Конспект по речевому развитию в подготовительной группе.
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Ененко Елена Викторовна

Конспект по речевому развитию "Стрекоза и муравей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oodpo_razv.rechi_v_podgot.gr_.docx19.03 КБ

Предварительный просмотр:

        Конспект  по речевому развитию (ознакомление с литературой)

в подготовительной  группе  «Стрекоза и муравей»

Цель: ознакомление с жанром басни. Басня И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей»

Задачи:

Образовательные:

  1. Познакомить детей с литературным термином " басня ", с её жанровыми особенностями.
  2. Познакомить детей с басней И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей».

Развивающие:

  1. Развивать умение находить связь содержания басни с различными пословицами о труде.
  2. Развивать речь детей, формировать устойчивое умение отвечать на поставленные вопросы полным ответом.

Воспитывающие:

  1. Воспитывать нравственные качества – трудолюбие, жалость к нуждающимся, стремление осознавать, признавать свои ошибки и пытаться их исправлять.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Дети заходят в группу, встают в круг с воспитателем:

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

  1. В: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о баснях. Басня - это короткая поучительная история, где высмеиваются не совсем хорошие черты характера и поступки. Героями басен часто бывают животные; басня помогает людям на примере животных увидеть в себе плохие поступки. Басни бывают в стихах и в прозе (в виде рассказов).

        Известный русский баснописец - Иван Андреевич Крылов родился 13 февраля 1769 года в Москве. Когда ему было 10 лет, умер его отец, и юному Ване пришлось подрабатывать писцом в Тверском суде.  В четырнадцать лет Крылов переехал в культурную столицу – Петербург. В 1809 году вышла первая книга басен И. Крылова. Всего вышло 9 книг, которые включали в себя более 200 басен. Сегодня мы поговорим о одной из известнейших басен И. Крылова - я сейчас загадаю вам загадки, а вы мне назовете главных героев этой басни.

 Но сначала мы поиграем:

Артикуляционная гимнастика «Маляр»

На ромашку у ворот                                    

Приземлился вертолёт,

Серебристые глаза,

Кто же это? … (Стрекоза)

Он работник настоящий,

Очень, очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом. (Муравей)

Он - трудяга, не бездельник,

Строит целый муравейник.

Догадайся же скорей:

"Кто строитель?" - (Муравей)

Этот малый вертолёт,

Отправляется в полёт,

Зависает, не летит,

Крылышками шевелит.

Как стекло, они прозрачны,

С виду, кажутся, невзрачны,

Вот такая егоза,

Эта наша,-...(Стрекоза.)

Ответы детей.

В: Вы догадались, как называется басня ?

Ответы детей

В: Правильно - " Стрекоза и Муравей "

Попрыгунья Стрекоза

Лето красное пропела;

Оглянуться не успела,

Как зима катит в глаза.

Помертвело чисто поле;

Нет уж дней тех светлых боле,

Как под каждым ей листком

Был готов и стол и дом.

Все прошло: с зимой холодной

Нужда, голод настает;

Стрекоза уж не поет:

И кому же в ум пойдет

На желудок петь голодный!

Злой тоской удручена,

К Муравью ползет она:

"Не оставь меня, кум милой!

Дай ты мне собраться с силой

И до вешних только дней

Прокорми и обогрей!"

"Кумушка, мне странно это:

Да работала ль ты в лето?" -

Говорит ей Муравей.

"До того ль, голубчик, было?

В мягких муравах у нас

Песни, резвость всякий час,

Так, что голову вскружило".

"А, так ты..." - "Я без души

"Ты все пела? это дело:

Так поди же, попляши!"

      Беседа по басне:

- Кто главные герои басни?

-С какой просьбой пришла Стрекоза к Муравью?

-Почему Муравей отказал ей в помощи?

-Чем занималась Стрекоза все лето? А что делал летом Муравей?

-Почему Стрекоза осталась к зиме без жилья?

-Справедливо ли Муравей поступил со Стрекозой?

Ответы детей.

-Чему нас учит басня?

Ответы детей.

Мораль-это основная мысль басни, которую хотел передать нам автор ( бывает обычно в конце басни, 1но может быть и в начале )

 А теперь давайте с вами поиграем в игру " Назови ласково " - я буду кидать мяч, а вы будете отвечать.

Дыхательная гимнастика «Свеча»

     «Назови ласково»

Стрекоза – стрекозка;

Зима – зимушка;

Лист – листочек;

Стол – столик;

Дом – домик;

Муравей – муравьишка ;

День – денек;

Час – часок;

Голова – головушка;

 А сейчас я зачитаю вам пословицы, а вы выберите те, которые подходят к нашей басне:

-Готовь сани летом, а телегу зимой;

-Семь раз отмерь - один раз отрежь;

- Хочешь есть калачи- не сиди на печи;

-Делу - время, а потехе - час;

-Кашу маслом не испортишь;

-Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

А теперь расскажите мне своими словами – Муравей - он какой? (ответы детей)

А Стрекоза какая? - беззаботная, беспечная, ленивая, легкомысленная, непрактичная.

Что хотел сказать нам этой басней Крылов? Нужно не только уметь гулять и резвится, но и уметь трудится. А если ты не трудишься - готовься к холоду и голоду. Нельзя жить одним днём и совсем не думать о том, что будет завтра. Как вы думаете, такие ситуации встречаются в жизни? На какого героя этой басни вы бы хотели быть похожи?

Давайте с вами немного потрудимся и нарисуем иллюстрации к нашей басне, но вначале немного разомнемся

Физминутка.

Я большая стрекоза,

Очень круглые глаза

Я верчусь, как вертолёт

Вправо, влево, взад, вперёд.

Я летала и летала

Устали не знала.

На ромашке посидела и опять полетела.

(Дети выполняют движения по тексту)

Дети подходят к столу, где лежат распечатанные заранее раскраски по басне " Стрекоза и Муравей " и цветные карандаши.

Заключительная часть:

-  Что нового узнали?

-Что было самым интересным? Скучным?

-Вам понравились рисунки, которые мы нарисовали? Давайте сделаем из них книжку. А дома вы с родителями почитаете еще басни и нарисуете рисунки для нашей книжки.

- Сегодня в нашей групповой библиотеке появится новая гостья –  книга с баснями Крылова, и мы с вами познакомимся с разными героями басен, порассуждаем, прав ли был тот или иной герой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по речевому развитию в подготовительной группе «Ракета летит к звездам»

Цель: формировать умение детей в четком и громком произношении слов; развивать фонамотический слух, построение предложений типа суждений; формировать навыки активного контроля и оценки результатов дея...

Конспект по речевому развитию в подготовительной группе. Тема: Заучивание стихотворения А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало» с использованием мнемотаблицы.

Конспект по речевому развитию в подготовительной группе.Тема: Заучивание стихотворения  А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало» с использованием мнемотаблицы.Цель: Учить детей пользоватьс...

Конспект по речевому развитию в подготовительной группе "Поможем знайке".

Цель данной ОД выявление уровеня усвоения детьми программного материала по оо «Речевое развитие» (Обучение грамоте) в подготовительной группе....

Конспект ОДпо речевому развитию в подготовительной группе на тему: " Чтение рассказа К.Паустовского "Теплый хлеб"

Цель: Познакомить детей с рассказом К. Паустовского «Теплый хлеб».Задачи:Образовательные:Учить отвечать на вопросы по содержанию текста. Расширятьсловарный запас, совершенствовать граммати...

Конспект по речевому развитию для подготовительной группы «Перелетные птицы»

Расширение, уточнение и активизация словаря на основе систематизации и обобщения знаний о перелетных птицах....

Конспект по речевому развитию в подготовительной группе «Дикие животные»

Конспект по речевому развитию в подготовительной группе «Дикие животные»...