Проект "Развитие мелкой моторики рук детей раннего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных методов".
методическая разработка по развитию речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_proekt.pptx | 2.26 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность: Развитие мелкой моторики рук – одно из самых важных направлений развития детей 2-3 лет, т.к. именно в этом возрасте она стимулирует развитие речи, помогает развивать интеллект, готовит руку к освоению таких навыков, как самообслуживание, рисование и выполнение других действий. Проблема развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста отражена во ФГОС ДО и представлена в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования с уровнем развития «У ребенка развита мелкая моторика». В период раннего возраста уровень развития детей напрямую связан с уровнем развития мелкой моторики рук. Опыт моей работы показал что дети стали позже говорить, позже осваивают навыки самообслуживания из-за слабого развития кистей рук Результаты наблюдения показали низкий уровень мелкой моторной ловкости, точности движений, выполняемых руками, низкий уровень самостоятельной речевой продукции, сопровождающей выполнение действий. ФГОС ДО направлен на обеспечение вариативности и разнообразия содержания организационных форм дошкольного образования.
Проблема: Опыт моей работы определил возможность использования вариативности традиционных и нетрадиционных методов. Передо мной стала проблема: поиск и выбор нетрадиционных методов развития мелкой моторики у детей раннего возраста..
Противоречия: Постановка данной проблемы вызвана имеющимися противоречиями: между высокими требованиями ФГОС к качеству образования и низким уровнем развития моторики детей раннего дошкольного возраста.
Цель: Развитие мелкой моторики рук посредством нетрадиционных методов..
Задачи: Изучить литературу и опыт работы по теме проекта. Повысить уровень речевого развития детей. Проанализировать результаты диагностики по развитию мелкой моторики рук у детей. Составить и использовать в работе комплекс упражнений, заданий, разминок, дидактических материалов. Совершенствовать условия, необходимые для своевременного и полноценного развития речи детей в группе. Повысить грамотность родителей в вопросах по развитию мелкой мускулатуры кистей рук. Обобщить и распространить опыт работы по данной теме среди коллег.
Новизна проекта: Использование нетрадиционных методов развития мелкой моторики в целях повышения качества образования в соответствии с ФГОС.
Планируемые результаты: Повысится уровень речевого развития детей. Улучшится развитие мелкой моторики. Увеличится словарный запас, речь станет более эмоциональной и выразительной , улучшится звукопроизношение.
План реализации проекта: I этап – подготовительный . Определение педагогом темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата; Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания, длительности проекта и участия в нем родителей. Подбор и изучение информационных источников. Анкетирование родителей «Развитие мелкой моторики в условиях семьи». Подбор и оформление материала в «Уголок для родителей». Диагностическое обследование детей (методика Гавриной С., Кутявиной Н., Топорковой И., Щербиной С. «Тесты для детей 3-4 лет» ). Создание картотеки игр и упражнений «Наши пальчики играют». Приобретение и изготовление необходимого оборудования.
II этап – основной. Основные направления в работе с детьми Игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров, плетение). Шнуровка, завязывание бантиков, застегивание пуговиц, замков Пальчиковая гимнастика (театр на руке, теневой театр, игры с пальцами) Метод кинезиологии Метод Су-джок Метод биоэнергопластики Работа с бумагой (складывание, вырезание, обрывание, выкладывание узоров). Работа с карандашом (обводка, штриховка, раскрашивание) Игры в “сухом бассейне” (мячи, крышки)
Основные направления в работе с участниками проекта Родители Педагоги Памятки: «Пальчиковые шаги», «Как проводить с ребенком речевые пальчиковые игры». Мастер-класс «Волшебные шнурочки». Консультации : «Речь и пальчики», «Что такое мелкая моторика и как её развивать» Размещение материалов на сайтах Интернета: «Виртуальная газета», «Слайд-шоу», консультация «Развитие мелкой моторики рук», «Сказки на кончиках пальцев». Выставка дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей . Создание и обновление развивающей среды Организация свободной и совместной игровой деятельности Открытый показ совместной деятельности «Игры на развитие мелкой моторики рук по сказке «Репка» («Воспитатель года -2014») Размещение материалов на сайтах Интернета: nsportal . ru , ulibka - nina . umi . ru , http :// ipklabdo . lanta - net . ru / pk mediawiki . Выступление на ГМО «Нетрадиционные методы развития мелкой моторики рук» и презентация проекта для педагогов ДОУ. Родительское собрание «Развитие мелкой моторики и координации движений рук в дошкольном возрасте» Мастер-класс «Чудо - пальчики» в рамках городского конкурса «Воспитатель года - 2014»
III – обобщающий Обработка и оформление материалов проекта. Диагностическое обследование детей. Анализ результативности и планирование дальнейшей работы.
: Ниже среднего-10 баллов Средний-116,6баллов Выше среднего-44,5 баллов Высокий-55,5баллов Ниже среднего-0 баллов Средний-23 балла Выше среднего-66,5баллов Высокий-152балла Результаты диагностического обследования Вывод: У детей повысился у ровень развития мелкой моторики рук. Кисти и пальцы детей приобрели хорошую подвижность, гибкость, исчезла скованность движений. Движения пальцев стали более точными, дети аккуратнее обводят разные фигуры.
Результативность: У детей повысился уровень речевого развития. В процессе проведения повторной диагностики прослеживается положительная динамика в развитии мелкой моторики рук детей. С детьми разучены пальчиковые игры и упражнения. Дети познакомились с нетрадиционными методами развития мелкой моторики. Упражнения и игры по развитию мелкой моторики способствовали развитию таких психических функций у детей, как мышление, память, внимание, речь; улучшилась ориентировка в пространстве; проявились такие качества, как усидчивость, терпение, желание доводить начатое до конца. Улучшились партнёрские отношения педагогов с детьми. Укрепилось сотрудничество педагогов и родителей.
Выводы: Проект показал, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями положительно влияет на не только на речевое развитие, но и способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. Все это напрямую готовит его к успешному обучению в школе.
Распространение опыта: Комплекс пальчиковых игр и упражнений ( ulibka - nina . umi . ru ) Мастер-класс « Чудо-пальчики » ( ulibka - nina . umi . ru ) Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Игры на развитие мелкой моторики рук по сказке «Репка» ( ulibka - nina . umi . ru ) Педагогический проект « Нетрадиционные методы развития мелкой моторики рук как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста»( ulibka - nina . umi . ru ). Статья «Познавательно-речевое развитие детей в игровой деятельности» ( http :// ipklabdo . lanta - net . ru / pk mediawiki ) Статья «Сказки на кончиках пальцев. Пальчиковые игры по мотивам русских народных и авторских сказок» ( http :// ipklabdo . lanta - net . ru / pk mediawiki ) Участие в конкурсах: Открытый городской конкурс «Радуга проектов», Городской фестиваль педагогического мастерства, Городской конкурс «Воспитатель года-2014» Выступление на ГМО «Нетрадиционные методы развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста».
Перспективы развития: Продолжить проектную деятельность с детьми других возрастных групп. Обобщить опыт и принять участие в муниципальном конкурсе. Принять участие в Интернет-конкурсах.
Информационные источники: http://festival.1september.ru/ http:// www.surwiki.ru/wiki/index.php/ http://nsportal.ru О. А. Зажигина «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования» Детство-Пресс. Е. Ю. Тимофеева, Е. И. Чернова «Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики». А.Е. Белая, В.И. Мирясова «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников» Пособие для родителей и педагогов. О.И. Крупенчук «Пальчиковые игры» Издательский Дом Литература, 2008. А.Л.Сиротнюк «Коррекция развития интеллекта дошкольников» Творческий дом, 2001. С.Е. Шанина , А.М. Гаврилова «Играем пальчиками - развиваем речь» Москва: « Рипол плассик », 2008. О.П. Навицкая «Ум на кончиках пальцев. Веселые пальчиковые игры» Маленькие подсказки для родителей. Москва: «Сова», 2006. М.В. Драко «Развивающие пальчиковые игры» Минск: «Попурри», 2009. А. Хвастовцев « Умные ручки. Пальчиковые потешки для детей от 3 месяцев до 7 лет» Новосибирск: «Сибирское университетское издание», 2008 Е.А.Смирнова «Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста».
Использование ИКТ в работе: Программы: Microsoft PowerPoint (создание презентаций) Microsoft Word( отчеты, доклады, выступления, списки, таблицы и другие документы ) Microsoft Excel ( работа со списками, при построении диаграмм, анализ данных ) Windows Media ( воспроизведение цифрового мультимедиа ) Полезные ссылки на 68.cdo.ru для создания интерактивных игр, пазлов, ребусов, слайд-шоу. Принимала участие в во Всероссийском интернет-конкурсе педагогических статей «Семья и школа», 2014 г. ( nsportal.ru )
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционных методик
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционных методик...
Развитие мелкой моторики у воспитанников раннего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования
Данный материал раскрывает опыт работы по развитию мелкой моторики рук с использованием нетрадиционных техник рисования и пальчиковой гимнастики....
Семинар-практикум для воспитателей дошкольных отделений «Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста посредством нетрадиционной деятельности»
Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста посредствам разных видов деятельности в процесе работы с детьми....
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционного оборудования.
В настоящее время актуальна данная тема. В наше время большое количество детей имеют различные нарушения речевого развития. И чтобы речь развивалась, необходимо уделять большое внимание развитию мелко...
Педагогический проект для детей раннего возраста “Художественно – эстетическое развитие детей раннего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционного вида рисования пальчиками и ладошками «Волшебные ручки”
Цель проекта:Формирование у детей раннего дошкольного возраста интереса к изобразительной деятельности, развитие художественно-творческих способностей....
План работы по самообразованию по теме «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционной техники рисования» 2022-2023 уч.гг.
Цели:Развитие у детей художественно – творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительнос...
Опыт работы по теме «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством использования продуктивных видов деятельности»
Вопрос развития мелкой моторики детей стоит довольно остро. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования. Поэтому я провожу работу ...