Непосредственная образовательная деятельность в подготовительной группе
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Освобождение пуговицы из ледяного плена
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eksperiment_v_pod.gruppe_led.docx | 20.13 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД Экспериментальная деятельность
Тема: "Освобождение пуговицы из ледяного плена. Лед и соль».
Цель: формирование исследовательского и познавательного интереса через экспериментирование со льдом.
Задачи:
- расширять знания детей о зиме, ее месяцах;
- продолжать формировать умение детей выделять сезонные изменения в природе (низкая температура воздуха, солнце не греет, короткие дни, длинные ночи и т.д.);
- формировать умение детей в ходе экспериментирования определять свойства льда и снега (белый, бесцветный; прозрачный, не прозрачный; рыхлый, хрупкий; не тонут в воде; тают в тепле);
- развивать умение детей отвечать на вопросы поискового характера;
- учить детей выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем;
- обогащать словарный запас детей;
- воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею; самостоятельность; аккуратность, желание добиваться положительного результата в процессе работы.
Предварительная работа: наблюдение на прогулке за зимними явлениями; рассматривание снежинок; чтение стихотворении, сказок, загадок о зиме.
Материал для занятия: снег, кусочки льда, лёд с замёрзшими в нём мелкими игрушками, цветные картонки, молоток, ёмкость с водой комнатной температуры, пластмассовые ложки, полиэтилен, ёмкость для изготовления искусственного льда, клеёнки на столы, лупы.
Ход занятия:
1.Чтение стихотворения:
Закружили метели, песни вьюга поёт.
До весенней капели вся природа заснёт.
Холод, песни метели и дорога пуста…
И закованы реки в прочный панцирь из льда.
- о каком времени года это стихотворение?
Д/и «Снежный ком». Подберите слова определения «Зима какая?»
-сколько месяцев зимой? назовите зимние месяцы; какой месяц сейчас? какой будет? какой был?
Сегодня мы продолжим разговаривать о зиме. Послушайте внимательно логическую задачу:
«На Новый год маленький Саша поехал с мамой к бабушке в деревню. Он никогда не был в деревне зимой и поэтому не узнал деревни, где отдыхал летом. Не было травы и цветов, деревья стояли голые. Все было покрыто снегом… В лесу было тихо, неслышно было птиц, не видно было зверей… Не нашел Саша и речки, потому что кругом была только белая поляна да снег… Очень удивился Саша… Стал спрашивать бабушку: «Куда делись цветы, трава, ягоды? Почему не поют птицы? Почему не видно зверей? Куда спряталась речка?..
Бабушка посадила внука на колени и стала рассказывать Саше о зиме».
Что же она ему рассказала?
(свободные ответы детей)
Послушайте ещё загадки:
Прозрачен как стекло, а не вставишь в окно (лёд)
Как думаете, о чём ещё сегодня мы будем говорить? (о льде)
Как настоящие учёные мы будем заниматься исследовательской работой. Благодаря этой работе, мы узнаем много интересного. Учёные-исследователи проводят опыты и делают научные открытия.
Проведем несколько опытов
1.Что такое снег?
Снег-это вид атмосферных осадков, выпадающих на землю. Он состоит из мельчайших кристаллов льда. Снег, как и дождь, падает из туч. Водяные пары поднимаются очень высоко над землей. Кристаллик все время растет и, наконец, становится красивой звездочкой. Наблюдая за снегом, обращаем внимание, что форма снежинок меняется в зависимости от погоды.
2. Почему же снег не похож на лед?
Из дополнительных источников и бесед с родителями мы узнали, что снежинка – это скопление маленьких кристалликов льда, которые отражаются друг от друга, поэтому снег белый. А твердости нет у них, потому что эти красивые кристаллы очень маленькие и не могут выдержать какого-либо давления.
Нам стало интересно, почему в мороз мы идем и слышим скрип снега, а когда тепло, то скрипа не слышно.
3. Скрип снега.
При сдавливании снег издает звук, напоминающий хруст. Этот звук возникает при ходьбе. Скрип снега слышен при температуре ниже -2 (-5) градуса. Считается, что есть две причины возникновения звука: ломание кристалликов снега и скольжение кристалликов снега друг о друга под давлением.
После полеченной информации мы начали исследовать свойства снега.
4. Откуда берется снег?
Невидимые водяные пары поднимаются высоко в небо, где сильный холод. Тм пары превращаются в крохотные кристаллики льда. льдинки растут и увеличиваются их лучики, и постепенно они становятся красивыми снежинками. Когда они становятся тяжелыми, то они падают вниз.
Переходим к изучению льда:
Опыт «Лед и соль»
Цель: развивать внимание, наблюдательность, интеллектуальные способности у детей.
Материалы: 4 мисок, кубики льда, рис, гречка, соль,перец.
Ход: Для эксперимента нам понадобится лед (в кубиках) и 4 небольших мисочек. Пусть ребенок положит по одному кусочку льда в каждую мисочку и посыплет каждый кубик: рисом, гречкой, солью, перцем.
Главное посыпать один из кубиков солью. Пусть дети наблюдают, как влияют гречка, рис, перец, соль на лед. Какой из кубиков тает быстрее других?
Опыт Освобождение пуговицы из ледяного плена».
Материал: лёд, пуговица.
Цель: подобрать быстрый и безопасные способ освободить пуговицу.
Дети выдвигают предположения.
После того, как высказаны все гипотезы, воспитатель вместе с детьми анализирует их с позиций «хорошо – плохо»:
- можно погреть в руках, они теплые, лед и растает (руки замерзнут)
- можно отогреть в варежках (варежки намокнут)
- можно положить на батарею
- разбить лед молотком (сломаешь пуговицу)
- можно отковырнуть ножом (можно пораниться)
- можно положить в теплую воду
- можно просто оставить в стакане в классе (долго ждать)
Положили замороженную во льду пуговицу в теплую воду.
Вывод. Пуговица быстро освободилась в теплой воде.
Динамическая пауза.
- А теперь давайте поиграем с пальчиками.
Раз, два, три, четыре, пять
Мы во двор пришли гулять.
Бабу снежную лепили,
Птичек крошками кормили,
С горки мы потом катались,
А ещё в снегу валялись.
Все в снегу домой пришли.
Съели суп и спать легли.
Опыт: Исследование чистоты снега.
Это снег я набрала на улице на нашем участке, давайте посмотрим какая она.
Вывод: Растаявший снег превратился в грязную воду, значит снег везде грязный.
Вывод: нельзя есть снег
-Подведение итогов
-Вам понравилось? Что вы делали сегодня?
- Что общего между снегом и льдом? (из воды, холодные, )
-А чем они отличаются?
Ответы: рыхлый, твердый, легкий тяжелый, белый, прозрачный...
-В какую погоду снег лёгкий, пушистый, сухой, легко рассыпается? (В морозную).
-В какую погоду снег липкий, тяжёлый, влажный, сырой? (Во время оттепели).
Что еще узнали?
Снег мягкий, а лед -…
Снег белый, а лед…
Снег легкий, а лед …
Ребята, а как вы думаете, приносит ли снег пользу человеку, и какую?
- Дышать после снега легко, потому что снег как метла собирает всю пыль, микробы и воздух становится чище, в организм попадает меньше микробов.
Молодцы! Очень хорошо сегодня поработали.
-Ребята, вам понравилось быть учеными, исследователями?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе. Образовательная область "Художественное творчес
Воспитатель:Гаянова Ольга ЮрьевнаКонспект непосредственно-образовательной деятельности по рисованию в подготовительной группе(нетрадиционное рисование)"В МИРЕ ЦВЕТОВ.РОМАШКА"программные задачи:Х...
КОНСПЕКТ Интегрированной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе (образовательная область «Познание», «Безопасность», «Коммуникация») «Все работы хороши».
«Все работы хороши» ( игра – викторина) позволяет в занимательной игровой форме закрепить у детей представления о разных профессиях....
Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе. Образовательная область "Познание" (формирование элементарных математических представлений). Тема "Космос"
Конспект позволяет в лёгкой, доступной форме объяснить сложные математические понятия....
Открытое мероприятие Непосредственно - образовательной деятельности в подготовительной группе МДОУ детский сад «Сказка» Образовательная область «Физическая культура» Тема: Жители моря.
Задачи: Оздоровительные:-Учить выполнять элементарный массаж и дыхательное упражнение; способствовать укреплению опорно-двигательного аппарата и формированию правильной осанки.Образовательные:-Ф...
Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе в образовательной области "Коммуникация" на тему: Белоснежка и семь гномов
Программное содержание:-Обобщить и систематизировать знания детей о весне.-Самостоятельно находить признаки весны.-Учить детей образовывать однокоренные слова при помощи уменьшительн...
Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе по образовательной области «Познание».
Представленный материал разработан мною по образовательной области "Познание", интеграция областей "Художественное творчество", "Коммуникация", "Музыка", "Социализация". Тема: « Птицы наши друзья»....