Интеграция двигательной, игровой и познавательно-исследовательской деятельности на физкультурных занятиях в соответствии с требованиями ФГОС
консультация (средняя, старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Интеграция двигательной, игровой и познавательно-исследовательской деятельности на физкультурных занятиях в соответствии с требованиями ФГОС
Дошкольный возраст многими психологами характеризуется как несущий в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Раскрыть их помогает образовательная деятельность. В соответствии с требованиями ФГОС наиболее эффективно образовательные задачи можно решить только в том случае, когда педагог целенаправленно использует интегративный подход при организации образовательного процесса.
Интеграция – одно из важнейших и перспективнейших методологических направлений становления современного образования. Актуальность данного подхода объясняется целым рядом причин:
- Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую разделы дошкольной образовательной программы, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.
- Использование интегрированного подхода развивает потенциал самих воспитанников, побуждает к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
- Форма проведения занятий нестандартна, интересна. Использование различных видов деятельности в течение занятия поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий. Образовательная деятельность с использованием интеграции раскрывают значительные педагогические возможности, ощутимо повышает познавательный интерес, служит развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти.
- Интегративная форма дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, раскрытия его способностей.
Всё это привело нас к активному поиску межпредметных связей, использованию их в дифференцированном обучении и воспитании. Перед нами встал вопрос об использовании интегрированного подхода в образовании детей дошкольного возраста. Одна из форм осуществления данного подхода, позволяющего сэкономить детям время для общения, прогулок, самостоятельного творчества и игровой деятельности, – интегрированные занятия.
Перед собой мы поставили следующую цель – достичь целостного представления об изучаемом явлении, событии, процессе, которые отражаются в теме, разделе программы на физкультурных занятиях путем интеграции различных видов детской деятельности.
Исходя из цели, нами решались следующие задачи:
- Формирование осознанного отношения к физической активности на основе освоения представлений и знаний о физической культуре.
- Повышение уровня физической подготовленности на основе формирования и совершенствования двигательных умений и навыков и развития двигательных качеств и способностей.
- Воспитание потребности в физическом совершенствовании на основе формирования интересов и мотивов к занятиям физическими упражнениями.
Согласно принципу интеграции, физическое развитие детей осуществлялось не только в процессе специфических физкультурных и спортивных игр, упражнений, занятий, но и при организации всех видов детской деятельности через физкультминутки, дидактические игры с элементами движения, подвижные игры с элементами развития речи, математики, конструирования и пр.
Мы целенаправленно организовывали образовательный процесс так, чтобы от детей требовалась оптимальная двигательная активность во всех видах детской деятельности (не просто ответ на вопрос, а ответ и передача мяча и пр.). Такой подход не только стимулировал физическое развитие, но и способствовал более успешному решению остальных образовательных задач.
С другой стороны, в процессе образовательной деятельности по физическому развитию обращали внимание на одновременное решение задач других образовательных областей:
- формирование навыков безопасного поведения в подвижных и спортивных играх при пользовании инвентарём («Безопасность»);
- создание на физкультурных занятиях педагогических ситуаций и ситуаций морального выбора, развитие нравственных качеств, поощрение проявлений смелости, находчивости, взаимовыручки, выдержки и пр., побуждение детей к самооценке и оценке действий и поведения сверстников («Социализация»);
- участие детей в расстановке и уборке физкультурного инвентаря и оборудования («Труд»);
- активизация мышления детей (через самостоятельный выбор игры, оборудования, пересчёт мячей и пр.), специальные упражнения на ориентировку в пространстве, подвижные игры и упражнения, закрепляющие знания об окружающем (имитация движений животных, труда взрослых), построение конструкций для подвижных игр и упражнений (из мягких блоков, спортивного оборудования), просмотр и обсуждение познавательных книг, фильмов о спорте, спортсменах, здоровом образе жизни («Познание»);
- проговаривание действий и название упражнений, поощрение речевой активности детей в процессе двигательной активности, обсуждение пользы закаливания и занятий физической культуры («Коммуникация», «Здоровье»);
- игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, считалок; сюжетные физкультурные занятия на темы прочитанных сказок («Чтение художественной литературы»);
- привлечение внимания дошкольников к эстетической стороне внешнего вида детей и воспитателя, оформление помещения; использование на занятиях физкультурой изготовленных детьми элементарных физкультурных пособий (флажки, картинки, мишени для метания), рисование мелом разметки для подвижных игр («Художественное творчество»);
- ритмическая гимнастика, игры и упражнения под музыку, пение; проведение спортивных игр и соревнований под музыкальное сопровождение; развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера («Музыка»).
Важной особенностью интегрированного занятия являлась смена динамических поз и видов детской деятельности. Во время занятия предполагалось использование разнообразных видов детской деятельности, которые можно интегрировать между собой, например, драматизацию сказки с конструированием из строительного материала, изготовлением декораций, атрибутов к игре; слушание музыкального произведения с чтением стихов, рассматриванием произведений изобразительного искусства и рисованием. Занятия интегрированного характера вызывали интерес у детей, способствовали снятию перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности.
Предлагая детям различные упражнения, мы не только давали физическую нагрузку, но и в формулировке заданий обращали внимание на разные математические отношения, предлагали выполнять упражнения не по образцу, а по устной инструкции. Также, дополнительно к предметам, которые обычно использовались при выполнении физических упражнений, целесообразно применяли плоские и объемные геометрические фигуры, цифры, карточки с изображением характерных признаков времен года, частей суток. Например, упражняя детей в прыжках, формировали количественные представления:
- подпрыгнуть на одной (двух) ногах указанное количество раз;
- подпрыгнуть на один раз меньше, чем…..;
- посчитать количество прыжков до кубика;
- прыгать по 5 раз на правой и левой ноге;
- прыгая из обруча в обруч, назвать, каким по счету находится обруч определенного цвета.
Физкультурные занятия и занятия по экологии имели общепринятую структуру. Так, наблюдения за природными явлениями, беседы о природе проводились в подготовительной части занятия в сочетании с ходьбой в умеренном темпе по экологической тропинке, а затем использовались физические упражнения в общепринятой последовательности в соответствии с рекомендуемыми принципами распределения физической нагрузки. Физические упражнения предшествовали наблюдениям и рассказам об объектах или явлениях природы, проводимым в заключительной части занятия при возвращении по тропинке здоровья в детский сад. В подготовительной части занятия применялись физические упражнения (например, ходьба в сочетании с бегом), затем проводились природоведческие наблюдения в сочетании с тематическими упражнениями и подвижными играми, и, наконец, занятие завершалось либо бегом в сочетании с ходьбой, либо наблюдениями в сочетании с ходьбой в умеренном темпе.
Таким образом, интегрированные занятия: 1.Оказывают положительное влияние на уровень освоения упражнений дошкольникам 2.Повышают уровень образованности. 3.Способствуют не только развитию физического потенциала дошкольников, но и формированию различных знаний.
Проблема интеграции дошкольного образования очень важна, её актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к детскому саду. Интегрированное образование создает новые условия деятельности воспитателей и воспитанников и представляет собой действенную модель активизации мыслительной деятельности и развивающих приемов обучения.
Реализация интеграции на практике будет успешной только при комплексном подходе к решению данной проблемы со стороны всего педагогического коллектива ДОУ, а также родителей воспитанников.
Литература.
1. Вераксы Н.Е. Примерная основная общеобразовательная программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы». – М. Мозаика-Синтез, 2011.
2. Система физического воспитания в ДОУ.Волгоград: Учитель, 2012.
3. Литвинова О.М. Система физического воспитания в ДОУ. – Волгоград: Учитель, 2007.
4. Микляева Н.В. Физкультурно-оздоровительная работа детского сада в контексте новых федеральных требований. – М. УЦ «Перспектива», 2011.
5.Сажина С.Д. Технология интегрированного занятия в ДОУ. – ТЦ «Сфера» М.2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеграция двигательной, игровой и познавательно-исследовательской деятельности на физкультурных занятиях в соответствии с требованиями ФГТ
Хочу представить материал по теме:"Интеграция двигательной, игровой и познавательно-исследовательской деятельности на физкультурных занятиях в соответствии с требованиями ФГТ". Здесь статья на эту тем...
Интеграция двигательной, игровой и познавательно-исследовательской деятельности на физкультурных занятиях в соответствии с требованиями ФГТ.Конспект интегрированного физкультурного занятия в средней группе "Весёлые ёжики"
Интеграция двигательной, игровой и познавательно-исследовательской деятельности на физкультурных занятиях в соответствии с требованиями ФГТ МКДОУ детский сад «Рябинка» города Тайшета...
Интеграция двигательной, игровой и познавательно-исследовательской деятельности на физкультурных занятиях.
Интегрированные занятия как основная форма осуществления интегративного подхода в ДОУ....
«Интеграция двигательной, игровой и познавательно-исследовательской деятельности на физкультуре в условиях ФГОС ДО»
«Интеграция двигательной, игровой и познавательно-исследовательской деятельности на физкультуре в условиях ФГОС ДО»...
Доклад на педагогическом совете на тему: «Интеграция двигательной, игровой и познавательно-исследовательской деятельности на физкультуре в условиях ФГОС ДО»
Согласно принципу интеграции, физическое развитие детей осуществляется не только в процессе специфических физкультурных и спортивных игр, упражнений, занятий, но и при организации...
Доклад на педагогическом совете на тему: «Интеграция двигательной, игровой и познавательно-исследовательской деятельности на физкультуре в условиях ФГОС ДО»
Дошкольный возраст многими психологами характеризуется как несущий в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Раскрыть их помогает о...