыкального, изобразительного) мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей ( изобразительной. Конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Одним из приоритетных направлений деятельности ДОУ является художественно-эстетическое развитие. Работа по данному направлению проходит через все разделы Образовательной программы в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами.
Основная цель педагогического коллектива ДОУ:
создание системы работы по художественно-эстетическому воспитанию, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка и на этой базе развитие его духовного, творческого потенциала, создание условий для его самореализации.
Для достижения поставленной цели нами сформулированы следующие задачи:
1. Изучение современных подходов к проблемам художественно-эстетического развития дошкольников.
2. Создание условий, способствующих, реализации художественно-эстетического развития воспитанников, их творческого потенциала.
3. Использование современных технологий по художественно-эстетическому развитию детей.
Система работы по художественно-эстетическому воспитанию
состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:
• Обновление содержания образования (выбор программ и технологий);
• Создание условий для художественно-эстетического воспитания
(кадровое обеспечение, учебно-методическое обеспечение, создание
предметно - развивающей среды);
• Организация образовательного процесса (работа с детьми и родителями);
• Координация работы с другими учреждениями и организациями.
Работа по совершенствованию педагогического мастерства осуществляется в нескольких направлениях:
• повышение квалификации в рамках курсовой подготовки.
• повышение квалификации педагогов по художественно-эстетическому развитию в рамках дошкольного учреждения через педагогические советы, семинары - практикумы, консультации, смотры - конкурсы.
• систематически проводятся тематический контроль, открытые просмотры, взаимопосещения педагогов, конкурсы детского творчества.
• одним из направлений совершенствования педагогического мастерства является: участие педагогов ДОУв городских и областных методических объединениях, представление своего опыта на городских и областных мероприятиях.
Одним из важных условий реализации системы художественно-эстетического воспитания в ДОУ является
организация предметно-развивающей среды.
В каждой возрастной группе созданы условия для изобразительной деятельности ( в доступном месте располагаются художественные материалы, работы детей выставляются на специальных стендах). Используются технические средства обучения.
Для реализации поставленных задач в ДОУ имеются помещения для работы по художественно-эстетическому направлению: кабинет изодеятельности, комната сказок, где имеется уголок Русского быта.
Эффективно используются лестничные площадки, холлы, раздевалки в групповых комнатах и коридоры: в них размещаются выставки фотографий, рисунков детей, поделок из природного материала.
Созданная в детском саду предметно-развивающая среда способствует познавательному развитию, развитию интереса к миру искусства, навыков в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности, творчеству.
Следующим компонентом системы работы по художественно-эстетическому воспитанию является
организация образовательного процесса.
Образовательная работа по художественно-эстетическому развитию детей в ДОУ ведется одновременно в нескольких направлениях:
• Работа с детьми.
• Взаимодействия с семьями.
• Сотрудничество с учреждениями социально-педагогической среды
В детском саду система педагогического взаимодействия педагогов и детей, направленная на эстетическое развитие, строится в ДОУ в трех направлениях:
• непосредственно организованная образовательная деятельность (занятия, экскурсии, развлечения, индивидуальная работа, игры);
• совместная деятельность педагогов и детей;
• самостоятельная деятельность детей
Взаимодействие педагогов и детей осуществляется через следующие формы работы:
- НООД (непосредственная организованная образовательная деятельность)
- Организованная образовательная деятельность взрослых и детей (праздники, развлечения, тематические музыкальные вечера, театрализованные представления, дидактические игры, выставки рисунков и поделок и др.)
- Самостоятельная детская деятельность, направленная на укрепление интереса к художественной деятельности и развитие творческих способностей (игры, концерты, инсценировки, продуктивная деятельность).
- Тематические планы специалистов дополнительного образования, музыкального руководителя и воспитателей скоординированы с учетом места, времени проведения образовательной деятельности и режимных моментов.
- Дополнительное образование реализуется через работу кружка художественно-эстетической направленности «Весёлый карандаш», который способствует раннему выявлению и разностороннему развитию способностей детей, помогает их проявлению и дальнейшему совершенствованию.
Цель кружковой работы - обогащение духовного мира детей различными средствами; формирование эстетического отношения к окружающему миру; развитие природных данных детей.
Для осуществления полноценного развития и воспитания ребенка дошкольника необходимо согласование усилий ДОУ и семьи, в которой он воспитывается.
В перспективе планируем продолжать совершенствовать систему работы по художественно-эстетическому воспитанию в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ, к условиям реализации ООП дошкольного образования.
Литература:
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 « Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования».
- Программа «Детство». В.И.Логинова. Санкт-Петербург, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004 г.
- Образовательная область «Художественное творчество». А.М.Вербенец. Санкт-Петербург. Детство-ПРЕСС.
- Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». И.А.Лыкова. Творческий центр «Сфера». Москва 1007 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Утверждение социального статуса дошкольника, средствами изобразительного искусства».
«Утверждение социального статуса дошкольника, средствами изобразительного искусства»....
Обобщение опыта. Тема опыта: Художественно-эстетическое развитие детей средствами изобразительного искусства и изобразительной деятельности.
Обобщение опытаМуниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №43 комбинированного вида города Саранск, республики МордовияТема опыта: Художественно-эстетическое развитие детей средст...
ПРОГРАММА (проект) по художественно-эстетическому развитию детей средствами изобразительного искусства в ДОУ в соответствии с ФГОС
Пояснительная запискаАктуальность. Рисование в дошкольном возрасте является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия. Именно в этом возрасте каждый ребенок представ...
КОНСУЛЬТАЦИЯ для воспитателей «Формирование нравственного здоровья дошкольников средствами театрального искусства»
Известно, что истоки формирования нравственного здоровья лежат в дошкольном детстве, когда у ребенка начинает формироваться «нравственная шкала отношений», с помощью которой он может &laqu...
Консультация для воспитателей.Аппликация как художественно - выразительное средство изобразительного искусства.
Об аппликации в детском саду....
Педагогический опыт "Духовно - нравственное развитие дошкольников средствами изобразительного искусства
Опыт работы воспитателя по данной теме....
«Художественно-эстетическое развитие детей средствами изобразительного искусства»
Выступление на семинаре «Художественно-эстетическое развитие детей средствами изобразительного искусства»...