Предметно- пространственная развивающая среда.
материал
Развивающая предметно - пространственная среда одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении, она является основным средством формирования личности ребенка и источником его знаний и социального опыта.
Организация развивающей среды в нашей группе построена таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его возраста, особенностей и интересов. В группе созданы условия для взаимодействия детей с воспитателем и друг с другом. Групповое пространство разделено на центры развития с учётом принципов: трансформируемость, вариативность, доступность, безопасность, полифункциональность, каждый центр имеет свою эмблему.
ссылка на видео: Центр безопасности для самых маленьких:
центр познания
центр дидактических игр и пособий
центр театрализации
Центр физического развития
центр художественного творчества
центр уединения и психологической разгрузки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Центр речевого развития | 1.35 МБ |
Игровые и развивающие центры | 1.33 МБ |
Раздевалка | 2.35 МБ |
Новогоднее оформление | 763.17 КБ |
центр психологической разгрузки | 2.39 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: Создание условий для развития речи детей. Задачи речевого центра : 1. Овладевать речью как средством общения и культуры. 2. Обогащать активный словарь. 3. Развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь. 4. Развивать речевое творчество. 5.Знакомить с художественной литературой, учить понимать на слух тексты различных жанров. 6. Развивать звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух.
Центр речевого развития « Говоруша »
Это вовсе и не полка, это книжная страна. Это что там за картинка? Сказка смотрит из окна Сторожит страну ту Котик. Говорун его зовем. С ним мы весело играем, книжки добрые читаем Дышим носиком и ртом, дружно мы с котом живем. С пальчиками мы играем и стихи запоминаем. Звуки точно говорим, за котом все повторим! Чтоб жила была страна Кот хранит все книжки строго, не исчезнет, ни одна. Всё живёт своим законом в этой сказочной стране. Чтобы было интересно в этой сказке малышне!
Создание речевого центра - важная ступень для детей в приобщении к высокохудожественному чтению, в формировании запаса литературных, художественных впечатлений, в развитии литературной речи . Наш центр регулярно обновляется по темам недель. Остальной игровой материал помещен в контейнеры и папки. Материал по развитию артикуляционной моторики (предметные картинки-опоры; артикуляционная гимнастика в стихах и картинках) Игровое пособие Логокуб для самых маленьких». На первой груни куба расположено зеркало, где ребенок может поиграть с язычком и сделать с воспитателем артикуляционную гимнастику (в кармашках расположена картотека гимнастик в стихах.
На второй грани в кармашках расположены чистоговорки по времени года и картинки со стихами для автоматизации звуков. На третьей грани расположены сюжетные картинки .
На четвертой грани расположены предметные картинки. Внутри куба расположен домик и лесенки к домику, на которых стоят животные. Дети переставляя животных регулируют силу голоса. Со снежинками дети выполняют дыхательную гимнастику.
Пособие «Зимний мобиль ».
Пособие « Геоконт » Воскобовича своими руками Для решения ряда речевых задач, целесообразно использовать технологию В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры». Данная технология предполагает поэтапное введение игрового материала. Каждый последующий этап предполагает усложнение дидактического и смыслового материала с ориентацией на возможности ребенка. Развивает мелкую моторику, воображение, речь .
Пособия для развития дыхания. (разноцветные шарики, султанчики, вертушки, ленточки.)
Пособия для развития мелкой моторики. (сухой бассейн, мячики, тактильные дощечки, прищепки, трафареты, пальчиковые игры)
Музыкальные пальчиковые игры
материал по звукоподражанию (шумовые инструменты, детские музыкальные инструменты: книги с музыкальным сопровождением).
Игры по лексике и грамматике (предметные картинки по лексическим темам)
игры по развитию связной речи
Различные виды театров. Маски для игр драматизаций. Театр на ширме из фетра.
Настольный театр . Театр из прихваток. Театр из перчаток Театр паралоновых кукол
театр на фартуке Театр на варежках
Театр на дисках Пальчиковый театр
Книжки- самоделки. Книжки, оформленные родителями.
Вывод: В правильно оформленном организованном по всем требованием ФГОС и содержанию центре речевого развития , воспитатель имеет возможность развивать с вязную диалогическую и монологическую речь, привить навыки культуры общения и обращения с книгой.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Воспитание и развитие детей раннего возраста сегодня является одной из приоритетных областей дошкольного воспитания. Рационально организованная предметная среда, разнообразие игр, игрушек позволяют дошкольникам полноценно развиваться. Предметная среда направлена на обогащение, совершенствование игрового опыта маленьких детей. Основное направление работы: обеспечение психоэмоционального и физического благополучия детей. «Мир входит в сознание человека лишь через дверь органов внешних чувств. Если она закрыта, то он не может войти в него, не может вступить с ним в связь. Мир тогда не существует для сознания». Плейер Вильгельм Тьерри
· Спокойная зона: «Центр познания», «Центр книги», «Центр природы»; · Зона средней интенсивности: «Центр конструирования», «Центр социально-эмоционального развития», «Центр ИЗО-деятельности »; · Зона насыщенного движения: «Центр двигательной активности», «Центр ряженья», «Центр музыки», «Центр театра», «Центр игры». Групповое помещение условно подразделяется на три зоны :
Книга способствует развитию речевых навыков малыша, закладывает первые кирпичики интеллекта, учит образному мышлению, является незаменимым источником новой ценной информации. Спокойная зона: 1.«Центр книги» Маленьким читателям нужно предложить большое разнообразие детских книг: большеформатные и малышки, прямоугольные и фигурные, в виде альбомов и ширмочек, с большим количеством картинок и без них, настольные и напольные, книги из мягких, бархатных, цветных тканей с различными заданиями из кнопок, пуговиц, липучек, шнуровок, застежек. Книжное дерево»
2. «Центр познания» Для развития предметной деятельности и сенсорных способностей имеются игрушки и пособия, различные по цвету, форме и материалу, из которого они сделаны, разнообразие свойств привлекает внимание детей, способствует развитию восприятия ребенка. Дидактический стол в группе расположен так, чтобы к нему можно было свободно подойти. Стол наполнен игровыми дидактическими материалами. Такое разнообразие привлекает внимание детей, способствует развитию восприятия ребенка.
«Центр природы» Наполнение предметно-развивающей среды для экологического воспитания малышей распределяется между двумя зонами: живой уголок; зона экспериментирования. Эта часть предметно-развивающей среды предназначена для эмпирического исследования живой и неживой природы. Обычно размещается по коробкам, ящикам. Для детей 1,5–3 лет зона экспериментирования представлена в очень сжатом виде, так как малыши не делают опытов в большом объёме. Для игр с песком подбираем совочки, ситечки, формочки, ведерки. А для игр с водой – рыбок, лодочки, заводные игрушки, которые можно использовать в воде.
Зона средней интенсивности 1. Центр изодеятельности Наполнен материалами для продуктивной и творческой деятельности детей (листы бумаги и альбомы, кисти, краски, карандаши, пластилин, трафареты, шаблоны, доски для работы с пластилином, баночки для воды и пр.). Уголок гармонично дополняют репродукции картин, которые меняются в зависимости от времени года. Располагаются картины на мольберте.
«Центр конструирования» Конструирование — обожаемый детьми и очень полезный для развития творческих способностей, мышления и мелкой моторики вид деятельности дошкольников. В младшем возрасте необходимо разнообразие форм и цветов, поскольку у детей формируются сенсорные представления (с участием всех органов чувств). Помимо того, младшие дошкольники обследуют все предметы, сравнивая их вес, какие они на ощупь, как звучат при ударе один о другой. Строительный материал из пластика и дерева даёт им большой простор для исследовательской активности.
«Центр социально- эмоционального развития» Дети гораздо больше, чем взрослые подвержены переменам настроения. Их можно легко развеселить и огорчить, поскольку они еще мало знают о себе и не умеют владеть собой. Для формирования психологической стабильности ребенка, его эмоциональной разгрузки в младшей группе должен быть создан уголок уединения и релаксации «Мой маленький домик».
Зона насыщенного движения: «Центр двигательной активности» 1. Мячи средние разных цветов. 2. Мячи малые разных цветов. 3. Обруч. 4. Флажки. 5. Кегли. 10. «Дорожки движения». 12. Длинная скакалка. 13. Короткие скакалки. 15. Нетрадиционное спортивное оборудование. 16. Массажные и ребристые коврики. 17.Плакаты по правилам безопасности жизнедеятельности 18. Дидактические игры по валеологии .
«Центр игры». Основной задачей педагога является формирование у детей первой младшей группы игровых умений, способствующих становлению самостоятельной сюжетной игры. Педагог должен создавать условия предметно-игровой среды. В групповой комнате должны быть игрушки и различные материалы, способствующие созданию замысла; своеобразные зоны, направляющие мысль ребенка в направлении и животных, игрушки на бытовые темы, природный и разнообразный полифункциональный материал: шишки, бруски и др.).
«Центр музыки», «Центр театра» Цель создания музыкального уголка в детском саду — развитие творческих способностей детей, формирование способности эмоционально откликаться на песенные и музыкальные образы, воспитание культуры слушания. Дети слушают инструментальное или голосовое исполнение мелодий, пробуют передать словами или движениями те чувства, которые испытывают.
Уголок театрализации — это часть развивающей среды в оснащении группы, призванная сплотить ребят общей игровой деятельностью, в которой они смогли бы продемонстрировать все грани своего характера, возможно, ещё не известные им самим. В театральный уголок включаются: картинки, в том числе объёмные для конусного театра; игрушки для театра теней, пальчикового, бибабо, куклы на прищепках, фетровые персонажи для фланелеграфа ; ширма (в детских садах обычно используется универсальная ширма, которая выступает и декорацией-фоном, и занавесом); реквизит (мягкие игрушки, машинки и пр.); материалы для изготовления элементов образов, декораций (кусочки ткани, картона, бумаги и т. д.); маски; костюмы; книги; фонотека; стенд с афишами и результатами работы (рисунками, поделками и пр.).
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Как театр начинается с вешалки, так и взаимодействие с родителями и выстраивание с ними гармоничных отношений, направленных на воспитание и развития их ребенка начинается с раздевалки.
Цель: создание условий для спокойного психологического комфортного настроя у каждого ребенка, укрепление личностного контакта воспитателя с детьми и родителями. Задачи : - формировать доброжелательные отношения между детьми; -создать атмосферу поддержки и сотрудничества между детьми и взрослыми; - создать общий положительно-эмоциональный фон, ощущение психологического комфорта; -преподнести новую информацию детям и взрослым.
Оформление раздевалки в детском саду по ФГОС ДО не регламентируется четко, не указано, что именно тут должно находиться. Однако из некоторых пунктов текста закона можно сделать определённые выводы: Информация для родителей ФГОС подразумевает, что обучение ребёнка в дошкольном возрасте - это процесс совместный, за который отвечает и ДОО, и родитель. В целях повышения эффективности нравственного, трудового, умственного, физического, художественно - эстетического воспитания и развития детей мы постарались разместить информацию в раздевалке, необходимую для повышения активности родителей как участников воспитательного процесса.
"Родительский уголок ", в котором присутствует обязательная информация: Режим дня. Меню. Расписание образовательной деятельности, девиз и гимн нашей группы, кто работает с детьми.
Изображение солнца символизирует радость, творческое развитие детей, богатый художественный мир и многогранность детских способностей, вдохновляющие на фантазию, воспитание эстетических качеств и художественного вкуса.
На стенде расположена информация по лексической теме недели, изобразительной деятельности, музыке и спорту.
Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением . Решить все эти задачи возможно при помощи правильно организованного физического воспитания детей дошкольного возраста во взаимодействии с семьей . Поэтому был приобретен стенд « Физкульт Ура !».
На стенде мы разместили информацию : «Физическое воспитание ребенка в семье»; «Что такое двигательная активность» и качества физического развития, такие как развитие силы, ловкости, выносливости.
Всем нам известно, что круг проблем, связанных с безопасностью жизнедеятельности ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому успех в работе по безопасности детей, может быть, достигнут только при тесном взаимодействии с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые получает ребенок в детском саду, должны закрепляться в условиях семьи . В раздевалке мы оформили «Уголок безопасности» В информационной подставке собрали материалы по безопасности в виде консультаций- листовок, рекомендаций по обучению детей, памяток, консультаций, папок- передвижек.
Мини- стенд «Для вас родители». Размещена информация по родительской плате.
Цветы – это символ радости и красоты. Вот и нашим детям мы попытались показать всю красоту, всю прелесть красочного цветка, который предлагает им фантазировать, играть, дружить, прощать, сочинять, сомневаться.
Дерево символизирует жизнь, рост, интерес, радость, мягкость, чувственность, поэтому дни рождения малышей мы оформили на нем. Фотографии детей распределили по временам года в соответствии с Днем рождения.
С целью знакомства родителей с творчеством своих малышей организуются выставки детских работ. На дереве творчества оформлена выставка работ из пластилина. На подставке расположены р исунки, а ппликационные картины.
В соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» проводится ежедневный утренний приём детей (измерение температуры, осмотр детей) Данные о состоянии ребенка заносятся в специальный журнал «Утренний фильтр».
Оригинальное украшение интерьера - мобиль . Наш мобиль оформлен в соответствии с названием группы.
Окно украсила осенняя картина. Рассматривая ее, дети интересуются, что изображено, узнают знакомые предметы и явления. Через произведения искусства дети не просто знакомятся с явлениями жизни: они получают представления о прекрасном, гармоничном, целесообразном, выразительном, у малышей развивается эстетическое восприятие.
Мы постарались создать для родителей и детей уютную раздевальную комнату, чтобы утреннее настроение было приятным и настраивало на позитив на целый день!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: Развитие творческого потенциала педагогов, родителей и детей по эстетическому оформлению группы к Новому году. Задача: Создать хорошее настроение у детей и вызвать желание воспитанников украсить группу.
Новый год- это ожидаемый и любимый праздник жителей разного возраста нашей страны. По традиции, ставят лесную красавицу – ель. Наряжают ее разноцветными стеклянными фигурками зверюшек, шишками, бусами, мерцающими гирляндами, серебристой мишурой или однотонными шариками - это зависит от вкуса хозяйки. В группе мы тоже постарались создать атмосферу зимней сказки и праздничного настроения!
Украшение окон Это неотъемлемая часть новогоднего интерьера группы, спальной комнаты. Композиции из вытыканок создают сказочный образ окон . Снежная королева заглядывает к детям в окно, из трубы сказочного домика идет дымок, превращаясь в новогодние снежинки.
На окне групповой комнаты оформлена выставка новогодних игрушек, сделанных родителями и детьми.
В спальной комнате ангел несет елочную игрушку, а девочка с мальчиком ловят хрупкую снежинку.
С потолка спускаются красивые снежинки – пушинки.
Атмосфера зимней новогодней сказки продолжается на центральной стене групповой комнаты. Здесь оформлена сюжетная картина новогодних героев (Дед Мороз, Снегурочка, часы, Снеговик, символ года- Тигренок везет елочку.
Г ерои зимних развлечений, позволяют детям ощущать себя в центре событий новогодней сказки! Детям очень нравятся новогодние фотозоны.
Дети с удовольствием принимали участие в украшении группы: мастерили елочки, снеговики, тигрят.
Наша раздевалка . В раздевалке символ года- Тигренок всех приветствует и желает счастья .
Новогодняя фотозона в раздевалке
На окне выставка елочек, которые сделали родители с детьми .
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В соответствии с ФГОС дошкольного образования перед педагогами стоит задача создания условий для формирования эмоционального благополучия детей. Ведь всем известно, что детсадовские дети большую часть светового дня находятся в дошкольном учреждении, и независимо от своего настроения, желаний, переживаний, самочувствия, малышам приходится находиться в условиях коллективных отношений. И бывает время, когда хочется уединиться, побыть одному со своими мыслями или просто отдохнуть от постоянно окружающей суеты… Маленький ребёнок имеет на это право! Решить эту задачу помогает создание центра психологической разгрузки.
Цель: создание условий для укрепления и сохранения психологического здоровья каждого ребенка в группе. Задачи: *Активизировать деятельность по оформлению и грамотному использованию материалов психологического центра для полноценного психофизического развития детей младшего дошкольного возраста; * Способствовать снижению психоэмоционального напряжения детей; *Организовать работу по обучению воспитанников навыкам саморегуляции , социально-приемлемым способам поведения и коммуникативным навыкам с помощью ППРС. *Способствовать усвоению норм и правил поведения детей в детском саду; * Создать средства мотивации родителей к участию в образовательном процессе.
Мы постарались создать для детей место, где можно посидеть, полежать, пережить свой стресс, неприятные эмоции, расслабиться, успокоиться, а потом снова включиться в общую суету. Наш центр соответствует всем требованиям: -уголок небольшого размера (ведь ощущение уюта и спокойствия ребёнку даёт именно миниатюрный домик, шатёр или палатка). -соответствует возрастным особенностям цвет ткани спокойный, не кричащий, полупрозрачный (чтобы педагог в любой момент мог убедиться в безопасности и нормальном самочувствии воспитанника, не нарушая личного пространства ребёнка)
-расположен в удобном месте группового помещения, доступен, имеет эстетичный вид. - наполнение зоны имеет вариативный характер. Мы, периодически меняем атрибуты для игр, однако некоторые вещи присутствуют постоянно: это даёт ребёнку ощущение стабильности. В зависимости от времени года (праздников), вносим изменение во внешнем оформлении. Так вместо замка может оказаться северный полюс или космическая ракета. Главным жителем замка является смешарик - Крош .
Солнышко посылает свои лучики с различными эмоциями .
На стене оформлена игра «Расположи ягодки около цветов» Ягодки на липучках. Дети могут снять ягодку и переместить о коло цветочка определенного цвета. (Помести удивленную ягодку около желтого цветка, злую- около синего)
Волшебные предметы для обыгрывания перевоплощения в «положительного героя», «помощника» (шляпа, волшебная палочка). - Релаксационные аудиозаписи.
Релаксационный инвентарь. (Мигающий разными цветами Снеговик; веселое ведерко, в котором расположены шумовые музыкальные игрушки) «Добрые» книжки. Раскраски – антистресс .
Средства, способствующие бесконфликтному общению детей, примирению детей. «Рукавички- мирилочки » или «Коробочка- мирилочка ».
Настольные психологические игры, направленные на понимание эмоций другого человека.
Лепбук «Эмоции»
«Одинаковые эмоции» «Расположи подсолнушки» «Найди домик пчелке» «Собери картинку»
«Добавь картинку»
Коробочка с прибаутками
Мячики – ежики, мягкие пушистые мячики Маски- эмоции на шпателях
Оформление правил поведения детей в группе.
Средства, способствующие формированию у детей навыков саморегуляции . Игры с водой, песком, крупами и т.п. Такие игры будут способствовать снятию стресса, напряжения, улучшению настроения.
Средства для выплеска негативных эмоций «Стаканчики (баночки) злости» или «Стаканчики для крика». Набор бумаги для разрывания или чирканья. «Бревнышко для битья».
В раздевалке встречает детей «Календарь настроений» Цель: отслеживание эмоционального состояния ребёнка для повышения эффективности воспитательного воздействия. Задачи: - диагностика эмоционального состояния ребёнка - формирование умения распознавать свои эмоции - формирование умения распознавать эмоции окружающих воспитание эмоциональной отзывчивости и сопереживания
Дети при помощи грустных и веселых звездочек определяют свое настроение .(В кармашке звездочки грустные и веселые по количеству детей в группе- 19)
Веселый цветок дает детям рекомендации, что можно делать в группе.
На полянке растут Ромашки, дети рассматривают и определяют настроение каждой ромашки. Веселый тигренок знакомит детей с правилами поведения в группе.
Информация для родителей.
Чтобы сделать уголок неповторимым, мы предпочитаем наполнять его материалами, изготовленными своими руками или силами родителей. В детском саду ребёнку должно быть уютно и спокойно, как дома!
за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации "Организация предметно-пространственной развивающей среды ДОУ"
Данные методические рекомендации разработаны для использования специалистами системы дошкольного образования в практической деятельности...
Организация предметно-пространственной развивающей среды в группе компенсирующей направленности для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (из опыта работы)
В современной дошкольной педагогике на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развити...
характеристика изменений в жизни детей и педагогов в ходе реализации принципа индивидуализации предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ
Характеристика изменений в жизни детей и педагогов в ходе реализации принципа индивидуализации предметно-пространственной среды ДОУ рассматривается с точки зрения реализации разных целей в и...
Предметно – пространственная развивающая среда как аспект образовательной среды для дошкольников.
Как известно, развитие ребёнка происходит в деятельности. Никакое воспитывающее и обучающее влияние на ребёнка не может осуществляться без реальной деятельности его самого. Для удовлетворения своих по...
Консультация «Предметно – пространственная развивающая среда как аспект образовательной среды для дошкольников, отвечающая требованиям ФГОС ДО»
Развивающая предметная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Она должна объективно - через свое со...
Предметно – пространственная развивающая среда как аспект образовательной среды для дошкольников.
Как известно, развитие ребёнка происходит в деятельности. Никакое воспитывающее и обучающее влияние на ребёнка не может осуществляться без реальной деятельности его самого. Для удовлетворения своих по...
Перспективный план оптимизации развивающей предметно-пространственной развивающей среды в группе
Перспективный план оптимизации развивающей предметно-пространственной среды начала делать с младшей группы, прекрасно понимая, что без плана в данном деле не обойтись. Здесь было важно учесть много фа...