«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ «ДАРЫ ФРЁБЕЛЯ» В МОНИТОРИНГЕ ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ С ЗПР АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ»
статья
В современных детских садах педагогический процесс ориентирован на обеспечение развития каждого ребенка, создание возможностей для раскрытия его самобытности и уникальности, его способностей. И конечно у педагогов должно быть представление о наличии проблем и информация о возможностях каждого учащегося. У деток, которые приходят к нам в группу в силу своих особенностей не всегда просто определить уровень их знаний, т.к многие плохо говорят, медленно раскрываются, плохо идут на контакт и др. А необходимость провести сбор информации и составить образовательные маршруты необходимо сначала учебного года. Как один из элементов диагностики мы используем игровую технологию и дидактическое пособие «Дары Фрёбеля».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_fryobel.docx | 937.46 КБ |
Предварительный просмотр:
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ
«ДАРЫ ФРЁБЕЛЯ» В МОНИТОРИНГЕ ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ С ЗПР АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ»
Чиж Алеся Вячеславовна, воспитатель,
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №36 Пушкинского района г. Санкт-Петербурга.
В современных детских садах педагогический процесс ориентирован на обеспечение развития каждого ребенка, создание возможностей для раскрытия его самобытности и уникальности, его способностей. И конечно у педагогов должно быть представление о наличии проблем и информация о возможностях каждого учащегося. У деток, которые приходят к нам в группу в силу своих особенностей не всегда просто определить уровень их знаний, т.к многие плохо говорят, медленно раскрываются, плохо идут на контакт и др. А необходимость провести сбор информации и составить образовательные маршруты необходимо сначала учебного года. Как один из элементов диагностики мы используем игровую технологию и дидактическое пособие «Дары Фрёбеля».
ФГОС ДО определяет достижения целей образовательной программы через основные виды детской деятельности и охватывает 5 образовательных областей. Вся жизнь дошкольника связана с игрой. Важность игры для детей дошкольного возраста отмечали еще и педагоги прошлых веков. Одним из них кто рассмотрел игру как важное средство в воспитании ребёнка, был известный немецкий педагог Фридрих Фрёбель: «Игра ребёнка не есть пустая забава, она имеет смысл и глубокое значение; заботься о ней, развивай её, мать! Береги, охраняй её, отец!...Игры этого возраста суть как бы почки всей будущей жизни, потому что в них развивается и проявляется весь человек в своих самых тончайших задатках, в своём внутреннем чувстве»
Основной характеристикой игрового набора «Дары Фрёбеля»: это то, что ребёнок познаёт окружающий мир с помощью предметов-посредников. Он создал свой собственный набор учебных материалов, который назвал «дарами», которые являются символически элементами Вселенной, составленные из основных геометрических форм: шара, куба, цилиндра и геометрических фигур. Всего Фрёбель разработал шесть «даров».
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становления самостоятельности (примеры: ребята превращаются в профессиональных поваров, знакомятся с кухней народов мира, готовят итальянскую пиццу и пасту (фото 1); можно закреплять умения детей различать различные эмоции и определять по ним внутреннее состояние людей.). К каждой образовательной области прилагаются методички с примерами игр и заданий, где можно найти историю по любой лексической теме.
Фот. 1
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности, становление сознания, развития воображения и творческой активности. Через фигурки посредники ребята познают мир космоса и океана. Так как наша группа разновозрастная, варианты заданий могут быть разные: простые для детей среднего возраста (выкладывание по образцу путём наложения), и более сложные, творческие, где ребёнок может проявить фантазию и создать свою историю (фото 2).
Фот.2
Образовательная область Речевое развитие: основное содержание работы по освоению целей и задач данной области должно быть направлено на воспитание у детей звуковой культуры речи, словарную работу (обогащение, закрепление и активизация словаря), формирование грамматического строя речи, её связанности при построении развёрнутого высказывания, воспитание интереса к художественному слову. (Например, можно поиграть в сказку, сфотографировать этапы и с помощью программки для андроидов «Кукольная мультипликация» создать свой мультфильм, который озвучивают и мастерят декорации сами дети).
Фот. 3
Художественно-эстетическое развитие предполагает становление эстетического отношения к окружающему миру. В данном пособии идеи Ф. Фрёбеля связаны с идеей аппликации и развития у детей чувства красоты, совершенствования знаний о форме, окраске, пространственном расположении предметов на плоскости, развития художественного вкуса. (примеры Вид из окна: задания на отражение сезонности, где можно закреплять основные признаки и приметы времен года (фото 4), схемы для пополнения развивающей среды мы создаём сами в обычном текстовом редакторе word путём вставок геометрических фигур и форм нужного цвета и размера).
Фот. 4
Область физическое развитие направлено на развитие физических качеств: координация и гибкость, развитие равновесия, крупной и мелкой моторики, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта и здоровом образе жизни. (примеры фото: можно выложить символ бесконечности и попросить ребёнка несколько раз глазками проследить линии рисунка. Гимнастика для глаз — один из нетрадиционных приемов оздоровления детей в детском саду. Проблему зрительного утомления детей можно решить, включая игровые упражнения. Выполнение гимнастики для глаз не требует больших затрат времени. А при выкладывании маленьких кружочков дети развивают мелкую моторику рук.
Фот. 5
Используя данное пособие при работе на разновозрастной группе для детей с ЗПР, однозначно можно сделать вывод, что такой подход как игра с помощью геометрических форм и фигурок даёт хорошие результаты при мониторинге, а ребята с удовольствием выполняют задания по схемам, также самостоятельно используют «Дары Фрёбеля» для развития воображения и фантазии. Ниже представлена таблица с результатами обследования детей по элементарным математическим представлениям (таб.1), а также диаграммы усвоения материала на начала и конец учебного года (фот 6).
Результаты мониторинга познавательных способностей детей при использовании игрового пособия «Дары Фрёбеля».
Таб.1
фот. 6
В 1839 году Ф. Фребель в Блакенбурге открыл учебное заведение для игр и занятий взрослых с детьми дошкольного возраста. До этого в мире таких учебных заведений не было. Были школы для детей постарше. И были приюты для детей младшего возраста, в которых цель развития ребенка не ставилась, а ставилась задача присмотра, ухода и сохранения жизни.
Через год Ф. Фребель назвал созданное им учебное заведение «детским садом», а работающих в нем педагогов называли тогда «садовницами». Название «детский сад» прижилось и существует до сих пор.
Фребель не просто создал первый в мире детский сад, но и разработал основы методики обучения детей в нем. И ведущее место в своей системе он отдал игре и специально созданной обучающей (дидактической) игре и игрушке. Это были первые, в мире обучающие игры и игрушки для детей. И пользуемся мы ими до сих пор.
Литература:
1. Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности “Речевое развитие”. Издательство «Светоч».
2. Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности “Познавательное развитие”. Издательство «Светоч».
3. Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности “Социально-коммуникативное развитие”. Издательство «Светоч».
4. Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности “Физическое развитие”. Издательство «Светоч».
5. Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности “Художественно-эстетическое развитие”. Издательство «Светоч».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ МОНИТОРИНГОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ ГРУППЫ № 1 «НЕПОСЕДЫ» ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»
Введение В содержание деятельности при проведении мониторинга было включено два компонента:1) изучение интегративных качеств (мониторинг развития) –8 качеств в соответствии с ФГТ (осн...
Особенности проведения мониторинга освоения детьми в ДОУ основной образовательной программы в области "Физическое развитие"
Презентация, которая включает в себя развернутый план мониторингка освоения детьми в ДОУ программы по физическому воспитанию...
Педагогический мониторинг освоения детьми 3 - 4 лет образовательной программы ДОУ
Для детей от 3 до 4 лет...
Использование игровой технологии «Дары Фребеля» в совместной деятельности с детьми.
Использование игровой технологии "Дары Фребеля" в совместной деятельности с детьми. Диссеминация опыта....
Результаты педагогического мониторинга по освоению адаптированной образовательной программы детьми группы компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста (5 -7 лет) за 2017-2018 учебный год
Результаты педагогического мониторинга по освоению адаптированной образовательной программы детьми группы компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста (5 -7 лет) за 2017-2018 учебный го...
Результаты педагогического мониторинга по освоению адаптированной образовательной программы детьми группы компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста (5 -7 лет) за 2018-2019 учебный год
Результаты педагогического мониторинга по освоению адаптированной образовательной программы детьми группы компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста (5 -7 лет) за 2018-2019 учебный го...
Предполагаемые результаты освоения детьми старшего дошкольного возраста образовательной Программы
Предполагаемые результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и Примерной образовательной программой дошкольного образования...