Методическая статья особенности развития памяти у детей дошкольного возраста
статья (старшая группа)
Память - это одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей ребёнка.
Память - это основа психической жизни, основа нашего сознания. Это волшебная шкатулка, которая сохраняет наше прошлое для нашего будущего.
Человек без памяти не был бы человеком. Любая простая или сложная деятельность (чтение, письмо или осмысливание собственного поведения) основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти, по крайней мере, несколько секунд. Если бы не было памяти, мы не могли бы понять ни одного предложения, так как, не успев дочитать до конца, забыли бы его начало. Информация от наших органов чувств была бы бесполезной, если бы память не сохраняла связи между отдельными фактами и событиями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 17.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности развития памяти у детей дошкольного возраста
Память - это одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей ребёнка.
Память - это основа психической жизни, основа нашего сознания. Это волшебная шкатулка, которая сохраняет наше прошлое для нашего будущего.
Человек без памяти не был бы человеком. Любая простая или сложная деятельность (чтение, письмо или осмысливание собственного поведения) основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти, по крайней мере, несколько секунд. Если бы не было памяти, мы не могли бы понять ни одного предложения, так как, не успев дочитать до конца, забыли бы его начало. Информация от наших органов чувств была бы бесполезной, если бы память не сохраняла связи между отдельными фактами и событиями.
Картотека игр на развитие памяти.
- Например запомнить, в каком порядке расположены цвета в радуге, можно очень легко с помощью фразы “Каждый охотник желает знать, где сидит фазан” -первые буквы слов этой фразы соответствуют первым буквам названий цветов.
1.1. Порядок планет Солнечной системы можно запомнить при помощи фразы “Морской Волк Замучил Молодого Юнгу, совершено утомив несчастного подростка”.
Игры и упражнения развивающие зрительную память.
“Что на карточках?”
Разложите на столе карточки с различными изображениями. Это могут быть предметы, цифры, буквы или даже просто цвета.
Дайте ребенку время из запомнить. Переверните карточки изображениями вниз. Пусть ребенок назовет, где что изображено. Задание со временем усложните: карточек пусть станет больше, времени на их запоминание - меньше. Предложите ребенку вспомнить изображения, которые он запомнил, через час - два.
“Что изменилось?”
Разложите на столе несколько предметов, задача ребенка - запомнить, что и где лежит. Через некоторое время уберите один или два предмета, поменяйте их местами или замените на другой предмет. Ребенок должен определить, что изменилось.
Игры и упражнения на развитие слуховой памяти
Игра «Запоминай и выполняй»
Выполнение ребёнком 4-6 простых действий по словесной инструкции. Педагог говорит шёпотом, на расстоянии четырёх метров от ребёнка.
-Подойди к столу, возьми книгу и мячик. Книгу поставь на полку, а мячик положи в корзину.
Постепенно задания усложняются, путём введения слов, близких по звучанию.
Игра «Посмотри и запомни»
Ребёнку показывают и называют три-пять картинок. Затем картинки закрываются, а ребёнок должен выложить такие же картинки, называя их .
Игра «Волшебные звуки»
Вариант 1:Педагог задаёт вопрос: «А-О-И?». Ребёнок с интонацией ответа повторяет цепочку: «А-О-И.»
Вариант 2: проговаривая звук, детям предлагают нарисовать соответствующую букву перед собой (в вертикальном пространстве) так, как будто они рисуют на листе белой бумаги.
Игра. «День рождения куклы»
Оборудование: набор игрушек (4-5 кукол, зайцев, медвежат и т.п.), набор игрушечной посуды.
Ход игры: Ребёнку сообщают, что у куклы (или зайца) сегодня день рождения, скоро придут гости. А как зовут гостей, он узнает позже. Взрослый достаёт 4-5 игрушек и называет ребёнку их имена. Затем все гости усаживаются за стол, и начинается чаепитие. Ребёнок должен всех угощать чаем, обращаясь к каждому гостю по имени.
Игру можно изменять, приглашая к кукле разных гостей и называя их разными именами. Количество гостей постепенно увеличивается до 6-7.
Игра «Вспомни слова с помощью картинок».
Оборудование: карточка с определённым набором слов (например, корова, кресло, вода, отец, сидеть, собака); набор картинок (например, груша, утюг, чайник, лошадь, кость, телефон, петух, лопата, чашка, стул, корзина, дерево).
Перед ребёнком раскладывают карточки с изображением отдельных предметов и говорят: «Я сейчас назову тебе несколько слов. Посмотри на эти картинки, выбери из них ту, которая поможет тебе запомнить каждое слово и отложи её в сторону». Затем зачитывают первое слово. После того, как ребёнок отложил картинку, читается второе слово и т.д. Далее ребёнок должен воспроизвести предъявляемые слова с помощью выбранных им картинок.
Игра «Мама укладывает в чемодан…»
Ход игры: Играть можно и вдвоем с ребенком, но лучше — компанией из 3-4-5 человек. Взрослый начинает рассказ: «Мама укладывает в чемодан… расческу», следующий игрок должен повторить уже сказанное, добавив следующий предмет: «Мама укладывает в свой чемодан расческу и… тапочки» и т. Д. Игра продолжается до тех пор, пока ряд не становится таким длинным, что его уже нельзя воспроизвести.
«Волшебный мешочек».
Оборудование: мешочек (коробочка, пакет), набор предметов (игрушек).
Проводится с подгруппой детей.
Первый играющий должен положить в мешочек какой-нибудь предмет, назвать его и передать мешочек следующему участнику. Каждый последующий участник игры должен назвать все положенные до него предметы, а затем свой.
Игра « Мамины помощники».
Оборудование: предметные картинки по различным лексическим темам. Картинки должны быть подобраны в комплекты, состоящие из четырёх – пяти однородных предметов. Число таких комплектов должно соответствовать числу участников игры. Несколько комплектов желательно иметь в запасе для варьирования поручений.
Ход игры: Игра носит сюжетный характер. Взрослый берет на себя роль мамы, которая дает своим детям (помощникам) поручения — запомнить и принести то, что нужно для дома.
-Я хочу сварить для вас вкусный овощной суп. Вовочка, сыночек, принеси мне для супа капусту, морковку, картошку, лук. Повтори, что мне нужно принести для того, чтобы сварить суп?» Ответив на вопрос воспитателя, ребенок подходит к столу, где заранее разложены все картинки, и выбирает те, которые ему нужны. Затем он показывает их всем детям, а они вместе с воспитателем оценивают, правильно ли выполнено поручение: все ли он принес, не перепутал ли что-нибудь. Мама благодарит Вову и понарошку варит суп. «Хочется угостить вас чем-нибудь вкусным, — говорит она через некоторое время. — Сходи-ка, доченька, в магазин и принеси нам виноград, грушу и апельсин, яблоко. Запомнила, что нужно купить?» Дочка идет выполнять мамино поручение.
В процессе игры мама поручает своим детям принести самые разные предметы (четыре – пять видов), каждый раз объясняя их назначение. Например: нужно купить игрушки детям (машинку, куклу, мишку, мячик) или посуду, чтобы накрыть стол (чашку, чайник, сахарницу, блюдце).
Имея два стола с игровым материалом, можно одновременно давать поручения сразу двоим детям. Все участники игры оценивают вместе с воспитателем правильность выполнения маминых поручений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья: "Особенности развития памяти у детей дошкольного возраста"
В статье приведены примеры игр для развития памяти дошкольника...
"Особенности развития памяти у детей дошкольного возраста".
Особенности развития памяти у детей дошкольного возраста...
Статья "Особенности развития памяти у детей дошкольного возраста"
Память - это одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей ребёнка. Память - это основа психической жизни, основа нашего сознания. Это волшебная шкатулка, которая сохраня...
Особенности развития памяти у детей дошкольного возраста.
В дошкольном возрасте происходит окончательное формирование, закрепление большинства высших психических функций. Среди них – память. Важно понимать особенности памяти у ребенка 5-6 лет, и ...
Особенности развития памяти у детей дошкольного возраста
Дошкольное детство - возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. Как считал Л.Г. Выготский, память становится доминирующей функцией и проходит большой путь в процессе своего становления....
Статья: «Особенности развития памяти у детей дошкольного возраста»
Образная память выступает в качестве преобладающего вида памяти у ребёнка дошкольного возраста. Развитие памяти зависит от изменений психических процессов дошкольника. В первую очередь речь идет о вос...
"Особенности развития памяти у детей дошкольного возраста с ЗПР"
развитие памяти у детей с ЗПР...