Сценарий непрерывно - образовательной деятельности по образовательной области социально – коммуникативное развитие для детей старшего возраста
план-конспект занятия (старшая группа)

Кулешова Лада Владимировна

Конспект занятия по социально - коммуникативному развитию в старшей группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад № 20 комбинированного вида

Красногвардейского района

Санкт-Петербурга

Сценарий непрерывной образовательной деятельности

по образовательной области социально – коммуникативное развитие

для детей старшего возраста

Тема:

«Взаимоотношения и общение в семье»

Воспитатель:

Кулешова Лада Владимировна

Используемые технологии:

●        Здоровьесберегающая (речь с движением);

●        ИКТ;

●        Игровые

Санкт-Петербург

2021 год

Название «Взаимоотношения и общение в семье»

Цель: становление основ уважительного, заботливого, внимательного отношения к членам своей семьи.

Задачи:

1.Обучающие :

  • Формировать у детей понятие «семья», правильное представление о семье;
  • Формировать дифференцированные представления об особенностях поведения и взаимоотношений людей разного
  • пола и возраста в семье;
  • Закрепить знания о составе семьи, о роли членов семьи.

2.Воспитательные:

  • Воспитывать чувство привязанности к членам своей семьи, любовь и заботливое отношение к членам своей семьи.

 3. Развивающие: 

  • Обогащать и активизировать словарный запас детей по теме занятия; развивать навыки творческого рассказывания, навыки связной речи;

Предварительная работа: 

  • Рассматривание иллюстраций, книг, фотографий о семье;
  • Наблюдение и запоминание, какие обязанности, какую работу выполняют дома члены семьи;
  • Закрепление знаний пословиц о семье.
  • Беседы на тему: «Семья», «Семья глазами ребенка», «Семья большие и маленькие», «Как я маме (папе) помогаю», «Чем мы занимаемся дома?»

        

Оборудование:

  • настольно-печатные игры «Семья», «Кому что нужно?», «Быт семьи»;
  • аудиозаписи песни «Под крышей дома твоего» (муз. Ю. Антонова, сл. М. Пляцковского), «Семья» (сл.: Е. Плотниковой муз. Г .Гладкова);
  • аудиопроигрыватель;
  • компьютер, проектор, экран.

 

Примерный ход совместной непрерывной образовательной деятельности:

Деятельность педагога

Деятельность детей

Раздается звук бубна.

Добрый день, добрый час!

Как я рада видеть вас!

Друг на друга посмотрели.

И тихонечко все сели!

Воспитатель вместе с детьми садится на стул.

Дети садятся на стульчики полукругом.

Мотивация

 Раздается плач, и на экране появляется грустный Незнайка.

Воспитатель:

 - Незнайка, что случилось, почему ты такой грустный?

Незнайка рассказывает о том, что у них в Цветочном городе будет проходить праздник, посвященной семье, а ему поручили подготовить выступление. А он не знает о чем говорить. Поэтому он решил обратиться к ребятам из детского сада, они ему уже много раз помогали.

Дети слушают Незнайку.

Проблематизация

Воспитатель:

- Ребята, Незнайка обратился к вам за помощью. Что будете делать?

Дети: Поможем ему, ведь нам в детском саду много рассказывали о семье, читали

книги, учили стихи, пословицы, поговорки о семье.

Планирование будущей деятельности

Воспитатель:

 - Как вы можете помочь Незнайке?

Воспитатель:

 -  Молодцы, ребята, я очень рада, что вы готовы

помочь Незнайке. Но чтобы

ваши рассказы о семье получились интересными, предлагаю  поиграть в игры.

Дети. Рассказать ему о том, что такое семья.

Реализация плана

Игра-лото «Семья»

В середине большой карты изображена семья: мама, папа,

сын, дочь, бабушка, дедушка. На каждой маленькой карточке нарисован один из членов этой семьи, также есть и лишние карточки с изображениями других людей, животных. Нужно расположить вокруг большой картинки маленькие карточки, на которых

изображены отдельные члены семьи.

Воспитатель:

 Молодцы, ребята, вы правильно выбрали все

карточки. Вот какая получилась большая и дружная семья! Мужчины и женщины в семье называются по-разному.

 - Как называют

в семье мальчика?

Воспитатель:

  - Как называют в семье девочку?

Воспитатель:

  - Как называют в семье мужчину?

Воспитатель:

 - Как называют в семье женщину?

Воспитатель: 

 - Кто самые уважаемые люди в семье?

Воспитатель:

  - Правильно, самые почитаемые люди в семье —

пожилые мужчины и женщины.  - А почему?

Воспитатель:

 - Ребята, пожилые люди большую часть времени проводят дома и очень радуются возможности с  кем-то поговорить. У вас, их внуков, больше свободного времени,

чем у взрослых, занятых работой, поэтому вам так важно уделять внимание пожилым членам семьи.

 

- А чем можно заняться вместе

с бабушкой и дедушкой?

 

Воспитатель:

 -  Расскажите, чем вы любите заниматься дома с дедушкой и бабушкой.

Воспитатель:

 - Ребята, какую семью можно назвать дружной?

Воспитатель:

  - Правильно ребята, в дружной семье все счастливы, радуются при встрече, скучают в разлуке, проявляют внимание и заботу по отношению друг к другу, каждый выполняет свои

обязанности.

Послушайте шуточное стихотворение Э. Успенского

«Если бы я был девчонкой…».

Воспитатель читает стихотворение.

Вот такое забавное стихотворение! Мальчик не может помочь

маме, потому что считает все дела по дому женскими, девчоночьими.

 

- Прав ли он? Как вы думаете?

-Какие же дела в доме мужские?

Воспитатель:

- Предлагаю вам поиграть в игру, которая поможет

вспомнить о мужской и женской работе дома.

Игра «Кому что нужно?»

Воспитатель:

 -  Вот как много вы назвали мужских и женских дел. Только ведь стиральные машины ломаются не каждый день, и не каждый день нужно делать ремонт квартиры, а вот

готовить нужно ежедневно и посуду мыть тоже. Получается, самые  хлопотные дела приходится выполнять женщине.  

- А мужчины

могут им помочь?

 - Да, в доме много тяжелой работы — как раз для настоящих

мужчин: принести продукты из магазина, провернуть мясо через мясорубку… В дружной семье все помогают друг другу в домашних делах. Послушайте стихотворение о такой дружной

семье.

Ребенок читает стихотворение Т. Шорыгиной «Ремонт в квартире».

Мы затеяли ремонт:

У работ широкий фронт.

Папа белит потолок,

Клеит брат обои,

Чистим каждый уголок

Мы с сестренкой Олей.

Мусор бабушка метет,

Дедушка ведро несет

С чистою водою.

Ну а наша мама

Ловко красит рамы.

Помогает даже пес:

Тряпку с кухни он принес!

 - Ребята, а как вы помогаете дома своим родителям?

Воспитатель:

 - Почему нужно помогать маме и папе по дому?

Воспитатель:

- Предлагаю и вам немножко передохнуть.

Проводится физкультминутка

Физминутка

«Семейная зарядка»

Осенью, весною,

Летом и зимой.

Мы во двор выходим

Дружною семьёй.

Встанем в круг, и по порядку

Каждый делает зарядку.

Мама руки поднимает.

Папа бодро приседает.

Повороты вправо-влево

Делает мой братик Сева.

А я сам бегу трусцой

И качаю головой.

Воспитатель:

 -  Правильно, ребята, если все в доме делать вместе, сообща, папа и мама успеют поиграть с детьми, погулять во

дворе, посмотреть телевизор. Предлагаю поиграть в игру, которая напомнит о том, как по-разному мужчины и женщины могут проявлять в семье заботу и внимание друг о друге.

Игра «Быт семьи»

В игре используется перфокарта, представляющая собой лист

формата А4, по разным сторонам которого нарисованы члены

семьи (папа, мама, сын, дочь, бабушка, дедушка) и то, чем занимаются они дома (недовязанные теплый шарфик и варежки, букет цветов, нарядные занавески, готовое блюдо, сумка с продуктами, газета, комнатный цветок и т.д.). В центре листа вырезан прямоугольник. 

В ходе выполнения задания воспитатель уточняет, как по-разному женщины и мужчины проявляют в семье внимание

и заботу по отношению друг к другу, подводит итог:  

- «Женщины создают тепло и уют в доме, следят за чистотой и порядком, могут приласкать, утешить, поддержать, порадовать других: украсить

дом цветами, сшить нарядные занавески, связать теплые варежки. Мужчины обеспечивают семью всем необходимым, ограждают ее от неприятностей, решают серьезные семейные вопросы.

Воспитатель:

 - Какие пословицы и поговорки о дружной семье вы знаете?

Воспитатель:

 -  Молодцы, ребята, вы вспомнили много пословиц о дружных семьях. В дружной семье люди много и тепло

общаются друг с другом: рассказывают о своих делах, успехах и неудачах, обсуждают предстоящие покупки, место проведения отпуска, необходимость ремонта. Ребенок имеет право высказать свое мнение, но окончательное решение принимают взрослые.

О дружных семьях придуманы не только пословицы, поговорки,

стихи, но и много замечательных песен. Предлагаю послушать

одну из них

Звучит аудиозапись песни «Под крышей дома твоего» (муз. Ю. Антонова, сл. М. Пляцковского).

Воспитатель:

 - Ребята, почему в этой песне родительский дом сравнивается с надежным причалом?

Воспитатель:

 -  Правильно, ребята, дом, семья — место, где человек чувствует себя защищенным, нужным, любимым. Молодцы,

сегодня вы много рассказали о дружных семьях.

Дети выкладывают карточки, соблюдая правила игры.

Дети: Сын, брат, внук.

Дети: Дочь, сестра, внучка.

Дети: Отец, сын, муж.

Дети: Мать, дочь, жена.

Дети: Бабушки и дедушки.

Ответы детей.

Дети: Почитать интересные книги, погулять, поиграть, поговорить о своих делах, рассказать о своих друзьях.

Дети отвечают.

        

Дети: В дружной семье все заботятся друг о друге, помогают друг другу, любят друг друга.

Дети высказывают предположения.

Дети: Мужчины ремонтируют квартиру, передвигают мебель, носят тяжести, помогают в домашней работе.

Дети рассматривают картинки с изображением предметов обихода и столярных инструментов и говорят, для чего они нужны, кто (мама или папа) ими пользуется в семье.

Дети отвечают.

Дети: Помогаем убирать посуду после еды, моем ее, подметаем пол, выносим мусор.

Дети. Чтобы они успели отдохнуть, поиграть с нами, посмотреть телевизор.

Дети выполняют соответствующие движения.

Ребенок, выполняя задание, подкладывает под перфокарту лист бумаги и проводит на нем разноцветные линии, с помощью которых соединяет рисунок каждого члена семьи с тем рисунком, на котором изображено то, чем он занимается в семье.

Дети. «Вся семья вместе, так и душа на месте», «В недружной семье добра не бывает», «Коли в семье лад, не нужен и клад», «Семья ладом полна» и т.д.

Дети слушают.

Дети: В дружной семье все любят друг друга, заботятся друг о друге.

Рефлексия

Воспитатель:

- Ребята, чем вы сегодня занимались?

- Узнали что- то новое?

- А помогли вы Незнайке?

Незнайка:

- Да. Большое вам всем спасибо. Теперь я сам знаю, что такое семья, и смогу рассказать своим друзьям. До свидания.

Звучит песня «Семья» (Вечер звезды зажигает)

Слова: Елена Плотникова

Музыка: Григорий Гладков

Дети : рассказывали  о семье, играли в игры, вспомнили пословицы, стихи.

Ответы детей.

- Незнайка, мы помогли тебе?

- До свидания, Незнайка.

Дети расходятся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий непрерывной образовательной деятельности по образовательной области социально-коммуникативное развитие для детей старшего возраста «Путешествие в Простоквашино»

Конспект занятия для старших дошкольников "Путешествие в Простоквашино"Используемые технологии:  *Технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми*Технология деяте...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области « Социально-коммуникативное развитие» для детей старшего дошкольного возраста. "Опасная прогулка"

Тема: «Опасная  прогулка ».Цель:   формирование знаний, умений и практических навыков безопасного поведения на дороге....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» для детей старшего возраста (подготовительная группа) Тема: «Путешествие в страну Эмоций»

Конспект «Путешествие в страну Эмоций» может помочь воспитателям провести интересное занятие для детей в подготовительной группе по социально-коммуникативному развитиюЦель: Развитие эмоцио...

Сценарий непрерывной образовательной деятельности по образовательной области - Социально коммуникативное развитие для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Бережем свое здоровье, или правила доктора Неболейко» Воспитатель: Костыгова Екатерина

Название: «Бережем свое здоровье, или правила доктора Неболейко».Цель: Формирование здорового образа жизни, профилактика заболеваний.Задачи: 1.Образовательные: продолжать формировать у дет...

Сценарий непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Социально- коммуникативное развитие» для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Школа грамотного пешехода»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 85 комбинированного видаКрасногвардейского района Санкт-Петербурга...