Интеграция развития речи в образовательных областях.
консультация

Дурнева Наталья Михайловна

                Основная образовательная программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей и основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; так же предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.91 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Интеграция развития речи в образовательных областях.

               Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) устанавливает нормы и положения обязательные при реализации основной образовательной программы детского сада.

                Основная образовательная программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей и основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; так же предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.

                 Образовательный процесс в ДОО, основывается на комплексно-тематическом подходе и учитывает принцип интеграции. Вспомним что же такое интеграция? 

               Интеграция – это состояние  связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса.

Существуют разные аспекты интеграции:

 - интеграция содержания и задач образовательных областей,

 - интеграция видов детской деятельностей,

 - использование адекватных форм образовательной работы для решения задач двух и более образовательных областей,

 - использование средств одной образовательной области для организации и оптимизации образовательного процесса в ходе реализации другой образовательной области.

               Однако расширение объема содержания в разных областях знаний педагогического процесса может привести к перегруженности, что в первую очередь, отражается на ребёнке. Складывается противоречие между желанием «больше дать ребёнку»  и действительными психическими и физическими возможностями ребёнка дошкольного возраста.

                Благодаря реализации интегрированного подхода, возможно, избежать перегрузок детей, освободив время для игры, сохранив их физическое, психическое и социальное здоровье, развивая все стороны личности.

                Эффективная реализация психолого-педагогических задач областей Программы невозможна без полноценного развития речи. Речевое развитие как главное средство и условие реализации содержания Программы наиболее полно соответствует основным моделям организации образовательного процесса (совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей).

               Развитие речи входит в область «Коммуникация». Мы уделяем внимание интеграции содержания и задач речевого развития в ходе реализации других образовательных областей. Давайте вспомним, что мы понимаем под развитием речи?

                В раздел "Развитие речи" входит развитие словаря (лексики), развитие грамматической правильности речи, формирование связности высказывания (диалогическая и монологическая речь), формирование звуковой культуры речи (предупреждение дефектов речи путем развития фонематического слуха, подготовка к обучению грамоте).

               Современный ребенок к 5 годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно, полно излагать свои мысли, легко строя развернутые сложные предложения, без труда пересказывая рассказы и сказки. Такой малыш правильно произносит все звуки, легко воспроизводит многосложные слова. Его словарный запас составляет от четырех до пяти тысяч слов.

                Как мы знаем, весь образовательный процесс в ДОО делится на четыре направления развития ребёнка. Задачи, направленные на формирование речевого развития, можно решать, через интеграцию их в данные направления: физическое, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое.

               Согласно принципу интеграции, речевое развитие детей осуществляется не только в процессе игр, упражнений и занятий по развитию речи, но и при организации всех видов детской деятельности через физкультминутки, дидактические игры с элементами движения, подвижные игры с элементами развития речи, математики, конструирования и пр.

                 Педагогу следует целенаправленно организовывать образовательный процесс так, чтобы от детей требовалась оптимальная речевая активность во всех видах детской деятельности. Такой подход не только стимулирует речевое развитие, но и способствует более успешному решению остальных образовательных задач.

                 Потребность в интеграции образовательных областей объясняется целым рядом причин:

• мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую разделы дошкольной образовательной программы не дают представление о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты;

• интеграция образовательных областей развивает потенциал самих воспитанников, побуждает к активному познанию окружающей действительности, развитию мышления, коммуникативных способностей;

• форма проведения интегрированной познавательной деятельности нестандартна, интересна; снимается утомляемость, перенапряжение воспитанников за счет переключения на разнообразные виды деятельности, повышается познавательный интерес;

• интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании (современному обществу необходимы высококлассные специалисты и начинать подготовку образованных специалистов необходимо с детского сада, начальной школы, чему и способствует интеграция в ДОУ);

• за счет усиления межпредметных связей высвобождаются часы, которые можно использовать для развивающей деятельности воспитанников, а также дополнительных занятий практической направленности;

• интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога.

           Осуществление синтеза как взаимодействия, соединения (интеграции) выступает основным принципом построения содержания и приводит к такому важному познавательному результату, как формирование целостной естественно-научной картины мира. Это ведет к появлению качественно нового типа знаний.

Наиболее эффективные методы и приемы интеграции образовательных областей

•  Сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность.

•  Проблемные вопросы, использование заданий типа «докажи», «объясни», «как ты узнал?» и др.

• Разнообразные речевые дидактические игры для знакомства с культурно-речевыми эталонами, активизации словаря, воспитания чувства уверенности в своих силах.

Требования к структуре интегрированных видов деятельности

•  Четкость, компактность, сжатость учебного материала.

• Продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы на каждом занятии.

• Взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия.

• Большая информационная емкость учебного материала, используемого на занятии.

• Систематичность и доступность изложения материала.

• Необходимость соблюдения временных рамок занятия.

Примерная структура совместной деятельности педагога с детьми на основе интеграции.

 Вводная часть. Создается проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску ее решения (например, задается вопрос «Ребята, что произойдет, если на Земле не будет воды?»).

Основная часть. Детям даются новые знания, необходимые для решения проблемного вопроса (например, значение воды в природе и жизни человека и т.д.) на основе содержания разных разделов программы с опорой на наглядность.

Заключительная часть. Детям предлагается любая практическая работа (дидактические игры, рисование и др.) на закрепление полученной информации или актуализации ранее усвоенной.

                Особенностью детей дошкольного возраста является способность быстро запоминать, но и быстро забывать. А для того, чтобы добиться долговременности запоминания информации, необходимо многократное повторение материала и частое возвращение к нему в различных видах деятельности детей. Чтобы этого избежать, достаточно 1-2х интегрированных занятий, и новый материал будет органично введен в долговременную память ребенка, так как происходит естественный процесс запоминания, основанный на впечатлении и ассоциации.

             Основополагающим разделом в любом интегрированном занятии является раздел «Развитие речи». Даже если материал по развитию речи не новый и дается для упражнения, развития умений, закрепления. Это происходит потому, что данный раздел включает в себя ознакомление с окружающим миром и реализуется через разговорную речь, являющуюся и предметом изучения и средством общения. Поэтому общая для всех разделов тема пронизывает все занятие проходит через другие разделы программы.  

             Таким образом, можно сделать вывод, интегрированные занятия интересны и содержательны. И конечно же, они позволяют обеспечить эффективное и рациональное обучение, воспитание и развитие детей дошкольного возраста, не утомляя их, что позволят сохранить здоровье детей, их интерес и потребность в получении знаний.

                     

 Библиографический список

1. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования".

3. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2001. – 112 с. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи. –– М.: МГОПИ, 2012. – 72 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый просмотр НОД (развитие речи) по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе на тему: «Беседа о дружбе и друзьях».

 Цель: продолжать помогать детям осваивать нормы поведения,           учить  доброжелательности.  Задачи:-формирование у детей навыка устанавливать хорошие, доброжелательные отношения с детьми;-закреп...

Дидактические игры по развитию речи в образовательной области "Познание (ФЭМП)"

Дидактические игры по развитию речи в образовательной области "Познание (ФЭМП)"...

Открытый просмотр НОД (развитие речи) по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе на тему: «Беседа о дружбе и друзьях».

конспект нод по речевому развитию для детей 5-6 лет. Дети спасают детский сад от ведьмы Злючки, выполняя разные задания они осваиваивают нормы новедения и учатся быть доброжелательными...

Развитие речи младших дошкольников посредством интеграции "Речевого развития" "Художественно-эстетического развития" с другими образовательными областями.

Повышение педагогической компетентности воспитателей в вопросах интеграции различных образовательных областей...

Интеграция образовательной области «Речевое развитие» с другими образовательными областями.

Интеграция - восстановление, восполнение, объединение частей в целое. Она способствует не только интенсификации, систематизации, оптимизации учебно-познавательной деятельности, но и позволяет ребенку ...

Методика развития речи. ЗКР. Образовательная область «Речевое развитие» в федеральной образовательной программе (ФОП)

Образовательная область «Речевое развитие» в  федеральной образовательной программе (ФОП)  п.20.Содержание образовательной деятельности и задачи:В раннем возрасте делится на:1. Р...