Познавательно – творческий проект «Варежка»
проект (средняя группа)
Создание условий для развития познавательных и творческих способностей в процессе разработки детско-родительского образовательного проекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kratkosrochnyy_proekt_varezhki.docx | 37.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательно – творческий проект «Варежка»
Предварительная работа:
Чтение сказки «Рукавичка».
Выставка варежек с орнаментом.
Беседа с детьми «История варежки».
Сбор материалов по теме: стихи, загадки, пословицы и поговорки, считалки.
Задачи:
-Обогатить представления детей об одежде, ее значении.
-Активизировать словарный запас.
-Развивать связную речь.
-Воспитывать бережное отношение к предметам одежды, умение следить за своим внешним видом.
-Развивать воображение и художественное творчество у детей.
-Воспитывать усидчивость, терпеливость, аккуратность, доброжелательное отношение друг к другу.
-Создавать положительный эмоциональный настрой при подготовке к театрализованной деятельности, способствующий психологическому комфорту ребёнка.
Цель:
-Создание условий для развития познавательных и творческих способностей в процессе разработки детско-родительского образовательного проекта.
Вид проекта: познавательно-творческий.
Продолжительность: краткосрочный.
Участники: воспитатели, родители, дети.
Предполагаемый результат:
-Знать и называть предметы одежды.
-Владеть обобщающим понятием "Одежда".
-Узнавать предметы одежды по описанию.
-Знать сказку "Рукавичка".
Познавательная деятельность | Познавательное занятие «История рукавички» (приложение № 1) Выполнение комплекса утренней гимнастики «Рукавичка» (приложение №2) Пересказ сказки «Рукавичка». Сравнение рус.нар.сказки «Теремок» с укр. нар.сказкой. «Рукавичка» (приложение №3) |
Игровая деятельность | Найди пару рукавичке (учить детей соотносить друг другу одинаковые предметы, развивать внимание) Составь узор для рукавички (учить детей воображению, творческому замыслу) |
Музыкально-театральная, речевая деятельность | Драматизация сказки «Рукавичка» (учить детей связной речи) (приложение видеозапись) Драматизация стихотворения С. Маршака «Перчатки» (приложение видеозапись) Заучивание стихов «Маша варежку надела», «Варежки». Чтение стихотворения «Почему варежки носят на резинке» |
Продуктивная деятельность | Показ способа вязания рукавички. Создание мини – музея «Такие разные варежки» Аппликация с использованием нетрадиционных способов изодеят-ти «Орнамент для варежки» Открытое интегрированное занятие по изодеятельности «Варежки для зайчат» (приложение№4) |
Работа с родителями | Изготовление плоскостной рукавички (конкурс – выставка) Открытое интегрированное занятие. Коллекция варежек для мини – музея с помощью родителей. |
Приложение №1
Познавательное занятие в старшей группе «История рукавичек».
Задачи: познакомить детей с появлением варежки.
Цели: познакомить с прошлым варежек, побудить к пониманию их названия, функции и необходимости в жизни человека; научить понимать, что человек создает варежки для себя и для других, определять и называть материал из которого сделаны варежки; познакомить с новыми словами, обогащать словарный запас.
Русское слово «варежка» происходит от древнерусского глагола «варити», «варовати», т. е. «защищать», «охранять». От чего? Да от холода! Но существует и третий: слово «вареги» - от «варить», т. е. раньше вязаные шерстяные рукавички заваривали в кипятке, чтобы они стали более плотными и теплыми.
В разных областях России варежки называли по-разному: валянки, катанки, плетенки, вязанки, связни - по способу их изготовления. Были еще мохнатки, шубницы... Эти, нетрудно догадаться, делались их меха - оленьего, собачьего, козлиного, волчьего, медвежьего и др. - вареги, варежки, варьги, варяшки, вачаги, дельницы, мохнатки, мохнашки, рукавки, связни.
На Руси варежки известны с 13 века, но в крестьянском быту они наверняка существовали и раньше. Богатые люди носили одежду с длинными рукавами и прятали там руки от холода. Но так неудобно было работать.
Сменилась мода, укоротились рукава, и возникла нужда в защите рук. Так рукавички перешли из рабоче-крестьянского быта в дворянский. И выглядеть они стали гораздо ярче и богаче!
Варежки делились на мужские и женские. Женские - миниатюрнее, наряднее, многоцветнее. Мужские попроще, вязались без резинки, чтобы было удобнее работать и легко скинуть с руки, пот утереть или перекурить.
В 19 веке девушки и молодые замужние женщины из зажиточных семей по большим праздникам носили накулачники (митенки) - длинные узкие перчатки без пальцев. Вязали их из белых хлопчатобумажных ниток. К началу 20 века они почти повсеместно исчезли из деревенского костюма.
Для господ их делали из бархата, парчи и сафьяна, украшали жемчугом, бисером, драгоценными камнями, золотым и серебряным шитьем. Такие шедевры даже передавались по наследству из поколения в поколение. А крестьянские рукавички тоже претерпели определенные изменения - возникли всем нам привычные варежки.
Дело в том, что постепенно стало происходить разделение понятий: рукавички - то, что сделано из меха или ткани, а варежки - только вязаные. Часто носили и то, и другое, особенно на дальнем севере: снаружи большая рукавица из меха, под ней - вязаная варежка, более тонкая и нежная. Назывались такие варежки исподочки.
Значение элементов орнамента на русских варежках.
Варежка была не только предметом одежды, защищающим от холода, но и произведением искусства и даже своеобразным посланием: ее красивый, иногда очень сложный многоцветный узор мог нести определенную тайную информацию. Например, рисунок рыбы - символ плодородия, солнца, добра. Цепочка из ромбов - дерево жизни, кресты - огонь или солнце.
На Руси же вязали женщины. Этому учились с детства, ведь девушка к свадьбе должна была успеть приготовить себе приданое. Нужно было не только сшить свадебное платье, вышить полотенца и скатерти, но и одарить семью жениха вязаными чулками и варежками с красочными орнаментами.
Сейчас варежки так же популярны, как и в стародавние времена. Только, разумеется, они уже не передаются по наследству. Варежки - вещь сугубо практичная. Однако современные модельеры вновь обратили на них свое внимание. Ведь что может быть уютнее старой доброй теплой варежки? Узорчатая вязаная рукавичка прекрасно смотрится и с современной однотонной курткой, и с вязаной шапочкой и шарфиком.
Элементы орнамента подсказывают человеку окружающая природа, место его обитания, климат, обычаи народа, очертания человеческого тела и окружающих предметов. Орнамент в прошлом некогда не был чисто декоративным. Каждый его элемент имел определённый смысл, был условным, но всем понятным изображением законов природы: рождения, жизни, смерти. Орнамент можно назвать древним языком общения людей.
Символика орнаментов одинакова у многих народов. Например, ромб имеет множество значений. Некогда он был символом солнца, знаком плодородия, земледелия, добра, счастья, полной жизни. Ромб с точкой посередине обозначал оплодотворённую землю, засеянные поля. Именно этот орнамент чаще всего использовала невеста при вязании своего приданного.
Цепочка из ромбов - "древо жизни", ромб с продлёнными сторонами защищал от проказ тёмных сил, именно этим знаком славяне украшали срубы своих домов.
Если варежка испещрена крестами, не стоит пугаться. Крест - символ огня и солнца. "Вязаное" солнце - символ света и животворения.
Самый распространённый после геометрического - растительный орнамент. Его основные мотивы: стилизованные цветы, побеги, листья, ветви растений. Существуют и другие виды орнамента: птицы, звери, насекомые, волны, фантастические или сказочные звери или их части. Другая большая группа - предметы, созданные человеком: инструменты, орудия труда, оружие, здания.
Цветовая палитра узоров русских варежек
При вязании узоров не меньшую роль, чем орнамент, играет цвет. Традиционно расцветка, так же как и узоры, зависела от назначения изделия. Раньше на повседневных вещах узоры были попроще (точки, крестики, штрихи) и цвета поскромнее: чёрный, серый, белый. Яркими нитями контрастных цветов вязали праздничные рукавицы. Распространены были следующие устойчивые сочетания: красно-зелёные, чёрно-сине-жёлтые, чёрно-сине-красные. Бордюры, которыми окаймляли главные мотивы узора, чаще всего вязали, сочетая нити красного и белого цветов.
Любимая расцветка рукавиц у народов Поморья представляла собой сочетания зелёного и красного, жёлтого и фиолетового, оранжевого и синего, именно они считались гармоничными в 19 веке. Потребность в таких ярких сочетаниях была обусловлена жаждой цвета в условиях долгой полярной ночи.
Колорит более ранних изделий был охристо-жёлтым (с оттенком табачно-зелёного), красно-коричневым - без резких контрастов. Спокойные мягкие цвета получались при окрашивании шерсти натуральными красителями: стеблями, цветами и корой растений.
Несмотря на это прелесть ручной работы остаётся, а изделия, связанные вручную, ценятся с каждым годом всё больше. Потому что каждая ручная вещь неповторима, в каждую вложена частичка души. Вязать одинаковые вещи мне, например, просто неинтересно. Каждый раз хочется сотворить что-то новенькое. Ещё не довязала одну пару рукавичек, а уже зреет набросок следующей и хочется быстрей приступить к выполнению задуманного. А как приятно видеть восхищённые взгляды попутчиц, с интересом разглядывающих зимой мои варежки. Ведь они мой оберег, который зимой всегда со мной!
Приложение №2
Комплекс утренней гимнастики по сказке «Рукавичка».
Вводная часть. | ||||||
На зарядку по порядку становитесь все опять. Потерял дед рукавичку, мы идём её искать. | Построение в колонну. | |||||
Друг за другом мы пойдём, рукавичку мы найдём. | Ходьба 10-12 сек. | |||||
Побежали наши ножки, каждый по своей дорожке, Вы внимательно смотрите, рукавичку всё ищите. | Бег врассыпную 16-20 сек. | |||||
Дети друг за другом встали и красиво зашагали. | Ходьба по кругу 10-12 сек. | |||||
Снова побежали ножки, каждый по своей дорожке. Рукавичку мы найдём, её деду принесём. | Бег врассыпную 16-20 сек. | |||||
А теперь в кружок все встали, по тропинке зашагали. | Ходьба 10 сек. | |||||
Вот полянка, вот и лес, вот и ёлка до небес. А под ёлкой рукавичка, рукавичка невеличка. | Перестроение в круг. | |||||
Общеразвивающие упражнения. | ||||||
1. | И.п.: стоя, ноги слегка расставлены, руки вдоль туловища. | Удивились ребятки: «кто играет с ними в прятки? Кто залез в рукавичку, рукавичку-невеличку?» | Поднять плечи, развести руки в стороны, удивиться. И.п. 4-6раз. | |||
2. | И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. | Появилась слева мышка-норушка. Справа показалась лягушка-квакушка. Слева вывалился мишка-топтыжка. Справа выглянул серый волчишка. | По 3 поворота влево и вправо. | |||
3. | И.п.: стоя, ноги слегка расставлены, руки вдоль туловища. | Дети, дружно приседайте, рукавичку поднимайте. Раз-два, раз-два- неподъёмная она. Сели-встали, сели-встали, рукавичку не подняли. | Присесть, руками коснуться пола 4 раза. | |||
4. | И.п.: стоя ноги слегка расставлены, руки на поясе. | Звери дружно прыгать стали и все вместе закричали: «вы оставьте рукавичку, Мы вам спляшем вшестером И отсюда в лес холодный Ни за что мы не уйдём. Прыг-скок, прыг-скок прыгай с нами, дружок. | По 8 прыжков 2раза. | |||
5. | И.п.: стоя, ноги слегка расставлены, руки вдоль туловища. | Рукавичка растянулась, рукавичка подросла, Шестерых друзей вмещает, будет деду велика. А какая она стала? Покажите-ка, друзья. Раз-два, раз-два- рукавичка велика. | Поднять руки вверх, развести в стороны 4 раза. | |||
Заключительная часть | ||||||
Сказка кончилась, и мы все домой идти должны. Ах, ты матушка зима, все дорожки замела. Друг за другом пойдём - мы дорожку найдём. | Спокойная ходьба. | |||||
Приложение №3 Сравнение русской народной сказки «Теремок» с украинской народной сказкой «Рукавичка». Цель: познакомить с украинской народной сказкой «Рукавичка». Учить сравнивать эту сказку с русской народной сказкой «Теремок»: находить сходство и различия в построении сюжетов, характерах героев, их прозвищах, образных выражениях. Ход занятия: ссылка на журнал «Ребенок в детском саду» №5/ 2009 год. Приложение №4 НОД для детей старшего дошкольного возраста на тему : «Варежки для зайчат» воспитатель Окладникова В.А. Задачи:
Материал: корзина с разноцветными клубками шерстяных ниток, несколько пар вязаных варежек с разным узором по количеству детей, крючок вязальный для показа, спицы вязальные вырезанные из цветной бумаги заготовки в форме варежек, гуашевые краски, кисти , салфетки, баночки с водой. Словарная работа: варежки, перчатки, надевать, тёплые, мягкие, шерстяные, нитки, клубок ниток, клубки, клубочки, смотать нитки в клубок,вязать, вязаные, спицы, клубок. Предварительная работа: создание «Мини–музея» варежки , беседа на тему «История варежки»,рассматривание разных рукавичек для детей и взрослых, чтение стихов « Голубые варежки; Маша варежку надела; Варежки; Почему варежки носят на резинке?»; чтение украинской нородной сказки « Рукавичка»; показ кукольного театра по сказке « Рукавичка» в младшей группе. Ход занятия. Воспитатель. Ребята, я вам принесла корзину. Хотите узнать что в ней? Что это? Дети. Нитки. Клубки ниток. Воспитатель. Правильно, это клубки. Какую форму имеют клубки? И как они получились? Дети. ( Ответы). Воспитатель. В клубок смотаны нитки ( показать как сматываются). Эти нитки шерстяные. Что можно связать из шерстяных ниток? Дети. (Ответы). Воспитатель. Вы знаете чем вяжут мамы и бабушки? ( ответы). Правильно спицами или крючком. ( показать сначала спицы, потом крючок).Варежки обычно вяжут спицами. Посмотрите как я это буду делать ( показать процесс вязания спицами один ряд).Я вам сейчас покажу какие варежки получаются из шерстяных ниток ( показать все варежки какие есть в корзинке). Воспитатель. Ребята, мы сейчас с вами поиграем. Я вам раздам по одной варежке, а вы должны найти для неё пару ( дети находят пары). Потрогайте варежки, приложите их к щёчкам – они мягкие, чуть - чуть колючие, связаны из шерстяных ниток, значит, шерстяные. Наденьте их на руки – они тёплые. Отгадайте загадку: Чтоб не мёрзнуть , пять ребят В печке вязаной сидят. ( ответы) ( пальцы в варежке) А теперь послушайте весёлое стихотворение :« Где мой пальчик?» Маша варежку надела. - Ой, куда я пальчик дела? Нету пальчика, пропал, В свой домишко не попал! Маша варежку сняла. - Поглядите – ка , нашла! Ищешь, ищешь – и найдёшь. Здравствуй, пальчик! Как живёшь? Н. Саконская Воспитатель. У вас такое бывает , когда пальчик вдруг куда – то пропадает? ( ответы).Отгадайте ещё одну загадку. Пять мальчиков – пять чуланчиков, Каждому мальчику - свой чуланчик. ( ответы) ( пальцы в перчатке) Воспитатель. Ребята, сегодня утром когда я пришла в детский сад, то возле двери я нашла письмо . Хотите узнать , что в нём написано? ( ответы). ( читает письмо). Ребята, это письмо от зайчихи. В нём она пишет, что в лесу наступили сильные морозы, а у её зайчат нет варежек. Они могут обморозить свои маленькие лапки. Зайчиха узнала о том, что вы умеете красиво рисовать, и хочет чтобы у её зайчат были красивые , тёплые варежки с узором. Ну, что, ребята, поможем зайчатам? Дети. ( ответы) Воспитатель. Я знала, что вы захотите помочь зайчихе и её зайчатам, и приготовила для вас варежки. Давайте украсим их цветами. ( дети садятся за столы и начинают украшать варежки) Анализ работ . Рассмотреть какого цвета варежки, какие цвета использовали, чья работа самая аккуратная, выбрать самые красивые. Воспитатель. Ребята, а как же мы передадим варежки в лес зайчатам? ( ответы детей). А давайте мы позвоним зайчихе, вот она номер телефона написала на конверте ( звонит по телефону). В группу входит зайчиха ( переодетый взрослый). Зайчиха. Здравствуйте , ребята, ой как холодно в лесу , а у вас так тепло ,так уютно. Я смотрю , вы уже и рукавички для зайчаток смастерили, ай да молодцы какие. Теперь не замёрзнут лапки у моих ребяток. Они прислали вам гостинцы в корзинке (достаёт морковку, угощает детей и взрослых). А варежки для зайчаток я заберу, складывайте их в мою корзинку..Спасибо вам , ребята, Может быть вы в следующий раз и носочки нам смастерите? ( ответы детей) До свидания ,ребята, побегу к своим малышам. Дети . До свидания зайчиха, спасибо за гостинцы. | ||||||
Литература :
- Ребенок в детском саду №5/ 2009год
- Детский сад будущего – галерея творческих проектов№7/2013 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Книга своими руками» Творческая мастерская в рамках познавательно-творческий проекта для детей среднего дошкольного возраста «Наш город «ДА!»
Верю, Знаю, Строю, Прыгаю, Лечу, Укушу, Не-Верю, Не-Пою, Не-сплю, Ругаюсь - это не просто бессмысленный набор слов, это персонажи волшебных городов "Да" и "Нет...
познавательно-творческий.проект "варежки"
Если мы хотим возродить в нашем сознании общечеловеческие ценности, то должны обратиться к освоению глубин общественной культуры, чтобы наши дети помнили и чтили культуру своих дедов и прадедов, черпа...
Познавательно-творческий проект "Создание развлекательно-познавательного журнала для детей и их родителей "Пчёлки"
Создание журнала для детей и их родителей....
Познавательно – творческий проект «Варежка» для детей 2-ой младшей группы
Цели:• пополнить представление детей о варежках, истории их возникновения;• воспитывать бережное отношение к варежкам;• сформировать представление об материалах;• сформир...
Познавательно-творческий проект по познавательному развитию
Паспорт проекта.Геометрическии фигуры....
Познавательно-творческий проект «Творческое наследие династии Скифа в старшей группе».
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 (ДЕТСКИЙ САД)Р.П. КУЙТУН Познавательно-творческий проект«Творческое наследие династии ...
Познавательно – творческий проект «Варежка» в первой младшей группы
История варежекВарежки или рукавицы — предмет зимней одежды для кистей рук, в которой есть два отделения: одно для большого пальца, а другое — для всех остальных пальцев. Варежки...