Развитие речи младших дошкольников посредством интеграции "Речевого развития" "Художественно-эстетического развития" с другими образовательными областями.
консультация
Повышение педагогической компетентности воспитателей в вопросах интеграции различных образовательных областей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integratsiya_dokument_microsoft_word_6.docx | 22.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речи младших дошкольников посредством интеграции «Речевого развития» «Художественно-эстетического развития» с другими образовательными областями.
Подготовила:
педагог дополнительного образования
д\с «Радуга» г. Зернограда
Либина Е.А.
Так как я работаю педагогом дополнительного образования, я вам расскажу подробнее о развитие речи в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.
Изобразительная деятельность: рисование, лепка, аппликация и художественное конструирование - традиционные для российского дошкольного образования виды активности, объединенные общим понятием «художественно - продуктивная деятельность», в результате которой создается некий продукт – может быть не только репродуктивной (например, рисование предмета так, как научили), но и творческой (например, рисование по собственному замыслу), что позволяет в рамках данной области наиболее эффективно решать одну из основных задач образовательной работы с детьми дошкольного возраста – развитие детского творчества. В этом процессе обучения так же идет процесс развития речевого общения, речевого слуха, зрительного внимания и восприятия. Происходит обогащение словарным запасом.
Начинать работу по приобщению детей к изобразительному искусству и развитию творческих способностей дошкольников следует как можно раньше. Это очень важный период, проживая который, ребенок приобретает умения, которые в дальнейшем позволяют ему освоить мир взрослых.
При этом одним из важнейших и перспективных методологических направлений становления современного дошкольного образования является интеграция. О чем уже говорилось ранее.
* Интегрированные занятия способствуют глубокому проникновению детей в смысл слова, в мир красок и звуков;
* Помогают формированию грамотной устной речи, ее развитию и обобщению;
* Развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства.
Все это возможно в большей степени на занятиях по изо деятельности. Понятие «продуктивная (творческая) деятельность детей» позволяет интегрировать содержание области «Речевое развитие» и « Художественно – эстетическое развитие» с другими областями Программы.
Например, с образовательной областью «Познавательное развитие» - первичное представление о деятельности народных мастеров, дети обозначают разные виды народных промыслов, ведут сравнение. «Социально-коммуникативное развитие» - беседы, рассматривание игрушек, альбомов, открыток. «» - чтение и слушание рассказов, легенд и сказок при знакомстве с декоративно прикладным искусством, элементарное словесное творчество, творческое рассказывание о народных промыслах.
Необходимо побуждать ребенка к самостоятельным высказываниям. Сначала это высказывание может состоять из одного слова, затем приобретает форму простого предложения из 2-3 слов. Наряду с сопряжённой речью рекомендуется использование и отраженной формы речи – т.е. повторное произнесение ребенком отдельных слов, фраз вслед за мной. Рациональное использование образных сравнений, стихотворных текстов, загадок, которые помогают создавать характеристики объектов, способствуют развитию у детей образного восприятия и обобщению речи выразительными средствами.
Так же эффективны и игровые приемы. Например:
- Чтение сказки вслух, где дети, прослушивая, составляют цветовую картину. Ребенок слышит название какого-либо цвета в сказке и изображает соответствующим карандашом, либо краской первый квадрат, затем следующий. Когда цветовая картина закончена, ребенок должен вспомнить всю сказку, опираясь на цветовые подсказки.
- Или можно дать всего два слова и попросить по ним составить сказку и зарисовать к ней иллюстрацию.
- С помощью геометрических форм изображать какие либо предметы или фигуры, где ребенок учится мыслить вслух, фантазирует, сравнивает и воплощает задуманное.
Для развития речи эффективно пользоваться дидактическими играми по изобразительной деятельности:
- «Волшебная палитра» - это карточки с арифметическими примерами на составление дополнительных цветов из основных;
- «Мозаика» - складывание узоров, картин;
- «Подбери узор» - игры по декоративно-прикладному икусству,где дети выбирают элементы различных росписей и раскладывают узор на столе, на доске;
- «Найди пару» - подобрать соответствующее цветное изображение по контурному или силуэтному изображению;
- «Симметричные фигуры»- знакомство с симметрией;
- «Веселая геометрия»- складывать карточки с различными предметами и их надо соединить с соответствующей карточкой с изображением геометрической фигуры; и т.д.
В изобразительной деятельности ребенок тоже может сопровождать свои действия речью. Я могу ему в этом помогать: _ «Что ты рисуешь?», «Что ты нарисовал?», «Как ты получил этот цвет?», «Куда едет лыжник?» и т.д.
Большое значение я уделяю проведению пальчиковой гимнастике, она целенаправлена на развитие мелкой моторики и развития речи детей
«Физическое развитие»- использование пальчиковой гимнастики, динамические паузы, зрительная гимнастика, беседы о безопасных правилах использования художественного материала и оборудования.
И мои все рассказы, любое мое слово, обращенное детям, должно быть эмоциональным и вызвать у ребенка положительный отклик, заинтересовать его пробудить в нем эстетические чувства. Вся моя работа с детьми сопровождается словом и направлена на раздражение речевых зон коры головного мозга.
«Художественно – эстетическое развитие» разучивание и исполнение частушек, песен об изделиях Хохломы, Дымки, знакомство с пословицами и поговорками о труде мастеров народного творчества.
На занятиях по лепке у детей развивается мелкая моторика рук, развиваются формообразующие движения и технические навыки. Речевые реакции ребенка стоят в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцами.
В лепке дети определяют пропорции, формы предметов, приемы выполнения поставленной задачи. В начале занятия выясняется композиционное решение, а в конце проводится анализ работ, где дети сами задают друг другу вопросы о форме и пропорциях изображенных предметов.
Предметно-развивающая среда является одним из главных факторов в развитии детей дошкольного возраста. В уголке «Художественная мастерская» представлен традиционный материал, который помогает сформировать у детей основные навыки и умения, предусмотренные программой.
В уголке представлен и нетрадиционный материал: фантики, нитки, всевозможные обрезки для вырезания и наклеивания, печати, пробки от бутылок, ватные палочки, коктейльные трубочки, зубные щетки, мыльные пузыри, трафареты и др. Такие уголки для свободного творчества оформлены в каждой группе. У меня же в изостудии есть еще и песочный, световой стол, мини-лаборатория для исследовательской деятельности. В наличии методические пособия, которые я использую в работе, и которые доступны и для воспитателей нашего учреждения.
В результате систематических занятий изобразительной деятельностью формируются воображение и память, развивается мелкая моторика руки и связанные с ней мышление и речь.
Работая с детьми, необходимо сотрудничать с их родителями, поэтому я провожу для родителей консультации и беседы. Совместно с родителями выпускаем праздничные газеты, участвуем в различных конкурсах, выставках, мастер классах, коллективных игры, фотовыставках.
Одним из важных средств поощрения и развития изобразительного творчества детей, является выставка детского рисунка. Такая совместная работа с родителями создает ребенку эмоционально- комфортное состояние.
В перспективе я планирую продолжение работы с детьми по развитию творческих способностей, применяя при этом более разнообразные способы. В каждом из нас живёт художник и поэт, а мы даже не знаем об этом, точнее забыли. А ведь действительно многие «закапывают» свой талант в землю, не в состоянии раскрыть себя сами. Так и ходят «нераскрытые таланты» по улицам и живут обыденной жизнью. Просто никто не обратил внимание на задатки и способности ещё в детстве. Нужно запомнить простое правило - бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть им эти таланты должны мы, взрослые!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие речи младших дошкольников посредством малых фольклорных форм"
опыт работы по теме "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством малых фольклорных форм"....
Выступление из опыта работы перед педагогами ДОУ на методическом часе: Развитие речи младшего дошкольника посредством проектной деятельности.
Одним из эффективных средств решения воспитательных и образовательных задач педагогический коллектив нашего ДОУ считает метод педагогического проектирования. Проектная деятельность представ...
Перспективный план по самообразованию на тему «Развитие речи младших дошкольников посредством устного народного фольклора» в I младшей группе «А» на 2019 -2020 уч.г.
Исходя из этого я выбрала тему по самообразованию «Развитие речи у младших дошкольников по средствам русского народного фольклора»...
ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ. ТЕМА: «Развитие речи младших дошкольников посредством пальчиковых игр»
исследования ученых доказали, что пальчиковые игры способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развивать речь ребенка...
Развитие речи младших дошкольников посредствам русского народного фольклора.
Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке,фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине&helli...
Опыт работы по развитию речи младших дошкольников посредством игр экологического содержания
В публикации представлен опыт работы воспитателя по использованию дидактических игр экологического содержания с целью развития речи детей....
План по самообразованию во второй младшей группе по теме «Развитие речи младших дошкольников посредствам русского народного фольклора»
Планирование включает в себя работу с детьми, родителями и коллегами....