Проект для средней логопедической группы "Волшебный песок"
статья (средняя группа)
Проект для средней логопедической группы "Волшебный песок".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_dlya_sredney_logopedicheskoy_gruppy.docx | 20.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект для средней логопедической группы «Волшебный песок»
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В. Сухомлинский
Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетным направлением в работе любого дошкольного учреждения. Немаловажную роль при этом играет эмоционально- личностное благополучие ребенка. Недостаток тепла, ласки, разлад между членами семьи, непонимания со стороны взрослых и сверстников приводит к формированию у ребенка чувства тревожности, незащищенности, неуверенности в себе. У этих детей часто наблюдается низкий уровень речевого общения, они агрессивны, не умеют и не желают уступать друг другу, не хотят быть терпимее и доброжелательнее
Песок - загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы, быть сухим и легким, или ускользающим и влажным, или плотным и пластичным. Игра с песком, как способ развития и само терапии ребенка, известен уже давно.
Песочная терапия - это возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия. Песочная терапия - это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир с помощью множества миниатюрных фигурок, латка с песком, некоторого количества воды - и ощущения свободы и безопасности самовыражения, возникающей в общении.
Это естественная и доступная каждому ребенку форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи. Он проигрывает тревожащие его ситуации, создает картину собственного мира из песка, освобождается от напряжения. Он приобретает опыт положительного разрешения жизненных ситуаций. И наступает момент, когда я могу заметить в поведении ребенка изменения. Он начинает применять в реальности свой «песочный» опыт. Повышается мотивация ребенка узнавать новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
Концептуальные подходы к содержанию программы песочной терапии основаны на идеях гуманистической педагогики, принципах развития образования детей. Проведение мероприятий реализуют потребности детей в творчестве, познании, самореализации, цели и смысле жизни, уважении, радости. Песок поможет обеспечит удовлетворение одной из важнейших потребностей каждого ребенка- быть здоровым, эмоционально благополучным.
Цели и задачи:
Цель программы: Главная цель песочной терапии – не «переделать» ребенка, не научить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность быть самим собой, любить и уважать себя таким, какой он есть, дать почувствовать ребенку нужным, общительным.
Задачами программы являются:
1) Способствовать развитию коммуникативных навыков ребенка с помощью совместной игровой деятельности.
2) Развивать тактильную чувствительность как основу раскрепощения сознания детей.
3) Развивать все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление) речь.
4) Развивать интерес ребенка к экспериментальной деятельности, его любознательность.
Структура и формат занятий
Занятия проводятся 2 раза в неделю в течении 3-х лет, продолжительностью 20- 30 минут (в зависимости от возраста). Одно занятие в неделю направлено на развитие познавательной сферы, второе занятие на развитие эмоционального интеллекта.
Структура занятия
Все занятия имеют общую структуру, наполняемую разным содержанием в зависимости от темы занятия.
Часть 1. Вводная Цель – настраивание детей на совместную работу, установление эмоционального контакт между детьми. Основные процедуры: ритуал приветствия, игры – разминки.
Часть 2. Основная На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят упражнения и игры, направленные на развитие эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка. Основные процедуры: песочная терапия, сказкотерапия, игры и упражнения на развитие мышления, внимания, памяти, игры на развитие навыков общения, рисование, творческие работы.
Часть 3. Завершающая Основные цели: подводим итог занятия, создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоции от работы на занятии, беседуя о том, что было на занятии.
Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Казалось бы, всё очень просто – ребенок строит что-то из песка, без сожаления разрушает созданные им самим творения, и снова строит. Многократно проживая эту тайну, ребенок достигает состояния равновесия, уходят тревога и страх. Еще одно важнейшее психотерапевтическое свойство песка - возможность изменения сюжета, событий, взаимоотношений. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность изменения дискомфортной для него ситуации. Он учится самостоятельно преодолевать трудности.
С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям. С другой стороны, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов.
Мы применяем 2 вида песка: чистый кварцевый песок и кинетический песок на 98% состоит из обычного кварцевого песка и на 2% из силиконового полимера.
Последний, будучи свободно насыпанным, этот материал выглядит пушистым, рыхлым и приятен на ощупь. В процессе пересыпания частицы кинетического песка позволяют визуально, как в замедленной съемке, проследить перемещение каждой из них. При резком сжатии и уплотнении объем кинетического песка уменьшается почти в 2 раза. Образовавшаяся в результате внешнего воздействия форма сохраняется в течение длительного времени. Этот песок – набор для творчества нового поколения.
В наше детском саду также есть очень интересное направление песочной терапии – использование и применение кинетического песка, свойства которого мы описывали выше. Знакомство с «необычным песком» происходило методом экспериментирования. Ребята прекрасно справлялись с поставленной задачей: активно участвовали в изучении кинетического песка и лепке из него, на протяжении всей экспериментальной деятельности испытывали положительный эмоциональный настрой, делились друг с другом впечатлениями.
Подобные занятия так же сформировали у детей уверенность в себе, повысили самооценку и мотивацию к деятельности у детей, способствовали эффективной социальной адаптации.
С помощью песочных игр корректируется поведение детей, их эмоционально-личностные качества. Подобные занятия являются еще и отличным диагностическим методом, дают возможность увидеть и понять, что происходит у ребенка внутри, его переживания, эмоции, страхи, игра дает возможность отработать негатив, проработать конфликтные ситуации в игре. А также создавать разные клипы и мультфильмы.
В старших группах корректировать речь. Некоторые занятия проходят с включением в них логопеда. Также специалист психолог берет детей на индивидуальные занятия. А главное — дети с огромным желанием делятся своими впечатлениями с родителями, тем самым снижая уровень конфликтных ситуаций, налаживая эмоциональный контакт в общении с родителями.
Родители становятся более компетентными в детско-родительском взаимодействии. Кинетический песок уже давно известен в России, но по своей эффективности является очень перспективным. Сохранение и укрепление здоровья детей – важнейшая задача, как родителей, так и воспитателя. Конечно же, нам, очень приятно, что в детском саду создалась атмосфера увлекательной игры в песок.
Оборудование для песочной терапии:
Водонепроницаемый деревянный ящик, стол для экспериментирования, песок промытый, песок разноцветный кинетический, прокаленный. Лопатки, грабли, миниатюрные игрушки (люди, животные, растения, насекомые) Кубики разного материала (дерево, железо, пластмасса). Камешки, бусинки, пуговки, кисточки, палочки, веточки. Карточки для выполнения заданий.
Также можно использовать и не менее эко логичный и сыпучий материал – крупа разного вида.
На улице мы также развиваем навыки работы с песком. Это бывает так увлекательно, что в нашем детском саду проходят многочисленные фестивали по постройкам из песка.
Реализация этих занятий и мероприятий, позволяет нам:
1.Стабилизировать положительную динамику состояния эмоционального благополучия детей: они должны стать более коммуникативными, у них отсутствует чувство тревожности, незащищенности, конфликтности.
2. У детей разовьются творческие способности.
3. В детском саду создается благоприятный психологический климат.
4. Развевается моторика и большинство психических процессов.
Используемая литература:
1. Андрунь, С. Чудеса из песка / С. Андрунь // Обруч. - 2007. - № 3. - С. 18-21.
2. Аромштам, М. Игры влажном песке / М. Аромштам // Дошкольное образование. - 2006. - № 6. - С. 20-23.
3.Горошкова, Л. Игры с песком и водой / Л. Горошкова // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 6. - С. 19-21.
4. Грабенко, Т. М. Игры с песком или песочная терапия / Т. М. Грабенко // Дошкольная педагогика. - 2004. - № 9. - С. 12-14.
5. Грабенко, Т. М., Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия: метод. пособие для педагогов, психологов, родителей / Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. - С-Пб: Речь, 2007. - 98 с.
6. Гуськова, Т. В., Елагина, М. Г. Что нужно знать о ребенке (ранний и младший дошкольный возраст) / Т. В. Гуськова, М. Г. Елагина // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 8. - С. 18-21.
7. Денисова, Н. Д. Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников 3-7 лет / Н. Д. Денисова. - Волгоград: «Учитель», 2013. - 128 с.
8. Заботливая, Н. Ф. Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста / Н. Ф. Заботливая // Дошкольная педагогика. - 2007. - № 2. - С. 17-20.
9. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по песочной терапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. - СПб. : ТЦ «Язык», 2001. - 146 с.
10. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д., Нисневич, Л. А. Как помочь «особому» ребенку. Книга для педагогов и родителей / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Л. А. Нисневич. - СПб. : Детство-пресс, 2010. - 228 с.
11. Кошелева, А. Д. Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей дет. Сада / А. Д. Кошелева М.: Просвещение, 2005. - 176 с.
12. Кузуб, Н. В., Осипук, Э. И. В гостях у Песочной Феи / Н.В. Кузуб, Э. И. Осипук. - СПб. : ТЦ «Сфера», 2011. - 126 с.
13. Леонтьев, А. Н. Потребности, мотивы и эмоции / А. Н. Леонтьев. - Москва: Академия, 1999. - 284 с.
14. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка / М. И. Лисина; под ред. А. Г. Рузской. - М.: Издательство «Институт практической психологи», 2007. - 384 с.
15. Мешавкина, Т. Ф. Использование песочной психотерапии в работе с дошкольниками / Т. Ф. Мешавкина [Электронный ресурс]. - http://e-school.karelia.ru
16. Мухина, В. С. Возрастная психология / В. С. Мухина. - Москва: Академия, 1998. - 245 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"ЧЕТВЕРОНОГИЕ МАЛЫШИ\'\' познавательно-информационный проект в средней логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи
Первичная диагностика по развитию речи показывает, что у детей 4-5лет с общим недоразвитием речи очень слабые знания о домашних животных: порой они даже не знают, как их правильно...
ПРОЕКТ Экспериментальная деятельность детей в средней группе «Волшебный песок»
· Проект через экспериментальную деятельность формирует у воспитанников средней группы элементарные экологические знания и представления о песке, его свойствах;· В схеме осуществл...
ПРОЕКТ «Экспериментальная деятельность детей в средней группе» «Волшебный песок»
Экспериментальная деятельность детей с песком знакома большинству воспитателей. Данный проект содержит не только схемау осуществления проекта «Волшебный песок», но и образцы режиссёрских игр с песком ...
Проект в средней группе «Кинетический песок в детском саду»
Проект краткосрочный, творческий, практический, игровой. Цель проекта: Оказание помощи и поддержки детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.Задачи:-способствовать адап...
Экологический проект по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Волшебный песок»
Цель: познакомить детей с песком как с природным компонентом и его составом, дать представления о свойствах песка.Задачи:Помочь детям лучше узнать окружающий мир неживой природы;Способствовать развити...
Конспект занятия по экспериментированию в старшей логопедической группе «Песок и глина - наши помощники»
Занятие по экспериментированию для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) старшего дошкольного возраста....
Игровое занятие на прогулке в средней группе "Лежал песок, скучал песок"
Конспект игрового занятия на прогулке в средней группе "Лежал песок, скучал песок"...