Развитие личности у детей дошкольного возраста
статья (младшая группа)
Дошкольный возраст – важный этап развития ребёнка, это небольшой, но самый насыщенный период жизни человека. Развитие ребёнка происходит очень стремительно. Наблюдается высокий рост психического, физиологического, личностного и эмоционального развития. Возрастает интерес к окружающему миру, социуму, появляются первые признаки самостоятельности. В этот период ребёнок начинает осознавать свою индивидуальность, связь своих поступков с результатами. У него формируются представления о морали и поведении в обществе, возникает чувство стыда и гордости, сопереживания и сочувствия, возникает потребность в контактах со сверстниками и взрослыми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_lichnosti_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 42.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие личности у детей дошкольного возраста.
Дошкольный возраст – важный этап развития ребёнка, это небольшой, но самый насыщенный период жизни человека. Развитие ребёнка происходит очень стремительно. Наблюдается высокий рост психического, физиологического, личностного и эмоционального развития. Возрастает интерес к окружающему миру, социуму, появляются первые признаки самостоятельности. В этот период ребёнок начинает осознавать свою индивидуальность, связь своих поступков с результатами. У него формируются представления о морали и поведении в обществе, возникает чувство стыда и гордости, сопереживания и сочувствия, возникает потребность в контактах со сверстниками и взрослыми.
В своих исследованиях А. Н. Леонтьев о детстве пишет: «этот период первоначального фактического склада личности, период развития личностных «механизмов» поведения. В дошкольных годы развития ребёнка завязываются первые узлы, устанавливаются первые связи и отношения, которые образуют новое, высшее единство деятельности, и вместе с тем новое, высшее единство субъекта – субъекта личности. Именно поэтому, что период дошкольного детства есть период такого фактического складывания психологических механизмов личности, он так важен».
В своих трудах В. С. Мухина пишет о том, что «природные свойства ребенка, не порождая психических качеств, создают предпосылки для их образования. Сами же эти качества возникают благодаря социальному наследованию. Так, одним из важных психических качеств человека является речевой (фонематический) слух, дающий возможность различать и узнавать звуки речи». Кроме того, «ребенок не имеет от рождения каких-либо форм поведения, свойственных взрослому человеку. Но некоторые простейшие формы поведения - безусловные рефлексы - у него врожденны и совершенно необходимы как для того, чтобы ребенок мог выжить, так и для дальнейшего психического развития. Ребенок рождается с набором органических потребностей (в кислороде, в определенной температуре окружающего воздуха, в пище и т.п.) и с рефлекторными механизмами, направленными на удовлетворение этих потребностей. Различные воздействия окружающей среды вызывают у ребенка защитные и ориентировочные рефлексы. Последние особенно важны для дальнейшего психического развития, так как составляют природную основу получения и переработки внешних впечатлений».
Становление личности дошкольника подразумевает развитие познавательных процессов и нравственных качеств, формирование мировоззрения и самосознания, развитие самостоятельности в деятельности и социальной активности.
К 3 годам у дошкольника возрастает острое стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, осознание своего "Я", что выражается в словах «Я сам!». Сложный процесс становления нового отношения к себе обусловливает появление «кризиса трех лет». Симптомами кризиса являются негативизм, упрямство, строптивость и своеволие ребенка. В центре кризиса стоит сопротивление авторитарному воспитанию, борьба за самостоятельность. Основным личностным новообразованием, возникающим в период кризиса трех лет, выступает симптомокомплекс «гордость за достижение», суть которого состоит в том, что ребенок начинает видеть себя через призму своих достижений, признанных и оцененных другими людьми.
К концу дошкольного периода у ребёнка наблюдается переход от выбора, который предлагает ему взрослый, до проявления собственной инициативы. Это значительное расширение границ развития. Кроме того, в психологической характеристике детей старшего дошкольного возраста имеет становление чувственной сферы – эмоций и чувств. Главное в развитии: способность управлять эмоциями, изменение содержания и динамики чувств. Чувства становятся постояннее и серьезнее. Более зрелыми становятся формы моральных, эстетических и познавательных чувств. Старший дошкольник различает эмоциональные состояния за внешними проявлениями человека (мимикой, жестами, позами, интонацией), понятнее для него становятся базовые эмоции (радость, гнев, страдание). Ребенок адекватнее реагирует на разные жизненные события, выразительнее передает в ролях и изображениях человеческие переживания.
Анализируя вышесказанное, можно сделать вывод о том, что в сфере развития личности главным достижением дошкольного возраста является самостоятельность и инициативность.
Общение ребёнка со сверстниками.
Общение детей на протяжении всего лишь нескольких лет – от 3 до 7 лет – проходит бурную эволюцию. Развитие общения со сверстниками в дошкольном возрасте начинается с того, что малыш просто желает играть рядом с такими же детьми, как он сам. А к тому времени, когда дошкольнику предстоит идти в первый класс, происходит становление потребности в общении со сверстниками. У детей формируется заинтересованность в сотрудничестве. Рассмотрим общение дошкольников на каждом этапе их развития.
В младшем дошкольном возрасте дети учатся знакомиться и играть со сверстниками. Малыши проявляют разнообразные эмоции: смущение, радость, интерес, иногда жадность. С помощью воспитателя малыши пробуют организовать элементарную совместную игру. А к окончанию этого возрастного периода у них выходит создавать полноценные игры.
Средний дошкольный возраст – это период интенсивного развития сюжетно-ролевой игры. Ребенок разнообразит и усложняет сюжеты игр, берет на себя все новые и новые роли, учится подчинять свое поведение правилам игры. Игры со сверстниками становятся доминирующими над индивидуальными и играми рядом. Действия участников становятся согласованнее, а продолжительность игр – длиннее. Ребенок предварительно уже способен придумать и согласовать с другими несложный сюжет, разделить роли и игровой материал. У ребенка складывается линия поведения, развивается способность удерживаться от импульсивности, подчинять действия и поступки не только желаниям, но и необходимости. Ориентирует ребенок на взрослого, как на образец для подражания.
У детей старшего возраста продолжается становление волевых действий. Проявляется целенаправленность в деятельности, ребенок начинает осознавать, ради чего выполняет определенное действие, то есть цель начинает соотноситься с мотивом. Растет регулировочная роль речи в ходе игровой, продуктивной, трудовой и учебной деятельности. Малыш становится более организованным, ему начинает нравиться преодолевать трудности, выполнять оптимальные возрасту задания.
Дети в этом возрасте проявляют интерес к коллективным работам и могут договариваться между собой, хотя помощь воспитателя им все еще нужна.
К концу дошкольного возраста ребёнок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
Общение ребёнка с родителями.
Рассматривая вопрос общения ребёнка с родителями, надо начать с того, что родители являются первыми людьми, которых знает маленький человек. Для большинства людей именно родители становятся и на всю жизнь остаются наиболее важными людьми.
Воспитание детей раннего возраста в своей основе содержит создание и поддержание позитивного эмоционального настроя. Для этого требуется правильно организовать режим дня, выполнять связанные с ним процедуры (закаливание, гигиена, укладывание спать). Основной стимул, который стремится реализовать взрослый – пробуждение к организованным действиям. Неотъемлемое условие воспитания детей раннего возраста – побуждение интереса, тогда они с готовностью выполняют требования взрослых.
Дети в возрасте 3 – 4 лет начинают задавать взрослым большое количество вопросов, что обусловлено их возрастающими познавательными потребностями. Своими вопросами "почему?", "зачем?", "как?" дошкольники стремятся выявить различные стороны явлений, установить связи между ними. Вопросы характеризуются беспорядочностью и разнообразием: "Почему деревья шумят?", "Куда течет вода в реке?", "Откуда идет дождь?", "Что такое солнце?" и т.д. Взрослый выступает как источник познания об окружающей действительности. Главным средством общения являются речевые операции, поскольку они позволяют выйти за пределы непосредственно воспринимаемой ситуации. Ребенок стремится к уважению его взрослым, которое выражается в повышенной обидчивости и чувствительности детей к замечаниям, интенсивное эмоциональное реагирование на них.
«Возникающая в раннем детстве потребность в сотрудничестве со взрослым, интерес к ближайшему предметному окружению связаны с тем, что, учитывая возрастающие возможности ребенка, взрослые изменяют характер общения с ним, переходят к общению по поводу тех или иных предметов и действий. От ребенка начинают требовать известной самостоятельности в обслуживании себя, что невозможно без усвоения способов употребления предметов» - отражается в трудах В. С. Мухиной.
Дети старшего (подготовительного) возраста говорят о себе, своих родителях, правилах поведения и пр. Ведущим мотивом является личностный. Взрослый, являющийся главным побудителем общения, выступает как целостная личность, обладающая знаниями, умениями и социально-нравственными нормами. Для детей характерно желание заслужить доброжелательное внимание и уважение взрослого, его взаимопонимание и сопереживание. Средством общения также являются речевые операции. Общение ребенка со взрослым выполняет важную роль для сознательного усвоения детьми норм и правил поведения, для развития самосознания и самоконтроля, для дифференцированного выстраивания отношений со взрослыми в зависимости от их социальных ролей.
Именно взрослые призваны воспитывать и выпускать в жизнь самостоятельного, трудолюбивого, разносторонне развитого, смелого, волевого, коммуникативного, доброго, внимательного человека.
Отношение ребёнка к окружающему миру.
Дошкольное детство – это период, во время которого у ребёнка возникают первые представления об окружающем мире, его закономерность и взаимосвязях. Полученные знания дети применяют на практике, используя их в своих играх и при выполнении обучающих заданий. Любовь к природе, бережное отношение к результату труда человека, понимание отношений между людьми – фундамент этого закладывается именно в дошкольном возрасте. В целом, формирование знаний о мире происходит с помощью наблюдений, рассматривания картин (наглядные методы), бесед, чтения книг (словесные методы), игр, опытов, экспериментов (практические методы).
Многие специалисты считают, что наблюдение за природой – это важнейшее средство воспитания дошкольников. Сталкиваясь с незнакомым явлением или предметом ребёнок задаётся множеством вопросов и ищет на них ответы.
Своеобразие представления ребёнка о мире состоит в том, что на определённой ступени своего развития он рассматривает предметы такими, какими их дает восприятие, и не видит вещи в их внутренних отношениях. Например, ребёнок думает, что луна следует за ним во время его прогулок, останавливается, когда он останавливается, бежит за ним, когда он бежит.
Это явление Ж. Пиаже назвал реализмом. Именно такой реализм и мешает ребёнку рассматривать вещи независимо от субъекта, в их внутренней взаимосвязи. Свое мгновенное восприятие ребёнок считает абсолютно истинным. Это происходит потому, что дети не могут отделить свое «Я» от окружающего мира, от вещей.
К старшему (подготовительному) возрасту у детей формируется представление о существенных свойствах предметов и явлений, а также абстрактных понятиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме: «Играем в шахматы» (Система занятий по развитию личности ребёнка старшего дошкольного возраста через обучение игре в шахматы).
Современная концепция общего образования во главу угла ставит идею развития личности ребенка, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств. Всему этому и многому друг...
Экскурсии – как средство всестороннего развития личности ребёнка старшего дошкольного возраста
представлен опыт организации экскурсий с детьми 5-7 лет...
Развитие личности у детей дошкольного возраста. Усвоение нравственных норм. Эмоционально- мотивационная регуляция поведения.
С точки зрения формирования ребенка как личности весь дошкольный возраст можно разделить на три части. Первая из них относится к возрасту три-четыре года и преимущественно связана с укр...
Доклад на курсах" Психолого педагогические основы семейной педагогики как ресурс развития личности ребёнка в дошкольном возрасте"
Развитие коммуникативных навыков ребёнка в дошкольном возрасте...
Концептуальное изложение своего педагогического опыта РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ
Концептуальное изложение своего педагогического опыта «Авторская идея в моей педагогической практике» РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫ...
Подбор игр и/или упражнений, направленных на развитие социально – психологических качеств личности для детей дошкольного возраста
Подбор игр и/или упражнений, направленных на развитие социально – психологических качеств личности для детей дошкольного возраста...
Развитие коммуникативных качеств личности у детей дошкольного возраста.
Способность общаться дана человеку практически с самого начала его жизни. Улыбка в ответ на взгляд – это уже общение. Пусть пока в нем преобладает чувство, эмоция, а смысла мало, но именно в это...