Доклад для педагогов «Воспитание высоких чувств начинается с дошкольного возраста»
материал
Муниципальный уровень, городской семинар-практикум «Особенности нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста», АОУ детский сад №10 «Лучик», 15.03.2018г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_vysokih_chuvstv_nachinaetsya_s_doshkolnogo_vozrasta.docx | 25.42 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г. ДОЛГОПРУДНОГО
АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. ДОЛГОПРУДНОГО ДЕТСКИЙ САД № 10 «Лучик»
141700 г. Долгопрудный, Московской обл., ул. Спортивная д. 7-б тел. (498) 686-3915 Выступление на городском семинаре-практикуме «Особенности нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста», посвящённый акции «Россия – это я» по теме: «Воспитание высоких чувств начинается с дошкольного детства» Подготовила педагог-психолог АОУ д/с № 10 «Лучик» Крылова Елена Васильевна Проведено совместно с АОУ д/с № 20 «Ласточка» от 15.03.2018. Согласовано: Заместитель директора по ВМР Чистова Э. А. г. Долгопрудный 2018 г. План выступления
а) Примеры усвоения детьми знаний о Великой Отечественной войне б) Литературный пример постижения детьми высоких чувств 6. Роль «слова» в постижении детьми патриотических чувств (с литературными примерами произведений В. Высоцкого и С. Михалкова) 7. Мотивация в воспитании патриотизма: выстраивание мотивационной иерархии 8. Компонент деятельности – игра 9. Архитипы, заложенные в детскую игру (художественное слово – В. Высоцкий) 10. Сензитивность возраста, способствующая успешному усвоению моральных норм ребёнком 11. Комплексный подход в формировании патриотических чувств 12. Становление черт характера личности через патриотическое воспитание 13. Выводы о необходимости воспитания патриотизма каждого поколения как залог безопасности и процветания нашей Родины. |
Высокие чувства дошкольников начинается с любви…
Патриотизм, безусловно, является одним из высших чувств человека.
Патриотизм – (по определению) это нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы.
Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её культурные особенности и идентификация себя с другими членами народа, стремление защищать интересы Родины и своего народа. Исторический источник патриотизма – веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формирующее привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования нации и образования национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии.
Высокий патриотизм считается важнейшим источником стойкости морального духа. Патриотизм – это одно из наиболее глубоких чувств, историческое развитие социального содержания патриотизма опровергает идеалистическое объяснение его сущности как рассового или биологического явления. Недопустимо в данный исторический момент пренебрегать важнейшим значением патриотизма, который способствует уверенности человека в необходимости укрепления обороноспособности нашей страны, в правильной оценки социальной значимости и глубоком понимании патриотического сознания каждого гражданина. Таким образом, патриотизм – важнейшее качество современного человека, направленное на формирование у россиян высокого оборонного сознания, одного из морально-психологических нравственных качеств человека, необходимых для вооружённой защиты Отечества.
Всё выше сказанное таким высокопарно-научным слогом предполагает недоступность чувства патриотизма для детей дошкольного возраста. Можно поспорить с таким утверждением. Попробуем посмотреть на патриотизм как на часть основ безопасности жизнедеятельности. Человеческие ресурсы – это главный стратегический запас страны. Обеспечение Родины качественными ресурсами, гарантирующими её безопасность – основная цель воспитания детей. Вопрос стоит в том, как это сделать и какие предпосылки и возможности мы имеем, т. е. каким образом истоки патриотического воспитания обусловлены психологически?
Воспитание патриотизма – важная психолого-педагогическая проблема. Её решение затрагивает деятельность всех образовательных институтов и является одним из возможных способов приобщения подрастающего поколения к духовным ценностям.
Дошкольный возраст является началом становления базовой культуры личности. Именно в этом возрасте начинается процесс восхождения личности к ценностям общества, и ребёнок приобретает первые жизненные ориентиры.
Всем известно, что развитие личности начинается с 3-х летнего возраста и связано с кризисом 3-х лет. Мощный виток развития даёт следующий кризис 7-летнего возраста и качественные личностные преобразования наступают в подростковом возрасте. До пубертатного периода важно, чтобы завязались все узелки детской личности, основанные на формировании первых этических инструментов.
Дошкольное детство уникально по своей природе и представляет собой сложное социально-культурное, психологическое и педагогическое явление, которое обладает самоценностью и индивидуальной логикой развития. В этом возрасте закладываются основы для нравственного становления человека, начала тех моральных чувств, которые в будущем становятся фундаментом для развития более сложных личностных качеств: патриотизма, гражданственности, интернационализма. Целью патриотического воспитания дошкольников является формирование у них начал патриотизма как нравственного образования личности.
Патриотизм как интегративное качество личности представляет собой структурную модель, включающую когнитивный, эмоциональный и деятельностный компоненты, которые реализуются в сфере социума и природы. При этом для дошкольников ведущим является эмоциональный компонент. Эмоциональный компонент патриотизма основывается на том, что все стороны жизни дошкольника окрашены яркими переживаниями. Эмоции для ребёнка – материал для обобщения представлений о Родине и формирования на их основе патриотических чувств. Вопросами эмоционального развития ребёнка занимались такие психологи, как А. И. Захаров, Э. Изард, Р. Кеттел, В. С. Мухина, Е. В. Новикова, М. А. Панфилов, М. Раммер и др. Они доказали, что нравственные качества человека не могут возникнуть путём естественного «созревания». Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит от условий, в которых живёт ребёнок и от средств и методов воспитания его. Необходимо, чтобы в основе базовой культуры ребёнка закладывались и формировались ценностные ориентиры и ценностные отношения к семье, к близким людям.
Отечественные и зарубежные психологи: Х. Литтон, Дж. Грузен, А. В. Запорожец, В. А. Петровский отмечают, что ребёнка воспитывает та деятельность, которая доставляет ему радость, оказывает положительное нравственное влияние, гармонично развивает физические и умственные возможности. Ребёнок изначально стремиться быть «хорошим». Самостоятельно организовать такую деятельность он не может. Это должен сделать взрослый, используя современные гуманитарные технологии. Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей в ДОУ является тесная взаимосвязь и сотрудничество с родителями. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. «В вашей семье и под вашим руководством растёт будущий гражданин» - предупреждал А. С. Макаренко.
Элементарная привязанность к матери не определяет ещё высокого чувства любви, а может быть обусловлена зависимостью обеспечения биологических, социальных, экономических потребностей ребёнка. Для пробуждения, воспитания высоких чувств любви к матери необходимо по крупицам вкладывать в душу ребёнка всё самое светлое, доброе, всё то, что сохранит образ матери как эталон на всю оставшуюся жизнь. Привязанность вместе со словами, внешним обликом и поведением матери станут средством – дорогой к высокой любви маленького человека.
Из опыта своей работы могу рассказать, что с детьми подготовительного возраста проводились занятия о Великой Отечественной войне. Дети поразили своей искренностью и эмоциональностью. Каждый из воспитанников рассказывал свою историю, правду о своей семье, прабабушках и прадедушках, воевавших на фронтах войны. Дети гордятся ими, считают их настоящими героями, которые с честью выполнили свой долг, были преданы Родине и своему народу.
Именно так, в результате общения и деятельности формируются эмоции высшего уровня – человеческие чувства: сочувствие и сопереживание, интеллектуальные и эстетические чувства, а также чувства, детерминируемые деятельностью и моралью: чувства долга чести, патриотизма. Вспомните рассказ В. Осеевой «Честное слово», не буду приводить подробности, но героем этого рассказа в коротких штанишках уже усвоены важные моральные принципы.
Ребёнок начинает подчиняться моральным нормам, которые выступают регулятором его поведения. А поведение теряет свою непосредственность, и в возрасте 5-7 лет поведение опосредовано моральной нормой, т. е. ребёнок способен поступать не так как хочет, а так как надо. В слове «надо» отражаются общественные требования, которые вырабатываются регуляторами поведения у ребёнка, т. о., поведение начинает становиться волевым. Слово, становясь главным регулирующим раздражителем, запускает работу второй сигнальной системы.
Помните по В. Высоцкому дети через слово постигают «грамматику боя», «тайну слова приказ, назначенье границ, смысл атаки и лязг боевых колесниц». Вчера в библиотеке мальчик на Дне Рожденье С. Михалкова пытался вспомнить стихи о Дяде Стёпе. Перед всеми взрослые помогли ему припомнить начало, а уже уходя он вдруг выпалил мне: «Расскажу вам про бомбёжку, про большой линкор Марат, как я ранен был немножко, защищая Ленинград». В эти строчки ребёнок в первую очередь вкладывает свои эмоции, свои переживания, которые способствуют развитию новых, возможно, уже патриотических чувств. Вряд ли он осознаёт смысл сказанного, но точно это слово, этот отрывок затронул его, зацепился в его душе.
Итак, физические возможности ребёнка увеличиваются, расширяется сфера разных видов деятельности и его опыт. Ребёнок способен ставить перед собой определённые цели. И содержание этих целей несут в себе не только потребности нашего ребёнка, но и потребности других людей. Таким образом, устанавливаются отношения мотива и цели, которые отражаются в речи.
Затронем ещё один компонент патриотизма, доступный дошкольнику. Это деятельностный компонент, он предлагает реализацию эмоционально прочувствованных и осознанных знаний в деятельности, а также наличие комплекса нравственно-волевых качеств. Уже в дошкольном возрасте происходит переход от желаний, направленных на предметы воспринимаемой ситуации, к желаниям, связанным с представляемыми предметами.
Главным видом деятельности дошкольного детства является игра. Исключительно в игре может реализоваться ребёнок дошкольного возраста. Игра – это особая форма самотерапии (преодоления напряжения, снятие стресса, переживание буйных эмоций). Какие же основные «вечные» сюжеты детских игр? Какие главные роли разыгрывают дети в норме всех стран и народов? Две основные партии представляют дети в игре: любящей заботливой матери и защитника-воина. Этими играми дети уже демонстрируют зачатки патриотических высоких чувств. Откуда это родилось в ребёнке? Что за силы толкают малыша действовать в этом направлении? В каждом из нас всё-таки заложены мощнейшие пласты, позволим себе выразиться, «генетической памяти», которые передаются по каналам, не до конца изученным нейропсихологией, которые действуют на уровне тонкого мира – некие архитипы. Именно оттуда возникает образ защитника слабых, своей семьи, любимой женщины, родной земли, страны. И он всегда привлекателен, это та предпосылка, которая способствует подготовке почвы для «сеяния разумного, доброго, вечного». В самостоятельной свободной игре ребёнок может сочувствовать заданным им же персонажам, литературным героям, разыгрывать различные сюжеты и переживать различные эмоциональные состояния.
Опять припомнился В. Высоцкий, как «на роли предателей, трусов, иуд в детских играх своих назначали врагов. И злодея слезам не давали остыть, и прекраснейших дам обещали любить…» В игре ребёнок становится инициатором, у него появляются личные желания, цели, мотивы. В игре возможна реализация замысла ребёнка, а значит идёт развитие личности.
Еще раз хочется напомнить, что нравственные чувства не могут возникнуть путём естественного вызревания. Их развитие и формирование зависят от нас с вами и в немалой доле от родителей этих детей, главное, не упустить сензитивный период. Дошкольник ориентирован на взрослого и воспринимает информацию некритически, поэтому в воспитании дошкольников большое значение имеет пример эмоционального отношения взрослых к действительности. От богатства проявления чувств взрослого зависит эмоциональное восприятие детьми того или иного явления действительности.
Итак, мир взрослых и сверстников, мир культуры представлены во внутреннем мире ребёнка, который интенсивно развивается под влиянием разнообразных видов деятельности. В связи с этим большое значение для формирования начал патриотизма у детей дошкольного возраста приобретает как собственная, так и совместная с взрослым активность. Следовательно, воспитание патриотизма как нравственного качества личности должно осуществляться комплексно через развитие и обогащение эмоциональной, когнитивной и мотивационно-потребностной сфер психики дошкольника.
Развитие высших чувств через нравственное развитие и усвоение этических эталонов способствует развитию индивидуально-психических особенностей человека, например, характера в соответствии с его темпераментом.
Отечественные психологи подчёркивают важность возникновения ростков патриотизма, которые составляют «прошлый опыт» человека, опыт чувств, отношений к окружающей действительности. Если ребёнок в детстве испытал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, уважение к трудящемуся человеку, восхищение подвигом, подъём от соприкосновения с прекрасным, он тем самым приобрёл «эмоциональный опыт», «фонд эмоциональных переживаний», который будет иметь громадное значение для его дальнейшего развития. Тем самым будут «проторены пути для ассоциаций эмоционального характера», а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного эмоционального развития человека.
Таким образом, к старшему дошкольному возрасту у детей увеличивается общая произвольность поведения на основе активного развития волевых процессов. Развивается способность сдерживать непосредственные побуждения, подчинять свои поступки выдвигаемым требованиям. Деятельность ребёнка начинает определяться общественными целями. Складываются действенные отношения к Родине, проявляющиеся в умении заботиться о родных и близких людях, делать нужное для других, беречь то, что создано трудом человека, ответственно относиться к порученному делу, бережно обращаться с природой. (С чего начинается Родина? Со старой?.. скамьи у ворот, с той самой берёзки, что во поле под ветром, склоняясь, растёт…)
Кроме того, в этом возрасте у ребёнка появляется соподчинение мотивов, на основе чего и формируются общественные мотивы различных видов деятельности. Это имеет большое значение для воспитания патриотизма у дошкольников, поскольку появление социальных мотивов деятельности является основой развития нравственных качеств личности.
Однако, самостоятельно ребёнок дошкольного возраста не может проникнуть в сущность общественных явлений. Только под руководством взрослых дети старшего дошкольного возраста могут усвоить систему знаний на основе понимания естественных, действительно существующих в окружающем мире связей и отношений между отдельными предметами и явлениями. Проведённые с детьми в детском саду мероприятия затрагивают сферу развития, т.е. обучения и воспитания ребёнка и, поэтому, целесообразно проводить данные мероприятия, приурочивая их к какому-нибудь событию в жизни страны, а затем последовательно включать в планы фрагменты и делать это последовательно в течение всего учебного года. Тогда, полученные детьми знания, способствуют формированию патриотических качеств личности и высоких чувств гордости за свой народ, пробудят желание следовать народным традициям, приобщат к истории страны, помогут укрепить авторитет государства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Народная кукла, как средство воспитания патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста.
Одной из приоритетных направлений работы ДОУ является формирование культурно – ценностных ориентаций и приобщение детей в практической деятельности к декоративно-прикладному и народному художест...
Воспитание нравственных чувств у детей дошкольного возраста.
Воспитание нравственных чувств у детей дошкольного возраста....
"Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста начинается с воспитания любви к малой Родине"
У каждого города своя история. Знать ее,чрезвычайно важно для воспитания патриотических чувств дошкольника. Изучение исторических документов, сбор необходимых данных для реализации проекта, подводит...
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ ПО ВОСПИТАНИЮ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Образовательный проект на тему "ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ ПО ВОСПИТАНИЮ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"...
"Русская народная кукла как средство воспитания патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста" Статья для педагогических чтений «Образование XXI века: взгляд современного педагога» (Кунаевские чтения)
Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение«Детский сад № 5 г.Выборга» «Русская народная кукла как средство воспитания патриотических чувств детей...
Консультация для педагогов " Художественное слово в воспитании нравственных чувств у детей дошкольного возраста"
Воспитание нравственных чувств через художественное слово....
Доклад «Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста»
Цель: совершенствование нравственного воспитания, развитие личностной культуры ребенка, как основы его любви к Родине. ...