Интеграция развития речи в образовательных областях.
консультация
Основная образовательная программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей и основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; так же предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 22.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Интеграция развития речи в образовательных областях.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) устанавливает нормы и положения обязательные при реализации основной образовательной программы детского сада.
Основная образовательная программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей и основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; так же предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.
Образовательный процесс в ДОО, основывается на комплексно-тематическом подходе и учитывает принцип интеграции. Вспомним что же такое интеграция?
Интеграция – это состояние связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса.
Существуют разные аспекты интеграции:
- интеграция содержания и задач образовательных областей,
- интеграция видов детской деятельностей,
- использование адекватных форм образовательной работы для решения задач двух и более образовательных областей,
- использование средств одной образовательной области для организации и оптимизации образовательного процесса в ходе реализации другой образовательной области.
Однако расширение объема содержания в разных областях знаний педагогического процесса может привести к перегруженности, что в первую очередь, отражается на ребёнке. Складывается противоречие между желанием «больше дать ребёнку» и действительными психическими и физическими возможностями ребёнка дошкольного возраста.
Благодаря реализации интегрированного подхода, возможно, избежать перегрузок детей, освободив время для игры, сохранив их физическое, психическое и социальное здоровье, развивая все стороны личности.
Эффективная реализация психолого-педагогических задач областей Программы невозможна без полноценного развития речи. Речевое развитие как главное средство и условие реализации содержания Программы наиболее полно соответствует основным моделям организации образовательного процесса (совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей).
Развитие речи входит в область «Коммуникация». Мы уделяем внимание интеграции содержания и задач речевого развития в ходе реализации других образовательных областей. Давайте вспомним, что мы понимаем под развитием речи?
В раздел "Развитие речи" входит развитие словаря (лексики), развитие грамматической правильности речи, формирование связности высказывания (диалогическая и монологическая речь), формирование звуковой культуры речи (предупреждение дефектов речи путем развития фонематического слуха, подготовка к обучению грамоте).
Современный ребенок к 5 годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно, полно излагать свои мысли, легко строя развернутые сложные предложения, без труда пересказывая рассказы и сказки. Такой малыш правильно произносит все звуки, легко воспроизводит многосложные слова. Его словарный запас составляет от четырех до пяти тысяч слов.
Как мы знаем, весь образовательный процесс в ДОО делится на четыре направления развития ребёнка. Задачи, направленные на формирование речевого развития, можно решать, через интеграцию их в данные направления: физическое, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое.
Согласно принципу интеграции, речевое развитие детей осуществляется не только в процессе игр, упражнений и занятий по развитию речи, но и при организации всех видов детской деятельности через физкультминутки, дидактические игры с элементами движения, подвижные игры с элементами развития речи, математики, конструирования и пр.
Педагогу следует целенаправленно организовывать образовательный процесс так, чтобы от детей требовалась оптимальная речевая активность во всех видах детской деятельности. Такой подход не только стимулирует речевое развитие, но и способствует более успешному решению остальных образовательных задач.
Потребность в интеграции образовательных областей объясняется целым рядом причин:
• мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую разделы дошкольной образовательной программы не дают представление о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты;
• интеграция образовательных областей развивает потенциал самих воспитанников, побуждает к активному познанию окружающей действительности, развитию мышления, коммуникативных способностей;
• форма проведения интегрированной познавательной деятельности нестандартна, интересна; снимается утомляемость, перенапряжение воспитанников за счет переключения на разнообразные виды деятельности, повышается познавательный интерес;
• интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании (современному обществу необходимы высококлассные специалисты и начинать подготовку образованных специалистов необходимо с детского сада, начальной школы, чему и способствует интеграция в ДОУ);
• за счет усиления межпредметных связей высвобождаются часы, которые можно использовать для развивающей деятельности воспитанников, а также дополнительных занятий практической направленности;
• интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога.
Осуществление синтеза как взаимодействия, соединения (интеграции) выступает основным принципом построения содержания и приводит к такому важному познавательному результату, как формирование целостной естественно-научной картины мира. Это ведет к появлению качественно нового типа знаний.
Наиболее эффективные методы и приемы интеграции образовательных областей
• Сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность.
• Проблемные вопросы, использование заданий типа «докажи», «объясни», «как ты узнал?» и др.
• Разнообразные речевые дидактические игры для знакомства с культурно-речевыми эталонами, активизации словаря, воспитания чувства уверенности в своих силах.
Требования к структуре интегрированных видов деятельности
• Четкость, компактность, сжатость учебного материала.
• Продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы на каждом занятии.
• Взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия.
• Большая информационная емкость учебного материала, используемого на занятии.
• Систематичность и доступность изложения материала.
• Необходимость соблюдения временных рамок занятия.
Примерная структура совместной деятельности педагога с детьми на основе интеграции.
Вводная часть. Создается проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску ее решения (например, задается вопрос «Ребята, что произойдет, если на Земле не будет воды?»).
Основная часть. Детям даются новые знания, необходимые для решения проблемного вопроса (например, значение воды в природе и жизни человека и т.д.) на основе содержания разных разделов программы с опорой на наглядность.
Заключительная часть. Детям предлагается любая практическая работа (дидактические игры, рисование и др.) на закрепление полученной информации или актуализации ранее усвоенной.
Особенностью детей дошкольного возраста является способность быстро запоминать, но и быстро забывать. А для того, чтобы добиться долговременности запоминания информации, необходимо многократное повторение материала и частое возвращение к нему в различных видах деятельности детей. Чтобы этого избежать, достаточно 1-2х интегрированных занятий, и новый материал будет органично введен в долговременную память ребенка, так как происходит естественный процесс запоминания, основанный на впечатлении и ассоциации.
Основополагающим разделом в любом интегрированном занятии является раздел «Развитие речи». Даже если материал по развитию речи не новый и дается для упражнения, развития умений, закрепления. Это происходит потому, что данный раздел включает в себя ознакомление с окружающим миром и реализуется через разговорную речь, являющуюся и предметом изучения и средством общения. Поэтому общая для всех разделов тема пронизывает все занятие проходит через другие разделы программы.
Таким образом, можно сделать вывод, интегрированные занятия интересны и содержательны. И конечно же, они позволяют обеспечить эффективное и рациональное обучение, воспитание и развитие детей дошкольного возраста, не утомляя их, что позволят сохранить здоровье детей, их интерес и потребность в получении знаний.
Библиографический список
1. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования".
3. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2001. – 112 с. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи. –– М.: МГОПИ, 2012. – 72 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый просмотр НОД (развитие речи) по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе на тему: «Беседа о дружбе и друзьях».
Цель: продолжать помогать детям осваивать нормы поведения, учить доброжелательности. Задачи:-формирование у детей навыка устанавливать хорошие, доброжелательные отношения с детьми;-закреп...
Дидактические игры по развитию речи в образовательной области "Познание (ФЭМП)"
Дидактические игры по развитию речи в образовательной области "Познание (ФЭМП)"...
«Интеграция образовательной области физическое развитие с другими образовательными областями- музыкальное развитие»
Выступление на педсовете...
Открытый просмотр НОД (развитие речи) по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе на тему: «Беседа о дружбе и друзьях».
конспект нод по речевому развитию для детей 5-6 лет. Дети спасают детский сад от ведьмы Злючки, выполняя разные задания они осваиваивают нормы новедения и учатся быть доброжелательными...
Развитие речи младших дошкольников посредством интеграции "Речевого развития" "Художественно-эстетического развития" с другими образовательными областями.
Повышение педагогической компетентности воспитателей в вопросах интеграции различных образовательных областей...
Интеграция образовательной области «Речевое развитие» с другими образовательными областями.
Интеграция - восстановление, восполнение, объединение частей в целое. Она способствует не только интенсификации, систематизации, оптимизации учебно-познавательной деятельности, но и позволяет ребенку ...
Методика развития речи. ЗКР. Образовательная область «Речевое развитие» в федеральной образовательной программе (ФОП)
Образовательная область «Речевое развитие» в федеральной образовательной программе (ФОП) п.20.Содержание образовательной деятельности и задачи:В раннем возрасте делится на:1. Р...