Семинар – практикум для родителей «Каждый ребенок - исследователь» в рамках заседания Родительского клуба «Здоровая семья»
материал

Бахарева Алёна Юрьевна

Цель: приобщение родителей к совместной экспериментальной деятельности с детьми.

Задачи:

- Познакомить с исследовательской деятельностью.

- Оказать помощь родителям в создании условий для развития      поисково-познавательной деятельности детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktikum_dlya_roditeley_.docx23.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 4» г.Аши Челябинской области

Семинар – практикум для родителей

«Каждый ребенок - исследователь»

в рамках заседания Родительского клуба «Здоровая семья»

                                                                                                   

Составитель: Бахарева А.Ю

Воспитатель  I  кв. категории

г.Аша,2020 год

Цель: приобщение родителей к совместной экспериментальной деятельности с детьми.

Задачи:

  • Познакомить с исследовательской деятельностью.
  • Оказать помощь родителям в создании условий для развития      поисково-познавательной деятельности детей.

Содержание проведения мероприятия

1.Что означает исследовательская работа или экспериментирование?

2.Что развивает у детей экспериментирование?

3.Какой материал можно использовать в исследовательской работе?

4.Практическая часть: эксперименты с водой (родители с детьми).

5.Выставка работ родителей и детей – совместная работа.

                   

                 

Что означает исследовательская работа или

                                        экспериментирование?

  • Ребенок по природе своей исследователь. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление  наблюдать экспериментировать, самостоятельно искать новую информацию.
  • Исследовательское поведение – один из важнейших источников поведения ребенком представлений о мире, а исследовательское обучение строится на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего.
  •  Главная цель исследовательского обучения – формирование способностей самостоятельно и творчески осваивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

  • Традиционное обучение, прежде всего в нашей стране, строится преимущественно не на исследовательском поиске, а на репродуктивной деятельности направленной на усвоение готовых истин.

  • Творец, исследователь формируется  не на третьем десятке лет собственной жизни, а значительно раньше того времени, когда родители впервые приведут его  в детский сад.
  • Важно также понимать, что в современном мире умения и навыки исследовательского поиска необходимы не только тем, чья жизнь связана с научной работой. Они требуются  каждому человеку в зависимости от характера его деятельности.

  • Исследовательское поведение в современном мире рассматривается как неотъемная характеристика личности, как стиль жизни.

  • Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучения его умения и навыкам исследовательского поиска, становятся важнейшими задачами современного образования.

                 Что развивает у детей экспериментирование?

  • Экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой ярко выражены процессы возникновения  и развития новых целей и мотивов личности.

 

  • В экспериментировании мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, знаний продуктов детского творчества – новых построек, рисунков, сказок.

  • Экспериментирование лежит в основе любого процесса детского творчества.

  • Работа с детьми направлена на расширение представлений детей  о явлениях и объектах  окружающего мира.

   

                                 Основными задачами являются:

  • Активное использование опыта игровой практической  деятельности

(Почему лужи замерзают?  Почему мячик катится?).

  • Группировка объектов по функциональным признакам   (обувь, посуда, для чего она необходима? С какой целью используется?).
  • Классификация объектов и предметов по видовым признакам (посуда чайная, столовая).
  • Основное содержание «исследований» проводимых детьми, предполагает  формирование  у них, следующих представлений:

1.О материале (глина, дерево, ткань, бумага, металл, стекло, резина).

2.О природных явлениях (времена года, явления природы, объекты неживой природы – песок вода).

3.О мире растений (овощи, фрукты).

4.О предметном мире (игрушки, посуда, обувь, транспорт, одежда).

5.О геометрических эталонах (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, призма).

6.О человеке (мои помощники – нос и глаза).

 

В процессе экспериментирования развевается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений.

Активно используются строительные игры позволяющие определить признаки и свойства предметов в сравнении с геометрическими эталонами (круг, прямоугольник, треугольник, призма).

                      Какой материал можно использовать в

                                 исследовательской работе.

Глину, дерево, ткань, бумагу, металл, стекло, резина, пластмасса.

                                  Дополнительный материал:

а) объекты неживой природы: песок, снег, вода, лед.

б) растения: овощи, фрукты, сухие листья, цветы, веточки.

в) предметы: игрушки, посуда, обувь, транспорт, одежда.

Воспитатели, дети и родители собирают совместно этот материал для дальнейших экспериментов.

В процессе экспериментов дети изучают свойства и качество материалов, у  детей одновременно развиваются художественные и интеллектуальные способности.

Лучшие работы детей и родителей мы используем для оформления предметной среды помещений – как результат детского творчества.

                                Практическая часть:

  • «Эксперименты с водой» дети вместе с родителями

                                     «Гимн Воде»

Обычная вода – наполненное тайнами чудо природы. Вода – самое распространенное вещество на земле. В чистом виде она  не имеет ни вкуса, ни цвета, ни запаха. Но в действительности  вода никогда не бывает такой. Это происходит потому, что она удивительно активно впитывает в себя, растворяет  в себе и сама проникает почти во все, что её окружает. Водой

заполнены океаны, реки, озера, ручейки, и… лужи. Вода есть в воздухе, составляющем огромный океан Земли – атмосферу. В воде зародилась жизнь; мы сами в значительной степени  состоит  из воды, и без воды не возможно существование всего живого. Следы воды  находят даже в камнях и минералах. Жидкая, твердая вода (лёд) и водяной пар таят в себе особые

секреты, которые позволяют говорить о том, что вода – необычное вещество.

«Почему лед не тонет?»

                                                Опыт № 1

Тема: «Почему лед не тонет?»

Цель: Углублять знания детей о свойствах воды, развивать любознательность.

Ход опыта:

В наши дни лёд просто даже в жаркий летний день. Возьмем небольшую пластмассовую коробочку, нальем в неё холодную воду и поставим в морозильную камеру холодильника. Через некоторое время в коробочке образуется  лёд. Наполним глубокую тарелку водой. Она станет лабораторной моделью. Осторожно положим кубик льда на воду в тарелке. Видите? Лед не тонет в воде, а плавает на её поверхности, значит он легче воды. Лёд, полученный из воды, не тонет в ней. Благодаря этой особенности льда, вода в водоемах не замерзает.

 Материал для опыта: Стакан с водой, тарелка, готовые кубики льда.

«Вода из продуктов»

Опыт № 2

Тема: «Вода из продуктов»

Цель: Выявить свойства воды, развивать познавательные интересы  детей.

Ход опыта:

В новый полиэтиленовый пакет положите несколько огурцов или кусок хлеба. Тщательно закройте пакет и положите его в холодильник. Примерно через сутки на внутренней поверхности пакета Вы  увидите капельки воды.

 - Откуда она взялась?

- Из содержимого пакета: из воздуха, в котором всегда есть водяной пар и из продуктов, в которых всегда содержится вода.  

Материал для опыта: Полиэтиленовый пакет, хлеб, огурцы.

«Есть ли жидкость во фруктах»

Опыт №3

Тема: «Вода из фруктов»

Цель: Выявить свойства воды, развивать познавательные активность  детей в процессе экспериментирования.

Ход опыта:

Возьмем фрукты – яблоки и груши. Натрем их на терку. Полученную массу отожмем через ситечко.

В стакане получилась красивая, ароматная жидкость – сок. Мы убедились что в фруктах есть вода.

Материалы для опыта: Фрукты (яблоки, груши), стакан, ситечко, терка.

«Какая капля больше – холодная, теплая или горячая»

Опыт № 4

Тема: «Какая капля больше – холодная, теплая или горячая».

Цель: Выявить свойства воды: вода может быть теплая и холодная.

Ход опыта:

Подберите три одинаковые маленькие пробирки  (вместо них можно  использовать не большие капсулы из-под лекарств) и накапайте пипеткой в каждую по 20 капель соответственно холодной, теплой и горячей воды. Сравните получившиеся объемы воды. Если при одинаковом количестве капель получается разные объемы воды, то это означает, что горячие, теплые и холодные капли воды разные по размеру. Какая капля самая большая? Самая маленькая?

Материалы для опыта: Пипетка, емкости с горячей, теплой и холодной водой, пробирки (капсулы).

«Окрашивание воды»

Опыт №5

Тема: Окрашивание воды.

Цель: Выявить свойства воды: вода может быть теплая и холодная, чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество.

Ход работы:

Возьмите два стаканчика с теплой и холодной водой, добавить краску в оба стаканчика. В каком стаканчике краска быстрей растворится? (в стакане с теплой водой). Как окрасится вода, если красителя будет больше? (вода станет более окрашенной).

Материалы для опыта: емкости  с водой, палочки для размешивания, мерные стаканчики и краска.

Выводы:

Организация методов проектирования в дошкольном учреждении актуальна и эффективна. Она дает возможность ребенку экспериментировать, синтезировать получение знания развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

Особую педагогическую значимость проектного метода, мы видим в том что:

  • Он, являясь методом практического целенаправленного действия открывает возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка.
  • Это метод, идущий от детских потребностей и интересов.
  • Проектирование позволяет решать задачи о воспитания и развития дошкольников, не перегружая их, создавая положительный эмоциональный настрой, формируя познавательные интересы.

                     

Вывод:

 Экспериментирование пронизывает  все сферы детской деятельности: игры, занятия, прогулки, имеет большое значение в развитии интеллектуальных  способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для родителей «Играя, обучаем вместе» (в рамках работы Родительского открытого университета)

Цель: – просвещение родителей по вопросам воспитания, развития и обучения дошкольников посредством игры.Задачи:•         показать родителям знач...

Заседание родительского клуба «Здоровый образ жизни - залог здоровья наших детей»

Задачи:- обеспечение тесного сотрудничества и единых требований детского сада и семьи в вопросах здоровья детей;- создание условия для переосмысления родителями своего отношения к проблеме охраны и ук...

Семинар-практикум для родителей в рамках Родительского клуба «Здоровая семья» «Домашняя игротека развивающих игр с детьми»

Семинар-практикум для родителей в рамках Родительского клуба «Здоровая семья»«Домашняя игротека развивающих игр с детьми»...

Практикум для родителей "Домашняя игротека" в рамках Родительского клуба "Здоровая семья"

Практикум для родителей "Домашняя игротека" в рамках Родительского клуба "Здоровая семья"...

Родительский клуб «Здоровая семья» Семинар-практикум для родителей «Любим овощи и фрукты - витаминные продукты».

Родительский клуб «Здоровая семья»Семинар-практикум для родителей «Любим овощи и фрукты - витаминные продукты»....

Семинар-практикум для родителей в рамках Родительского клуба "Здоровая семья на тему Логопедия на кухне"

Здравствуйте, уважаемые родители!      Сегодня мы с Вами будем говорить о логопедических играх, которые можно проводить на кухне.      Часто мы слышим...