Методическая разработка по теме: "Организация сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста"
методическая разработка (старшая группа)

Ведущий вид деятельности детей в дошкольном возрасте – игра. Это значит, что именно через игру ребенок способен овладеть знаниями, умениями и навыками, обработать все то, что он получает из мира. Игра для детей — это не столько развлечение, сколько эффективнейший способ научиться взаимодействию с другими людьми. Так, сюжетно-ролевая игра позволяется перевести знания и представления о жизни ребенка в обществе и о мире из теоретического уровня в практический.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._razrabotka_igra.docx19.7 КБ

Предварительный просмотр:

Организация сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста

Ведущий вид деятельности детей в дошкольном возрасте – игра. Это значит, что именно через игру ребенок способен овладеть знаниями, умениями и навыками, обработать все то, что он получает из мира. Игра для детей — это не столько развлечение, сколько эффективнейший способ научиться взаимодействию с другими людьми. Так, сюжетно-ролевая игра позволяется перевести знания и представления о жизни ребенка в обществе и о мире из теоретического уровня в практический.

Важно отметить, что сюжетно-ролевая игра – это игра, в которой ребенок – режиссер. Он проецирует в игре знания, впечатления, то, как он представляет окружающий мир, его отношения с другими людьми – сверстниками и взрослыми. Когда дети разыгрывают роли, обыгрывают какие-либо события, они размышляют над ними, находят связи между явлениями. В игре дети могут повлиять на ситуацию так как хотят, это учит их искать способы осуществления задуманного, или «изменить» ситуацию, которая произошла.

Несмотря на то, что главным режиссером, как и актером, выступает ребенок, каждая сюжетно-ролевая игра всегда имеет структуру, компоненты которой взаимосвязаны. Эти компоненты:

  1. Игровой замысел – это стержень игры. Это общее представление, о чем будет игра. Можно описать это вопросами «во что?» и «как?». Этот компонент структуры формируется речевым запросом, отражается в игровых действиях, и обретает форму в игровом содержании.
  2. Содержание (сюжет) – живая ткань игры, определяющая ее развитие, многообразие игровых действий, их взаимосвязь, а также взаимоотношения ролей, делает игру интересной, привлекательной ребенку. Это, что воспроизводится детьми внутри самой игры
  3. Игровые действия- выступают в качестве мотива и возникают в ходе овладения предметным миром. Является основой игровой деятельности.
  4. Роли – то, что придает игре организованность, устойчивость, определяет течение игры. Персонажи, которых играют дети, всегда соотнесенные с их воображаемыми поступками и отношениями. Дети не просто играют роль, воображают, они живут в образе, для них эти образы правдивы.
  5. Правила. Их содержит каждая роль, выражаются в каждом из компонентов.

Особая роль в организации сюжетно-ролевой игры отводится воспитателю (взрослому). Именно от его мастерства и способностей зависит возможность использования ее в целях всестороннего развития личности ребенка.

Важно, чтобы у ребенка была возможность быть ведущим в этой игре, но воспитатель должен построить процесс так, чтобы формируемые игровые умения и навыки сочетались с воспитанием и обучением.

Целью воспитателя является создание предметно-пространственной среды и условий, позволяющих деятельность протекать активно, самостоятельно, творчески, и разнообразно. Для этого необходимо обогащать игровой опыт детей, подготавливать условия для создания игровой обстановки, чтобы у детей возникало желание и интерес, а также обогащать содержание игры.

В старшем дошкольном возрасте дети уже способны выстраивать сюжет, воспроизводить условные ж=действия с игрушками и их заместителями, и выбирать ролевое поведение.

Для развития сюжетно-ролевой игры можно применить одну из линий эволюции игры – игра-фантазирование. Она помогает развивать воображение, творчество, позволяет реализовать значимые переживаний, обогащая эмоциональный. интеллект детей. В этой игре происходит комбинация разнообразных событий, согласованных с общим сюжетом и игровыми замыслами. В начале игры дети определяют только игровой замысел и распределяют роли, а дальнейшее развитие сюжет приходит во время игровой деятельности. Это ее специфическая черта – сюжетно-ролевой игре не свойственно предварительно планирование. И для реализации своих возможностей и замыслов, которые должны быть согласованы дети должны овладеть более сложным способом выстраивания игры – совместным сюжетосложением. Это значит, что ребенок умеет строить новые последовательности происходящих событий, ориентируясь на партнеров по игре – для этого необходима коммуникация. Научиться этому ребенок может только в совместной игре со взрослым. Здесь важно отметить, что игру не перекраивают совершенно новыми сюжетами и планами, а лишь частично изменяют, привнося постепенно все новые и новые идеи. В следующие разы от взрослого требуется стимулировать детей к внесению изменений. Также, хорошим инструментом послужит комбинирование разнообразных смысловых сфер. В одной игре могут встречаться Айболит и Баба-Яга, Буратино и принцесса и т.д.

Таким образом, игра – средство познания мира, конструирования и осмысливания ситуаций и отношения к миру и с миром, развивающая инициативу, творческую активность, умение контролировать и оценивать себя и свои действия.

Личность формируется с детства. Основой формирования гармонически развитой личности, способной принимать решения, может послужить сюжетно-ролевая игра, в комплексе с другими воспитательными средствами. Чтобы это произошло, необходимо организовывать предметно-пространственную среду, обогащать содержание детской игры, для чего способствовать интересу к наблюдению, посещению экскурсий, знакомствам с людьми разных профессий, чтению художественной литературы, а также мягко, оставляя ребенка главным субъектом, помогать организовывать процесс игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для педагогов ДОУ по экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Познаем мир»

       Мир вокруг ребенка удивителен и бесконечно разнообразен. Поэтому необходимо ребенку постоянно получать новые впечатления о живой и неживой природе....

Методическая разработка по использованию интерактивных игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

В настоящее время компьютерные технологии стали активно применятся в образовательном процессе. Создается множество простых и сложных компьютерных программ для различных областей познания. В зависимост...

Методическая разработка к организации НОД по речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Весна» (с использованием мнемотаблицы)

Цель: закреплять представления детей о характерных признаках весны и весенних явлениях. Задачи: продолжать формировать представления детей о весне и типичных весенних явлениях в природе;совершенс...

Методическая разработка к организации НОД по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Подвигу блокадного Ленинграда посвящается» (с использованием ИКТ)

Цель: Обогатить знания детей о героическом прошлом нашего города – блокаде Ленинграда.Задачи:Образовательные:закрепить знания детей о героической обороне Ленинграда;расширять знания детей об ист...

Методическая разработка презентации к НОД "Ознакомление с ПДД" с детьми старшего дошкольного возраста

Методическая разработка презентации к НОД "Ознакомление с ПДД" с детьми старшего дошкольного возраста...

Методическая разработка к организации НОД по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Волшебник изумрудного города»

Цель: Способствовать развитию интеллектуальных способностей у детей.Задачи:Образовательные:Закреплять умение в счете от 1до 10;Закреплять умение классифицировать предметы по двум призна...

Методическая разработка .Конспект занятия с элементами проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Фруктовая лаборатория»

quot;Фруктовая лаборатория" Цель: Совершенствование представлений детей о разнообразных свойствах фруктов.Задачи:Закреплять знания детей о здоровом образе жизни;Развивать восприятие, умение...