Проект по познавательно - сенсорному развитию « Познаём мир, играя».
методическая разработка (младшая, средняя группа)

Андреева Екатерина Андреевна

       Сенсорное развитие ребенка раннего возраста – это формирование новых, не существующих у ребенка ранее сенсорных процессов и свойств (ощущений, восприятий, представлений); это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе и т.д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КУ ХМАО-Югра «Урайский специализированный Дом ребенка»

         Проект по познавательно - сенсорному развитию

                            « Познаём мир, играя».

                                группа №6 «Ежата»

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/05/14/s_5af9a45131238/901584_1.png


                                                                     
Выполнила: воспитатель      

                                                                                      группы № 6

                                                                             Андреева Екатерина

                                                                                      Андреевна

                                                         
                                   
Урай -2019 г.

       

  Введение

      Раннее детство - особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга.      

      Ранний возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире распознавания творческих способностей.

       Сенсорное развитие ребенка раннего возраста – это формирование новых, не существующих у ребенка ранее сенсорных процессов и свойств (ощущений, восприятий, представлений); это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе и т.д.

     Проблема повышения уровня познавательной деятельности дошкольников, которая базируется на сенсорном развитии, на всех этапах развития образования, была одной из актуальных, так как это является необходимым условием формирования умственных качеств личности.

   Главной целью дошкольного учреждения является «всестороннее развитие личности ребенка»: развитие его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности.

    Сенсорное развитие у детей раннего возраста в соответствии с ФГОС наиболее успешно прослеживается в различных образовательных областях:

1. Социально-коммуникативное развитие происходит через развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослым и сверстниками в дидактических играх.

2. Познавательное развитие происходит через формирование первичных сенсорных представлений об эталонах цвета, формы, величины, вкусе, звучании, количестве, части и целом.

3. Речевое развитие – через обогащение активного словаря.

4. Художественно-эстетическое развитие – развитие сенсорного восприятия.

5.Физическое развитие – через развитие мелкой моторики обеих рук.

   Сенсорный, чувственный опыт служит источником познания мира. В раннем детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям. Упущения в формировании сенсорной сферы ребенка на ранних этапах его развития компенсируются с трудом, а порой невосполнимы.

   Поэтому значение сенсорного развития в раннем возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное развитие, одно из важнейших направлений в раннем возрасте. Сенсорное восприятие направлено на то, чтобы научить детей полно, точно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения.     С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки.            Поэтому нормальное умственное развитие невозможно  без опоры на полноценное восприятие. Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, имеет самостоятельное значение, т.к. полноценное восприятие необходимо для успешного обучения.

   Сенсорное воспитание у детей раннего возраста наиболее успешно осуществляется в условиях различных дидактических игр.    Осваивая сенсорный опыт стихийно, без систематического руководства со стороны взрослых, ребенок длительно идет путем проб и ошибок. И только посредством различных дидактических игр ребенку наиболее легко усвоить признаки предметов.

   Под сенсорным воспитанием в педагогике понимается система педагогических воздействий, направленных на формирование способов чувственного познания и совершенствования ощущений и восприятий.

   Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. насколько ребенок видит, слышит, осязает окружающее. В настоящее время реализуется новая концепция дошкольного воспитания, идет поиск неординарных, альтернативных путей, внедряются новые технологии, развивающие методики. Однако, при этом из поля зрения теоретиков и практиков дошкольного воспитания выпадают ценные идеи, опыт, накопленный во второй половине 20-го века в отечественной дошкольной педагогике по вопросам сенсорного воспитания детей раннего возраста и роли сенсорного воспитания в процессе формирования и всестороннего развития личности ребенка.







                   

  ПАСПОРТ ПРОЕКТА.

Тип проекта: познавательно – игровой

По количеству участников: групповой

Продолжительность: с 18.10.19 -18.12.19.

Участники проекта: педагоги, дети раннего возраста.

Планируемые результаты:

Для детей:

    Дети успешно выделяют и учитывают цвет, форму, величину, и другие признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий;

    Группируют в соответствии с образцом предметы по цвету, форме, величине и другим свойствам при выборе из четырёх разновидностей;

    Отбирают предметы необходимой формы или цвета для развития самостоятельной сюжетной игры (грузят на машину бруски - «кирпичики» или кубики определённого цвета).

Для педагогов:

Конспекты занятий.

Изготовление дидактических игр и пособий.

Консультации для педагогов.

Актуальность проекта.

   Я, считаю, что этот проект актуален, так как процесс восприятия лежит в основе интеллектуального развития ребёнка и создаёт прочный фундамент для развития его познавательной и личностной сферы, необходимый для социальной адаптации в детском коллективе и дальнейшей учебной деятельности.

    Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

- является основой для интеллектуального развития;

-упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

- развивает наблюдательность;

- готовит к реальной жизни;

- позитивно влияет на эстетическое чувство;

- является основой для развития воображения;

- развивает внимание;

-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

- влияет на расширение словарного запаса ребенка;

- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

   Сенсорное воспитание на втором и третьем году жизни заключается, прежде всего, в обучении детей предметным действиям, требующим соотнесения предметов по их внешним признакам: величине, форме, положению в пространстве. Овладение знаниями о внешних свойствах предметов достигается путем соотнесения их между собой (так как на этом этапе дети еще не владеют эталонными представлениями).

     Огромную роль в развитие сенсорных способностей детей раннего возраста отводиться дидактической игре, так как ребенок практически все в этом мире познает через игру. В играх решаются задачи формирования у детей умственных действий, сравнение, классификация, установление последовательности.

   Формирование представлений детей о сенсорных эталонах, осуществляется в дидактических играх.


ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

   Формирование познавательно - сенсорной активности детей раннего возраста, через активизацию дидактических игр по сенсорному развитию.

     Для решения поставленной цели мною были определены следующие задачи:

1. Изучить психолого – педагогическую литературу и интернет ресурсы по проблеме сенсорного развития детей раннего возраста.

2. Создать условия в группе, обеспечивающие разнообразное использование дидактических игр для сенсорного развития и познавательной активности детей в ходе проектной деятельности через дополнение предметно- пространственной среды.

3. Познакомить с дидактическими играми и правилами этих игр;

4.Упражнять в установлении сходства и различия между предметами;

5.Способствовать развитию у детей обследовательских умений и навыков;

6.Развивать мелкую моторику рук, концентрации внимания, усидчивости, обследовательских умений и навыков.

Этапы реализации проекта:

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

1.Изучение литературы для постановки проблемы и актуальности;

2.Пополнение сенсорного уголка новыми играми, сделанными своими руками.

ОСНОВНОЙ ЭТАП

Работа с детьми:

Дидактические игры с малышами:

Для зрительного восприятия

1.Цвет: Д/и «Подбери  варежку по цвету».

-  Учить находить варежки определённого цвета по образцу (зрительное соотнесение); развивать внимание, закреплять названия цветов: красный, жёлтый, зелёный, синий.

 2.Д/и «Оденем кукол»

- Формировать умение понимать и использовать в речи названия цвета, подбирать предметы по словесному указанию.

Форма: 

3.Д/ и «Что катится?»

- Знакомить детей с формой предметов, учить обследовать предметы одновременно рукой и глазом – зрительным и осязательным способом.

4.Д/и «Круг, квадрат» …

.Величина: 

5..Д/и «Матрешка»

- Формировать умение сравнивать предметы по размеру, знакомить с расположением в пространстве.

6.Д/и «Большая  и  маленькая машины »

- Формировать умение различать и соотносить предметы по размеру.

7.Д/и «Длинные и короткие ленточки»

- Формировать умение сравнивать предметы по размеру.

8.Для развития моторики: Доска Сегена, баночки для проталкивания фигур, «Собери бусы».

9.Игры с цветным конструктором крупного размера; с пирамидками, разными по размеру, по цветам, по форме; с матрешками; геометрическими вкладышами и т. д.

Мозаика: настольная.

Речевое развитие

10.Рассматривание иллюстраций, предметных и сюжетных картинок.

Чтение художественной литературы: сказка «Три медведя».

Чтение стихов: «Красный», «Синий», «Жёлтый», «Зелёный»…

Художественно-эстетическое развитие

11.  Игра «Украсим ковер для бабушки»

- Формировать умение рисовать ровными и слитными движениями (линиями); закреплять представления о форме.

 12.  Игра "Укрась варежки"

- Учить использовать разные техники нанесения краски в процессе оформления заготовки, закреплять представления о цвете.

13.  Лепка «Бусы»

- Учить скатывать пластилин в шарик, закреплять знание основных цветов.

14. Лепка « Разноцветные мячи»

- Учить раскатывать между ладонями пластилин, делать шарики круговыми движениями.

Физическое развитие

15. Подвижная игра «Снег кружится»

- Научить соотносить собственные действия с действиями участников игры.

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Павлова Л. Н. Развивающие игры-занятия с детьми от рождения до трех лет. Пособие для воспитателей и родителей Мозаика-Синтез 2013

2.Пилюгина В.А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. -М.: Просвещение, 1996. – 112 с.

3.Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений. Вторая группа раннего возраста МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2014 г.

4.Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего вораста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013. – 72с.

Для зрительного восприятия

1.Цвет: Д/и «Подбери такую же варежку по цвету».

-  Учить находить варежки определённого цвета по образцу (зрительное соотнесение); развивать внимание, закреплять названия цветов: красный, жёлтый, зелёный, синий.

 2.Д/и «Оденем кукол»

- Формировать умение понимать и использовать в речи названия цвета, подбирать предметы по словесному указанию.

Форма: 

3.Д/ и «Что катится?»

- Знакомить детей с формой предметов, учить обследовать предметы одновременно рукой и глазом – зрительным и осязательным способом.

4.Д/и «Круг, квадрат» …

.Величина: 

5..Д/и «Матрешка»

- Формировать умение сравнивать предметы по размеру, знакомить с расположением в пространстве.

6..Д/и «Большой – маленький »

- Формировать умение различать и соотносить предметы по размеру.

7..Д/и «Длинные и короткие ленточки»

- Формировать умение сравнивать предметы по размеру.

8..Для развития моторики: предметы – вкладыши, стержни для нанизывания колец, коробочки для проталкивания фигур,  «Собери дорожку», «Собери бусы».

9..Игры с цветным конструктором крупного размера; с пирамидками, разными по размеру, по цветам, по форме; с матрешками; геометрическими вкладышами и т. д.

Мозаика: настольная.

Речевое развитие

10.Рассматривание иллюстраций, предметных и сюжетных картинок.

Чтение художественной литературы: сказка «Три медведя».

Чтение стихов: «Красный», «Синий», «Жёлтый», «Зелёный»…

Художественно-эстетическое развитие

11.  Игра «Украсим ковер для бабушки»

- Формировать умение рисовать ровными и слитными движениями (линиями); закреплять представления о форме.

 12.  Игра "Укрась варежки"

- Учить использовать разные техники нанесения краски в процессе оформления заготовки, закреплять представления о цвете.

13.  Лепка «Бусы»

- Учить скатывать пластилин в шарик, закреплять знание основных цветов.

14.Лепка «Шарики»

- Учить раскатывать между ладонями пластилин, делать шарики круговыми движениями.

Физическое развитие

15..  Подвижная игра «Снег кружится»

- Научить соотносить собственные действия с действиями участников игры.

 



Предварительный просмотр:

         Краткосрочный проект

    «Что за прелесть эти сказки»

Описание:

Предназначен для детей младшего дошкольного возраста 3-4 года, способствует ознакомлению дошкольников с русскими народными сказками.

Актуальность: Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Русские народные сказки вводят детей в круг необыкновенных событий, происходящих с их героями, и выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления.    Встреча детей с героями сказок не оставляет их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность, развивает познавательный интерес, коммуникативные способности ребенка. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям.

Образные, яркие выражения, сравнения, «сказочные» языковые средства, способствующие развитию выразительности речи, а также творчеству самих детей, повышают степень включенности дошкольника в книжную культуру.

Цель проекта:

Приобщать детей к чтению художественной литературы в процессе знакомства со сказками; 

Прививать интерес к театральной деятельности.

Задачи проекта:

С детьми:

продолжать знакомить со сказками;

воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе;

обогащать и расширять словарный запас детей;

формировать умения выразительно инсценировать эпизоды сказок;

развивать артистические и творческие способности;

развивать коммуникабельность, умение общаться.

Ожидаемый результат:

развитие эмоциональной отзывчивости;

развитие интереса к сказкам;

развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков.

совершенствовать связную речь детей;

содействовать творческому развитию детей.

Вид проекта: познавательно-творческий, краткосрочный.
Продолжительность проекта: 10 дней
Целевая аудитория: 3-4 года
Координатор проекта: воспитатели группы.
Помощники: помощник воспитателя.

Содержание проекта:

Первый этап – подготовительный

Планирование работы по реализации проекта»:
Цель: Постановка мотивации, цели, задач по реализации проекта «Что за прелесть эти сказки».

Создание условий для чтения художественной литературы и театрализации.

Выявление знаний детей о сказках.

1 день – 1.06.2021

Изучение литературы

Сборники русских народных сказок, сказок разных народов мира, литературных сказок отечественных и зарубежных писателей, интернет ресурс.

2 день – 2.06.2021

Беседа, рассматривание иллюстраций к сказкам.

Иллюстрированные сказки.

Загадки «Из какой я сказки».

Второй этап – основной «Реализация проекта»

Цель:

- Создание условий для формирования у детей устойчивого интереса к чтению сказок, развитие коммуникативных способностей; 

- Создание гармоничных отношений между детьми.

тексты сказок,

иллюстрации к сказкам,

дидактические игры,

разные виды театра,

аудио- и видеозаписи со сказками,

мольберт,

карандаши, краски, пластилин, цветная бумага, ножницы, кисточки, клей,

декорации к сказкам, костюмы сказочных героев, атрибуты.

Третий этап – заключительный «Итоговое мероприятие»

Цель: обобщение знаний детей о сказках.

«Викторина по прочитанным сказкам».

Предполагаемый результат:

Дети узнают больше о сказках, их героях, научатся сами сочинять сказки, сопереживать героям, находить пути выхода из трудных ситуаций. Расширится и обогатится словарный запас. У детей появится интерес к играм, драматизациям.
Групповая библиотека пополнится новыми книгами сказок.

3 день –3.06.2021

- Беседа с детьми «Что такое сказка?», «Назови знакомые сказки».
- Теневой театр «Колобок», «Теремок»
- Прослушивание в аудиозаписи знакомых детям русских народных сказок.

- Лепим сказку «Колобок»
- Упражнение - имитация: «Изобрази героя сказки».

4 день –4.06.2021
- Подвижные игры: «Зайцы и волк», «Охотник и зайцы».
- Настольный театр «Заюшкина избушка», «Гуси-лебеди»
- Д\и: «Три медведя»
.

5 день –5.06.2021
- Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.
- Инсценировка сказки «Колобок».
- «Раскрасим  сказку».
- Организация выставки рисунков «Раскрасим  сказку».

6 день –6.06.2021
- Рассказывание английской сказки «Три поросенка».
- Рассматривание иллюстраций к сказке «Три поросенка».
- Инсценировка сказки «Три поросенка», с использованием кукольного театра.
- Физкультминутка «Все зверушки на опушке ищут грузди и волнушки».
7 день –7.06.2021
- Рассматривание сказок о животных.
- Разгадывание загадок о животных.
- Дидактическая игра «Собери и расскажи сказку».

- Работа с лэпбуком «Сказки»

8 день –8.06.2021
- Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях.

 -Лепка «Пирожки для дедушки с бабушкой» по сказке «Маша и медведь».
- Двигательные импровизации «Угадай животное»

- Д\игра: «Четвертый лишний»

- «Рисуем сказку на асфальте»

9 день –9.06.2021

- Чтение сказок К.И Чуковского «Айболит», «Муха-цокатуха» и другие по желанию детей. Беседа по содержанию.

- Д\и: «Угадай сказку»
- Слушание песен на сказочную тематику.
- Ремонт «заболевших» книг в книжном уголке «Книжкина больница».
- Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.

10 день – пятница 10.06.2021
- Оформление уголка «Волшебные сказки».
- Путешествие по выставке «Волшебные сказки» - рассматривание книг, отличающихся по содержанию, оформлению, направленности.

-  «В гостях у сказки» (итоговое мероприятие).

 







По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОТЧЕТ по проекту «КРАСКИ РАДУГИ» (сенсорное развитие детей раннего возраста посредством использования дидактической игры)

ОТЧЕТ по проекту «КРАСКИ РАДУГИ»  (сенсорное развитие детей раннего возраста посредством использования дидактической игры)...

Педагогический проект на тему: «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактической игры».

Актуальность проекта: Сенсорное воспитание – это целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений) ....

Проект по сенсорному развитию через дидактические игры в средней группе по теме «Мы познаем мир»

Я считаю, что этот проект актуален, так как процесс восприятия лежит в основе интеллектуального развития ребёнка и создаёт прочный фундамент для развития его познавательной и лично...

Проект на тему: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры»

Проект  на тему:«Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры»Вид проекта : краткосрочный с 12.10.2018г.-19.10.2018г.Участники проекта: дети гр...

Проект по сенсорному развитию "Познаём мир, играя"

Сенсорное развитие детей – это развитие их восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира. Именно дошкольный  возраст является наиболее благоприятным...