Консультация для педагогов
консультация

Зейналова Маргарита Геннадьевна

 

 

Тематическая консультация для педагогов

ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКА

 

 

 

 

 

 

Радость труда – могучая воспитательная сила. В годы детства каждый ребенок должен глубоко пережить это благородное чувство.

В.А. Сухомлинский

Труд – помощник в воспитании и всестороннем развитии личности дошкольника. Вся жизнь человека сопровождается трудовой деятельностью. Каждый ребенок с дошкольного возраста должен принимать участие в труде и выполнять те несложные обязанности, которые поручают ему взрослые. Воспитание трудолюбия является важным элементом социально-коммуникативного развития детей, приобщения к жизни в обществе.

В дошкольном учреждении трудовому воспитанию детей необходимо отводить особое место. Регулярная и методически правильно организованная работа воспитателей с детьми поможет повысить интерес дошкольников к труду, расширить их представления об окружающем мире. Воспитателям необходимоформировать у детей те трудовые навыки и умения, которыми должны овладеть дети каждой возрастной группы.  Знакомя детей с трудом взрослых, необходимо привить уважение к нему, обучая простейшим трудовым навыкам, воспитывать интерес к труду, умение работать в коллективе. В процессе обучения трудовым навыкам  способствовать формированию у детей желаниявыполнять самостоятельно все то, что им посильно, приходя на помощь всякий раз, когда они нуждаются в ней. В детском саду не допускается, чтобы дошкольники испытывали огорчения от неудачных попыток самостоятельно сделать предложенную работу, чтобы у ребенка не возникла неуверенность в своих силах и нежелание трудиться. Приобщение к трудовой деятельности воспитатели должны начинать с самого раннего возраста, не навязывая труд и не заставляя ребенка выполнять ту или иную работу, а побуждатьдетей помогать взрослым, наводить порядок, следить за чистотой в групповой комнате и на участке

По содержанию трудовую деятельность в дошкольном учреждении можно разделить на несколько видов:

хозяйственно-бытовой труд: самообслуживание, уход за групповой комнатой и одеждой, помощь взрослым в приготовлении пищи;

труд «в природе»: выращивание комнатных растений, полив, посевы в цветнике, в огороде, уход за животными;

 

ручной труд – шитье, вышивание, изготовление поделок из природного материала, ткани, бумаги.

Педагоги,  постепенно вовлекая дошкольников в каждый вид труда, способствуют тем самым социализации личности каждого ребенка.

Обязательным условием трудового воспитания в дошкольном учреждении является игровая увлекательная форма. С целью привлечения интереса детей к труду можно проводить занимательные досуги, развлечения,использовать пословицы и поговорки, загадки о труде, проводить веселые конкурсы, например «Собери листья в корзинку», «Кто красивее расставит игрушки», «Кто быстрее развесит платочки на веревку» и т. д. Необходимо знакомить ребят с разными профессиями, чтобы они узнали о необходимости и важности каждой из них, научились уважать чужой труд, поняли, что профессии не делятся на «хорошие» и «плохие».Дошкольники должны убедиться в необходимости и пользе труда в нашей жизни.

Воспитателю необходимо убедить родителей в необходимости продолжать воспитание трудолюбия у детей, содействовать возникновению потребности у детей трудиться. При этом, объясняя, что включение детей в семье в посильную работу делает жизнь ребенка более полной, интересной. Дошкольник приобретает много ценных качеств, становится самостоятельным, в меньшей степени зависит от взрослых, усваивает полезные практические навыки, учится ценить время, по-новому оценивает и труд окружающих его взрослых, приучается видеть свое участие в этом труде. Мамы и папы ненавязчиво могут предложить ребенку помочь сделать несложную работу, например, собрать игрушки, протереть пыль. У детей постарше уже могут быть трудовые обязанности, например, повесить аккуратно свою одежду, убрать свое рабочее место, игрушки, покормить животных и т. д. За все достижения ребенка необходимо поощрять и хвалить. Трудовое воспитание должно проходить на позитивной волне. Основным способом сделать труд привлекательным для дошкольников является игра, благодаря которой ребенок и познает окружающий мир. Родителям следует помогать своим детям организовывать игры, незаметно вовлекая ребенка в трудовую жизнь. Хорошим помощником в воспитании у детей трудолюбия является чтение, обсуждение рассказов о труде людей разных профессий, стихов, сказок, в которых высмеивается лень и восхваляется трудолюбие, например, «Вершки икорешки», «Репка», «Мойдодыр», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Федорино горе» и т. д.

В привитии любви к труду большое значение имеет и наглядность. Не зря говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Ребенок необходимо везде и всюду видеть труд людей. Дети должны убедиться в том, что труд приносит счастье. Воспитатели детского сада и родители должны своим примером показывать необходимость и значимость трудовой деятельности. Выполнение домашних поручений в сочетании с заданиями в детском саду будет способствовать воспитанию трудолюбия, самостоятельности у детей дошкольного возраста.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....

Консультация для педагогов: Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи

Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи...