Семинар – практикум для родителей «Каждый ребенок - исследователь» в рамках заседания Родительского клуба «Здоровая семья»
материал
Цель: приобщение родителей к совместной экспериментальной деятельности с детьми.
Задачи:
- Познакомить с исследовательской деятельностью.
- Оказать помощь родителям в создании условий для развития поисково-познавательной деятельности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktikum_dlya_roditeley_.docx | 23.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 4» г.Аши Челябинской области
Семинар – практикум для родителей
«Каждый ребенок - исследователь»
в рамках заседания Родительского клуба «Здоровая семья»
Составитель: Бахарева А.Ю
Воспитатель I кв. категории
г.Аша,2020 год
Цель: приобщение родителей к совместной экспериментальной деятельности с детьми.
Задачи:
- Познакомить с исследовательской деятельностью.
- Оказать помощь родителям в создании условий для развития поисково-познавательной деятельности детей.
Содержание проведения мероприятия
1.Что означает исследовательская работа или экспериментирование?
2.Что развивает у детей экспериментирование?
3.Какой материал можно использовать в исследовательской работе?
4.Практическая часть: эксперименты с водой (родители с детьми).
5.Выставка работ родителей и детей – совместная работа.
Что означает исследовательская работа или
экспериментирование?
- Ребенок по природе своей исследователь. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать экспериментировать, самостоятельно искать новую информацию.
- Исследовательское поведение – один из важнейших источников поведения ребенком представлений о мире, а исследовательское обучение строится на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего.
- Главная цель исследовательского обучения – формирование способностей самостоятельно и творчески осваивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
- Традиционное обучение, прежде всего в нашей стране, строится преимущественно не на исследовательском поиске, а на репродуктивной деятельности направленной на усвоение готовых истин.
- Творец, исследователь формируется не на третьем десятке лет собственной жизни, а значительно раньше того времени, когда родители впервые приведут его в детский сад.
- Важно также понимать, что в современном мире умения и навыки исследовательского поиска необходимы не только тем, чья жизнь связана с научной работой. Они требуются каждому человеку в зависимости от характера его деятельности.
- Исследовательское поведение в современном мире рассматривается как неотъемная характеристика личности, как стиль жизни.
- Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучения его умения и навыкам исследовательского поиска, становятся важнейшими задачами современного образования.
Что развивает у детей экспериментирование?
- Экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой ярко выражены процессы возникновения и развития новых целей и мотивов личности.
- В экспериментировании мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, знаний продуктов детского творчества – новых построек, рисунков, сказок.
- Экспериментирование лежит в основе любого процесса детского творчества.
- Работа с детьми направлена на расширение представлений детей о явлениях и объектах окружающего мира.
Основными задачами являются:
- Активное использование опыта игровой практической деятельности
(Почему лужи замерзают? Почему мячик катится?).
- Группировка объектов по функциональным признакам (обувь, посуда, для чего она необходима? С какой целью используется?).
- Классификация объектов и предметов по видовым признакам (посуда чайная, столовая).
- Основное содержание «исследований» проводимых детьми, предполагает формирование у них, следующих представлений:
1.О материале (глина, дерево, ткань, бумага, металл, стекло, резина).
2.О природных явлениях (времена года, явления природы, объекты неживой природы – песок вода).
3.О мире растений (овощи, фрукты).
4.О предметном мире (игрушки, посуда, обувь, транспорт, одежда).
5.О геометрических эталонах (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, призма).
6.О человеке (мои помощники – нос и глаза).
В процессе экспериментирования развевается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений.
Активно используются строительные игры позволяющие определить признаки и свойства предметов в сравнении с геометрическими эталонами (круг, прямоугольник, треугольник, призма).
Какой материал можно использовать в
исследовательской работе.
Глину, дерево, ткань, бумагу, металл, стекло, резина, пластмасса.
Дополнительный материал:
а) объекты неживой природы: песок, снег, вода, лед.
б) растения: овощи, фрукты, сухие листья, цветы, веточки.
в) предметы: игрушки, посуда, обувь, транспорт, одежда.
Воспитатели, дети и родители собирают совместно этот материал для дальнейших экспериментов.
В процессе экспериментов дети изучают свойства и качество материалов, у детей одновременно развиваются художественные и интеллектуальные способности.
Лучшие работы детей и родителей мы используем для оформления предметной среды помещений – как результат детского творчества.
Практическая часть:
- «Эксперименты с водой» дети вместе с родителями
«Гимн Воде»
Обычная вода – наполненное тайнами чудо природы. Вода – самое распространенное вещество на земле. В чистом виде она не имеет ни вкуса, ни цвета, ни запаха. Но в действительности вода никогда не бывает такой. Это происходит потому, что она удивительно активно впитывает в себя, растворяет в себе и сама проникает почти во все, что её окружает. Водой
заполнены океаны, реки, озера, ручейки, и… лужи. Вода есть в воздухе, составляющем огромный океан Земли – атмосферу. В воде зародилась жизнь; мы сами в значительной степени состоит из воды, и без воды не возможно существование всего живого. Следы воды находят даже в камнях и минералах. Жидкая, твердая вода (лёд) и водяной пар таят в себе особые
секреты, которые позволяют говорить о том, что вода – необычное вещество.
«Почему лед не тонет?»
Опыт № 1
Тема: «Почему лед не тонет?»
Цель: Углублять знания детей о свойствах воды, развивать любознательность.
Ход опыта:
В наши дни лёд просто даже в жаркий летний день. Возьмем небольшую пластмассовую коробочку, нальем в неё холодную воду и поставим в морозильную камеру холодильника. Через некоторое время в коробочке образуется лёд. Наполним глубокую тарелку водой. Она станет лабораторной моделью. Осторожно положим кубик льда на воду в тарелке. Видите? Лед не тонет в воде, а плавает на её поверхности, значит он легче воды. Лёд, полученный из воды, не тонет в ней. Благодаря этой особенности льда, вода в водоемах не замерзает.
Материал для опыта: Стакан с водой, тарелка, готовые кубики льда.
«Вода из продуктов»
Опыт № 2
Тема: «Вода из продуктов»
Цель: Выявить свойства воды, развивать познавательные интересы детей.
Ход опыта:
В новый полиэтиленовый пакет положите несколько огурцов или кусок хлеба. Тщательно закройте пакет и положите его в холодильник. Примерно через сутки на внутренней поверхности пакета Вы увидите капельки воды.
- Откуда она взялась?
- Из содержимого пакета: из воздуха, в котором всегда есть водяной пар и из продуктов, в которых всегда содержится вода.
Материал для опыта: Полиэтиленовый пакет, хлеб, огурцы.
«Есть ли жидкость во фруктах»
Опыт №3
Тема: «Вода из фруктов»
Цель: Выявить свойства воды, развивать познавательные активность детей в процессе экспериментирования.
Ход опыта:
Возьмем фрукты – яблоки и груши. Натрем их на терку. Полученную массу отожмем через ситечко.
В стакане получилась красивая, ароматная жидкость – сок. Мы убедились что в фруктах есть вода.
Материалы для опыта: Фрукты (яблоки, груши), стакан, ситечко, терка.
«Какая капля больше – холодная, теплая или горячая»
Опыт № 4
Тема: «Какая капля больше – холодная, теплая или горячая».
Цель: Выявить свойства воды: вода может быть теплая и холодная.
Ход опыта:
Подберите три одинаковые маленькие пробирки (вместо них можно использовать не большие капсулы из-под лекарств) и накапайте пипеткой в каждую по 20 капель соответственно холодной, теплой и горячей воды. Сравните получившиеся объемы воды. Если при одинаковом количестве капель получается разные объемы воды, то это означает, что горячие, теплые и холодные капли воды разные по размеру. Какая капля самая большая? Самая маленькая?
Материалы для опыта: Пипетка, емкости с горячей, теплой и холодной водой, пробирки (капсулы).
«Окрашивание воды»
Опыт №5
Тема: Окрашивание воды.
Цель: Выявить свойства воды: вода может быть теплая и холодная, чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество.
Ход работы:
Возьмите два стаканчика с теплой и холодной водой, добавить краску в оба стаканчика. В каком стаканчике краска быстрей растворится? (в стакане с теплой водой). Как окрасится вода, если красителя будет больше? (вода станет более окрашенной).
Материалы для опыта: емкости с водой, палочки для размешивания, мерные стаканчики и краска.
Выводы:
Организация методов проектирования в дошкольном учреждении актуальна и эффективна. Она дает возможность ребенку экспериментировать, синтезировать получение знания развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
Особую педагогическую значимость проектного метода, мы видим в том что:
- Он, являясь методом практического целенаправленного действия открывает возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка.
- Это метод, идущий от детских потребностей и интересов.
- Проектирование позволяет решать задачи о воспитания и развития дошкольников, не перегружая их, создавая положительный эмоциональный настрой, формируя познавательные интересы.
Вывод:
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: игры, занятия, прогулки, имеет большое значение в развитии интеллектуальных способностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для родителей «Играя, обучаем вместе» (в рамках работы Родительского открытого университета)
Цель: – просвещение родителей по вопросам воспитания, развития и обучения дошкольников посредством игры.Задачи:• показать родителям знач...
Заседание родительского клуба «Здоровый образ жизни - залог здоровья наших детей»
Задачи:- обеспечение тесного сотрудничества и единых требований детского сада и семьи в вопросах здоровья детей;- создание условия для переосмысления родителями своего отношения к проблеме охраны и ук...
Семинар-практикум для родителей в рамках Родительского клуба «Здоровая семья» «Домашняя игротека развивающих игр с детьми»
Семинар-практикум для родителей в рамках Родительского клуба «Здоровая семья»«Домашняя игротека развивающих игр с детьми»...
Практикум для родителей "Домашняя игротека" в рамках Родительского клуба "Здоровая семья"
Практикум для родителей "Домашняя игротека" в рамках Родительского клуба "Здоровая семья"...
Семинар-практикум для родителей «Развиваем творческие способности ребёнка» в рамках Родительского клуба "Здоровая семья"
Семинар-практикум для родителей «Развиваем творческие способности ребёнка»...
Родительский клуб «Здоровая семья» Семинар-практикум для родителей «Любим овощи и фрукты - витаминные продукты».
Родительский клуб «Здоровая семья»Семинар-практикум для родителей «Любим овощи и фрукты - витаминные продукты»....
Семинар-практикум для родителей в рамках Родительского клуба "Здоровая семья на тему Логопедия на кухне"
Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы с Вами будем говорить о логопедических играх, которые можно проводить на кухне. Часто мы слышим...