Статья «Особенности внимания, памяти, воображения детей 5 – 7 лет»
статья (старшая, подготовительная группа)

Андрианова Юлия Сергеевна

В статье представлен материал об особеннностях развития психических процессов у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx29.81 КБ

Предварительный просмотр:

«Особенности внимания, памяти, воображения детей 5 – 7 лет»

Ни для кого не секрет, что развитие психических процессов — одно из важнейших условий для успешного обучения ребёнка в школе. Иногда плохая успеваемость связана с маленьким объёмом памяти, бедным воображением или слабо развитым мышлением. Развить процессы помогают простые упражнения. Но сначала необходимо  вспомнить особенности познавательной сферы старшего дошкольника.

В возрасте 5-6 лет активно происходит смена игровой деятельности на познавательную. Поведением ребёнка движет желание узнать, познать и применить полученные знания. Старший дошкольник с радостью принимается решать логические задачи, что-то запоминать, фантазировать. В этом возрасте психические процессы, такие как внимание, память, мышление и восприятие  принимают произвольный характер. Теперь ребёнок запоминает по инструкции взрослого, делает выводы на основании сведений полученных ранее.

Восприятие, внимание, мышление и воображение детей 5-6 лет

Восприятие становится более детальным, объём его возрастает до 5-6 объектов одномоментно. Ребёнок с лёгкостью воспринимает зашумлённые, наложенные изображения, разные оттенки цветов, разнообразные плоскостные и объёмные формы. Основная работа по развитию восприятия строится на развитии умения выделять в предметах одинаковые признаки. Внимание становится более устойчивым и управляемым. Важно в этот период развивать умение распределять и переключать своё внимание. Для этого используют специальные упражнения и игры на внимание. Активно развивается зрительная и слуховая память. Количество слов или картинок, которые ребёнок может запомнить возрастает до 6-7 штук. Характерной особенностью внимания ребёнка дошкольного возраста является то, что оно вызывается внешне привлекательными предметами. Сосредоточенным внимание остаётся до тех пор, пока сохраняется интерес к воспринимаемым объектам: предметам, событиям, людям. Внимание в дошкольном возрасте редко возникает под влиянием какой-либо поставленной цели. Следовательно, оно является непроизвольным.

В старшем дошкольном возрасте начинает развиваться образное мышление. Ребёнок способен делать умозаключения не только со зрительной опорой, но и в уме. В этом возрасте старший дошкольник с лёгкостью воспринимает знаковую систему, поэтому самое время начать знакомство с цифрами и буквами. При группировании предметов ребёнок может учитывать два и более признака, анализировать и рассуждать. Возраст 5-6 лет характеризуется расцветом фантазии, которая проявляется в игре, конструировании и рисовании. Ребёнок занимается словотворчеством и сочинительством. Но этот процесс развивается только в результате постоянной работы над развитием воображения. Развитие детского воображения связывается окончанием периода раннего детства, когда ребёнок впервые демонстрирует способность замещать одни предметы другими и использовать одни предметы в роли других. В играх детей дошкольного возраста, где символические замены совершаются довольно часто, воображение получает дальнейшее развитие. В старшем дошкольном возрасте, когда появляется производительность в запоминании, воображение из репродуктивного (воссоздающего) превращается в творческое. Воображение у детей этого возраста уже соединяется с мышлением, включается в процесс планирования действий. Деятельность детей приобретает осознанный, целенаправленный характер. Творческое воображение детей проявляется в сюжетно - ролевых играх. К концу дошкольного периода детства воображение у детей представлено в двух основных формах:

1) Произвольное, самостоятельное порождение ребёнком какой- либо идеи;

2) Возникновение воображаемого плана её реализации.

Воображение у дошкольников выполняет несколько функций:

  • Познавательно – интеллектуальную. Познавательная функция позволяет ребёнку лучше узнать окружающий мир, легче решать поставленные перед ним задачи.
  • Аффективно-защитную. Аффективно-защитная функция воображения обеспечивает защиту ранимой души ребёнка от чрезмерных переживаний и травм.

Игры для развития воображения ребёнка с успехом могут быть использованы для своеобразного символического разрешения конфликтных ситуаций. Это можно объяснить тем, что через воображаемую ситуацию происходит разрядка возникающего напряжения. К 6 годам возрастает целенаправленность воображения ребёнка, устойчивость его замыслов. Это находит выражение в увеличении продолжительности игры на одну тему. Следует отметить, что в период своего зарождения воображение дошкольника практически неотделимо от игровых действий с материалом, определяется характером игрушек, атрибутов роли.

Развитие памяти у детей 5 – 6 лет

Большую роль в развитии памяти у ребёнка 5 - 6 лет играют слуховые и зрительные впечатления. Постепенно памяти становится все более сложной. Память ребёнка дошкольного возраста особенно богата образами отдельных конкретных предметов. В этих образах воедино слиты существенные, общие черты, свойственные целой группе предметов (животным, птицам, домам, деревьям, цветам, и т.д.), а также и несущественные признаки, частные детали. Для детской памяти характерно и совершенно противоположное свойство - это исключительная фотографичность. Дети могут легко заучить наизусть какое-либо стихотворение или сказку. Если взрослый человек, пересказывая сказку, отклоняется от первоначального текста, то ребёнок сразу  же его поправит, напомнит пропущенную деталь. В дошкольном возрасте начинают формироваться другие особенности памяти. Запоминание в этом возрасте носит в основном непроизвольный характер. Дошкольник не заботиться о том, чтобы всё, что он воспринимает, легко и точно припомнить впоследствии.  Уже в возрасте 5 - 6 лет начинает формироваться произвольная память. Следует также отметить, что в этом возрасте преобладает наглядно- образная память. Но на протяжении всего этого периода возникает и развивается память словесно - логическая, при воспоминании начинают выделяться существенные признаки предметов.

Восприятие, внимание, мышление и воображение детей 6 - 7 лет

Ещё один год пролетит очень быстро, и ребёнок пойдёт в первый класс. Нужно не упустить момент и создать все условия для развития психики дошкольника, обеспечив тем самым лёгкий переход к школьной жизни. Чем более развиты психические процессы 7ми-летки, тем проще ему адаптироваться к школе. При системном подходе к поступлению в школу у ребёнка будет сформирована психологическая готовность к школе. Помочь в этом смогут специальные игры и упражнения, направленные на развитие внимания, мышления, памяти, восприятия и воображения.  Изменения самосознания приводят к появлению умения контролировать свои мысли и действовать во внутреннем плане, то есть выполнять действия в уме, без наглядной опоры. Ребёнок в состоянии проанализировать свои действия и понять причину плохих (или хороших) результатов. Важное новообразование данного возраста — развитие произвольности всех психических процессов. Происходят изменения и в мышлении старшего дошкольника. Теперь совсем не обязательна наглядность при решении логических задач. Ребёнок может оперировать образами и в уме решать задачи на логику, потому что именно в возрасте 6-7 лет активно развивается образно–логическое мышление. Ребёнок с лёгкостью обобщает, классифицирует предметы, группирует их по нескольким признакам, устанавливает причинно–следственные связи. Это период развития любознательности и экспериментирования. Для детей 6–7 лет интересны сказки, головоломки, загадки. У детей 7 лет быстрыми темпами развивается способность к произвольному вниманию. Внимание становится подвластным ребёнку. Он может сосредоточенно работать в течение 20-25 минут, выполнять работу в одном темпе, не отвлекаться на внешние раздражители. Ребёнок доводит начатое дело до конца. Появлению и развитию произвольного внимания предшествует формирование регулируемого восприятия и активное владение речью. Чтобы совершенствовать способность дошкольника к саморегуляции своей познавательной активности, необходимо:

  • развивать его познавательные способности (мышление, восприятие, память, воображение);
  • тренировать способности к сосредоточению сознания (переключаться с одного предмета на другой, развивать устойчивость внимания, совершенствовать его объём).

Если уже в раннем детстве выделяются особые формы ориентировочных действий, которые можно определить как действия восприятия и мышления, а в дошкольном возрасте такие действия непрерывно усложняются и совершенствуются, то внимание, память и воображение долгое время не приобретают самостоятельности. Ребёнок не владеет специальными действиями, которые дают возможность на чём-либо сосредоточиться, сохранить в памяти увиденное или услышанное, представить себе нечто, выходящее за рамки воспринятого раньше.  Такие действия начинают складываться только в дошкольном возрасте. Конечно, уже значительно раньше дети бывают сосредоточены при манипуляциях с предметами или при рассматривании картинок, накапливают разнообразный опыт, усматривают в собственных каракулях машину или дядю. Но все это — результаты общей ориентировки в окружающем, направленной на обследование предметов, их свойств и отношений и регуляцию практических действий, а не на удержание внимания, запоминание или создание новых образов. Изучая эти стороны умственного развития старшего дошкольника, можно до известного момента указать только количественные изменения: возрастает сосредоточенность и устойчивость внимания, длительность сохранения материала в памяти, обогащается воображение.  

У детей 6 -7 лет уже нет столь тесной зависимости от игрового материала, и воображение может находить опору в таких предметах, которые не похожи на замещаемые. Образам воображения в этом возрасте присуще яркость, наглядность, подвижность. Старший дошкольный возраст является сензитивным (чувствительным) для формирования воображения. Именно в этом возрасте происходит активация воображения: сначала репродуктивного, воссоздающего (позволяющего представлять сказочные образы), а затем творческого (которое обеспечивает возможность создания нового образа). Значение воображения в психическом развитии велико, оно способствует лучшему познанию окружающего мира, развитию личности ребёнка.

Развитие памяти и восприятия детей 6-7 лет

К концу дошкольного возраста происходит активное развитие слуховой и зрительной памяти. Ребёнок может специально запомнить 9-10 предметных картинок или слов. Долговременная память всё ещё требует специальных тренировок. Ребёнок сам для себя уже выбрал более удобные и продуктивные способы запоминания (проговаривание, ассоциации, зарисовки и т.д.). Необходимо всячески поощрять ребёнка за то, что он с удовольствием запоминает. Процесс восприятия становится более объёмным, повышается количество воспринимаемых предметов до 7-8, но некоторые дети всё ещё испытывают трудности, когда в работе нужно учитывать 2 и более признаков. Будущий школьник прекрасно ориентируется в плоскостных и объёмных формах, различает множество оттенков цветов. В этом возрасте ваша дети могут представить смену времён года, последовательность месяцев и дней недели. Хорошо ориентируются в частях суток. Дошкольникам свойственно не только механическое запоминание, наоборот, для них более характерно осмысленное запоминание. К механическому запоминанию они прибегают лишь тогда, когда затрудняются понять и осмыслить материал. В дошкольном возрасте словесно-логическая память развита ещё слабо, основное значение имеет наглядно-образная и эмоциональная память.

В 7 лет происходит скачок в развитии психических процессов. Ребёнок создаёт яркие образы, комбинирует ситуации, сочетает не сочетаемое, сочиняет занимательные истории и сказки. Хоть и кажется, что ребёнок совсем большой, взрослый, игру никто не отменял. Только организовывая весёлые игры, можно развивать память, восприятие, трудолюбие и аккуратность, усидчивость и умение анализировать…  Важно помнить, что всё чего не хватает ребёнку можно пополнить через игру. Дошкольники не обладают большими знаниями, поэтому их воображение скупо. Развивающие игры очень важны для детей. Ребёнку кажется, что он просто развлекается, но на самом деле он тренирует воображение, мышление, развивает свои творческие способности. Разумеется, для детей от 1 года до 3 лет и для детей от 3 до 7 лет должны быть разные, потому что действия и понятия, которые осваивают дети этих возрастов, отличаются. Например, дети от 1 до 3 лет должны научиться отличать предметы по форме, цвету, размеру. Они учатся говорить. К трём годам появляются ролевые игры. С трёх и до семи уже формируется активная речь и ребёнок активно её использует для общения и познания мира – общается, задает вопросы. Он уже осознает себя частицей мира людей со всем многообразием человеческих отношений. Дети в этом возрасте активно играют в ролевые игры. Это возраст почемучек. В этот период надо особое внимание уделить развитию логического мышления ребёнка. С одной стороны хорошо, когда дети играют самостоятельно, а с другой стороны далеко не всегда они могут создать интересную и содержательную игру. Здесь важна роль воспитателя. Он должен предложить детям готовый игровой замысел - игровую ситуацию, в которую вводится ребёнок, и которую он воспринимает как свою. Игровая ситуация включает в себя задачу, решение которой является для каждого ребёнка важнейшим условием личного успеха. Взрослый организует и направляет игру, он помогает детям преодолевать затруднения, поощряет соблюдение игровых правил и отмечает ошибки некоторых детей. Совмещение ролей организатора и участника – это особенность развивающей игры. Развивающая игра - эффективное средство формирования таких качеств, как организованность, самоконтроль и т.д. Обязательные для всех правила регулируют поведение детей, ограничивают их импульсивность. Выбор игры для воспитателя – дело серьёзное. Игра должна давать ребёнку возможность применять на практике то, что ему знакомо, и побуждать к усвоению нового. Однако игра - это не только удовольствие и радость для ребёнка, что само по себе очень важно. С её помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша, т. е. те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребёнок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не подозревая об этом. Все игры можно разделить на относительно самостоятельные группы. Это игры, развивающие восприятие, внимание, память, мышление и творческие способности. Игры, направленные на развитие восприятия, формируют у ребёнка умение анализировать предметы по таким признакам, как цвет, форма, величина. К концу дошкольного возраста дети могут ориентироваться в 7 цветах спектра, различать их оттенки по насыщенности и цветовому тону. Они должны знать основные геометрические формы (круг, овал, квадрат, прямоугольник и треугольник), уметь подбирать по образцу или по названию предметы определённой формы.

Следующая группа игр направлена на развитие внимания. Предлагаемые игры формируют у ребёнка умение сосредотачиваться на определённых сторонах и явлениях действительности. Без сосредоточения невозможно выполнить любую, даже самую простую работу. Основные свойства внимания, которые формируются уже в дошкольном возрасте - это его устойчивость, переключение и распределение. Устойчивость внимания означает способность длительно сосредотачиваться на чём-нибудь. Переключение внимания представляет собой способность переходить от одной деятельности к другой, от одного занятия к другому. О распределении внимания мы говорим тогда, когда ребёнку приходится действовать сразу с двумя или несколькими предметами.

Ещё одна  группа игр направлена на развитие памяти, которая так же, как и внимание, постепенно становится произвольной. Ребёнок старшего дошкольного возраста уже может ставить себе цель - запомнить что-либо и с большим или меньшим успехом подбирать средства, для выполнения этой цели, т. е. средства, облегчающие процесс запоминания. В этом помогут игры по развитию памяти.

Развитие мышления происходит при условии овладения им тремя основными формами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и логическим. Наглядно-действенное мышление - это мышление в действии. Основная форма мышления дошкольника - наглядно-образное мышление, т. е. такая организация образов, которая позволяет выделять самое существенное в предметах, а также видеть соотношение их друг с другом и соотношение их частей. Ребёнок должен научиться пользоваться различными планами, схемами. К концу дошкольного возраста у детей начинают складываться элементы логического мышления, т. е. формируются умения рассуждать.

Развитие творческих способностей ребёнка подразумевает развитие воображения и нестандартного мышления. Творчество во многом определяется умением выражать свои чувства, представления о мире различными способами. А для этого надо научиться видеть в каждом предмете разные его стороны, строить образ, не только свободно фантазировать, но и направлять свою фантазию, творческие возможности на решение разных задач.

Организуя игры с ребёнком, надо оценить его индивидуальные особенности. Если он быстро и легко справляется с заданиями, можно предлагать ему более сложные и, наоборот, в случае затруднений, лучше подольше задержаться на простых. Ни в коем случае нельзя упрекать малыша в том, что он что-либо не умеет, даже если это с лёгкостью делают его сверстники.

Важно не только научить ребёнка чему-либо, но и вселить в него уверенность в себе, сформировать умение отстаивать свою идею, своё решение. Развитие психических процессов происходит комплексно. Развивая внимание, мы стимулируем память и восприятие. Процесс мышления запускает процесс припоминания, восприятие и воображение.

Посвятите время своим детям и весёлым играм, которые останутся в памяти на долго и принесут хороший результат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Особенности развития памяти у детей с задержкой психического развития".

В статье описывается об особенностях развития  памяти удетей с ЗПР. Представлены игры для развития тактильной, двигательной, зрительной, слухо-речевой памяти....

Статья: "Особенности развития памяти у детей дошкольного возраста"

В статье приведены примеры игр для развития памяти дошкольника...

Статья "Особенности развития памяти у детей дошкольного возраста"

Память - это одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей ребёнка. Память - это основа психической жизни, основа нашего сознания. Это волшебная шкатулка, которая сохраня...

Методическая статья особенности развития памяти у детей дошкольного возраста

Память - это одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей ребёнка.Память - это основа психической жизни, основа нашего сознания. Это волшебная шкатулка, которая сохраняе...

Статья: «Особенности развития памяти у детей дошкольного возраста»

Образная память выступает в качестве преобладающего вида памяти у ребёнка дошкольного возраста. Развитие памяти зависит от изменений психических процессов дошкольника. В первую очередь речь идет о вос...

Представление опыта по теме: «Игры «Да – нет», как средство формирования навыков логического мышления, внимания, памяти, воображения у детей дошкольного возраста».

Формирование мыслительных процессов дошкольника - одна из важнейших задач дошкольного образования. От владения процессами мышления, умение усваивать, обрабатывать и применять полученную информацию зав...