ПРОЕКТ Куклы народов Севера
проект (старшая группа)
Проект разработан для детей старшего дошкольного возраста для формирования доброжелательного отношения к людям Севера, уважения к их традициям. В проекте предлагается творческое решение задач для понимания представлений детей о куклах северных народов, как о ценном, неотъемлемом наследии нашей Родины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_kukly_narodov_severa.doc | 90 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Радуга» (корпус «Ракета») Алтайский край, Поспелихинский район, с. Поспелиха, ул. Алтайская 33 ПРОЕКТ Куклы народов севера. Разработчик: воспитатель высшей квалификационной категории Головнева Алла Николаевна МКДОУ Детский сад № 4 «Радуга» (корпус «Ракета») с. Поспелиха 2020 год | ||
Содержание Пояснительная записка………………………………………………………….......3 | ||
Актуальность…………………………………………………………………… ….3 | ||
Проблема…………………………………………………………………………….3 | ||
Цель проекта ………………………………………………………………………..3 Задачи проекта……………………………………………………………………..3-4 Предполагаемый результат………………………………………….......................4 Этапы реализации проекта…………………………………………………………4-5 Перспективное планирование……………………………………………………...5 Результаты реализации проекта……………………………………………………6 Вывод…………………………………………………………………………………6 Методическое обеспечение…………………………………………………………7 |
Проект «Куклы народов Севера»
Любовь к своему народу должна быть творческой любовью, творческим инстинктом. И менее всего она означает вражду и ненависть к другим народам. Путь к всечеловечеству для каждого из нас лежит через Россию.
Николай Бердяев Великий русский философ (1874—1948).
«К народным традициям должно быть величайшее внимание,
их надо изучать и воспринимать всей душой, их надо осваивать»
А.Б. Салтыков
Пояснительная записка.
Проект разработан для детей старшего дошкольного возраста для формирования доброжелательного отношения к людям Севера, уважения к их традициям. В проекте предлагается творческое решение задач для понимания представлений детей о куклах северных народов, как о ценном, неотъемлемом наследии нашей Родины.
Россия всегда являлась многонациональным государством, а её северный округ, где на протяжении веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальным местом взаимодействия культур.
Народное искусство в силу своей простоты и доступности, жизнерадостного и живого характера привлекает особое внимание.
То, что создавалось народами ханты и манси столетиями, интересно для рассмотрения и детального изучения. Художественная культура малых народов Севера имеет своеобразные черты. Это отразилось в ярких колоритах одежды, в красно-сине-желтых и зеленых цветах национальной одежды, в изумительных по красоте головных уборах, многообразных височных, шейных и поясных украшениях, шитых бисером.
Одной из особенностей художественной культуры народов Севера является традиционная народная кукла. Народная кукла составляет важную часть исторической культуры народов ханты, манси и лесных ненцев. До сегодняшнего дня сохранилась традиция делать своими руками народных кукол из разных материалов, хотя, сейчас они несут совершенно другую смысловую нагрузку и значение.
Актуальность проекта:
Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать свое место в мире природы других людей и своего народа. Каждый народ приносит в культуру свое, и каждое достижение народа является общим достижением для всего человечества.
В народе испокон веков вырабатывался свой самобытный нравственный уклад, своя духовная культура. У всех народов немало обычаев и традиций, облагораживающих их жизнь. Они проявляются в отношении к природе, в устном народном творчестве, в игрушках, в праздниках, в удивительных народных ремеслах, в красоте одежды, в добрых обычаях хорошего тона и правилах приличия.
Быт и культура народов Крайнего севера отличается от жизни других народов. Уклад жизни людей Севера с их традициями достоин изучения, понимания, возрождения и сохранения.
При изучении тем «Народные традиции» на занятиях по изодеятельности мы познакомились с игрушками народов Севера. Эта тема нас заинтересовала, мы решили изучить ее подробнее.
Традиционные куклы и игрушки народов Севера многие десятилетия привлекают внимание исследователей. В играх и игрушках, их художественном своеобразии они ищут ключ к таинствам традиционной культуры. Но вопросы их происхождения не всегда находили ответ. Не случайно игрушки детей Севера привлекают возможностью прикосновения к уже утраченным культурным пластам. В этом и заключается актуальность данного проекта.
Вид проекта: информационно-творческий, познавательный.
Участники: воспитанники старшей группы, воспитатели, родители
Сроки реализации: краткосрочный 2 недели (февраль)
Проблема: Необходимость данного проекта определяется следующим противоречием: между потребностью в изучении кукол народов Севера и недостаточной разработанностью классификации кукол в разработанных ранее исследованиях.
Из противоречия вытекает проблема: «Как классифицировать кукол народов Севера по видам и типам?»
Данная проблема и противоречия привели нас к теме проекта «Куклы народов Севера»
Цель: Познакомить воспитанников с традиционными народными куклами народов Севера.
Задачи:
-обогатить и систематизировать знания воспитанников о жителях Севера, их жизни в быту, их народными промыслами;
-раскрыть особенности кукол народов Севера.
-классифицировать кукол народов Севера по типам и видам.
- учить детей сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно – следственные связи: делать выводы и обобщения;
- расширить словарный запас.
- развивать у воспитанников навыки и умения работать с акварельными красками, восковыми мелками, кусочком свечи.
- развивать глазомер, мелкую моторику рук;
-воспитывать эмоционально-положительное отношение детей к представителям народов Севера, их игрушкам.
Методы работы:
- интегрированные занятия;
- беседы;
- выставки рисунков и поделок;
- наблюдения;
- просмотр презентаций, мультфильмов;
Форма работы: познавательная, игровая, сотрудничество с родителями (консультации, совместные рисунки)
Предполагаемый результат:
1.У воспитанников будут сформированы умения:
Обогащение знаний детей о культуре, традициях и обычаях, укладе жизни народов ханты и манси, населяющих северную территорию России.
Раскрытие творческих способностей через разнообразные виды детской деятельности.
Желание играть в национальные куклы народов севера.
Уважение к самобытной культуре коренных народов Севера.
2. Создать соответствующую предметно-развивающую среду;
3.Повысить активность родителей в совместной творческой деятельности.
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный.
Создание необходимых условий для реализации проекта.
Разработка и накопление методических материалов по проекту:
Подготовка наглядного материала. ( презентации Опрос родителей
II этап – основной (практический).
Внедрение в воспитательно – образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о куклах народов Севера.
Составлен перспективный план проекта.
Перспективное планирование проекта
Образовательная деятельность | Вид детской деятельности |
Познавательное развитие | Образовательная деятельность: Показ презентации: - «Игрушки детей разных народов». Цикл бесед и рассказы воспитателя «Народы России»; чтение художественной, научно-художественной и научно-познавательной литературы по теме, сказок народов России; игры-драматизации (по сказкам народов России), подвижные игры народов России; Чтение художественной литературы (сказки, потешки, прибаутки и пр.); рассматривание народных игрушек, рассматривание иллюстраций; дидактические игры «Разрезные картинки», «Найди такую же»; |
Социально-коммуникативное развитие | Дидактические игры: «Выкладывание узора из мозаики и палочек» - учить выкладывать узор по образцу, развивать мелкую моторику. Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие». рассматривание картинок, иллюстраций по теме; ситуативные разговоры, беседы с детьми |
Физическое развитие | Разучивание подвижных игр народов Севера: «Перейти болото», «Северные олени», «Рыбаки и рыбки», «Куропатки и охотники» с изменением темпа, «Северный и южный ветер», «Ловля оленей» «Борьба на палке» Пальчиковые игры: «У оленя дом большой». |
Художественно - эстетическое развитие | Рисование на тему: Лепка на тему: Конструирование на тему: «Строим северное жилище – чум» Аппликация коллективная работа коллаж совместная работа «Север», рисунки пастелью северных оленей |
Речевое развитие Художественная литература | Ознакомление с малыми формами о добре – загадки. «Описание кукол» (Гербова, с. 38). Беседы о добрых поступках и делах: «Сешите делать добро», «Что значит творить добро», «О добре», «Как заботиться о близких людях?», «Играем дружно», «Умей извиниться», «Почему любят честных и смелых?», «Мы умеем вежливо разговаривать» , «Об отношениям к младшим» |
Чтение литературы разных жанров, в которых рассказывается о быте и национальных особенностях сибирского народа. | |
Сотрудничество с родителями | Наглядные консультации: «Воспитываем добротой», «Нравственное воспитание детей» Выставка совместных рисунков «Наша дружная семья», «Мой добрый поступок» |
III этап – заключительный.
Оформление результата проекта в виде презентации.
Оформление уголка «Наше настроение», пополнение книжного уголка: художественной литературой про доброту.
Коллективная работа «Дерево доброты»
Выставка совместных рисунков «Доброта», совместный коллаж с родителями «Мои добрые дела»
Папки-передвижки: «Воспитываем добротой», «Нравственное воспитание детей», «Воспитание добротой».
Результат реализации проекта:
1.Углубили представление воспитанников о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека;
2.Сформировали знания об этикете, закрепили правила вежливого общения, дружеских взаимоотношений со сверстниками, заботливого отношения к малышам;
3.Совершенствовали коммуникативные навыки, воспитали доброту, отзывчивость, дружелюбие, желание сделать что-то для других людей, принести им пользу;
4.Привлекли родителей к участию в воспитательный процесс на основе педагогического сотрудничества.
Вывод:
Полученные данные свидетельствуют, что в итоги реализации проекта «Добрым быть приятно», совершенствовались коммуникативные навыки, знания об этикете, представление воспитанников о доброте. Привлекли родителей к участию в воспитательный процесс на основе педагогического сотрудничества.
В перспективе планируется:
Всё то, что было достигнуто и создано при реализации проекта, привести в систему и активно использовать в воспитательно-образовательном процессе и в повседневной жизни воспитанников в детском саду. Для полной реализации проекта необходимо реализовать ещё ряд мероприятий:
- Разработка новых форм сотрудничества с семьями;
-Поиск и включение в образовательную деятельность новых современных технологий по социально-нравственному воспитанию.
Методическое обеспечение:
1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)
2. «От рождения до школы» Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,
М. А. Васильевой.
3.Р.С.Буре «Дружные ребята» Издательство «Просвещение», 2004
4.Н.В.Дурова «Очень важный разговор» Москва из-во Мозаика-Синтез, 2000г.
5.Н.М.Метенова «Уроки вежливости» ИПК «Индиго», 2014
6.Э.Я.Степаненкова «Сборник подвижных игр для детей 2-7лет» из-во Мозаика-Синтез, 2012г.
7.О.С,Ушакова , Е.М.Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет» издательство «Вентана-Граф», 2008г.
8.О.С.Ушакова, Е.М.Струнина «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи» ТЦ «Сфера» 2011г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект "Сказки народов Севера"
Расширять представления у детей о родном крае, о своеобразии природы, традициях и обычаях народов, проживающих на Ямале;Формировать у детей духовно-нравственные понятия: добро-зло, послушание-непослу...
Педагогический проект «Спартакиада народов Севера России «Заполярные игры»
Паспорт педагогического проекта «Спартакиада народов Севера России «Заполярные игры» для детей старшего дошкольного возраста....
Презентация к проекту "Спартакиада народов Севера России «Заполярные игры".
Презентация проекта "Спартакиада народов Севера России «Заполярные игры" для педагогов. Надеюсь, материал будет полезен....
Проект "Коренные народы Севера: уникальностьбыта и традиций"
Воспитывая удетей любовь к родному краю, необходимо подвести их к пониманию,что их край - это частица Родины....
Проект "Коренные народы Севера: уникальность быта и традиции."
Информационно-творческий долгосрочный проект для детей 5-7 лет.Быть патриотом – значит, ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превращ...
Творческий проект "Игры народов Севера - путь к улучшению физических качеств детей"
Приобщение детей дошкольного возраста, проживающих на территории Крайнего Севера, к сохранению знаний о жизни, труде, быте, уникальности коренных малочисленных народов, обогащение их физических навыко...
Конспект занятия Поделка «Кукла народов Севера»
Поделка «Кукла народов Севера»...