Мастер класс для педагогов: “Кубики историй” как метод развития речи у детей дошкольного возраста”
картотека

Каримова Эльза Насибулловна

Цель мастер-класса:

-Повышение профессиональной компетентности педагогов-участников в работе по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста, посредством использования техники «сторителлинг».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx246.88 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер класс

“Кубики историй” как метод развития речи у детей дошкольного возраста”

Цель мастер-класса: 

-Повышение профессиональной компетентности педагогов-участников в работе по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста, посредством использования техники «сторителлинг».

Задачи мастер-класса:

– Познакомить педагогов с техникой «сторителлинг», преимуществами её использования в развитии речи у детей старшего дошкольного возраста;

– Обучить педагогов практическим методам и приёмам использования техники «сторителлинг» в работе с детьми по развитию речи;

– Развивать интерес, инициативу, желание применять технику «сторителлинг» на практике.

Содержание:

Теоретическая часть.

Уважаемые, коллеги! 

Предлагаем вашему вниманию одну из техник по развитию речи у детей  дошкольного возраста, которую мы применяем в своей работе, под названием «Сторителлинг».

Модное слово «сторителлинг» в переводе с английского означает «рассказывание историй».

На основе данной техники, человеком далеким от педагогике Дэвидом Армстронгом давно была придумана игра «Кубики историй». 

Она состоит из девяти кубиков, на которых изображены пиктограммы.

Сама  игра, очень интересная, увлекательная и поэтому, мы решили на её оригинале создать свою игру «Кубики историй» для детей дошкольного возраста.

Техника «сторителлинг», которая лежит в основе игры открывает уникальную возможность для развития коммуникативной компетенции детей, облегчает запоминание сюжета, эффективна в процессе рассуждения и воображения; помогает дошкольникам научиться умственному восприятию и переработке внешней информации, обогащает устную речь, помогает запомнить материал, развивает грамотность.

Данная игра является отличным способом разнообразить образовательную деятельность, чтобы найти подход и заинтересовать любого ребёнка:

раскрепостить – застенчивого,

сделать робкого – смелым,

молчаливого – разговорчивым,

 поднять настроение, потому что сочинять истории – это не только полезно, но ещё очень увлекательно!

     На создание игры затрат больших не понадобилось – это старые кубики, на которых сделаны кармашки, красочные предметные и сюжетные картинки и «волшебный сундучок.

     Игра получилась интересная и эффективная и может использоваться в любом месте и в любое время (индивидуально или с группой детей).

 

Практическая часть

– А сейчас предлагаю вам поиграть и поупражняться в составлении увлекательных историй. 

  1. Как у каждой игры, так и у игры «Кубики историй» есть свои правила. Они просты и легко запоминаются детьми.

Для того чтобы детям было интереснее играть, можно предложить им превратиться в «Сказочников».

В данном варианте могут участвовать от 1 до 9 детей. 

!!!Первый игрок бросает кубик и, в зависимости от того какая картинка у него выпала, начинает рассказывать историю с одного из предложенных вариантов слов: 

– в некотором царстве, 

– в некотором государстве; 

– однажды много лет назад; 

– когда-то давно; 

– жили-были и т.д.   Это будет начало истории.

Затем, следующие игроки бросают кубики и продолжают основную часть истории, не теряя нить рассказа. 

«Сказочники» описывают главного героя истории, где он живёт, что делает, что произошло с героем, кого он встретил или нашёл, что он планирует с этим делать?

В заключение игры, появляется решение поставленной проблемы, короткий вывод (итог рассказа).

Данный вариант игры способствует развитию связной речи и воображения детей.

На начальном этапе обучения игру можно упростить, так как не у всех детей в достаточной степени развиты коммуникативные способности. Поэтому, составлять истории можно по очереди, первый кубик бросает ребёнок, а следующий воспитатель. Таким образом, взрослый сможет направлять и корректировать сюжетную линию в нужном направлении.

!!! (Можно бросить все 9 кубиков, выбрать один из них как точку старта и рассказать историю, сочетающую все выпавшие элементы.)

!!!  (Можно придумать историю, связав все картинки на одном выбранном кубике).

  1. Технику «сторителлинг» в виде  представленной игры «Кубики историй» можно применять в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТНР для обогащения словарного запаса, развития грамматического строя речи и развития связной речи, используя различные лексические темы. 

В данном варианте могут участвовать от 1 до 3 детей. Для этого детям предлагается превратиться в «Учёных» и составить научный рассказ. 

     В данном варианте игры используются шесть кубиков. Учитывая лексическую тематику, картинки на кубиках можно менять и по каждой теме, составлять новые рассказы. Например, рассказ по лексической теме «Домашние животные». 

При составлении рассказа так же используется мнемосхема, которая поделена на три части (начало, середина, конец), каждая часть рассказа обозначена своим цветом (начало-синим, середина-жёлтым, конец- зеленым).

Пример. 

Ребёнок бросает первый синий кубик и называет животное, изображение которого выпало. Затем, подбирает на втором синем кубике изображение, ориентируясь по мнемосхеме («Как называется домик животного?»). 

Второй «ученый» по жёлтым кубикам рассказывает середину истории, а третий «ученый» с помощью зеленых кубиков заканчивает рассказ.

Есть ещё один вариант игры. Детям предлагается побыть «Фантазёрами», и придумать смешные рассказы про животных. Алгоритм составления рассказа остается прежним, но теперь дети кидают кубики, а не подбирают подходящие по логике стороны и получается забавная история о животном.

         Данную технику можно применять и при автоматизации звуков.  Для этого используется набор карточек с картинками, в названии которых присутствует автоматизируемый звук в начале, в середине или в конце слова.

 При составлении рассказа ребёнок будет закреплять в речи тот звук, который требует автоматизации и самоконтроля. 

Также, можно подобрать набор карточек для дифференциации звуков.

В таком виде игры у детей развивается ещё один компонент речи -фонематический слух. 

 

«Кубики историй» — настоящий праздник воображения!                         

Игры с сюжетными кубиками невозможно сосчитать и легко придумать самим – стоит  только раз попробовать!

 «Что общее?» Бросьте два кубика и сравните две картинки: найдите общее или отличия. 

«Придумайте рифму к слову, обозначенному картинкой» и расскажи историю. Например к картинке «пчела», можно подобрать рифму к словам, ассоциирующимся с картинкой- летать, жало, ой, крылышки, полоски, насекомое, испуг, глаз и т.д.

  1.   «Словарь». Соберите всю информацию о слове, обозначенном картинкой( по возрасту). Например. Что? “фонтан”- существительное, глагол( что делает?)- «плещется, струится», прилагательное(какой?)- «серебристый, шумный, музыкальный» и т.д.
  2. На внимание  Бросьте кубики и рассмотрите их все  30 секунд. Прикройте кубики и постарайтесь вспомнить картинки через минуту. Секрет: картинки легче запомнить, связав их мысленно в историю.
  3.  «Короткая история». Постарайтесь сочинить максимально короткое грамматически правильное предложение, связав все выпавшие картинки, даже если оно будет нелогичным и смешным. 

 

Заключение.   

 Стоит отметить, что техника «сторителлинг» не ограничивает воображение педагогов в составлении игр для детей по развитию речи. Данная техника многогранна, и может эффективно применяться для развития всех речевых компонентов; повысить интерес к заданию, повысить концентрацию внимания ребёнка; развить коммуникативные навыки детей.


Благодарю за внимание! 

 C:\Users\User\Downloads\IMG_20201201_152147_resized_20201203_012525229-768x1024.jpg

C:\Users\User\Downloads\IMG_20201201_152406_resized_20201203_012614168-768x1024.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов «Театрализованная деятельность, как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»

В дошкольном возрасте эмоции господствуют над всеми сторонами жизни ребенка. Маленький ребенок еще не умеет управлять своими переживаниями, поэтому очень важно научить ребенка понимать и различать эмо...

Мастер-класс для педагогов «Использование техники Эбру для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия. Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Использование на занятиях по изобразит...

Мастер класс для педагогов "Арт-терапия как средство развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с элементами технологии ОТСМ ТРИЗ"

Мастер класс для педагогов на тему: "Арт-терапия как средство развития коммуникативных навыков  детей дошкольного возраста с элементами технологии ОТСМ ТРИЗ"...

Мастер-класс на тему: Технология Сторителлинг , как способ развития речи у детей дошкольного возраста

Вы замечали,  как  внимательно  дети  слушают  педагога,  когда  он рассказывает им сказку, и как быстро они начинают отвлекаться, если он читает ее в книге? Как вы ...

Мастер-класс для педагогов «Карты Проппа, как средство развития речевого творчества детей дошкольного возраста при моделировании собственных сказок»

laquo;Сказки злые  и добрые могут помочь воспитать ум. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир, может одарить его во...

Мастер-класс для педагогов «Техника «Body percussion» в развитии ритма у детей дошкольного возраста»

Цель: познакомить с техникой «body percussion», приемами использования её в работе с детьми.Задачи:- познакомить участников мастер-класса с историей зарождения техники «body percussi...