Развитие мелкой моторики у детей 5-6 лет с использованием нетрадиционных материалов
методическая разработка (старшая группа)
Мелкая моторика – это возможность воспроизводить точные и ловкие движения кистью рук и пальцами: умение правильно держать ручку, закрашивать, не выходя за края, штриховать, обводить и т.д. Но такой навык необходим не только для того, чтобы красиво выводить буквы, но и для развития речи и мышления. Он благоприятно влияет на всестороннее развитие познавательных процессов детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_melkoy_motoriki_u_detey_5.docx | 20.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие мелкой моторики у детей 5-6 лет с использованием нетрадиционных материалов
Одним из показателей и условий успешного обучения ребенка в дальнейшем письму в школе является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой моторики руки. Для развития мелкой моторики рук с использованием нетрадиционного оборудования предлагается большое многообразие игр, в которых ведущее место занимают двигательные задания с нетрадиционным использованием различных предметов:
1. Массажные мячики
2. Платочки
3. Коврики
4. Бигуди крупные
5. Прищепки
6. Счётные палочки
7. Эспандеры
8. Бигуди длинные
9. Решётки
10. Зубные щётки
11. Бусы
12. Резиночки для волос
13. Щёточки
14. Шестигранные карандаши.
В педагогической практике можно использовать игры с нетрадиционным оборудованием в стихотворном сопровождении и без. Рифмованные игры с нетрадиционным использованием разных предметов позволяют параллельно развивать функции рук и речи, т.к. моторная и речевая зоны находятся близко друг от друга. И поэтому тренировка тонкой (мелкой) моторики пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка. Для детей старшего дошкольного возраста проговаривание стихов с движениями пальцев рук имеет свои преимущества: речь ритмизуется движениями, становится более громкой, чёткой и эмоциональной.
Игры с нестандартным оборудованием по развитию мелкой моторики пальцев рук детьми старшего дошкольного возраста:
- улучшают координацию и точность движений руки и глаза;
- улучшают тактильную чувствительность пальцев, кистей рук;
- улучшают двигательной активности кистей рук;
- укрепляют мышцы кистей рук.
При использовании игр с нетрадиционным оборудованием в развитии мелкой моторики рук детей необходимо придерживаться следующих правил:
• задания необходимо подбирать с учётом их постепенно возрастающей сложности;
• необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности, настроение;
• игры необходимо проводить регулярно и систематически;
• при использовании данных игр необходимо соблюдать временной регламент, чтобы не вызывать переутомление ребенка.
Данные систематические игры и упражнения повышают работоспособность головного мозга, что дает мощный толчок в развитии мелкой моторики рук: кисти рук становятся более подвижными, гибкими, движения рук становятся более точными, целенаправленными, ловкими, что поможет будущим школьникам успешно овладеть навыками письма.
Пример некоторых игр с нетрадиционным оборудованием:
- «Волшебный мешочек».
Цель: развитие тактильных ощущений у дошкольников.
Оборудование: внутри мешочков картонные полоски, на которые наклеены крышки от пластиковых бутылок.
Содержание: ребенку предлагается несколько мешочков, чтобы он ощупал содержимое, определил форму и количество обследуемых предметов.
- «Чудесные прищепки»: «Дерево».
Цель: развитие тонких движений пальцев.
Оборудование: цветные прищепки.
Содержание: Если «Деревце» осеннее, то прищепки могут быть желтыми, красными и т.д. Если летнее или весеннее – то зелеными.
- Сухой бассейн «Цветок».
Цель: развитие мелкой моторики. Погружение рук в сухой бассейн позволяет лучше почувствовать его, создает мягкий массажный эффект, обеспечивая мышечную релаксацию.
Оборудование: бассейн из 14 пластиковых бутылок. В бассейне находятся крышки от пластиковых бутылок или пластмассовые контейнеры от киндер-сюрпризов (чем больше, тем лучше).
Содержание: найти в сухом бассейне предметы.
Также можно использовать игры и упражнения с использованием природного материала (шишки, орехи, крупы, семена растений, песок, камни, с применением различных бытовых предметов (прищепки, решетки, щетки, расчески, бигуди, карандаши, резинки для волос, пористые губки (сжимать – разжимать), клубочки ниток (для наматывания).
Эти упражнения, задания и игры могут быть использованы как часть подгруппового занятия или индивидуально, или как физминутки - отдых на занятиях, на прогулке.
По мнению педагогов, очень интересны детям игры с природным материалом. Он всегда доступен, не требует больших финансовых затрат, помогает снять эмоциональное напряжение у детей.
Игра с еловыми шишками.
Раз, два, три, четыре, пять,
Шишку будем мы катать.
Шишку будем мы катать,
Раз, два, три, четыре, пять.
Еловая шишка колет ладошки,
Мы покатаем шишку немножко. (Перекатывать шишку между ладонями до появления чувства приятного тепла и легкого покраснения). Также шишки можно сжимать и разжимать обеими руками одновременно или поочередно, воздействовать на кончики пальцев и ладошки постукиванием и вращательными движениями, прокатывать шишки от кончиков пальцев к запястью, локтю и обратно. Аналогичные упражнения можно выполнять с грецкими орехами, сосновыми шишками, каштанами, косточками абрикоса или персика.
Из массажной щетки для волос можно изготовить тренажер «ежик» - к складной щетке прикрепляют эластичную ленту, обеспечивающую плотное прилегание к ладони ребенка. Надев тренажер на одну ладонь зубцами наружу, ребенок поглаживает, хлопает по второй ладони. Можно надеть «ежиков» на обе руки и похлопать в ладоши. Хлопая, приговаривать:
Лапушки, лапушки,
Поиграйте в ладушки.
Хлопайте в ладошки –
Вам дадут лепешки.
Бусы или четки, длинные бигуди, ребристые карандаши, зубная щетка, резинки для волос, платочки, шнурки и веревочки – все это используется педагогами для развития мелкой моторики. Доступность материала позволяет разнообразить работу с детьми. Например, игра с решеткой для раковины «Гном»:
Шел по лесу добрый гном
С разноцветным колпачком.
Шел и песню напевал,
И вразвалочку шагал. (Н. Нищева).
Дети кладут решетку на колени или на стол, «ходят» указательным и средним пальцами по клеточкам решетки, делая «шаг» на каждый ударный слог, - двумя руками одновременно или поочередно.
Например, игра с резинкой для волос «Перстенек».
На пальце – перстенек.
Он блестит, как огонек.
Крутился, искрился,
С пальчика свалился –
назад возвратился.
(Надевать и снимать резинку на большой палец, на указательный, на средний, на безымянный, на мизинец).
Таким образом, развивая мелкую моторику пальцев рук, педагог развивает у детей внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координацию), воображение, наблюдательность, зрительную и двигательную память, речь, что в дальнейшем сказывается на способности более качественно обучаться в школе.
Литература
- Агапова И.А., Давыдова М.А. Игры с пальчиками для развития речи и творческих способностях детей / И.А.Агапова, М.А.Давыдова. - М.: Лада, 2009
- Белая А. Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов. – М.: Астрель, 2006. – 46 с.
- Белая А. Е., Мирякова В. И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. – М., 2000. – 52 с.
- Борисенко М. Г., Лукина Н. А. Наши пальчики играют. – СПб.: «Паритет», 2003. – 144 с.
- Гайворонская Е.А., Гордина Н.А. Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2013. - №29. - С. 133- 137
- Галкина Г. Г., Дубинина Т. И. Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей. – М.: Издательство «Гном и Д.», 2005. – 40 с.
- Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. – Автор-сост. О.А. Зажигина. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС». 2013. – 93 с.
- Комплексные занятия с детьми 3-7 лет: формирование мелкой моторики, развитие речи / авт.-сост. Н. Л. Стефанова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 261 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных методик
На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 3 до 9 лет, когда кора больших полушар...
«Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста через использование нетрадиционной техники рисования»
Представлен опыт работы на тему: «Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста через использование нетрадиционной техники рисования»....
Статья «Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста через использование нетрадиционной техники рисования»
Материалы из опыта работы по развитию мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста...
Развитие мелкой моторики у детей 4-5 лет посредством использования нетрадиционных техник рисования
Консультация. Развитие мелкой моторики у детей 4-5 лет посредством использования нетрадиционных техник рисования....
Игры для развития мелкой моторики для детей 3-4 лет с использованием нетрадиционного оборудования.
laquo;Истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках пальцев» В.А. Сухомлинский....
Тематическое планирование для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных материалов и техник рисования.
Тематическое планирование для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных материалов и техник рисования....
Проект "Развитие мелкой моторики рук детей раннего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных методов".
Развитие мелкой моторики рук детей раннего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных методов. ...