Конспект по речевому развитию в подготовительной группе.
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Конспект по речевому развитию "Стрекоза и муравей"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oodpo_razv.rechi_v_podgot.gr_.docx | 19.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект по речевому развитию (ознакомление с литературой)
в подготовительной группе «Стрекоза и муравей»
Цель: ознакомление с жанром басни. Басня И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей»
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей с литературным термином " басня ", с её жанровыми особенностями.
- Познакомить детей с басней И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей».
Развивающие:
- Развивать умение находить связь содержания басни с различными пословицами о труде.
- Развивать речь детей, формировать устойчивое умение отвечать на поставленные вопросы полным ответом.
Воспитывающие:
- Воспитывать нравственные качества – трудолюбие, жалость к нуждающимся, стремление осознавать, признавать свои ошибки и пытаться их исправлять.
Ход занятия:
- Организационный момент.
Дети заходят в группу, встают в круг с воспитателем:
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
- В: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о баснях. Басня - это короткая поучительная история, где высмеиваются не совсем хорошие черты характера и поступки. Героями басен часто бывают животные; басня помогает людям на примере животных увидеть в себе плохие поступки. Басни бывают в стихах и в прозе (в виде рассказов).
Известный русский баснописец - Иван Андреевич Крылов родился 13 февраля 1769 года в Москве. Когда ему было 10 лет, умер его отец, и юному Ване пришлось подрабатывать писцом в Тверском суде. В четырнадцать лет Крылов переехал в культурную столицу – Петербург. В 1809 году вышла первая книга басен И. Крылова. Всего вышло 9 книг, которые включали в себя более 200 басен. Сегодня мы поговорим о одной из известнейших басен И. Крылова - я сейчас загадаю вам загадки, а вы мне назовете главных героев этой басни.
Но сначала мы поиграем:
Артикуляционная гимнастика «Маляр»
На ромашку у ворот
Приземлился вертолёт,
Серебристые глаза,
Кто же это? … (Стрекоза)
Он работник настоящий,
Очень, очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом. (Муравей)
Он - трудяга, не бездельник,
Строит целый муравейник.
Догадайся же скорей:
"Кто строитель?" - (Муравей)
Этот малый вертолёт,
Отправляется в полёт,
Зависает, не летит,
Крылышками шевелит.
Как стекло, они прозрачны,
С виду, кажутся, невзрачны,
Вот такая егоза,
Эта наша,-...(Стрекоза.)
Ответы детей.
В: Вы догадались, как называется басня ?
Ответы детей
В: Правильно - " Стрекоза и Муравей "
Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол и дом.
Все прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает;
Стрекоза уж не поет:
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:
"Не оставь меня, кум милой!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!"
"Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?" -
Говорит ей Муравей.
"До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило".
"А, так ты..." - "Я без души
"Ты все пела? это дело:
Так поди же, попляши!"
Беседа по басне:
- Кто главные герои басни?
-С какой просьбой пришла Стрекоза к Муравью?
-Почему Муравей отказал ей в помощи?
-Чем занималась Стрекоза все лето? А что делал летом Муравей?
-Почему Стрекоза осталась к зиме без жилья?
-Справедливо ли Муравей поступил со Стрекозой?
Ответы детей.
-Чему нас учит басня?
Ответы детей.
Мораль-это основная мысль басни, которую хотел передать нам автор ( бывает обычно в конце басни, 1но может быть и в начале )
А теперь давайте с вами поиграем в игру " Назови ласково " - я буду кидать мяч, а вы будете отвечать.
Дыхательная гимнастика «Свеча»
«Назови ласково»
Стрекоза – стрекозка;
Зима – зимушка;
Лист – листочек;
Стол – столик;
Дом – домик;
Муравей – муравьишка ;
День – денек;
Час – часок;
Голова – головушка;
А сейчас я зачитаю вам пословицы, а вы выберите те, которые подходят к нашей басне:
-Готовь сани летом, а телегу зимой;
-Семь раз отмерь - один раз отрежь;
- Хочешь есть калачи- не сиди на печи;
-Делу - время, а потехе - час;
-Кашу маслом не испортишь;
-Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
А теперь расскажите мне своими словами – Муравей - он какой? (ответы детей)
А Стрекоза какая? - беззаботная, беспечная, ленивая, легкомысленная, непрактичная.
Что хотел сказать нам этой басней Крылов? Нужно не только уметь гулять и резвится, но и уметь трудится. А если ты не трудишься - готовься к холоду и голоду. Нельзя жить одним днём и совсем не думать о том, что будет завтра. Как вы думаете, такие ситуации встречаются в жизни? На какого героя этой басни вы бы хотели быть похожи?
Давайте с вами немного потрудимся и нарисуем иллюстрации к нашей басне, но вначале немного разомнемся
Физминутка.
Я большая стрекоза,
Очень круглые глаза
Я верчусь, как вертолёт
Вправо, влево, взад, вперёд.
Я летала и летала
Устали не знала.
На ромашке посидела и опять полетела.
(Дети выполняют движения по тексту)
Дети подходят к столу, где лежат распечатанные заранее раскраски по басне " Стрекоза и Муравей " и цветные карандаши.
Заключительная часть:
- Что нового узнали?
-Что было самым интересным? Скучным?
-Вам понравились рисунки, которые мы нарисовали? Давайте сделаем из них книжку. А дома вы с родителями почитаете еще басни и нарисуете рисунки для нашей книжки.
- Сегодня в нашей групповой библиотеке появится новая гостья – книга с баснями Крылова, и мы с вами познакомимся с разными героями басен, порассуждаем, прав ли был тот или иной герой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по речевому развитию в подготовительной группе «Ракета летит к звездам»
Цель: формировать умение детей в четком и громком произношении слов; развивать фонамотический слух, построение предложений типа суждений; формировать навыки активного контроля и оценки результатов дея...
Конспект по речевому развитию в подготовительной группе. Тема: Заучивание стихотворения А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало» с использованием мнемотаблицы.
Конспект по речевому развитию в подготовительной группе.Тема: Заучивание стихотворения А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало» с использованием мнемотаблицы.Цель: Учить детей пользоватьс...
Конспект по речевому развитию в подготовительной группе Тема«Путешествие в театр»
Тема«Путешествие в театр»...
Конспект по речевому развитию в подготовительной группе "Поможем знайке".
Цель данной ОД выявление уровеня усвоения детьми программного материала по оо «Речевое развитие» (Обучение грамоте) в подготовительной группе....
Конспект ОДпо речевому развитию в подготовительной группе на тему: " Чтение рассказа К.Паустовского "Теплый хлеб"
Цель: Познакомить детей с рассказом К. Паустовского «Теплый хлеб».Задачи:Образовательные:Учить отвечать на вопросы по содержанию текста. Расширятьсловарный запас, совершенствовать граммати...
Конспект по речевому развитию для подготовительной группы «Перелетные птицы»
Расширение, уточнение и активизация словаря на основе систематизации и обобщения знаний о перелетных птицах....
Конспект по речевому развитию в подготовительной группе «Дикие животные»
Конспект по речевому развитию в подготовительной группе «Дикие животные»...