«Диагностические упражнения для выявления уровней развития памяти, мышления, внимания и воображения детей старшего дошкольного возраста»
тест (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Упражнение «Самое непохожее»
( По тесту Л.А. Венгера для детей 4,5 - 7 лет )
Цель: изучение уровня развития мышления детей, восприятия.
Материал: 8 геометрических фигур разной формы, цвета и размера, из них: 2 синих круга (большой и маленький), 2 красных круга (большой и маленький), 2 синих квадрата (большой и маленький) и 2 красных квадрата (большой и маленький), фигурки черные и незакрашенные. Инструкция: Посмотри на эти фигурки. Чем они отличаются друг от друга? А теперь выбери из этих фигурок одну, которая бы ничем не была похожа на выбранную мной (педагог берет одну из фигурок и выкладываетперед ребенком), вспомни, что выбранная тобой фигурка не должна походить на мою ни формой, ни цветом, ни размером (для детей 5-5,5 лет). Посмотри на эти фигурки. Я выкладываю перед тобой одну из них, а ты должен найти другую, которая ничем не походит на выбранную мной (для детей 5,5-7 лет). Проведение теста: В начале работы все восемь фигурок раскладывают на столе в один ряд. Во время беседы дети могут брать их в руки, раскладывать по форме, цвету или размеру. Затем их снова в произвольном порядке выкладывают в один ряд, из которого взрослый вынимает одну фигурку, кладет ее на стол перед ребенком и просит положить рядом самую непохожую из оставшихся фигур. В том случае, если ребенок 4-5 лет затрудняется в выделении всех трех отличий (параметров) этих фигурок, ему можно помочь, подсказав: "Обрати внимание на размер (или цвет) фигурок". Если дети находят неправильную фигурку, им надо помочь, подсказав, чем эта фигура схожа с выбранной взрослым. Если вы, например, выбрали маленький синий квадрат, а ребенок выбрал большой синий крут, ребенку можно сказать: "Молодец, действительно твоя фигура большая, а моя — маленькая, это круг, а у меня — квадрат. Но не и. я просила, чтобы они ничем не были похожи, а у тебя они одного цвета. Давай положим эту фигурку на место, и ты найдешь другую, самую непохожую". Таким образом, вы не только указываете на ошибку, допущенную ребёнком, но и подчеркиваете еще раз, какие параметры необходимо учитывать при выборе нужной фигуры. Такое объяснение при ошибке можно дать детям любого возраста. Помощь можно оказывать два раза, но если ребенок не справился с заданием даже после ваших объяснений, тестирование прерывают. Если ребенок правильно выбрал фигурку, задание повторяют еще раз, чтобы убедиться в том, что правильный выбор был не случаен. В конце тестирования ребенка просят объяснить, почему он выбрал именно эту фигуру. Анализ результатов: При оценке деятельности детей 4,5-5,5 лет можно считать правильным ответ, основанный на учете двух параметров из трех. Нормально и то, что дети, отвечая на вопрос об отличии фигур, могут сказать, что разница в том, что одни из них синие, а другие - красные, одни большие, а другие — маленькие, одни круглые, а другие — квадратные (вместо того, чтобы сказать: они отличаются формой, цветом и величиной, что является нормой для детей 6-7 лет). Дети 6-7 лет должны эти параметры вычленить "про себя", без вашей просьбы и обсуждения, которое начинается только в том случае, если они неправильно выбирают фигуру, так как в норме уже с 5,5 лет дети должны ориентироваться на все три параметра при выборе непохожей фигурки. В случае ошибки им необходима такая же помощь, как и младшим детям. Большое значение в любом возрасте имеет реакция ребенка на помощь, так как обучаемость (то есть умение решить задачу сразу после объяснения взрослого) зависит от способностей. Способные, хотя и плохо обученные дети могут с помощью взрослого полностью решить задачу даже в 4,5-5 лет, в то время как малоспособные дети нуждаются в неоднократном повторении для того, чтобы правильно выбрать фигуру даже в 6-7 лет. Необходимо помнить о том, что и в этом случае обучение служит не только диагностикой, но и коррекцией познавательных способностей детей. ПРИЛОЖЕНИЕ |
Упражнение «Зашиваем коврик»
Цель: выявление уровня развития внимания у детей 4-6 лет.
Материал:
карточки с изображением «ковриков», набор фигурок – «заплатки».
Упражнение «Запомни и нарисуй» для детей 5-7 лет
Цель:
выявление уровня развития кратковременной памяти
Материал:
картинка (несложная), лист бумаги, карандаш
Описание:
Ребенку предъявляется для запоминания на 1 минуту несложная картинка, затем педагог ее убирает, и малыш должен нарисовать картинку по памяти. Как вариант данного задания: дорисовать по памяти недостающие части, детали рисунка (см. приложение).
Анализ результатов:
Ребёнок воспроизвёл рисунок безошибочно – высокий уровень
Ребёнок допустил 1 – 2 ошибки – средний уровень
Ребёнок допустил 3 – 4 ошибки – низкий уровень
Работа не соответствует образцу в полном объёме – очень низкий
Диагностика зрительной памяти дошкольников по методике Векслера
Цель:
исследовать уровень развития зрительной памяти у детей 5-7 лет. Материал: 4 карточки с изображением линий и фигур Описание: Ребенку предлагается 4 рисунка: На каждую из картинок ребенку разрешается посмотреть в течение 10 секунд. Затем он их должен воспроизвести на чистом листе бумаги. Результаты опыта: 1. Две перекрещенные линии и два флажка — 1 балл; правильно расположенные флажки — 1 балл; правильный угол пересечения линий — 1 балл; максимальная оценка этого задания — 3 балла. 2. Большой квадрат, разделенный на 4 части двумя линиями — 1 балл; четыре маленьких квадрата в большом — 1 балл; две пересекающиеся линии и 4 мелкие квадрата — 1 балл; четыре точки в квадратах — 1 балл; точность в пропорциях — 1 балл; максимальная оценка этого задания — 5 баллов. 3. Большой прямоугольник с маленьким в нем — 1 балл; все вершины внутреннего прямоугольника соединены с вершинами внешнего прямоугольника — 1 балл; маленький прямоугольник точно размещен в большом — 1 балл.) Максимальная оценка — 3 балла. 4. Открытый прямоугольник с правильным углом на каждом краю — 1 балл; центр и левая и правая стороны воспроизведены правильно — 1 балл; фигура правильная за исключением одного неправильно воспроизведенного угла — 1 балл. Максимальная оценка — 3 балла. Максимальный результат — 14 баллов. О хорошей зрительной памяти свидетельствует результат — 10 и выше баллов, о средней – 9 – 6 баллов о низкой – 5 – 0 баллов.
|
Упражнение «Дорисуй предмет» ( для детей 5-7 лет)
Цель:
выявление уровня развития воображения у детей.
Материал: карточки с линиями, карандаш
Описание:
Упражнение 1.
Посмотри внимательно, на что похожа каждая фигурка? Назови несколько вариантов, а потом можешь её дорисовать так, как ты себе это представляешь.
Упражнение 2.
Дорисуй эти кружки так, чтобы из них получилась картинка. Можешь несколько кружков объединить в одну картину.
Упражнение 3.
Придумай, что можно нарисовать из этих геометрических фигур. Каждую фигуру можно использовать по нескольку раз и можно менять их размеры. Но другие фигуры использовать нельзя. Например, как показано на картинке.
Анализ результатов:
За каждое правильно выполненное задание ( рисунок отдельно взятого предмета) ребёнок получает 1 балл
При подсчёте суммы всех баллов:
Более 14 баллов – у ребёнка высокий уровень развития воображения
От 13 до 10 баллов – средний уровень развития воображения
Менее 9 баллов – у ребёнка низкий уровень развития воображения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/18/picture-318478-1382089924.jpg)
Упражнения на развитие логического мышления и конструктивных способностей детей старшего дошкольного возраста
Упражнения на развитие логического мышления и конструктивных способностей детей старшего дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/21/picture-436436-1398101313.jpg)
Использование методов работы со сказкой в развитии связной речи и творческого воображения детей старшего дошкольного возраста
Использование методов работы со сказкой в развитии связной речи и творческого воображения детей старшего дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/05/picture-376306-1388923806.jpg)
Опыт работы по развитию диалектического мышления и связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами ОТСМ - ТРИЗ - технологии
Система работы по развитию диалектического мышления и связной речи детей 5 - 7 лет с помощью методов и приёмов развивающей ОТСМ - ТРИЗ - технологии....
Опыт работы "Дизайн как средство развития изобразительного творчества и творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе образовательной деятельности"
Опыт работы "Дизайн как средство развития изобразительного творчества и творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе образовательной деятельности"...
Круг Луллия как эффективное средство развития познавательных способностей и творческого воображения детей старшего дошкольного возраста
Предлагаю вашему вниманию систему игровых заданий и упражнений, созданных на основе изобретения Раймунда Луллия - "Круги Луллия"....
Интерактивная дидактическая игра «Музыкальная угадай-ка» на развитие памяти и музыкального слуха для детей старшего дошкольного возраста
Интерактивная дидактическая игра «Музыкальная угадай-ка» на развитие памяти и музыкального слуха для детей старшего дошкольного возраста...