Целевая прогулка в подготовительной группе «В гости к царю Берендею»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Осенняя прогулка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tselevaya_progulka.docx26.81 КБ

Предварительный просмотр:

Целевая прогулка в подготовительной группе «В гости к  царю Берендею»

                                                                                                         Воспитатель Дракунова Н.А.

Цель:создание условий для закрепления представлений детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.

Задачи: - формировать познавательный интерес к природным явлениям;

- учить исследовать природное явление листопад, строение листа, опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях.

- расширение знаний детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют и опадают и как они опадают.

- развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения. 

Задачи интегрируемых областей:

Речевое развитие:

- развивать умение детей называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения, развивать связную речь (словарь: черешок, кромка, хлорофилл, хмурая, промозглая, ненастная, сырая, унылая, животные линяют.)
-формировать умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы (рассуждать, доказывать, выстраивать предложения, устанавливать причинно-следственные связи).

Социально-коммуникативное развитие:

- развивать любознательность, коммуникативные навыки, воспитывать в детях уважение к себе и к другим участникам образовательного процесса, отзывчивость, доброе отношение к окружающему миру.

Физическое развитие:

- формировать навыки ЗОЖ,

- развивать опорно-двигательный аппарат, стимулировать двигательную активность.

Предпосылки к учебной деятельности:

-Формировать навыки учебной деятельности: умение слушать указания и пояснения воспитателя, отвечать на вопросы;

-одновременно начинать и прекращать действия, не мешая друг другу.

Виды детской деятельности: познавательная, исследовательская, игровая, продуктивная, двигательная.

Методическое обеспечение:

Демонстрационный материал: Письмо.

Раздаточный материал: Лупы, , листочки, камешки, листы белой бумаги в форме квадрата.

Предварительная работа:

- наблюдение за тем, как опадают листья с деревьев;
- сбор листьев разной формы и окраски;
- беседы об осени;
- чтение художественных произведений: «Листопадничек» И.Соколов-Микитов,«Лес осенью» А. Твардовский,и стихи об осени А. С. Пушкина, А. Плещеева, А. И. Бунина;
- разучивание стихов и поговорок об осени;
- пение песен об осени и слушание музыки;
- рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы;

- рисование на занятиях по ИЗО деятельности и самостоятельной художественной деятельности различных деревьев;
- поделки из природного материала;

Методы и приёмы:

- организационный: эмоциональная завязка, сюрпризный момент;

- мотивационный: вовлечение в оказание информационной помощи;

- словесный: беседа, вопросы к детям, указания, уточнения, поощрение;

- наглядно – демонстрационный: наблюдение за объектами живой и неживой природы;

- практический: исследовательская деятельность, игры, игровые упражнения, трудовая деятельность;

- метод контроля: анализ выполненных заданий, оценка результатов деятельности;

- рефлексия: метод пяти пальцев.

Методы и приёмы:

- технология проблемного обучения: создание проблемной ситуации;

- технологии сохранения и укрепления здоровья: прогулка, подвижная игра, этафета;

- личностно-ориентированная технология: педагогическая поддержка, индивидуальная работа, индивидуальный подход;

- технология исследовательской деятельности: экспериментирование;

-технология безопасной жизнедеятельности: беседа о безопасном поведении во время прогулки.

План образовательной деятельности

Этапы деятельности

Содержание

1.Сюрпризный момент.

2.Проблемная ситуация.

Дети приходят на лесную полянку у речки.

Их встречает царь Берендей.

Берендей:Здравствуйте, ребята!

Воспитатель- Вы кто?

Берендей:Царь лесной я, Берендей, друг всех птиц и всех зверей.
В чаще я густой живу, к людям редко выхожу.
Этот лес я сторожу. За порядком я слежу.
Лес - наш дом, для всех открыт.
Коль с добром пришли в наш дом,чудеса найдёте в нём.

-Вы знаете как надо вести себя в лесу?(Дети называют правила поведения в лесу,)

-Я получил Письмо от детей из Африки.(читает):

«Здравствуйте ребята из детского сада «Лесная сказка»! Пишут вам ребята из Африки. Мы слышали, что в вашей стране наступает время года осень, но про осень мы ничего не знаем. Расскажите нам пожалуйста про осень».

Воспитатель: Ну что, расскажем?

  1. Основной этап

1)Художественное

слово.

Чтение стихотворений воспитателем :(А.Плещеев)

Осень наступила,высохли цветы,и глядят уныло голые кусты.

Вянет и желтеет травка на лугах,только зеленеет озимь на полях.

Туча небо кроет,солнце не блестит,ветер в поле воет,дождик моросит..

Зашумели воды быстрого ручья, птички улетели в теплые края.

2)Основы безопасного поведения на прогулке

Берендей:Сегодня на прогулке мы будем искать следы осени.

- Сначала, давайте вспомним, какие меры безопасности мы должны соблюдать на прогулке:

- Нельзя:

- Прятаться от воспитателя;

-Трогать незнакомые предметы;

- Гладить животных;

- Подходить к незнакомым людям и разговаривать.

- Драться можно?

- Прыгать с высоты можно?

Берендей:- Молодцы ребята. Мы вспомнили правила безопасного поведения и теперь можем начать наш рассказ про осень.

3)Дидактическое упражнение

«Признаки осени»

Приметы осени.

Пословицы про осень.

Берендей:- Какая бывает осень? (Ранняя, золотая, и поздняя.)

- Какая сегодня погода?

-  А как мы узнали, что наступила осень? (По признакам).

Какие признаки осени вы знаете?

Ответы детей:

-Солнце светит, но греет слабо:- день короче, а ночь длиннее;
- на деревьях и кустах желтеют листья, они опадают, начинается листопад.
- небо серое, хмурое;
- часто идут дожди;
- перелетные птицы улетают на юг;
- дикие звери делают запасы на зиму, утепляют свои шубки, и некоторые ложатся в спячку;
- люди надевают демисезонную одежду;
-собирают урожай овощей, фруктов и зерна;
 

Берендей: А какие есть в народе осенние приметы.
Воспитатель:1. Если осень ненастная, то и весна будет дождливая.
                      2. Был дружный листопад – холодная зима.
                     4. Кошка прячет мордочку – на холод.
                     5. Редкие облака осенью предвещают ясную и холодную погоду
                     6 Облака идут низко – ожидай стужи.

7. Если листья, осыпаясь, лягут изнанкой вверх – к теплой зиме, лицевой стороной вверх – к зиме холодной. – Давайте проверим, какой нам ждать зимы. (Дети рассматривают положение листьев и делают выводы. Если мнения разделились, подвести детей к тому, что положение листьев может меняться из-за ветра).

Берендей:- Ребята, а как вы думаете, сможем ли мы проверить эту примету? Каким способом? (Ответы детей).

Берендей: Какие пословицы про осень вы знаете?

Воспитатель- От осени к лету поворота нету.

- В сентябре и лист на дереве не держится.

- Сентябрь без плодов не бывает.

- Холоден сентябрь да сыт.

- Октябрь то плачет, то смеется.

- В ноябре зима с осенью борются.

4)Дидактическая игра «Закончи предложение».

Берендей :Предлагаю детям встать по кругу, поиграть с мячом и закончить предложение.

- Листья желтеют потому-что?.....

- Птицы улетают в теплые края потому-что?.....

- Насекомые прячутся от холода потому-что?.....

- Деревья стоят голые потому-что?.....

- Дикие животные осенью линяют потому-что?.....

- Люди одеваются в теплую одежду потому-что?.....

Воспитатель: Правильно ребята, по всем этим признакам мы узнали, что наступила осень

5). Исследовательская деятельность

Исследование №1 строения листа с помощью лупы

Берендей:: 
-А как вы ребята думаете, зачем дереву нужны листья?
Дети: Листья не только украшают дерево, благодаря листьям дерево дышит и питается
Проблемный вопрос:

Берендей:
- А вам интересно узнать, как устроен лист? (Интересно)
А для того, чтобы лучше рассмотреть, чем надо пользоваться?
Ответы детей: воспользуемся увеличительным прибором – лупой.

Берендей:

Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой.
Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой.
Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.
Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.
Какой можно сделать вывод: У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки, через которые листочки питаются влагой
Проблемный вопрос:
«Почему осенью листья изменяют окраску и опадают?»

Берендей: А почему же листья желтеют осенью? Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.
Исследование №2 «Почему лист зеленый?»

Берендей:

- Давайте сначала выясним, почему листья зелёные?

Берендей: Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь возьмите камень и сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта?
(Дети: на ткани появились зеленые пятна).
- Это зеленое вещество из листочка называется - хлорофилл, оно и окрашивает его в зеленый цвет.
Вывод детей: Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета. Это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет становится желтым или …
Берендей:-какого цвета бывают листья у деревьев осенью? (Дети: оранжевые, красные, коричневые).

4. Подвижные игры

5.Трудовая деятельность.

Берендей проводит игры:

1.Найди такой же листок.

-С какого дерева лист?Найди такойже.

2.К названному дереву беги.Берендей называет дерево,дети подбегают к нему.

-Раз,два,три,к березе беги!

3.Ручеек .Берендей читает загадку:

Я журчу, журчу, журчу, гладко камешки точу.
Синей лентой разбегусь, в речку полную вольюсь.
Хороша моя водица, наклонись ко мне напиться.
Речка, травы шевеля,серебристым зовет меня.

Воспитатель:-Дети,давайте соберем красивые листья для занятий по флористике.

5.Итог.

Воспитатель:-Спасибо,царь Берендей за интересную встречу.Нам пора возращаться в детский сад.

Берендей:Спасибо и вам,ребята за прекрасно проведенное время.

За хорошее поведение в моем царстве я угощаю вас яблоками.

До свидания!Приходите в гости еще!

А детям из Африки про осень я все напишу в ответном письме.

Берендей прощается и уходит.

X. Рефлексия

«Метод пяти пальцев»

Воспитатель: - Ребята, вот и подошло к концу время нашей прогулки. Выберите пожалуйста палец на руке, зажимайте пальцы при каждом ответе на вопрос

Скажите мне, пожалуйста:

Мизинец: Понравилась ли вам прогулка?

Безымянный:Что интересного было сегодня на прогулке?

Средний: О чём говорили?

Указательный: Что нового вы узнали? (ответы детей).

Большой: А как вы думаете, мы рассказали детям из Африки про осень?

Воспитатель: Молодцы, ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект целевой экскурсии в подготовительной группе «Прогулка с Буратино» (ПДД)

Конспект целевой экскурсии в подготовительной группе «Прогулка с Буратино» (ПДД)...

Конспект целевой прогулки для подготовительной к школе группы

Тема " Экскурсия в Никольский парк " Общее расстояние -1,5  км,  продолжительность  -2 час Цель: Расширить представления детей о близлежащих  сооружениях;уточнить знания ...

Конспект целевой прогулки в подготовительной группе: "Пришла волшебница Зима"

использование игровых обучающих ситуаций в эекологическом воспитании и развитии речи...

Конспект целевой прогулки в подготовительной группе "Береза белоствольная"

Целевая прогулка в подготовительной к школе группе«Береза белоствольная». Задачи:1. Формировать и расширять знания и представления у детей о деревьях нашего региона (берёза, сосна, ли...

Конспект прогулки в подготовительной группе «В гостях у Осени»

Конспект прогулки в подготовительной группе «В гостях у Осени»....

Конспект целевой прогулки в подготовительной группе

Конспект целевой прогулки в подготовительной группе, тема: "Вода-наш друг"...