"Фонетическая ритмика"
консультация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Фонетическая ритмика" | 91 КБ |
Предварительный просмотр:
Фонетическая ритмика.
Цель: Использование фонетической ритмики для развития у детей чистой
ечи у детей с СНР.
Задачи: - Использование фонетической ритмики для развития речевого
слуха, дыхания, голосового и речевого аппарата.
- Развитие произносительной стороны речи, используя различные
игры и упражнения.
- Способствовать восприятию речи и фонетическому осмыслению.
( Речевой материал для планирования занятий).
№ 1.
- Произнесение ряда слогов и одного слога:
Папапа – па сжатыми кулаками;
на– па – резко разжать кулаки;
пупупу – пу – имитировать игру с мячом о стену;
на – пу – резкое движение вперед руками и корпусом.
- Изолированное произнесение гласного А, У. протяжно и кратно:
а…а… - плавно развести руки в стороны; резко отвести одну руку в сторону;
у…у… - руки медленно вытягиваются вперед; резко выбрасываются вперед;
ау – приложить ладони ко рту и поворачиваться корпусом в разные стороны.
- Быстрое и медленное проговаривание слогов:
Папапа па…па…па…- сжатыми кулаками вверх-вниз разводить плавно руки, начиная ото рта. ПУПУПУ пу…пу…пу – резко разводить руки в стороны, кулаки сжаты плавно втягивать руки вперед, начиная ото рта (2 раза).
- слитное и не слитное произнесение слогов
Папапа па…па…па – чеканить мяч, хлопать в ладоши.
Пупупу пу…пу…пу – ударять прямыми руками о бедра; отмахиваться.
- Громкое и тихое произнесение – кукла спит – встала; мишка большой – маленький.
№ 2.
- Произнесение ряда слогов и одного слога:
Папапа па –сжатыми кулаками; резкое движение в сторону, чуть вверх.
- Изолированное произнесение звуков протяжно и кратко:
А…а – медленно присесть; резко встать.
А…м…ам – медленно развести руки в стороны, затем с напряжением вперед; подражать собаке.
О…о – собрать руки округло над головой, резкое движение вперед всем корпусом.
- Быстрое и медленное произнесение слогов:
Татата та – топать , плавно опустить руки.
Тутуту ту – пятиться назад, медленно вытягивать руки вперед.
- Слитное и неслитное произнесение:
Татата та – соединить пальцы в щепотку, резко выбрасывать вперед указательные пальцы.
- Громкое и тихое произнесение:
А,па – какать куклу, кукла встала.
Маленький мяч – большой мяч.
Маленький мишка - большой мишка.
- Произнесение с ритмикой ПОКА (ПАПА – ПАКА).
№ 3.
- Произнесение ряда слогов и одного слога:
Папап – па – топать двумя ногами, одной ногой.
Пупупу - пу – пятиться назад, резко выбрасывать руки вперед.
Опопоп - оп – лечь на ковер, потом подняться и подпрыгнуть, прыгать, держась за руку учителя.
- изолированное произнесение звуков и протяжно и кратко:
а…а – пятиться медленно назад, резко опускают прямые руки, хлопая по бедрам.
У…у – руки медленно вытягиваются вперед, резко выбрасываются вперед.
В…в – изображать самолет, резко сесть на корточки.
- Быстрое и медленное произнесение слогов:
Татата та – руки согнуть в локтях, кисти сжаты, указательные пальцы вверх, крутить кистями рук около уха. Плавно разводить руки в стороны.
Папапа па – быстрые похлопывания согнутыми в локтях руками по бокам, плавно опускать руки вниз.
- Слитное и раздельное произнесение:
Пупупу пу…пу…пу – ударять руками о бедра, отмахиваться.
Опопоп оп оп оп – отбывать мяч о пол, подбрасывать мяч вверх.
- Громкое и тихое произнесение:
Татата – зайка большой и маленький.
- Произнесение с ритмикой слова ПАПА.
№ 4.
- Произнесение ряда слогов и одного слога.
бабаба ба..ба..ба..- трясти кистями рук перед грудью.
Ляляля ля.. ля.. - крутить кистями рук около уха, делать резкие движения чуть в сторону.
Опопоп оп.. оп.. – стучать мячом об пол; прыгнуть в обруч.
- Изолированное произнесение звуков протяжно и кратко;
о…о…о…- медленно поднять руки над головой;
резкое движение вперед всем корпусом.
а…а…а…- взять за руки, собрать круг и вытягивать руки; резкое движение в сторону попеременно каждой рукой.
м…м…м…- плавно разводить руки в стороны с напряжением; чуть резче опустить руки.
ам… на [ а] – развести руки в стороны, на [м] – плавно вниз.
- Быстрое и медленное произнесение слогов;
Папапа па.. па.. – хлопать по коленкам, плавно опустить руки вниз.
- Слитное и раздельное произнесение:
пипипи пи.. пи.. – махать руками, более широкое и резкое движение.
татата та..та..- собрать пальцы в щепотку, резко в сторону.
- Громкое и тихое произнесение: ав, па, та.
- Произнесение звука [O] с интонацией усталости и боли.
- Произнесение слова «дом» с ритмикой: на [Д] руки вместе на [О] –вверх, на [М] плавно опустить.
№5.
1. Произнесение ряда слогов и одного слога:
папапа па..па..- сидя на полу стучать прямыми ногами.
опопоп оп..оп..- прыгать.
татата та..та..- топать.
- Изолированное произнесение звуков протяжно и кратко:
О..О..- руки сомкнуть перед собой, резко отвести одну руку в сторону. А..А..- качать руки перед собой. У..У..- руки медленно вытягивать вперед, резкое движение вперед.
А…У - АУ; А…М - АМ.
- Быстрое и медленное произнесение слогов:
бабаба ба..ба..- трясти кистями рук перед собой;
тутуту ту..ту..- топая пятиться назад, вытягивать руки вперед.
- Слитное и раздельное произнесение:
дадада да..да..- кивать головой и делать движение в сторону кистью руки; пупупу пу..пу..- резко вытягивать вперед кулаки.
- Громкое и тихое произнесение слов: пипипи; папапа; птичка;
мышка.
6. Произнесение звука [У] с интонацией усталости и боли.
7. Произнесение слов ПАПА, ПОКА с ритмикой.
№6.
- Произнесение ряда слогов и одного слога:
ляляля ля...ля..- крутить кистями рук около лица;
дадада да..да..- грозить пальцем;
пипипи пи..пи..- изображать птичку.
- Изолированное произнесение звуков протяжно и кратко:
и...пи..; у..у..- встать на четвереньки и вытягивать руки, медленно водя по полу;
м…ам..;в…во..
- Быстрое и медленное произнесение слогов;
бабаба ба..ба..
татата та..та..- хлопать.
- Слитное и раздельное произнесение;
папапа па..па..- стучать кулаком о кулак;
амамам ам..ам..
- Произнесение звука [ А ] – с интонацией радости;
- c интонацией боли;
- с интонацией усталости.
- Произнесение звуков разной высоты;
у..у..- самолет летит, садится.
7. Произнесение двух ритмов: папа, па-па(выделить второй слог).
8. Произнесение с ритмикой слов: ТАМ; ПАПА; МАМА.
№7.
- Произнесение ряда слогов и одного слога:
папапа па..па..- сидя на полу,стучать ногами;
дадада да..да..- кивать головой;
ляляля ля..ля..- крутить кистями рук с вытянутыми вперед указательными пальцами;
бабаба ба..ба..- трясти кистями рук.
- Изолированное произнесение звуков протяжно и кратко;
и…пи; о..о; а..м-ам; а..у-ау.
- Быстрое и медленное произнесение слогов;
опопоп оп..оп..- стучать мячом об пол;
нанана на..на..- протягивать ладони вперед.
- Слитное и раздельное произнесение;
пипипи пи..пи..- пальцы собрать в щепотку;
татата та..та..- топать.
- Произнесение звука [О] – с интонацией боли;
- с интонацией усталости;
- с интонацией радости.
6. Произнесение двухсложных ритмов6
тата та..та..
папа па..па..
- Произнесение звука [ А] с разной высотой.
- Произнесение слов ДОМ, МАМА.
№8.
- Произнесение ряда слогов и одного слога:
опопоп оп..оп..- прыгать;
татата та..та..- резко разжимать сжатые кулаки;
бабаба ба..ба..
- Изолированное произнесение звуков протяжно и кратко:
а…а; и…пи; о…о; а…а…ау; м…а…ма; п…а…па.
- Быстрое и медленное произнесение слогов;
тутуту ту..ту..- топать отодвигаясь назад, двигаться вперед ногами и вытягивать вперед руки.
пипипи пи..пи..- стучать прямыми руками по бедрам.
- Слитное и раздельное произнесение:
ляляля ля..ля..- качать головой;
попопо по..по..
- Произнесение звука [ И]- с интонацией боли;
- с интонацией усталости;
- с интонацией радости.
6. Произнесение двухсложных ритмов: Тота,Папа, паПа.
7. Произнесение звука [ А] с разной высотой.
8. Произнесение с ритмикой: ДОМ, МАМА, МАМА ДОМА, ТАМ.
9. Игрушки: заяц, мишка,собака, кошка, мячи.
№9-10.
- Произнесение ряда слогов и одного слога:
Вовово во..во..; пупупу пу..пу..; бобобо бо..бо..
- Изолированное произнесение звуков протяжно и кратко;
а..а – хоровод;и..пи; и..а..иа; ..я; у..у; а..у..ау; на..на.
3. Быстрое и медленное произнесение слогов:
папапа па..па..;
пипипи пи..пи..;
фуфуфу фу..фу..- отмахиваться.
4.Слитное и раздельное произнесение:
опопоп оп..оп..- прыгать;
татата та..та..
5.Произнесение звука [У]- с интонацией боли;
- с интонацией усталости;
- с интонацией радости.
6. Изображать звуком [ А] зайку.
7. Произнесение двухсложных ритмов: ТАта, таТА.
8. Произнесение с ритмикой слов: ТЕТЯ, МАМА,ПАПА,ТАМ,ДОМ,
ВОТ.
№11.
- Произношение ряда слогов и одного слога:
вовово во..во..; пупупу пу..пу..; бабаба ба..ба...
- Изолированное произнесение звуков протяжно и кратко:
а…а; и…и; и…а; иа…я; у…у; а…у…ау; на…на.
- Быстрое и медленное произнесение слогов:
Папапа, мамама, пипипи, фуфуфу.
- Слитное и раздельное произнесение:
Опопоп оп..оп..; татата та..та…
- Произнесение звука [ А]- с интонацией боли;
с интонацией усталости;
с интонацией радости.
6. Изображать зайку и мишку звуком [а].
7. Отстукивание двухсложных ритмов Тата, таТА.
8. Произнесение с ритмикой слов: ТЕТЯ, ДЯДЯ, МАМА, ТАМ, ДОМ.
№12.
- Произнесение ряда слогов и одного слога:
тутуту ту..ту..- топать ногами;
папапа па..па..-стучать ногами, сидя на полу;
опопоп оп..оп..- прыгать.
- Изолированное произнесение звуков протяжно и кратко.
у...у; му..му; пи..пи; ам..ам; ау..ау; на..на; о..о.
3. Быстрое и медленное произнесение слогов:
папапа па..па..- хлопать, плавно опускать руки сверху вниз.
пипипи пи..пи..- птичка.
4.Слитное и раздельное произнесение:
ляляля ля..ля..; татата та..та..; бабаба ба..ба.
5.Произнесение звука [О]- c интонацией боли;
с интонацией усталости;
с интонацией радости.
6. Изображать звуком [А] зайку и мишку.
7. Отстукивать двухсложные ритмы: Папа, паПА.
8. Произнесение с ритмикой: тетя Оля, тетя Таня, дома, пол.
9. Произнесение звука [А] c разной высотой большая - маленькая
птичка.
№13.
- Произнесение ряда слогов и одного слога: тотото то..то..;
пипипи пи..пи..; ляляля ля..ля…
- Изолированное произнесение звуков кратко и протяжно: а..а;
о..о; а..о; у..у; а..у..ау; му..му; ма..ма.
3. Быстрое и медленное произнесение слогов:
татата та..та..; папапа па.. па..
4. Слитное и раздельное произнесение: папа па..па..;
мама ма..ма..; баба ба..ба..; гагага га..га..; тутуту ту..ту…
5. Произнесение звука [У] с интонацией усталости;
с интонацией боли;
с интонацией радости.
6. Изображать зайку и мишку звуком [а].
7. Отстукивание двухсложных ритмов: Папа, Тата, таТА.
8. Произнесение с ритмикой: тетя Оля, тетя Таня, тетя Галя, дома, пол.
9. Произнесение звука [О] разной высотой (игрушки: зайка, мишка).
№14.
- Произнесение ряда слогов и одного слога: татата та..та..-идти
приставным шагом, бубубу бу..бу..; попопо по..по…
- Изолированное произнесение звуков протяжно и кратко: у..у; о..о;
и..и; ла..ла; ма..ма; на..на; фа..фа.
3. Быстрое и медленное произнесение слогов: ляляля ля..ля..- покачи-
ваться, бабаба ба..б
4. Слитное и раздельное произнесение слогов: опопоп оп..оп.- с мячом.
5. Произнесение звука [У] с интонацией боли, радости,усталости.
6. Изображать зайку и мишку звуком [О].
7. Отхлапывать двухсложные ритмы: Туту.
8. Произнесение с ритмикой: пол, дом, там, тут, тетя Оля.
9. Произнесение звука [О] разной высоты(игрушки: зайка, мишка, мяч)
№15.
1. Произнесение ряда слогов и одного слога:
папапа па..па..- сидя на полу;
опопоп оп..оп..- прыгать, прыгнуть в обруч,
татата та..та..- приставными шагами.
2. Изолированное произнесение звуков протяжно и кратко:
Тутуту- пятиться назад, ту..ту..- шагать вперед.
3. Быстрое и медленное произнесение слогов: пипипи пи..пи..;
тутуту ту..ту..- пятиться назад, потом шагать вперед.
4. Слитное и раздельное произнесение: тотото то..то..; ляляля ля..ля…
5. Произнесение звука [О] - c интонацией боли,
с интонацией радости,
с интонацией усталости,
с интонацией вопроса.
6. Изображать зайку и мишку звуком [У].
7. Отстукивать двухсложные ритмы: Туту, туТУ, туТУ, паПА, Папа.
8. Произнесение с ритмикой: пол, там, тут, дома, тетя Оля, тетя Таня.
9. Произнесение звука [О] разной высоты (игрушки: самолет, зайка,
мишка, кукла, птичка).
№16.
1. Произнесение ряда слогов и одного слога:
пупупу пу..пу..- указательный палец вперед.
Опопоп оп..оп..
2. Изолированное произнесение звуков протяжно и кратко: у..у; о..о;
а..а; ау..ау; м..; н..; м..- ладони у щек, н..- указательный палец на
крыльях носа.
3. Произнесение ряда слогов с изменяющимися гласными:
тататато тотатата; татато татота.
4. Быстрое и медленное произнесение слогов: пипипи пи..пи..;
Тотото то..то…
5. Слитное и раздельное произнесение слогов: мамама ма..ма.;тутуту
6. Произнесение звука [А] с интонацией усталости;
с интонацией боли;
с интонацией радости.
7. Произнесение слога: тата – с зовущей интонацией.
8. Изображать собаку, зайку, мишку гласным звуком [О].
9. Отстукивание двухсложных ритмов Туту, туТУ.
10. Произнесение гласного [А] с разной высотой – хоровод.
11. Произнесение слова ПАПА громко и тихо.
№17.
1. Изолированное произнесение звуков протяжно и кратко:
а..а; о..о; у..у; э..э; а..у; ау..; о..у; оу; мм..а; ма.; в..; ф…
2. Произнесение ряда слогов и одного слога:
папапа па..па..
тутуту ту..ту..
3. Произнесение ряда слогов быстро, средне, медленно:
татата та..та..та..; та..та..та..
пупупу пу..пу..пу..; пу..пу..пу..
4. Произнесение ряда слогов с изменением гласного и постепенным
убыстрением (ускорением): та..то..та..то..; татота;тотато;
та..ту..та..ту..; татута; тутату.
5. Изображать зайку, мишку,собаку гласными звуками [А] [О ],
(большое и маленькое животное).
6. Слитное и раздельное произнесение слогов:
Мамама ма..ма..; папапа па..па..; тотото то..то..; вавава ва..ва..
7. Воспроизведение двухсложных ритмов: Тата, таТА,Папа, паПА.
8. Произнесение звука [А], ТА с интонацией боли,
с интонацией побуждения,
с интонацией вопроса.
слова: «иди», «где», «кто там».
9. Произнесение слогов: папапа – громко-тихо.
10. Произнесение гласного звука [ А] высоко – низко.
11. Закрепление звуков и фраз: «тетя Таня где?» «Дома тетя Таня».
№18.
1. Учить произносить кратко и протяжно гласные а..а; о..о; у..у.
Сочетание гласных: ау..ау.
2. Вызывание звука [Ф]- дуть на ладонь и разводить руками в
стороны.
3. Учить детей выделять один слог из ряда: опопоп оп..оп..- изобра-
жать игру в мяч; тутуту ту..ту..- топать,шаг в сторону.
4. Дифференциация звуков [П], [ М ] в слогах: па-ма; папа-ма; ап-ам;
по-мо; попо-мо; оп-ом; пу-му; пупу-му; уп-ум.
5. Автоматизация звука [Н] в слогах: нана-на-на-нана; ноно-но-ноно;
ну-ну-нуну.
6. Произносить ряды слогов с измененными гласными: па-по-па;та-то;
и ускорением темпа.
7. Произносить в быстром, среднем, медленном темпе: папапа.
8. Учить воспроизводить двухсложные ритмы Папа, паПА.
9. Учить произносить ряды слогов слитно и раздельно:
тотото то..то..то..; пипипи пи..пи..пи..
10. Учить произносить тихо и громко: папапа, большой мишка,
маленький мишка, ляля спит.
11. Учить произносить гласный звук [А] высоко и низко.
12. Учить говорить с ритмикой: ляля упала.
№19.
1. Произносить изолированно протяжно и кратко: а..а; о..о; у..у; ао..ао;
ау..ау. ф-ф- дуть, разводя руки в стороны; на..на- опустить руки вниз
2. Вызывание звука [И] пипипи пи..пи..
3. Дифференциация звуков [Т] [ Н ] : та-на тата-на; то-но тото-но;
ту-ту туту-ту; тата Ната-кукла.
4. Учить детей выделять из ряда слогов один слог: мамама ма.; ляля ля.
5. Учить произносить слоги быстро и медленно:
тутуту ту..ту..ту..- руки у груди, указательные пальцы вытянуты.;
дадада да..да..да..
6. Учить детей произносить ряды слогов с изменением гласного и
ускоренным темпом: татотато, татутатутату.
7. Учить детей воспроизводить двухсложные ритмы:
Тата, таТА- топать, выставляя ногу вперед на ударный слог.
8. Учить произносить слитно и раздельно ряды слогов:
Пупупу пу..пу..пу..
9. Учить произносить слоги тихо и громко: ляля спит; ляля встала.
10. Учить произносить звук [А] высоко и низко.
11. Учить говорить с ритмикой фразы «мама и папа дома», «ляля там»,
«ляля тут».
- Изображать собаку, мишку, зайку, кошку на гласный звук [А].
№20.
1. Произносить изолированные звуки протяжно и кратко:
и..пи; а..а; и..а; я; ф..ф; м..; н...
2. Вызывание звука [ Б] баба; бо-бо; би-би.
3. Дифференциация звуков [П] [ Т ]:
па-та папа-та папа там;
по-то попо-то папа Тата;
пу-ту пупу-ту.
4. Учить выделять один слог из ряда слогов:
опопоп оп..; вавава ва…
5. Учить произносить слоги быстро, средне, медленно:
папапа, тотото.
6. Учить говорить ряды слогов с изменением гласного с постепенным
убыстрением: тутутату, татотато.
7. Учить говорить ряды слогов слитно и раздельно: мумуму му..му..му
8. Учить произносить ряды слогов с изменением согласного:
Памапама
9. Учить произносить слоги тихо, средне, громко: та па.
10. Учить произносить звук [А] высоко и низко.
11. Учить произносить двухсложные ритмы Папа паПА.
12. Учить говорить фразы: «Таня бежит», «Таня упала», «папа Таня
упала», «бах».
13. Изображать на гласный звук [О] собаку, кошку, мишку, зайку.
..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия с использованием элементов фонетической ритмики и пальчиковых игр на основе деятельностного метода
Конспект логопедического занятия с использованием элементов фонетической ритмики и пальчиковых игр на основе деятельностного метода. Цель: закрепить знания детей по развитию речи и обучению...
Конспект комплексного физкультурного занятия с элементами фонетической ритмики
Занятие для старшей логопедической группы...
Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на тему: «Сказка о веселых человечках-звуках» (с элементами фонетической ритмики)
Конспект занятия, предлагаемый Вашему вниманию, содержит сказочный сюжет, который поможет детям понять характеристику звуков.Упражнения фонетической ритмики разнообразят занятие. p1010388.jpg...
Учебно – методическое пособие: « Фонетическая ритмика в работе логопеда».
Система упражнений...
Фонетическая ритмика как средство развития речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Фонетическая ритмика – система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, ко...
«Фонетическая ритмика».
Статья для педагогов, логопедов, психологов, родителей для работы с детьми у которых есть проблемы со звукопроизношением и некоторые психологические проблемы....
Консультация для воспитателей «Фонетическая ритмика как эффективное средство речевого развития у дошкольников».
Фонетическая ритмика - система специальных упражнений, сочетающая речь и движение. Детям предлагают для подражания различные движения, которые сопровождаются произнесением звуков, звукосочетаний, слов...