«Ранняя профориентация детей дошкольного возраста как компонент социально - коммуникативного развития в соответствии с ФГОС ДО»
статья
Главной идеей образования последнего десятилетия является идея формирования успешной личности, способной быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям социальной жизни. Приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства является одним из основных принципов дошкольного образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Реализация данного принципа невозможна без включения ребенка в систему ранней профориентации.
Что такое профессиональная ориентация?
Профессиональная ориентация определяется как один из компонентов общечеловеческой культуры, а также как комплекс специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей.
Профессиональное самоопределение и профессиональная ориентация – разные понятия. Если профессиональное самоопределение можно упрощенно представить как процесс принятия решений в профессиональной сфере жизни, то профессиональная ориентация
(профориентация) представляет собой систему мер, направленных на оказание помощи
человеку любого возраста в осознанном выборе (подборе, смене) профессии, обеспечивающих
свободный выбор предстоящего профессионального пути.
Профессиональное самоопределение – это не единовременное событие, а дело всей жизни
человека, и начинается оно еще в дошкольном детстве.
Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.
Ознакомление дошкольников с профессиями осуществляется с учетом принципа интеграции всех образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО, возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proforient_k_pedsovetu_2.docx | 24.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №111 Невского района города Санкт-Петербурга.
«Ранняя профориентация детей дошкольного возраста как компонент социально - коммуникативного развития
в соответствии с ФГОС ДО»
Подготовила: Мансурова А. М.
Главной идеей образования последнего десятилетия является идея формирования успешной личности, способной быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям социальной жизни. Приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства является одним из основных принципов дошкольного образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Реализация данного принципа невозможна без включения ребенка в систему ранней профориентации.
Что такое профессиональная ориентация?
Профессиональная ориентация определяется как один из компонентов общечеловеческой культуры, а также как комплекс специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей.
Профессиональное самоопределение и профессиональная ориентация – разные понятия. Если профессиональное самоопределение можно упрощенно представить как процесс принятия решений в профессиональной сфере жизни, то профессиональная ориентация
(профориентация) представляет собой систему мер, направленных на оказание помощи
человеку любого возраста в осознанном выборе (подборе, смене) профессии, обеспечивающих
свободный выбор предстоящего профессионального пути.
Профессиональное самоопределение – это не единовременное событие, а дело всей жизни
человека, и начинается оно еще в дошкольном детстве.
Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.
Ознакомление дошкольников с профессиями осуществляется с учетом принципа интеграции всех образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО, возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
Важнейшим результатом включения ребенка дошкольного возраста в процесс ранней профориентации, целесообразность и необходимость такой работы, станет формирование у детей качества социальной адаптивности. Формирование качества социальной адаптивности ребенка дошкольного возраста – важнейший компонент его социально-коммуникативного развития, так как оно направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе.
Нельзя забывать об огромном потенциале ранней профориентации для познавательного развития ребенка дошкольного возраста.
Традиционно выделяют несколько этапов этого процесса:
I этап. Конкретно-наглядные представления о мире профессий. Этот этап берет свое
начало в возрасте становления самосознания как такового – в 2,5–3 года и продолжается
вплоть до начала подросткового возраста (10–12 лет). В процессе развития ребенок насыщает
свое сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он в символической
форме пытается проиграть действия шофера, медсестры, учителя, бухгалтера и др.,
основываясь на наблюдении за взрослыми.
Именно в дошкольном возрасте создается определенная наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания. Поэтому очень важно создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем, на основе этого материала, ребенок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно на стадиях профессионального самопознания, (когда ребенок имеет определенные представления о разнообразных профессиях) и профессионального самоопределения.
Главная цель на начальных этапах заключается в том, чтобы постепенно сформировать у ребенка внутреннюю готовность самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и
реализовывать шаги своего профессионального развития.
Ранняя профориентация заключается, конечно, не в том, чтобы к концу дошкольного периода ребенок был готов осуществить осознанный выбор профессии, а в том, чтобы
- сформировать представления о разнообразии и объективной специфике профессий;
- сформировать у ребенка эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру;
- предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.
Основными направлениями ранней профессиональной ориентации являются:
- профессиональное воспитание (формирование у детей интереса к труду, трудолюбия);
- профессиональное информирование (обеспечение детей информацией о мире
профессий).
Оба эти процесса нуждаются в руководстве со стороны взрослых, и оба эти процесса могут
быть реализованы в условиях дошкольной образовательной организации.
Рассмотрим формы и методы работы с детьми по формированию представлений о труде взрослых.
Для ознакомления детей с трудом взрослых можно применять традиционные методы обучения
и воспитания:
словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение
детской художественной литературы);
наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий,
рассматривание картин и иллюстраций);
практический (экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно-бытового труда);
игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации).
В практической деятельности все методы применяются не разрозненно, а в сочетании друг с
другом.
Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых – наблюдения и
экскурсии, которые обеспечивают наглядность и ясность получаемых представлений,
способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. Важно помнить, что наглядно
воспринятое требует пояснений со стороны взрослого. В процессе дальнейших бесед и
занятий с детьми обязательно нужно уточнять, дополнять, закреплять сведения, полученные
ими во время наблюдений.
С развитием IT-технологий и применение ИКТ становятся возможными виртуальные экскурсии.
В детской художественной литературе много произведений, посвященных труду.
Стихотворения, рассказы, сказки, загадки о профессиях и орудиях труда, поговорки и
пословицы о труде, трудолюбии, мастерстве, скороговорки, в которых упоминаются
профессии и орудия труда, считалки, стихи для пальчиковой и артикуляционной гимнастики,
физкультурной минутки помогут в непринужденной форме дать детям новую информацию о
профессиях и закрепить ранее полученные знания.
Осознать общественную значимость труда взрослого ребенку помогают дидактические игры,
моделирующие структуру трудового процесса: цель и мотив труда, предмет труда, инструменты и оборудование, трудовые действия, результат труда.
Полученные в процессе вышеперечисленных форм работы с детьми представления о людях
разных профессий благоприятно сказываются на развитии у детей ролевого поведения в сюжетных играх. Сюжетно-ролевая игра – не только ведущая деятельность дошкольника, но и
необходимое средство реализации задач ранней профориентации. Педагогу необходимо научить ребенка переводить знания, полученные из разных источников в сюжеты игр. Для этого нужно помочь детям определить содержание предстоящей игры,
последовательность событий, игровые действия, а также персонажей и их взаимодействие.
В процессе профориентационной сюжетно-ролевой игры имитируются производственные
сюжеты, ситуации, профессиональная социальная среда, модели профессионального
поведения, модели межличностных профессиональных отношений. В ходе такой игры ранее
полученные знания о профессиональной деятельности взрослых преобразуются в доступный
для ребенка опыт. В возрастном аспекте сюжетно-ролевая игра профориентационного
характера постепенно усложняется по содержанию.
На практике ранняя профессиональная ориентация в дошкольной образовательной
организации заключается в реализации комплекса психолого-педагогических мер
воздействия на личность ребенка с учетом его возрастных особенностей, направленных на
зарождение профессионально ориентированных интересов и склонностей, а также в создании
соответствующей предметно-развивающей среды. Кроме того, ранняя профориентация
включает в себя информационные консультации и мероприятия, которые направлены на
приобщение родителей к работе по ранней профориентации детей совместно с дошкольным учреждением.
Работа по формированию у детей представлений о труде взрослых проводится:
- в процессе непосредственно образовательной деятельности;
- в процессе образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов;
- в процессе самостоятельной деятельности детей
- и в процессе совместной деятельности с семьей.
Успешное осуществление вышеперечисленных форм работы с детьми невозможно без организации правильной и соответствующей возрастным особенностям профориентационной предметно-развивающей среды.
Оснащение предметно-развивающей среды в целях ранней профориентации подразумевает:
- подбор художественной литературы, энциклопедий, самодельных книжек-малышек,
связанных с темой «Профессии», в книжном уголке;
- создание картотеки пословиц и поговорок о труде, загадок, стихов о профессиях и
орудиях труда;
- подбор иллюстраций, репродукций картин, раскрасок с профессиями в уголке
изобразительной деятельности;
- подбор и изготовление дидактических игр по ознакомлению с профессиями;
- подбор демонстрационного материала по теме «Профессии»;
- подбор мультфильмов, видеофильмов, видеороликов, связанных с темой «Профессии» (для детей старшего дошкольного возраста);
- выпуск настенной газеты, посвященной профессиям взрослых;
- оформление альбома о профессиональных династиях воспитанников;
- оформление альбома с фотографиями «Профессии наших родителей»;
- материалы для сюжетно-ролевых игр.
Ознакомление с профессией можно провести согласно алгоритму:
- Название профессии
- Место работы
- Материал для труда
- Форменная одежда
- Орудия труда
- Трудовые действия
- Личностные качества
- Результат труда
- Польза труда для общества
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ГМО воспитателей групп раннего и дошкольного возрастов по теме: "Социально - коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО".
В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач именно социально-коммуникативно...
Инновационные формы работы с социальными партнерами по ранней профориентации детей дошкольного возраста
Ознакомление дошкольников с трудом взрослых играет важную роль в установлении их контактов со взрослым миром. Формирование системных знаний детей о труде взрослых предполагает знакомство дошкольников ...
«Создание максимально благоприятных условий по ранней профориентации детей дошкольного возраста в условиях реализации с ФГОС ДО»
Повышение уровня педагогической компетенции педагогов посредствам реализации ФГОС ДО теоретической и практической подготовки педагогов, совершенствование практических навыков, необходимых в работе по ...
Выступление на педагогическом совете «Организация работы в ДОО по ранней профориентации детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО» на тему «Технология исследовательской деятельности»
В данном проекте для педагогов ДОО представлена технология исследовательской деятельности в рамках ранней профориентации детей дошкольного возраста....
Перспективный план по « Формированию основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» (старшая группа)
Формирование основ безопасности жизнедеятельености детей старшего дошкольного возраста. Материал удобен для использования в организации совместной деятельности детей старшего дошкольного возраст...
Семинар - практикум "Ранняя профориентация детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО"
Проблема профориентации является общественной, так как именно от неё зависит состояние общества, развитие рынка труда, занятость населения, возможность выявления талантов и направление их в наиболее п...
МАСТЕР–КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ИСКУССТВО, КУЛЬТУРА» «РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ТЕАТРОВ»
Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию мастер-класс, тема которого «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста через различные виды театров»....