Семинар-практикум для родителей «Развиваем творческие способности ребёнка» в рамках Родительского клуба "Здоровая семья"
материал
Семинар-практикум для родителей
«Развиваем творческие способности ребёнка»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivaem_tvorcheskie_sposobnosti_rebyonka.docx | 23.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительский клуб «Здоровая семья»
Семинар-практикум для родителей
детей старшего дошкольного возраста
«Развиваем творческие способности ребёнка»
Задачи:
- обратить внимание родителей на творческий аспект воспитания детей;
- ознакомить родителей с играми, позволяющими развить творческие способности ребенка.
Предварительная работа:
1. Проведение в группах старшего дошкольного возраста анкетирования среди родителей на тему «Развитие творческих способностей в вашей семье».
2. Анализ проведённого анкетирования.
3. Подготовка к семинару практикуму: подбор литературы, заданий для практической работы.
Участники семинара: музыкальный руководитель, родители.
Оборудование:
Раздаточный материал: листы бумаги, ручки, карандаши; памятки, в которых записано краткое содержание каждой игры; детские музыкальные инструменты.
Демонстрационный материал: использование мультимедийной презентации, практическая литература Л.Я. Субботина «Развитие воображения у детей», Т.Э. Тютюнникова «Игры звуками», памятка.
Ход семинара-практикума:
Организационный момент: звучит тихая музыка, родители удобно рассаживаются.
I. Теоретическая часть.
Вступительная беседа.
Пожалуй, каждому родителю хотелось бы, что бы его ребенок вырос творческой личностью. Ничем не ограниченное воображение, свободный полет фантазии, хорошая интуиция – все эти факторы являются необходимым условием творчества, которое потом преобразовывается в различные открытия и изобретения. Поэтому, если родители хотят видеть свое чадо творческой личностью, они должны стимулировать развитие творческого потенциала у ребенка. Конечно, у каждого ребенка творчество проявляется по-разному, у кого-то – в большей степени, у кого-то – в меньшей. Но если у ребенка есть хоть малейшие творческие способности, то ему будет гораздо легче учиться, трудиться, строить отношения с окружающими людьми, справляться с трудностями.
Что такое творческие способности?
Творческие способности – комплексное понятие, которое включает в себя следующие составляющие:
- стремление к познанию;
- умение познавать новое;
- живость ума;
- умение в привычных вещах, явлениях находить нестандартное;
- стремление к открытиям;
- умение применять на практике, в жизни полученные знания, опыт;
- свободное воображение;
- фантазия и интуиция, в результате которых появляются изобретение, открытия, что-то новое.
- Нередко родители замечают, что, взрослея, их сообразительный ребенок становится более заурядным. Конечно, он становится все умнее, получает все больше знаний, но теряет живость впечатлений, неординарность суждений. Несомненно, задача родителей — «не позволить» ребенку потерять способность фантазировать, творить, оригинально мыслить. Очень важно не упустить время! Каждый человек по-своему уникален. В каждом заложены некие творческие задатки, творческий потенциал, о которых он, может быть, и не подозревает.
На развитие творческих способностей у ребенка положительно влияют различные виды детской деятельности:
- Окружающий мир.
- Развивающие игры и игрушки.
- Рисование.
- Лепка.
- Чтение.
- Музыка.
- Аппликация.
И сейчас мы поговорим о том, как развить творческие способности детей с помощью музыки…
Музыка учит ребенка не только видеть, но и воспроизводить увиденное, не только слышать, но и представлять то, что слышишь. Следовательно, она развивает все виды восприятия: зрительное, слуховое, чувственное – и все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную, образную, ассоциативную. Ребенок, слушающий, например «Зима» Антонио Вивальди и представляя себе зиму, будет так же ясно представлять все излагаемое воспитателем или вами, родители, и от этого лучше запоминать. Дети, которые научились понимать музыку, обычно обнаруживают способности и тягу к другим видам искусства, потому что, помимо когнитивных способностей, музыка развивает эмоции, улучшает личностные качества. Удивителен мир звуков, окружающих нас. Их так много, и они такие разные: вот шумит ветер, тонко позванивают льдинки, скрипит снег под ногами. И каждый звук может стать музыкой. Надо только постараться её услышать.
Каждый знает, какого цвета весна, небо, солнце, зима, ночь, огонь… А как зима звучит? Переливается бархатно – чёрными звуками рояля или искрится сияющими снежными звуками колокольчиков и хрустальных стаканчиков? Может быть, она певучая и прохладная, как звуки металлофона? У каждого зима своя.
Можем ли мы представить и сыграть «разговор двух снеговиков», «хор льдинок», «танец деревьев в снегу»? Кажется невероятным, но можем, и легко.
Даже совсем маленькие дети способны импровизировать свою музыку. Рождённая их фантазией, она проста и чудесна, как сама страна детства.
Давайте вспомним, как настойчиво тянется малыш к погремушке, чтобы самому её потрясти, и самозабвенно наслаждается потом простейшим звуком! Как он бесконечно долго может ударять деревянной палочкой по краю своей кроватки, зажмуриваясь от страха, когда очень громко, но, переведя дух, продолжает звуковой эксперимент.
Спонтанные исследования звучащего мира продолжаются ещё несколько лет: посудный оркестр на кухне, деревянные кубики и мебель, пищалки и свистульки, бумага, связки ключей, расчёски и булькающие звуки, извлекаемые просто пальцем из нижней губы, мешочек с орехами, куда можно запустить руку и слушать чудесный шорох.
Звуки, часто лишь раздражающие взрослых, доставляют детям наслаждение, и они готовы упиваться ими бесконечно, особенно если получается ритмично.
Полная свобода фантазии и способов манипуляции с предметами являются основой для творческих проявлений детей. Ключевая фраза «сыграй, как ТЫ хочешь», запускает механизм этой импровизации.
Побуждать детей к действиям можно такими словами:
– ПОИГРАЙ на своём инструменте, ИЗУЧИ, какие в нём живут звуки, ПОСТАРАЙСЯ НАЙТИ разные;
– Сыграй музыку, как ты САМ хочешь;
– НАУЧИ МЕНЯ, как можно поиграть с этим инструментом.
Уважаемые родители, давайте начнем прямо сейчас, пока дети способны все воспринимать с присущей им природной живостью ума. Существуют специально разработанные упражнения, часть из которых описана в популярном пособии для родителей и педагогов Л.Я. Субботиной «Развитие воображения у детей». Сейчас мы проиграем в некоторые из них.
II. Практическая часть
Игра «Музыка»
Родители слушают музыку. После прослушивания они берут четыре краски: красную, зеленую, синюю, желтую – и изображают услышанную музыку. Затем можно предложить родителям озаглавить рисунок.
Игра «Незаконченный рисунок». Родителям предлагается лист с изображенными на нем кружочками, квадратиками, крестиками, линиями вертикальными, горизонтальными, зигзагами и др. Задача — используя различные элементы, изобразить зимний пейзаж, зимние забавы или любой сюжет на зимнюю тематику.
Звучит «Зима» А.Вивальди или «Зимняя сказка» Ф.Шопена (видеозапись).
Игра «Музыка зимы». На экране вы видите изображения: снежинка, сосулька, снеговик замёрз, следы на снегу, снегири, дятел. Вы по желанию выбираете себе образ, подбираете к нему определённый музыкальный инструмент и попробуйте передать его звучание в определённом ритме. (Инструменты расположены на столе)
III часть. Подведение итогов
Конечно, это не все полезные игры для развития творческих способностей детей, но они могут послужить примером для создания аналогичных упражнений.
Ваша задача — отводить хотя бы полчаса в день на проведение подобных упражнений. Нужно набраться терпения и уделить этим занятиям столько времени, сколько потребуется ребёнку для улучшения его результатов. Главное условие работы с ребёнком – это сохранение дружелюбной эмоциональной атмосферы. Если ребёнок хочет, чтобы родители тоже участвовали в игре – будьте к этому готовы. Взрослым это тоже не помешает.
Хвалите ребёнка. Похвала служит толчком к его дальнейшим занятиям.
Главным достижением ваших занятий будет формирование у ребёнка интереса к развитию самого себя. Если ребёнок будет с удовольствием развивать свои способности без вашей помощи – в таком случае вы добились настоящего успеха, который скажется на всей его дальнейшей судьбе.
В конце встречи родители обмениваются впечатлениями, высказывают свое мнение по содержанию игр и упражнений.
Список литературы:
- Улашенко Н. Б. Музыка. Разработки занятий в детском саду. – Волг., 2006
- Сугоняева Е. Э. Музыкальные занятия с малышами. – Ростов, 2002.
- Девятова Т. Н. Звук-волшебник: Материалы образовательной программы по музыкальному воспитанию детей старшего дошкольного возраста. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. – 161 – 169 с.
- Кошелева М. Н. Эмоциональное развитие дошкольника. – М.: Просвещение, 1986.
- Школяр Г. Л. Ребёнок в музыке, музыка в ребёнке // Дошкольное воспитание. – 1992. – № 7, 8.
- Савенков А. И. Детская одарённость: развитие средствами искусства. – М., 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум " Методы и приёмы формирования творческих способностей дошкольников"
Семинар-практикум " Методы и приёмы формирования творческих способностей дошкольников"...
Семинар-практикум для воспитателей «Методы развития творческих способностей у ребенка»
Методические рекомендации по проектированию занятий, обеспечивающих планируемые результаты освоения программы в соответствии с ФГОС по теме «Методика формирования и развития творческих способнос...
Семинар-практикум «Выявляем и развиваем интересы и способности ребёнка»
В данном семинаре мы попробуем совместно с родителями разобраться, что такое интересы, способности, нужно ли их выявлять и развивать у детей, и как это делать....
Семинар- практикум на тему: «Развитие художественно- творческих способностей у дошкольников»
laquo;Истоки способностей и дарования детей- на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити- ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше ма...
Семинар -практикум для педагогов Тема: «Развитие творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник в художественном творчестве»
Актуальность выбранной темы очевидна: творчество и творческая деятельность определяют сегодня ценность человека. Задачи формирования творческой личности приобретают в настоящее время не только теорети...
Семинар-практикум "Пластилинография- как средство развития творческих способностей старших дошкольников"
Пластилинография – это один из видов нетрадиционной изобразительной деятельности. Представляет собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых полу-объемных объектов на гори...
Семинар-практикум "Выявляем и развиваем интересы и способности ребёнка"
Цель:найти способы выявления и развития интересов и способностей детей дошкольного возраста, совместно с родителями....